ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

15 июня 2021 года состоялось последние заседание Комитета по образованию и науке в период деятельности Государственной Думы VII созыва.

На повестке дня стояло рассмотрение двух вопросов: о докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году и об Отчете Комитета Государственной Думы по образованию и науке о результатах работы в период деятельности Государственной Думы VII созыва.

В ходе первого вопроса депутаты заслушали доклады статс-секретаря – заместителя Министра просвещения Российской Федерации А.А. Корнеева, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации П.А. Кучеренко и руководителя Рособрнадзора А.А. Музаева о работе их ведомств.

Председатель Комитета В.А. Никонов отметил: «В свое время мы предложили эту формулу доклада правительства об образовании для того, чтобы собрать воедино, в общую картинку состояние образования в стране. Потому что это не вопрос политики одного министерства, это политика многих министерств и это общегосударственная стратегия развития интеллектуального потенциала нации. Собственно, такая задача тогда стояла. <…> Мы стремились к тому, чтобы правительство внутри себя начало обсуждать проблемы образования. <…> К этому надо стремиться по-прежнему. <…> Проблема, на мой взгляд, остается. Остается, прежде всего, в связи с тем, что это действительно сумма отчетов департаментов министерств и ведомств, которые занимаются непосредственно вопросами образования».

При этом после обсуждения депутаты приняли к сведению доклад Правительства РФ и в заключение на него отразили свои замечания.  

В ходе второго вопроса В.А. Никонов рассказал, что объединение комитетов по образованию и по науке в один отразилось на количественных параметрах деятельности. Так, стало больше экспертных советов – 24 совета по различным тематикам, в которых работало 895 экспертов. «Это действительно огромный экспертный потенциал, который у нашего Комитета есть», – отметил Вячеслав Алексеевич. Кроме того, было создано шесть рабочих групп. 

«Всего мы рассмотрели за время нашей работы 133 законопроекта, приняли на сегодняшний день 45 законов. Много это или мало? Комитет по образованию в прошлом созыве принял 25 законов. Сейчас это 45, но, повторяю, добавилась наука. В любом случае, Комитет работает более интенсивно», – подчеркнул депутат.

В.А. Никонов отметил, что среди важных принятых законов можно выделить правовые акты, связанные со здоровьем школьников и организацией горячего питания; возращением воспитательной работы; целевым обучением; практической подготовкой обучающихся; допуском студентов к осуществлению преподавательской деятельности; увеличением мер социальной поддержки руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций; аспирантурой; системой профессиональных стандартов и повышением роли формирования и содержания профессионального образования; применением профстандартов в сфере профессионального образования; государственной аккредитацией образовательной деятельности; сокращением бюрократической нагрузки; особым правом при приеме на обучение инвалидов; формированием ректорского корпуса. Также были урегулированы вопросы обучения в сфере искусства и обучения в посольских школах.

«Каждый год шла большая работа над проектами федеральных законов о бюджете. Что-то удавалось делать, большее, конечно, не удавалась. Но в тоже время мы сделали шаги к тому, чтобы повысить заработную плату педагогических работников субъектов Российской Федерации, финансирование вузов. Упоминалась уже сегодня доплата за классное руководство. Мы постоянно боролись за увеличение ассигнования на создание дополнительных мест в детских садах, и это удавалось сделать», – подчеркнул В.А. Никонов. 

В период работы Комитета по образованию и науке, как рассказал Вячеслав Алексеевич, было проведено 8 парламентских слушаний, 18 круглых столов по самым разным темам, 5 семинар-совещаний, рассмотрено 26 тематических вопросов в рамках заседаний Комитета.