ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

16 декабря 2019 года Комитет Государственной Думы по делам национальностей провел круглый стол на тему: «Законодательное обеспечение сохранения, развития и изучения языков народов Российской Федерации: состояние и перспективы».

Председатель Комитета И.И. Гильмутдинов призвал участников мероприятия всесторонне рассмотреть заявленную тему, все ее аспекты и все виды деятельности, внести свои предложения и инициативы. «Что мы можем сделать, что еще не сделано в законодательном плане, в нормативном плане, что нужно на уровне субъектов, какие решения нужно принимать на уровне муниципалитетов», – пояснил парламентарий. Он попросил всех участников направить свои усилия на разработку четкой «дорожной карты» по сохранению родных языков. Ильдар Ирекович подчеркнул, что большое внимание в «дорожной карте» должно быть обращено на меры по стимулированию их изучения.

И.И. Гильмутдинов рассказал, что по многим положениям, рассмотренным на парламентских слушаниях, началось движение: постепенно решается вопрос по учебникам и учебным пособиям, готовятся стандарты нового поколения. Глава Комитета подчеркнул, что вопрос решается не такими стремительными темпами, как хотелось бы многим, но он очень серьезный, поэтому нет права на ошибку.

С докладом выступила заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. «Развитие, сохранение, поддержка родных языков в Министерстве просвещения во взаимодействии с субъектами Российской Федерации является достаточно системной работой», – рассказала она. Татьяна Юрьевна в своем выступлении остановилась на тех позициях, которых удалось достичь в этом году.

Как подчеркнула замминистра, необходимо было создать четкую организационно-методическую структуру по данному вопросу, которая бы помогала эти проблемы решать.  Поэтому был создан Фонд развития и сохранения родных языков. А для того, чтобы были исполнители, которые бы работали каждый день с субъектами Российской Федерации и с муниципалитетами, в этой структуре появился Институт развития и сохранения родных языков, подведомственный Минпросвещения России.

«Устранить всю ту проблематику, которая на сегодняшний день сложилась в вопросах изучения родных языков и обучения на родных языках, необходимо было решать в нескольких направлениях», – рассказала Т.Ю. Синюгина. Это учебники, содержание образования, кадры и те основные организационные мероприятия, которые необходимо было проводить, чтобы появлялись площадки для обмена опытом.

Сейчас в России есть 222 учебника по 11 языкам. На заседании Научно-методического совета по учебникам при Минпросвещения России, прошедшем 18 сентября 2019 года, было принято решение о включении в федеральный перечень еще 30 учебников по родным языкам. Также Татьяна Юрьевна подчеркнула, что никакой экспертизы учебников субъекты проводить самостоятельно не будут, таким образом снимается вопрос затратности.

Одной из важнейших проблем Т.Ю. Синюгина назвала отсутствие авторских коллективов по целому ряду родных языков. Поэтому Министерство просвещения по крупицам собирает авторов, которые могут работать над учебниками, в том числе над теми, которых пока нет в перечне. На сегодняшний день Фондом подготовлены макеты 32 учебников и 32 дополнительно будут разработаны до конца года.

Татьяна Юрьевна рассказала, что в Концепции развития родных языков удалось четко прописать основные направления развития родных языков в системе образования. Министерство продолжает работать над планом реализации Концепции.

Как отметила замминистра, в рамках системы высшего образования идет постоянное повышение квалификации преподавателей, которые в системе уже работают.

Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой подчеркнул: «Если мы будем заниматься искусственным сохранением языка, не понимая, какие мотивации для его изучения должны быть, ничего не будет. И это очень серьезная проблема». Михаил Ефимович рассказал, что вся гуманитарная сфера в регионах должна складываться таким образом, чтобы люди, которые являются носителями и владеют глубоким знанием национального языка, могли обрести реализацию. «Как только нет мотивации изучения языка, этот язык становится не нужен», – отметил М.Е. Швыдкой.

«Мотивация – это серьезный инструмент, который мы должны прописать в «дорожной карте», – поддержал инициативу И.И. Гильмутдинов. Парламентарий предложил за хорошее знание родного языка давать дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения, поощрять педагогов. «И это должно быть не в каждом субъекте Российской Федерации само по себе, а в целом на уровне всей страны», – подчеркнул депутат.