ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

12 февраля председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов принял участие в парламентских слушаниях, посвященных реализации стратегической задачи по увеличению количества иностранных граждан, в том числе соотечественников, обучающихся в российских вузах

Слушания подготовлены и проведены Комитетом ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

В начале выступления Вячеслав Никонов сделал краткий обзор  состояния и динамики экспорта  отечественных образовательных услуг.

Депутат напомнил, что в  Советском Союзе максимальное число иностранных студентов было достигнуто в 1990-м году – 89 тысяч человек, или 2,6 процента от общего числа студентов.  Минимум был в 1995-1996 учебном году – 52 тысячи. Сейчас  в России обучается около 320 тысяч  зарубежных студентов, или 8 процентов от общего количества студентов в  стране. В МГУ  эта  цифра достигает 25 процентов.

«Динамика  хорошая. Россия входит в число стран-лидеров по экспорту образовательных услуг, на нашу страну приходится примерно 7 процентов мирового экспорта в этой сфере», – сказал В.А. Никонов.

Депутат сообщил, что в прошлом году российские вузы заработали на экспорте образования порядка 100 млрд рублей.

По словам парламентария, к числу наиболее востребованных  направлений относятся медицина, экономика и управление, педагогика, филология, геология и нефтегазовая отрасль.

«Наше образование интересно для зарубежных студентов и по соотношению «цена – качество», так как подавляющее число студентов платит за свое обучение, –  объяснил глава профильного Комитета. – Наибольший прирост дает Китай, где все высшее образование платное, а российское образование оказывается дешевле, чем в КНР».

В.А. Никонов отметил, что «сейчас стоит задача существенного увеличения числа иностранных студентов, в ближайшие годы мы должны довести их количество до 700 тысяч человек». С точки зрения парламентария, этот результат вполне достижим.

«Абсолютно поддерживаю практику предоставления иностранным студентам квот на бесплатное обучение, а также идею увеличения этих квот, – подчеркнул депутат. –   Это не только инструмент «мягкой силы» и способ привлечения в наши вузы талантливой молодежи, победителей олимпиад. Существует проблема неплатежеспособности студентов из ряда стран. Говорю об этом не понаслышке. У фонда «Русский мир» одна из самых крупных статей расходов  – это оплата  кубинским студентам проезда в Россию и обратно».

Приоритетным вопросом В.А. Никонов назвал обучение иностранцев русскому языку.

«Здесь решение заключается в расширении курсов русского языка как иностранного в нашей стране и преподавании русского за рубежом, чем занимаются Россотрудничество и фонд «Русский мир», – рассказал парламентарий.

Кроме того, он напомнил, что экспорт образовательных услуг в мире в основном осуществляется на английском языке.  В России ряд вузов тоже  использует эту практику, тем самым увеличивая число студентов из-за рубежа.

Серьезными факторами  наращивания экспорта образования Никонов назвал расширение филиальной сети российских университетов за рубежом, совершенствование визового режима  и системы информирования  о российских образовательных услугах,  эффективную организацию практической подготовки студентов, модернизацию вузовской инфраструктуры, в том числе общежитий, формирование ассоциаций выпускников.

«Важный момент – семестровые программы, система кредитов,  летние школы, когда студенты приезжают не на полный срок, а для изучения конкретных программ. Во всем мире международные студенческие обмены – это, прежде всего, летние курсы. У нас летом вузы отдыхают, а в тех странах, с которыми мы конкурируем, -  активно работают, как в том же Китае», – посетовал парламентарий.

Поскольку рейтинги вузов, которые составляются на Западе, вызывают оправданный скептицизм, то, по мнению Никонова, «нам нужно развивать и продвигать собственные рейтинги вузов, сориентированные на страны, входящие в наше образовательное пространство, –  СНГ, БРИКС».

В завершении Вячеслав Никонов подчеркнул необходимость стратегического подхода к решению задачи привлечения иностранных граждан в российские вузы.

«Дума приняла закон о стратегическом планировании. К сожалению, и Комитет об этом говорит постоянно, у нас нет стратегии развития образования и, соответственно, нет подраздела этой стратегии, посвященного высшему образованию для иностранных обучающихся, что позволило бы скоординировать усилия многих структур, которые занимаются экспортом образовательных услуг», – заключил В.А. Никонов.

Материал пресс-службы Комитета Госдумы по образованию и науке