ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

23–26 сентября в Санкт-Петербурге пройдет VI международный гуманитарный педагогический форум фонда «Живая классика» — важнейшее событие в сфере профессионального дополнительного образования для педагогов, преподавателей литературы и всех, кто профессионально занимается детским и подростковым чтением.

Ключевой тезис и название педагогического форума 2021 года — «Цифра в школьной литературе: угроза или вектор изменений?».

Тема форума не случайна: цифровые технологии с каждым годом все более широко входят в профессиональную жизнь педагогов, а за время пандемии образовательные процессы перешли в новое пространство, в котором нет прежнего жесткого разделения на офлайн и онлайн.

Среди лекторов и ведущих программ форума — ученые, исследователей digital humanities и учителя-практики, которые идут по пути поиска, интеграции цифровых возможностей и новых форм школьного анализа. Составителем программы форума «Живой классики» в 2021 году стал Юрий Ээльмаа, куратор платформы «ММСО.Онлайн».

Все лекции форума можно будет бесплатно увидеть в дни форума и позже — на канале «Живой классики». Сайт форума: https://pedforum.org/

Зарегистрироваться для участия в форуме можно по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeCy-vCsieGt2HOL_ry2DiyvuD9o_w5K0H-JnSltgld-DRugg/viewform

Программа форума будет опубликована на сайте https://pedforum.org/

Фонд «Живая классика» рад видеть среди слушателей форума людей науки, интересующихся перспективами гуманитарного образования, преподавателей вузов, работающих со студентами, ищущих новые формы работы библиотекарей, родителей, заинтересованных в развитии юных читателей. Но наш главный адресат — учитель-словесник, учитель-практик, каждый день входящий в класс для нового диалога о мире литературы как пространстве смыслов и ценностей. Есть ли в этом диалоге место «цифры» — обсудим на форуме!

Темы и спикеры форума (список дополняется):

  • Почему именно сегодня необходимо думать о синтезе «цифры» и школьной литературы? — Юрий Ээльмаа, куратор форума, куратор платформы «ММСО.Онлайн».
  • О чём, зачем и как может быть устроена школьная литература в цифровую эпоху? В чем важно и можно быть консерваторами и где «цифра» дает возможность перестроить программу и содержание, — Антон Скулачев, учитель литературы гимназии № 1514, председатель Гильдии словесников, член совета по русскому языку при Президенте РФ.
  • Исследовательская и проектная деятельность школьников по литературе с «цифрой» и без нее: в чем качественное изменение? Как найти баланс между словом и «цифрой», преподавая литературу? Поиск ответов на эти вопросы, примеры из личного опыта и опыта коллег, практическое «занятие» по созданию лонгрида. — Елена Бузина, научный руководитель центра ДО «Умная методика», Санкт-Петербург.
  • Как изменяют цифровые инструменты интерпретацию текста? — Зинаида Смирнова, учитель русского языка и литературы, методист СПбЦОКОиИТ, Санкт-Петербург.
  • Резервы традиционного урока литературы в цифровую эпоху: как пятиклассники входят в новые форматы, какие проблемы возникают на этом пути, как формируется «цифровое пространство» урока, какие преимущества и недостатки оно имеет. — Ирина Добрынина, учитель русского языка и литературы, гимназия № 6 «Горностай», Новосибирск.
  • Развитие мультиграмотности в условиях цифровой трансформации школьного литературного образования. Мультиграмотность — интегративная личностная характеристика, благодаря которой ученики успешно осваивают опыт полимодальной коммуникации и формируют способность совмещать в процессе познания несколько способов (модусов) освоения мира, используя потенциал вербальных и невербальных средств взаимодействия с информацией. На основе практического опыта использования педагогических инструментов развития мультиграмотности у филологически одаренных школьников. — Татьяна Галактионова, профессор РГПУ им Герцена, Санкт-Петербург.
  • Что первичнее — инструмент или текст? — Римма Раппопорт, учитель русского языка и литературы гимназии 92 и ФМЛ 239, главный редактор по русскому языку платформы «Сберкласс», Санкт-Петербург.
  • Русский язык на платформе «Сберкласс»: осень 2021. — Римма Раппопорт,           учитель русского языка и литературы гимназии 92 и ФМЛ 239, главный редактор по русскому языку платформы «Сберкласс», Санкт-Петербург.
  • Цифровые творческие задания по литературе. — Елена Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, Москва.
  • Что такое информационная компетентность ученика и при чем здесь школьная литература? — Юрий Ээльмаа, куратор платформы «ММСО.Онлайн», Санкт-Петербург.
  • Также на форуме выступят ведущие специалисты и методисты издательства «Просвещение».

Вот как видит ключевые задачи форума куратор его программы Юрий Ээльмаа:

«Ключевой исследовательский вопрос, который мы ставим: приводит ли использование «цифры» в школьном литературном образовании к принципиально новым, ранее не достижимым результатам или мы просто получаем удобные инструменты для работы? Кому-то кажется, что «цифра» уводит школьное филологическое образование от значимой встречи учителя и ученика, что ничто не может заменить диалог читателя с текстом. С другой стороны, новые инструменты порождают новые возможности: сегодня все сложнее представить учителя-словесника, который бы не слышал про «ФЭБ», не работал бы с «Национальным корпусом» или не обращался бы в своей работе к ресурсам «Арзамаса».

Послушать лекции и семинары Международного гуманитарного педагогического форума можно как оффлайн в Санкт-Петербурге на разных городских площадках (подробная программа будет опубликована в начале сентября на сайте проекта), или онлайн, на youtube-канале фонда «Живая классика».

Для всех оффлайн участников форума также подготовлена интересная культурная и литературная программа — самые интересные книжные пространства Северной столицы и яркие культурные и просветительские проекты.

В том числе, все гости форума смогут стать зрителями суперфинала конкурса юных чтецов «Живая классика», который пройдет 25 сентября 2021 года. Суперфинал соберет на одной сцене не только победителей всероссийского и международного конкурса «Живая классика» 2021 года, но и победителей прошлых лет. В этом году конкурс «Живая классика», самый масштабный проект по продвижению детского чтения в России, отмечает 10-тилетний юбилей, и суперфинал конкурса превратится в яркое театрализованное шоу с участием известных артистов, друзей фонда, читательскими баттлами, вербатим-спектаклями и другими яркими выступлениями. 

Проекты фонда "Живая классика" поддерживают Министерство Просвещения РФ, Фонд президентских грантов, ГК «Норникель» и ГК «Просвещение».

Фонд «Живая классика» — 13 лет реализует в России проекты по продвижению чтения и литературы. Идея проведения международного гуманитарного педагогического форума принадлежит президенту фонда, Марине Смирновой. С 2016 года педагоги из России и других стран мира встречаются в Санкт-Петербурге, чтобы обменяться опытом и получить возможность услышать лекции лучших специалистов в области образования в России и поучаствовать в мастер-классах. В разные годы на форуме собиралось до 500 педагогов, тысячи зрителей смогли увидеть онлайн-программы форума.