ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК:

3 июня 2019 года состоялась коллегия Министерства просвещения Российской Федерации, на которой были подведены итоги прошедшего года и намечены задачи на следующий.

В зале присутствовали Советник Президента Российской Федерации А.Ю. Левицкая, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации О.В. Кривонос, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л.Н. Духанина, директора образовательных организаций и многие другие.

С основным докладом выступила Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева. Она напомнила собравшимся о поставленных Президентом России В.В. Путиным двух глобальных целях – вхождение системы общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой личности. Ольга Юрьевна отметила, что для ведомства сейчас важна триединая задача, связанная с вопросами содержания образования, кадров и развития инфраструктуры.

О своем плодотворном сотрудничестве с Министерством просвещения Российской Федерации говорили руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, руководитель Федерального агентства по делам молодежи А.В. Бугаев, президент Российской академии образования Ю.П. Зинченко

С докладами и приветственными словами также выступили председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы А.И. Молев, аудитор Счётной палаты Российской Федерации М.А. Мень, заместитель Губернатора Кемеровской области по вопросам образования и науки Е.А. Пахомова, Губернатор Новосибирской области, руководитель рабочей группы Госсовета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» А.А. Травников, и.о. министра образования и науки Астраханской области В.А. Гутман, председатель Общероссийского Профсоюза образования Г.И. Меркулова.

Ключевым моментом коллегии стало выступление заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, курирующей социальные вопросы. В частности, она рассказала, как будет оцениваться работа губернаторов в регионах. Всего Правительство России оценит работу глав субъектов РФ по 15 различным категориям, о которых говорится в Указе Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193. Среди критериев есть и «Уровень образования».

Редакция журнала сочла возможным дать расшифрованные части выступления вице-премьера Т.А. Голиковой, записанные собственным корреспондентом на коллегии.

Из выступления заместителя председателя правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой

(на итоговой коллегии Министерства просвещения Российской Федерации

3 июня 2019 года)

Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемая Ольга Юрьевна, я думаю, что, Вы в основном сосредоточитесь на итогах 2018 года. А я больше сосредоточусь на том, что нам с вами предстоит сделать в этом году и в обозримой перспективе. Тем более, что коллегия Министерства просвещения проходит уже практически спустя пять месяцев после начала 2019 года. То есть старта, в принципе, в определенном объеме всех национальных проектов. И, конечно, национального проекта «Образование», где Министерство просвещения играет главенствующую роль. Но прежде чем перейти к задачам и некоторым итогам прошедшего периода, я бы хотела сказать, что все-таки 2018 год был очень непростым для Министерства просвещения. Всегда процесс разделения, который коллеги переживали, проходит сложно, болезненно и тем не менее мы его вместе достойно прошли. Я надеюсь, что теперь такая множественная структура, как Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор будут тесно работать по всем направлениям не только национального проекта, но и сферы нашего образования в широком смысле. А также сопряженных сфер и сопряженных министерств, в которых наши уважаемые коллеги трудятся.

Напомню, что согласно Указу Президента от 7 мая 2018 г. № 204 о национальных целях и стратегических задачах нам предстоит с вами обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Соответствующая методология качества образования в субъектах Российской Федерации на основе практики международных исследований уже утверждена совместным приказом Министерства просвещения и Рособрнадзора (ред. Приказ № 219 и № 590 от 6 мая 2019). Собственно, начиная с этого года, мы ее запускаем. Это будут наблюдения, это будут исследования, и на базе этих исследований и их результатов мы сможем делать выводы о том, как нам дальше реализовывать те или иные направления.

Но, тем не менее, я бы хотела отметить, что результаты различных международных сравнительных исследований показывают, что система начального и общего образования в России уже сегодня обеспечивает достаточно высокий уровень подготовки специалистов, чего пока нельзя сказать о среднем профессиональном образовании. Здесь результаты наших учеников не полностью успешны. Поэтому мы должны, конечно же, включиться в эту работу и, безусловно, достигнуть и здесь десятки, в которой мы пока не находимся.

Безусловно, реализация новых изменений невозможна без обеспечения доступных и качественных условий обучения наших детей. И в этой связи я бы хотела, как раз, уже перейти к первым результатам национального проекта и собственно к информации и обсуждению того, что происходит сегодня в регионах нашей страны.

Мы понимаем, что сегодня, возможно, в этот зал нельзя было пригласить всех. Сейчас проходят единые государственные экзамены. Сегодня выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку и поэтому, мы надеемся, что коллеги все-таки нас слушают.  Но я знаю, что Ольга Юрьевна на 28–29 июня пригласила всех руководителей образования для того, чтобы пообсуждать вопросы, которые связаны, как раз, и с самой сферой образования в широком смысле слова, и с реализацией национального проекта «Образование».

Итак, по итогам 2019 года, коллеги, у нас должны быть введены 72 новые школы общей мощностью 53 тысячи мест. Это пока последние данные, на 1 мая, введено 29 школ мощностью на 29, 5 тысяч мест. Фактически у нас остается сейчас полгода для того, чтобы реализовать те задачи, которые мы перед собою поставили. Однако хочу обратить внимание коллег из шести регионов страны, которые пока не демонстрируют таких позитивных результатов и хочу привлечь именно их внимание для того, чтобы они оценили то, что сейчас происходит с реализацией этого направления нацпроекта. Это Оренбургская область, Республика Алтай, Республика Коми, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Тыва и Хабаровский край. К сожалению, в этих регионах, объекты общей мощностью 3,5 тысячи мест пока остаются с готовностью 30 процентов. Я обращаюсь к Министерству просвещения, чтобы оно взяло на особый контроль ситуацию в этих регионах с целью недопущения срывов сроков ввода объектов.

В то же время хочу обратиться ко всем регионам страны. Уже такое обращение Министерство просвещения направляло. Если вы не способны освоить те финансовые ресурсы, которые сегодня есть, обращаю внимание, что мы не корректируем показатели, и показатели остаются к реализации для всех регионов, но нельзя допускать неиспользования ресурсов, когда у других регионов есть возможности их использовать. Мы договорились, что в рамках национального проекта «Образование» и любого другого национального проекта возможно перераспределение, чтобы добиваться количественных и качественных результатов. Обратите, уважаемые коллеги, на это особое внимание.

Теперь хочу несколько слов сказать в части модернизации инфраструктуры дошкольного образования. В 2018 году, как вы знаете, стартовал проект для обеспечения детей дошкольными местами в возрасте от двух месяцев до трех лет. Несмотря на то, что за счет средств федерального бюджета оказывается всесторонняя поддержка по обеспечению доступности дошкольного образования, в регионах пока численность детей, не обеспеченных местами, остается. По данным электронной очереди, по состоянию на 1 мая 2019 года численность детей, не обеспеченных местами в «яслях» (я закавычиваю «ясли», потому что это уже у нас принятый термин, но тем не менее…) в возрасте до трех лет составила 120,1 тысяч детей, из них в возрасте от 1,5 до 3-х лет – 114, 3 тысячи детей, которые, как я напоминаю, все еще стоят в электронной очереди. По оперативным данным за 2018 год и истекший период 2019 было введено 120 объектов мощностью 15,8 тысяч мест. На что я хочу обратить внимание, к сожалению, в 64 случаях не получена лицензия. И поэтому я обращаю внимание Министерства просвещении, Рособрнадзора, регионов, которые активно работают в этом направлении и собирают соответствующую информацию, проанализировать работу и до 1 сентября, до начала нового учебного года и до начала детского года, когда дети масштабно идут в «ясли» и детские сады, эти лицензии получить. До конца 2019 года должны быть введены еще 567 объектов на 76, 2 тысячи мест. И здесь я прошу регионы также оценить возможные риски ввода. Если речь идет о выкупе зданий, то, конечно, мы понимаем, что проходит подготовительная работа, и, скорее всего, все это произойдет в конце или ближе ко второй половине 2019 года. Если же речь идет о стройке, уважаемые коллеги, не хочу повторяться, но еще раз обращаю внимание на то же самое – оцените свои силы, у кого-то работа идет опережающими темпами, кто-то отстает в силу разных причин. Но, повторяю, показатели национального проекта корректироваться для вас не будут.

Также хочу обратить внимание, что, если места создаются, и для детей старше трех лет в рамках этой программы, то форма создания компенсирующих мест должна строго соответствовать тем формам, которые сегодня зафиксированы в подписанных соглашениях между регионом и Министерством просвещения. Эти мероприятия должны реализовываться без ущерба для содержания детей дошкольных учреждений. А факты нарушения у нас такие имеются. Я не буду сегодня приводить примеры. Каждый регион должен самостоятельно эти темы проанализировать.

Обращаю внимание на то, что наряду с введением новых мест в рамках национального проекта «Демография» предусмотрена финансовая поддержка негосударственного сектора в части создания групп для детей дошкольного возраста.

Я обращаю внимание, что нельзя забывать о той программе, которая совсем недавно была завершена: это обеспечение детей местами в возрасте от трех до семи лет. К сожалению, пока еще в отдельных регионах страны у нас имеются такие проблемы. Сегодня это почти 62 тысячи детей, необеспеченных местами соответствующей возрастной группы.

Теперь хочу обратить внимание, что подготовлен законопроект о внесении изменений в закон «Об образовании», который позволит школам привлекать к занятиям специалистов из других сфер, студентов, аспирантов, не имеющих педагогического образования, но имеющих специализацию по предмету. Мы очень рассчитываем, что первое чтение, оно запланировано в Государственной Думе на июль 2019 года пройдет, и мы быстро продвинем этот законопроект.

Но, безусловно, не могу еще раз не упомянуть проект, которого очень долго добивалась Ольга Юрьевна, это проект «Земский учитель». Он был поддержан Президентом, и вы знаете, что он стартует у нас с 1 января 2020 года. Но здесь еще, коллеги, мы тоже должны поправить законодательство. Также хочу обратить внимание на то, что с 2019 года меняется идеология занятости в зависимости от потребности экономики региона, в связи с чем каждый регион может формировать потребности в конкретных специальностях, исходя из целевого обучения. Вы все уже знаете про этот новый механизм. Мы его, как я уже сказала, запустили с января 2019 года. Прошу обратить на него самое пристальное внимание. У регионов есть все возможности для того, чтобы готовить специалистов для своего рынка труда. Поскольку мы это делаем впервые, возможно, какие-то доработки этого механизма нам еще потребуются, но исходя из практической реализации в учебном 2019/20 году, мы посмотрим, что там нужно скорректировать, если это потребуется.

Я хотела бы обратить внимание на то, что Правительством будет на регулярной основе осуществляться мониторинг кадрового обеспечения вновь вводимых мест. Со второго полугодия этого года дано соответствующее поручение Министерству просвещения и Рособрнадзору, это поручение было 8 мая. Теперь, коллеги, с 1 июля, обращаю на это внимание, будут осуществлять такой мониторинг. Безусловно, это важно с точки зрения коррекции того, что происходит на территории конкретного региона.

В части нормативно-правового регулирования, конечно, не могу остановиться на работе по проекту новых федеральных государственных образовательных стандартов. Министерство провело достаточно серьезную работу – проведено публичное обсуждение, вы сами, я надеюсь, были участниками этого процесса. И сейчас Министерство по его результатам проводит отработку тех самых новых ФГОСов, о которых я сейчас сказала. Далее после принятия новых ФГОСов необходимо будет обновить образовательные программы. Это очень серьезная работа. Мы все в ней задействованы, и я призываю не только соответствующие департаменты образования регионов, но и наши экспертные организации, научные организации также принимать в этой работе самое активное участие.

Конечно, механизм проектного управления требует внедрения в регионах страны единого подхода к реализации федеральных проектов, и в этой связи я хотела бы сказать, что Министерством просвещения были подготовлены девятнадцать методических рекомендаций, которые направлены в регионы. Регионы должны ими руководствоваться. Мы понимаем, что возможно у каждого региона есть свои особенности, нюансы и в этом смысле есть всегда гибкие механизмы, возможности внесения корректировок, изменений. Такая работа министерством ведется в рамках реализации национального проекта «Образование».

Не могу не обратить внимание, еще на один существенный момент, хочу напомнить поручение Президента, о том, что в рамках обновления материально-технической базы, и не только по национальному проекту «Образование», но и по всем другим проектам, мы преимущественно с вами должны закупать отечественное оборудование, и такое указание содержится во всех методических рекомендациях, которые издало Министерство просвещения. Тем не менее, по мониторингу мы видим, что есть некоторые отклонения. Они не носят пока такого угрожающего характера, но я еще раз хочу обратить на это внимание, потому что это чрезвычайно важно. Вы знаете, что проходил соответствующий Форум по образованию на ВДНХ, где была представлена отечественная продукция и где у всех участников была возможность с ней ознакомиться, для того чтобы она закупалась именно в рамках национального проекта «Образование» и в нашей текущей деятельности.

Хочу отметить, что в последнее время и национальный проект «Образование» тоже дает на это соответствующий счет, это развитие системы дополнительного образования. Конечно, здесь есть очень серьезное движение вперед. Это всем известные и технопарк Сириус, и Кванториумы, и ряд других активностей для того, чтобы обеспечить равные возможности и равный доступ нашим детям к дополнительному образованию. И чтобы соответствующая инфраструктура создавались не только в городе, но и на селе. И это, наверное, самое важное.

К 2022 году нам нужно будет создать 900 тысяч новых мест, при этом в 2019 году – 150 тысяч. Для школ, расположенных в сельской местности, в малых городах должны быть созданы центры цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профиля с охватом не менее 400 тысяч детей.

Получат развитие и такие формы, которые уже вам привычны – IT-центры дополнительного образования детей на базе вузов. Здесь я хотела бы обратить внимание, на то, за что иногда звучит справедливая критика. Речь идет о достоверности показателей по тем детям, которые получили дополнительное образование. Хочу обратить внимание, услуги и их учет – это хорошо, но все-таки нам хотелось бы иметь данные, какое количество детей охвачено дополнительным образованием, чтобы не девальвировали те мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта «Образование» всеми возможными активностями.

И наконец, среднее профессиональное образование, о котором я тоже не могу не сказать. Это, безусловно, популяризация рабочих профессий. Мы отмечаем качественное изменение в этой сфере, которые будут продолжены. Из нормативно-правового регулирования отмечу, что одной из задач на 2019 год является внесение изменений в Перечень профессий и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, и перечень профессий и специальностей СПО на основе актуализации справочника профессий. Эта доработка должна обеспечить функционирование системы подготовки кадров в соответствии с запросами реальной экономики рынка труда соответствующих регионов, сферы услуг, малого предпринимательства, появления профильно-цифровых профессий с целью ускоренной подготовки кадров для цифровой экономики.

Конечно, здесь важным элементом стал механизм демонстрационного экзамена. В 2018 году пилотная апробация внедрения в систему СПО этого экзамена по стандартам WorldSkills охватила свыше 30 тысяч обучающихся из более чем 600 образовательных организаций. Уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills, продемонстрировали 8,5 тысяч выпускников из числа сдавших демонстрационный экзамен. По итогам 2018 года и текущего периода 2019 года разработаны и утверждены 85 ФГОС СПО, в рамках которых ГИА проводится в форме демонстрационного экзамена. Конечно, эту работу мы продолжим и будем ориентироваться на те профессии, которые важны и востребованы на рынке труда. Здесь я хотела бы обратить внимание на такие профессии, как педагог дошкольного образования, сестринское дело, наладчик компьютерных сетей, мастер обработки цифровой информации и другие.

Здесь также очень важно обновление материально-технической базы. Существенные ресурсы на это были использованы в 2018 году. Это были 62 организации в 41 регионе страны. А в 2019 году на эти цели предусмотрены уже в два раза больше финансовых ресурсов и победителями отбора уже стали 145 организаций из 65 регионов страны. Я напомню вам, уважаемые коллеги, что в августе в Казани проводится мировой чемпионат по стандартам WorldSkills. Пользуясь сегодняшней Коллегией хочу пожелать нашим ребятам, нашей команде исключительно успеха. Мы будем за них болеть.

Хочу пожелать успехов в работе новому Министерству. С 2019 года оно начало функционировать полноценно. Задач, которые, Ольга Юрьевна, перед вами стоят – непочатый край. Работы хватит всем. Искренне всему вашему большому коллективу и коллегам из регионов, экспертных, образовательных организаций, желаю успеха. Будем совместно трудиться!

Яндекс.Метрика