ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

Вопросы содержания образования стали сейчас как никогда актуальны. В профессиональной среде и на государственном уровне обсуждается возвращение содержания во ФГОС. По многим предметам созданы и утверждены концепции преподавания. Расскажите, какие, на Ваш взгляд, ключевые моменты отражены в концепции химического образования?

На сегодняшний день концепция химического образования в том виде, в котором она существует, не отражает запроса общества. На конференции «ММСО.Менделеев», которая прошла в мае в рамках «Недели образования – 2021», мы как раз постулировали, что химию нужно преподавать как междисциплинарную науку. То есть, чтобы ее понимать и решать химические задачи, нужно знать математику, основные физические законы, даже географию. Концепцию химического образования нужно полностью перестраивать, чтобы ученики по окончании школы любили и по-настоящему знали химию, чтобы у них была связь предмета с реальным миром и чтобы исключить такие трагедии, какая произошла на вечеринке с использованием сухого льда. Важно донести до подрастающего поколения, что химия постоянно окружает нас в повседневной жизни: и компьютеры, и одежда, и еда, да и мы сами являемся химическими производными. И этому нужно учить школьников, чтобы они наглядно видели, как химия влияет на многочисленные аспекты жизни. Ни в России, ни за рубежом не преподают химию таким образом. И получается, что мы выходим из школы в лучшем случае с нейтральным отношением к химии, в худшем – с хемофобией.

Химия всегда относилась к точным наукам. Есть расхожее мнение, что науки, базирующиеся на точных данных и цифрах, практически невозможно преподавать по-новому. При этом мир стремительно меняется, меняются школьники. Как Вы думаете, современный учитель химии – кто он? Какими качествами должен обладать?

Безусловно. Одним из выводов нашей конференции было то, что нужно химию «приземлять», преподавать на основе реальных примеров. Однако это прежде всего наука, которая развивается семимильными шагами и становится своего рода драйвером российской экономики. То, что было вчера в пробирке, то есть экспериментом, сейчас запускается в массовое производство на заводах. А то, что преподается сейчас в школах, - это примеры 50-летней давности.

По словам одного из учеников, принимавшего участие в конференции, современный учитель химии должен показывать путь к самостоятельному удивлению ученика, и я с ним полностью согласен. В моем понимании учитель химии – это некий гид по джунглям, который ведет путешественников-школьников мимо тех мест, где можно увидеть что-то необычное и удивиться, или, что еще лучше, - совершить какие-то «открытия». Понятно, что это условные открытия, которые уже кем-то давно были совершены, но для молодого пытливого ума и начинающего исследователя это будет пусть и небольшой, но настоящий собственный «челлендж», который, возможно, впоследствии приведет его в мир большой науки. Момент образования заключается как раз в восторженных эмоциях от того, что ты познаешь мир, от факта открытий. И именно это нужно реализовывать в школьной программе, а не просто зачитывать на уроках темы из учебника. И, говоря о качествах учителя, отмечу, что он должен быть энтузиастом своего дела и заражать этим своих учеников.

Из-за пандемии многие школьники перешли на долгое время на дистанционный формат обучения. Подходит ли этот формат для изучения химии, которая предполагает в том числе проведение лабораторных опытов?

Эксперимент – один из основных инструментов обучения химии в школе. По-другому химии научить невозможно. Человек должен наглядно увидеть, почему нужно кислоту вливать в воду, а не наоборот, как возгорается огонь при увеличении концентрации кислорода, что такое гремучая смесь и т. д. Но вынужден признать, что во многих школах химический эксперимент исчезает, и это катастрофически недопустимая история, которая никак не связана с пандемией и уходом в «дистант». Например, вместо проведения собственных экспериментов, часть учителей показывают ученикам опыты на YouTube . Это происходит ввиду ограниченности программы и сокращения часов на преподавание химии. Пандемия в этом смысле добавила негатива, но в любом случае все профессиональное сообщество соглашается, что лабораторные эксперименты обязательно должны иметь место в образовательном процессе. На конференцию мы приглашали коллег, которые занимаются разработкой приложений для виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Виртуальная реальность, когда надеваешь очки и проводишь эксперименты как в компьютерной игре, – дорогая история, которую себе может позволить не каждая школа и не каждый региональный департамент образования. А вот дополненная реальность, когда наводите телефон на колбу, а там уже плещется раствор марганцовки, – более бюджетная версия, ведь смартфоны есть практически у каждого. И она могла бы стать одним из выходов, чтобы как-то сохранить эксперименты на дистанционном обучении.

На Ваш взгляд, как можно эффективно выстроить модель «школа – вуз – наука»? Что необходимо сделать, чтобы ребенок со школы увлекся наукой? Как возможно привлечь в нее молодые кадры?

А зачем ребенок должен увлечься наукой? Чтобы стать ученым или просто расширить свой кругозор? Ведь никому не нужно, чтобы 100% школьников стали учеными или шли в ВУЗ, потому что сейчас есть острая нехватка специалистов рабочих специальностей – сварщиков, строителей и т. д. Долгое время вуз был социальным демпфером. Вспомните, сколько раньше абитуриентов поступали в вузы, сколько потом выпускников шли в аспирантуру и сколько впоследствии научные круги прибавляли в виде молодых ученых. Это же проценты, и это нормально. Говоря об этой связке «школа – вуз», отмечу, что вузы сами идут в школы, потому что заинтересованы в абитуриентах. Вузы открыты для школы: есть много форматов взаимодействия со школьниками, в том числе на бесплатной основе – всевозможные экскурсии в лаборатории, а также стажировки по научному обществу учащихся и т. д. Также не нужно забывать, что наука уже сосредоточена в вузах, поэтому я бы не ставил их по разные стороны. Все научные открытия, причем на мировом уровне, происходят в университетах и институтах академии наук.

Увлечь ребенка наукой можно только в том случае, если он сам проявляет к ней интерес, ведь здесь, как и в других областях, насильно мил не будешь – интенция должна исходить от школьника. Можно делать свою работу искренне, с энтузиазмом и привлекать личным примером, показывать, что современные ученые – это молодые парни и девушки, которые играют на гитаре, ходят в походы, занимаются вейкбордингом, то есть такие же простые ребята, как ваши друзья и знакомые.

Подробнее об методах преподавания в школе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин поговорим на Московском международном Салоне образования, который пройдет с 6 по 8 октября в гибридном формате на площадке «Крокус Экспо» и на коммуникационной digital-платформе «ММСО.Коннект».