3 декабря 2019 года в здании Администрации Президента Российской Федерации прошло ежегодное заседание Попечительского совета Российской академии образования.

Мероприятие провел заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председатель Попечительского совета М.М. Магомедов.

В начале заседания все участники почтили память Людмилы Алексеевной Вербицкой, которая долгие годя являлась президентом РАО и президентом Санкт-Петербургского государственного университета.

М.М. Магомедов предложил учредить премию Попечительского совета имени Л.А. Вербицкой за научные исследования и научно-патриотические разработки в области русского языка и литературы, а также ежегодно проводить научно-гуманитарную конференцию, приуроченную памяти Людмилы Алексеевны.

Ключевой вопрос повестки заседания был посвящен обсуждению реализации в уходящем году программы развития федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» на 2017–2020 годы.

«РАО развивается как ведущий экспертный, научно-методический образовательный центр, деятельность которого направлена на решение приоритетных задач российского образования», – отметил М.М. Магомедов. Он рассказал, что в текущем году началась реализация национального проекта «Образование», который должен обеспечить две цели, поставленные Президентом Российской Федерации. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности, вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем. Вторая – воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций, прежде всего культурных. По словам Магомедсалама Магомедалиевича, современное российское образование должно быть качественным и доступным для каждого ребенка. Современное образование – это не только обучение, но и создание комфортной творческой развивающей среды для получения знаний. Российская академия образования активно работает над решением этих задач. Цель Попечительского совета, как подчеркнул М.М. Магомедов, – сделать РАО платформой для важнейших научных проектов и направлений исследований.

С основным докладом выступил президент Российской академии образования Ю.П. Зинченко. Он рассказал, что тот темп изменений, который заложила Л.А. Вербицкая, и динамику, которая поддерживалась во время ее президентства, РАО постарается не только сохранить, но и развить.

Юрий Петрович остановился на нескольких важных моментах, определяющих программу развития Академии в 2019 году.

Учитывать положения Указа Президента России от 7 мая 2018 года, РАО активно включилась в реализацию национальных проектов «Наука» и «Образование». Указ Президента России от 10 октября 2019 года «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», по словам Ю.П. Зинченко, тоже должен найти отражение в деятельности Академии. В тесном контакте с Российской академии наук прошло несколько заседаний, потому что степень цифровизации и введение новых технологий в систему образования невозможно без научного осмысления.

Как рассказал Юрий Петрович, есть определённая динамика по притоку молодых членов Академии. Также в этом году инновации коснулись и самой системы избрания: кандидаты, подавая документы, могли прислать видеоролик с представлением результатов своей научной деятельности.

Также немного изменилась инфраструктура РАО: начал работу коворкинг-центр.

Юрий Петрович рассказал также о приоритетных направлениях деятельности Академии. Прежде всего, это организация и проведение масштабных междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании и разработка основ технологии обучения, учитывающее индивидуальные различия, физиологическое и физическое развитие обучающихся. Этот проект теперь реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.  

Ю.П, Зинченко рассказал, что первые в России запускаются лонгитюдные исследования, призванные ответить на вопрос, кто такой современный российский ребенок, каким образом проводить те или изменения системы образования. Вопрос, в каких условиях он учится и какое состояние здоровья этого школьника также стоит на повестке дня. Пилотный проект стартует сразу в нескольких регионах, уже подписаны соглашения с Республикой Саха (Якутия) и Чеченской Республикой, Омской и Ленинградской областями. Другие регионы также должны присоединиться.  

Российской академией образования была проведена перепись психологического населения в школах. По словам Ю.П. Зинченко, именно психологи являются проводниками Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой в 2017 году.

Юрий Петрович также отметил, что в некоторых населённых пунктах нет должного психологического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Академией было проведено исследование, касающееся русского языка. В этом году открылось отделение Российской словесности. РАО также принимает активное участие в работе по сохранению и изучению языков народов России.

Также Российская академия образования приняла участие в большом количестве мероприятий как региональных, так и федеральных.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков отметил, что на площадке РАО готовится новая версия программ фундаментальных научных исследований. По мнению Михаила Михайловича, в структуре этой программы должен быть ярко представлен блок вопросов, связанный с формированием всех необходимых фундаментальных основ развития образования.

В рамках национального проекта «Наука» обсуждаются возможности создания в России научных центров мирового уровня, рассказал М.М. Котюков. Уже приняты решения по математическим центрам и центрам, которые будут развивать аналитические исследования. Он предложил РАО включиться в эту работу.

Михаил Михайлович предложил предоставить Российской академии образования постоянную дискуссионную площадку на Форуме «Город образования».

Президент Российской академии наук А.М. Сергеев отметил, что образование играет исключительно важную роль в современных реалиях. По его мнению, для реализации поставленной Президентом России цели – вхождении России в пятерку крупнейших экономик мира – важным является культивация не денежного, а человеческого потенциала. Поэтому нужно правильно выстроить систему образования. Как отметил Александр Михайлович, необходимо выявить узкие места, и в этом плане роль Российской академия образования чрезвычайно велика.

Руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Е.В. Шмелева рассказала о развитии Центра когнитивных исследований, курируемого совместно с Академией.

В рамках заседания были вручены Премии Попечительского совета РАО в сфере наук об образовании в 2019 году.

За результаты, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии педагогики награждена старший преподаватель Московского педагогического государственного университета Ю.П. Миронова.

За результаты научно-исследовательских, экспериментальных и эмпирических работ, внесших значительный вклад в развитие педагогики награжден директор Центра научно-методического обеспечение цифрового школьного образования Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета А.П. Сильченко.

За результаты, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии психологии награждена доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета А.Э. Щерьакова.

За результаты научно-исследовательских, экспериментальных и эмпирических работ, внесших значительный вклад в развитие психологии награждена доцент кафедры гуманитарных и общественных наук МИРЭА-Российский технологический университет Ю.И. Жемерикина.

За результаты междисциплинарных научно-исследовательских работ, экспериментальных и эмпирических исследований, внесших значительный вклад в развитие наук об образовании награжден начальник управления стратегического развития Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина П.К. Калашников.

За результаты, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии междисциплинарных исследований в области наук об образовании награждена доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета Га.З. Ефимова.

За разработку новых технологий, обеспечивающих развитие образовательной сферы награжден учитель математики в университетской гимназии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.Г. Гаргянц,