ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

Иинтервью с куратором конференции по информатике «ММСО.Тьюринг», академическим руководителем школьных программ по информатике и программированию Яндекса АЛЕКСАНДРОМ ПАВОЛОЦКИМ

Во многих образовательных организациях преподавание информатики начинается только с 7-го класса, при этом современные дети в большинстве своем уже с малых лет умеют пользоваться гаджетами и интернетом. На Ваш взгляд, не стоит ли пересмотреть устоявшуюся систему преподавания и вводить информатику в более раннем возрасте?

Несомненно, начало изучения информатики и программирования должно быть де-юре сдвинуто на более низкую ступень обучения. Об этом говорили на конференции «ММСО.Тьюринг» в рамках «Недели образования» и корифеи, и спикеры из-за рубежа. Седьмой класс – это очень поздно для старта. В это время самое место начинать подход к профилизации, к осознанию необходимости заниматься IT профессионально или нет. Но я бы не говорил столь утвердительно, что дети умеют пользоваться гаджетами и интернетом. Они пользуются, это правда, но вот умение – это иной критерий.

Современное общество постоянно находится в информационном шуме. Не только дети, но и многие взрослые не умеют правильно работать с получаемой информацией: ее объемом, актуальностью и правдивостью. Как привить информационную гигиену школьникам и их родителям?

Привить не получится. Нет такой вакцины – от информационной безграмотности. Здесь нельзя действовать революционно. Получится только эволюционно, постепенно погружая ребят в проблемы современного информационного мира. Начиная с малых лет показывать, рассказывать, играть в IT, говорить о безопасности, о гигиене, об информации и ее природе. Только так. Никак иначе.

Расскажите, как, на ваш взгляд, выглядит современный учитель информатики? Какими необходимыми качествами он должен обладать?

Сложно нарисовать портрет современного учителя информатики. На конференции мы не смогли это сделать однозначно. Оно и понятно, поскольку к преподаванию информатики люди приходят по-разному. На мой взгляд, учитель информатики – это человек, который для ребенка может быть проводником в мир IT. Прошло то время, когда учитель был хранилищем информации, а ребенок не мог эту информацию получить иначе, как от учителя. Мир IT-индустрии очень быстро меняется, и учителю очень сложно адаптироваться к нему молниеносно. Поэтому учитель информатики – это тот, кто знает современный мир IT и понимает, как помочь ребенку в этом мире жить. Конечно, он должен уметь программировать, конечно, он должен знать базу – дискретную математику, логику, основы сетей и т. д. Но должен ли он быть профессиональным разработчиком? Нет, но, если он это умеет, здорово. Должен ли он быть профессиональным системным инженером? Тоже нет, но, если он это умеет, замечательно. Должен ли он слышать ребенка, мотивировать его? А вот это, несомненно, да. Вы спросите, где такому научат? У меня нет ответа на этот вопрос, поскольку ни один вуз не может априори такому научить. Я не встречал ни одного учителя (не обязательно, по информатике), который после вуза обладал бы всем тем набором компетенций, что я описал. Может, мне, конечно, не везло. Но все же. Это, конечно, приходит с опытом. Однако я знаю много людей, которые пришли в профессию учителя по-другому. И я более чем уверен, что учителем тяжело научиться быть «с нуля».

Возможно ли выстроить систему тьюторства в образовательной организации таким образом, чтобы учителя информатики могли повышать квалификацию своих коллег в области цифровых технологий?

Выстроить можно все, что угодно. Главное, чтобы это было кому-нибудь нужно. Мы видели, что в Эстонии существует такая должность в школе – образовательный технолог. В его обязанность входит адаптация учителей к цифровым технологиям в образовании, в том числе и помощь в повышении квалификации учителей. Я, скорее, противник того, чтобы учителя информатики воспринимали как такого безотказного ассистента по цифровым технологиям. Он может помогать – быть своего рода драйвером такой цифровой трансформации, но не более того.

Как в современной практике строится работа с одаренными детьми? Как выстроить программу таким образом, чтобы такие дети, условно говоря, не скучали на уроках с другими детьми?

Думаю, что тем, кого волнует эта тема, надо обязательно послушать сессию, посвященную работе с одаренными детьми, прошедшую в рамках конференции «ММСО.Тьюринг» на «Неделе образования – 2021». Сейчас я лишь озвучу, что и для учителей, и для детей существуют возможности попасть в «олимпиадную тусовку». Причем разговор идет не только о Всероссийской олимпиаде школьников, но и о многих других направлениях, например, об олимпиаде кружкового движения НТИ (Национальной технологической инициативы). Главное, чтобы учитель не считал, что раз он не может подготовить ребенка, то все потеряно. Главное – помочь ученику найти путь, попасть в подготовительные кружки, секции и т. д. Учитель тоже может посещать занятия, которые проводят опытные тренеры. Конечно же, не любой преподаватель сможет научиться готовить победителей олимпиад, но первый этап он точно сможет осуществить. Я хотел бы еще остановиться на слове «скучать». Не стоит путать учебную программу с олимпиадной подготовкой. Опасен путь, в течение которого ребенок считает, что раз он занимается дополнительно, то на уроке ему делать нечего. Задача учителя –  «загружать» такого ребенка так, чтобы он не чувствовал себя чересчур свободно. А вот тут проявляется иное мастерство педагога – умение строить индивидуальные образовательные траектории для разных детей.