ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

В России сегодня много говорят об образовании на всех уровнях: государство, социальные институты, коммерческие компании, широкая общественность.

Пристальное внимание связано с тем, что образовательный ландшафт стремительно меняется, что неудивительно – трансформируется мир вокруг нас. Цифровая экономика диктует запрос на иные профессии и навыки, которыми должны обладать специалисты новой эпохи. Это напрямую связано с образованием и тем, как оно готовит подрастающие поколения к этому новому удивительному миру. Национальные проекты, которые были приняты в 2018 году, отражают это наиболее полно, широко затрагивая все области нашей жизни. Недаром одним из стратегических направлений нацпроектов стало образование.

Но это не значит, что только сейчас государство и общество обратили свой взгляд в эту сторону. В последние годы прошло множество изменений, которые подготовили возможность к целостной трансформации всей системы, в том числе за счет развития технологий и активной интеграции в до сих пор почти полностью государственную систему коммерческих компаний. 

Когда перемены только к лучшему

Последние шесть-семь лет ознаменовались крупными реформами и трансформациями в сфере образования. Изменения драйвились с нескольких сторон. Образование – социальная сфера, оказывающая сильное влияние на общество в целом, поэтому государство во всех странах мира никогда не выпускает этот сектор из сферы своего интереса и влияния. 

В 2016 году О.Ю. Васильева сменила Д.В. Ливанова на посту министра образования и науки Российской Федерации (сейчас министр просвещения Российской Федерации). В 2013 году на пост руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вступил С.С. Кравцов. Во многом именно эти люди повлияли на то, что происходит с образованием. Наверное, никогда не бывает так, чтобы все решения были правильными и не вызывали критики. Главное, слышат ли критику государственные институты и дают ли обратную связь.

Еще одним драйвером изменений стал активно развивающийся сектор коммерческого дополнительного образования и развитие технологий в образовании. На рынке появились технологичные компании, которые могли быстро тестировать и внедрять инновации, влияющие на эффективность образовательных процессов. Они росли и стали оказывать все большее и большее влияние и на государственное образование, в том числе за счет партнерских проектов. 

Невозможно охватить все преобразования, которые пережила средняя и высшая школа в России за эти годы. Выделим два важных момента, которые затронули среднее и высшее образование и, на наш взгляд, имели самый большой общественный резонанс. 

Страсти по ЕГЭ – путь проб и ошибок

В 2019 году Единый государственный экзамен отпраздновал 11 лет. Наверное, ни одна из образовательных инициатив в современной России не собирала столько критики. И это неудивительно – слом старого всегда вызывает отрицание и непринятие. К тому же процедура, формат, структура, контент часто были несовершенны. 

Стоит вспомнить только скандал с утечками! Это был вызов. Пришлось менять и модернизировать всю систему организации и проведения экзамена. С 2014 года конверты с контрольными измерительными материалами (КИМы) стали отправляться в сопровождении спецсвязи, дальше больше – на зашифрованных дисках. В этом году уже в шести регионах РФ провели эксперимент, в рамках которого зашифрованные файлы уходили по защищенным электронным каналам. К тому же все материалы не только печатаются непосредственно перед учениками, но и сканируются в присутствии сдающих. Камеры, которые устанавливаются в помещениях, где проходит ЕГЭ – не полицейская мера, именно она позволяет контролировать абсолютную прозрачность проведения экзамена. 

Совершенствуется и процедура проведения апелляции. В этом году в Москве тестировалась онлайн-апелляция. 

Главная же задача, которая сейчас стоит, например, перед Рособрнадзором – все эксперты, которые будут задействованы в проверке экзаменационных работ, должны быть не привязаны к конкретному региону. Это позволит избежать возможного конфликта интересов.

Это не значит, что утихают споры вокруг ЕГЭ, но все-таки кажется, что в данный момент формат и процедура достаточно объективно и независимо оценивают знания выпускников. 

«Мы добились объективной оценки Единого государственного экзамена, мы в мире занимаем, наверное, одно из первых мест по технологии проведения ЕГЭ», – заявил Кравцов, выступая на Московском международном форуме «Город образования». 

Высшее образование – сложный путь жестких решений. Покой им только снится

Мы всегда гордились российским высшим образованием, однако современный мир показал, что не все наши институты и университеты были готовы быстро меняться под задачи нового времени. Скандалы, связанные с профанацией высшего образования, списанными дипломами и диссертациями, переизбытком низкоквалифицированных специалистов на рынке труда в разных областях, которые не могли найти работу после окончания вуза. С этим пришлось серьезно разбираться.

Да, многие вузы в результате этого лишились своих образовательных лицензий. Сравните: в 2012 году в России было 566 государственных вузов с 998 филиалами и 518 частных с 523 филиалами. Конец 2018 года – 484 государственных вуза с 428 филиалами и 149 частных с 81 филиалом. 

Наверное, здесь можно провести аналогии с банковской системой – сокращение числа банков позволило оздоровить экономику, сокращение числа вузов возвращает диплому о высшем образовании «знак качества». 

Это не значит, что все безоблачно, и существует много критики происходящих реформ. Так, в 2018 году ректоры ведущих вузов сильно критиковали Рособрнадзор за излишний контроль, огромное количество проверок и неочевидную эффективность этих мероприятий. Надо заметить, что ведомство прислушалось к критике и начало постепенно снижать число проверок – примерно на 10% ежегодно. 

Сейчас идут острые споры вокруг проекта ФГОС, предложенного Министерством просвещения РФ. Вопросы вызывает излишняя детализация учебного материала, фактически возврат к жесткому регулированию тематического планирования.

Изменения, которые происходят сегодня в российском образовании, – это середина пути. Впереди много вызовов и работы. Образование – сфера сложная и по-своему консервативная, но критически важно, чтобы она продолжала меняться. Поскольку она влияет на будущее всей страны и конкурентоспособность ее на мировом рынке.

Людмила Кевдина