ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

Интервью с куратором конференции по географии «ММСО. Меркатор», автором цикла передач на радио «Маяк» о кругосветных путешествиях, странах и регионах, ведущим методолог СберКласса, учителем географии «Новой школы» ДМИТРИЕМ НЕСТЕРЕНКО

Из-за пандемии многие школьники оказались переведены на долгое время на дистанционное обучение. Как, на Ваш взгляд, в условиях дистанта можно выстроить урок географии, чтобы он был продуктивным и полезным для ученика?

Ответить на этот вопрос можно с разных сторон – с позиций нынешней школьной географии и с позиции более широкого взгляда.

Если мы говорим о традиционном курсе школьной географии, то, конечно, ключевая задача – ставить вопросы, ответы на которые могут быть интересны школьнику. Например, рассказывая о географических открытиях, задаваться вопросом – а почему, собственно, тот или иной путешественник отправился куда-либо. Это то, что почти никогда не происходит на уроках, а ведь не просто так Колумб поплыл на запад, а Васко да Гама – на восток в поисках пути в Индию.

Или, изучая оболочки Земли (атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу), не изучать их механически, а, например, через призму природных катастроф. Тот же самый речной бассейн мы изучим, исследуя причины наводнений. Но важно не изучать природу ради природы, а доходить до логического завершения – как нам управлять природными катастрофами и как защитить лично себя. В этом случае становится видна практическая польза изучаемого на уроках, и это еще один важный способ мотивации.

Наконец, геймификация, о которой сейчас так много говорят. «Любимая» всеми работа с картами может быть выстроена с помощью онлайн-ресурсов – запоминания карты на сайтах Seterra, Мотовских, работы с контурной картой – с помощью конструктора карт Яндекса.  

Если читающему нас коллеге повезло и в школе допускается большая гибкость с точки зрения программы, то стоит окинуть курс географии критическим взглядом и подумать, насколько необходима та или иная тема. Очевидно, что некоторые разделы, берущиеся только зубрежкой и не вполне понятно зачем существующие в традиционном курсе, можно сократить или вовсе пропустить.

Последнее: не вдаваясь в общепедагогические советы, упомяну, что внимание ученика в онлайне удерживать гораздо труднее. Постройте работу так, чтобы все работали с включенной камерой, и постоянно взаимодействуйте в интерактивном режиме, хотя бы в диалоге в чате видеоконференции. И будьте готовы к меньшему прогрессу за урок, это издержки удаленного формата.

Зачастую география воспринимается как «скучная» дисциплина, подразумевающая работу с картами и знание столиц различных государств. Как выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы увлечь ребенка этой наукой? Какие изменения коснулись преподавания этого предмета?

Есть 3 универсальных механизма мотивации – полезность, социальная значимость, эмоциональная мотивация. Полезность – про то, чтобы ребенок видел пользу в том знании, которое он приобретает. Примерами такого фокуса изучения предмета могут быть реальные жизненные ситуации (как мне защититься от землетрясения, как использовать карту мобильного телефона для ориентирования или планирования маршрута и т. д.) или изучение явления, происходящего в близком для ребенка контексте – стране, местности, городе. Говоря о социально-экономической географии, это вопросы на злобу дня. Например, может ли Россия обойтись без массовой трудовой миграции из стран Средней Азии.

Социальная значимость помогает ощутить собственную важность и достижения в группе сверстников. Например, проект – завести блог о географии и набрать тысячи подписчиков позволит достигнувшим цели почувствовать собственные достижения и уважение окружающих. Или хотя бы фотосессия из путешествия или полевого выхода на уроке. Если учитель ее организует, вызовет лайки одноклассников и приятные эмоции участников такого урока.

Эмоциональная мотивация – это то, что вызывает интерес, «цепляет». Например, видео извержения вулкана, подводная съемка Большого Барьерного рифа, фото шагающего экскаватора в теме «угольная промышленность» и т. д. Нечто, вызывающее вау-эффект. Сразу возникает мысль: «География – это круто!»

Кроме того, описанное выше в идеях для дистанционного преподавания в той же мере справедливо и для офлайн-уроков.

Перечисленные подходы универсальны и работают в каждом школьном предмете. Если же мы говорим о фундаментальных преобразованиях, то, конечно, наряду с описанными выше способами мотивации необходимо коренным образом менять подход к предмету. Идейная рамка для обновления заявлена в манифесте прошедшей в рамках «Недели образования – 2021» конференции по географии «ММСО.Меркатор».

Как Вам кажется, как можно грамотно включить проектную деятельность в уроки географии?

Проектная работа – вопрос более комплексный, чем мотивация. Правильным шагом является определение общей рамки проектной деятельности на уровне конкретной школы. Ведь проектная работа – это во многом сверхцелевая деятельность как ученика, так и педагога. Очевидно, что одному учителю не под силу руководить 25-30 проектными работами класса, а если такое происходит, то сами работы становятся формальностью. На уровне школы необходимо предусмотреть систему распределения учеников между различными предметами, а также организационные моменты – какое количество часов нагрузки учителя выделяется на это, каковы ожидаемые трудозатраты в часах со стороны ученика.

Наличие такого понимания позволяет перейти к следующему важнейшему вопросу – целеполаганию. Проектная работа важна не сама по себе, необходимо понимание ожидаемых предметных, а также меж- и метапредметных результатов ученика.

Описанные два пункта уже зададут важные рамки для проектной работы. При этом важно понимать, что настоящий проект под силу школьникам старшего возраста – начиная с 8-9 класса. Лучше всего планировать проект на первое полугодие, исключение – 10 класс. Важно заранее описать алгоритм работы школьника по проекту, определить основные этапы и сроки, в которые они должны быть выполнены, обозначить количество консультаций, которыми школьник или команда могут воспользоваться. И, конечно, предусмотреть презентацию результатов, лучше всего – общешкольное мероприятие такого рода.

Описанное выше справедливо для всех предметов, не только географии.

Тематика таких проектов может быть совершенно разной, и здесь стоит мыслить максимально широко. Например, организация раздельного сбора мусора в школе или проект по социальному предпринимательству – это тоже имеющие отношение к географии темы.

Наконец, стоит воспользоваться различными школьными проектными акселераторами, которых в наши дни появляется все больше. Например, от Сбера. Даже если предложение команды не получит поддержку, все равно будет приобретен ценнейший опыт группового взаимодействия, понимания актуальности проектного предложения и описания его в заявке.

Учитель может реально руководить проектами, если на него будет приходиться не более 3-5 проектных команд или учеников, работающих индивидуально.

География, насколько мне известно, находится на границе гуманитарных и научных дисциплин. С Вашей точки зрения, хорошо ли это или создает дополнительные препятствия?

Здесь есть две стороны медали. Для самой географии – и школьной, и академической науки – это создает известные сложности в самоопределении. Двойственность приводит к тому, что одни считают географию естественной наукой, другие – гуманитарной. Мне близок подход большинства зарубежных образовательных систем – география как гуманитарная (человекоцентричная) наука. Это означает, что, изучая любые природные явления, мы смотрим с позиции того, как они влияют на нашу жизнь. Не просто разобрались с циклонами и антициклонами («и теперь живите с этим»), а дошли до логического конца – как мне понять прогноз погоды и решить, что надеть завтра. Много ли окончивших советскую и российскую школу пользуются этим знанием? А соответствующая тема была у всех. Но не закрепилась она в памяти именно потому, что не была очевидная полезность и применимость этих сведений, потому, что география в школе не была человекоцентричной.

Думаю, нам предстоит пережить изменение взгляда на географию, и на нашем веку в России школьная география станет гуманитарной дисциплиной.