09.12.2019

На Зимней конференции по оценке качества образования, которая состоялась в Москве с участием делегации Краснодарского края, обсудили результаты исследований качества образования и других оценочных процедур, проведенных в 2019 году, и задачи на следующий год.

На конференции были отмечены 8 субъектов, в том числе и Краснодарский край, в которых существует полноценная система управленческих механизмов по вопросам оценки качества.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев напомнил, что в России выстроена единая система оценки качества образования, включающая в себя единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ), национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР), международные сопоставительные исследования качества образования и исследования компетенций учителей.

«Основное требование, которое мы предъявляем ко всем этим процедурам, – это объективная оценка. Без нее не имеет смысла проводить исследования и делать какие-то выводы», - заявил Анзор Музаев.

Он обратил внимание на проблему объективности результатов ВПР. Третий год подряд Рособрнадзор по итогам анализа ВПР формирует списки школ с признаками необъективности результатов. 163 школы из 51 региона присутствуют в этом списке все три года, в том числе школы из 4 муниципальных образований края (СОШ № 9 - Гулькевичский район,       СОШ № 8 - Калининский район, СОШ № 4 - Приморско-Ахтарский район,             СОШ № 10 - Усть-Лабинский район). В этом году большинство директоров таких школ, включая кубанские, были уволены.

Начальник управления Рособрнадзора Евгений Семченко добавил, что проблема необъективности результатов ВПР характерна не только для отдельных школ, но и целых муниципалитетов. «Регионам необходимо выстраивать правильную работу с результатами ВПР с муниципальными образованиями и директорами школ», - заявил он.

По словам Анзора Музаева, региональные министерства образования и региональные центры оценки качества образования должны работать              со школами, показывающими необъективные результаты ВПР: доводить до них информацию, что они включены в список, разбираться, почему это произошло, объяснять, что необходимо сделать.

Он подчеркнул, что недопустимо искажать результаты не только в сторону завышения, но и в сторону занижения, например, выставлять некоторым учащимся незаслуженные «тройки», чтобы снизить результаты до среднестатистических. «Если школа имеет объективно высокие результаты качества обучения, и региональное министерство готово это подтвердить, в список необъективных такая школа не попадет», - сказал Анзор Музаев.

Расписание ВПР в 2020 году по всем классам, кроме восьмого, будет плавающим, а варианты проверочных работ будут формироваться из открытого банка заданий ВПР. Таким образом, каждая школа сможет выбрать удобную дату проведения проверочной работы и получит свой собственный набор вариантов заданий.

«Ответственность за сохранность конфиденциальности вариантов лежит на образовательной организации. Если мы увидим, что задания оказались в открытом доступе, утекли в «Интернет» до начала проверочной работы, и кто-то этим воспользовался, то мы будем задавать вопросы директору конкретной школы», - подчеркнул Анзор Музаев.

Он также напомнил, что с 2019 года к традиционным оценочным процедурам в сфере образования добавилась оценка качества образования в регионах РФ функциональной грамотности по модели международного исследования PISA. В этом году такая оценка была проведена в первых 14 регионах, включая Краснодарский край, а до 2024 года через нее предстоит пройти всем субъектам РФ. «Регионы впервые увидят себя в общемировом рейтинге: на уровне какой страны находится их система образования. Для нас это новый серьезный опыт», - отметил Анзор Музаев.


Источник: https://minobr.krasnodar.ru