ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК




  Интервью с первым заместителем председателя Правительства Ульяновской области, Почетным работником общего образования Российской Федерации, кандидатом филологических наук Екатериной Владимировной УБОЙ

Сегодня в выполнении мероприятий госпрограммы патриотического воспитания принимают участие 21 федеральный орган исполнительной власти и все субъекты Российской Федерации. Такой охват ставит перед всеми исключительные задачи по консолидации и выработке эффективного межведомственного взаимодействия. На сегодняшний день существует мнение, что молодежь сейчас не патриотична – это дань моде и не более. Вы согласны с этим утверждением? Каковы причины низкого уровня патриотического воспитания нынешней молодежи? Какие направления в государственной молодежной политике Вы считаете приоритетными?

Во все времена принято ругать молодежь, хотя бы потому что они якобы слабее чем старшее поколение, у которого есть ресурсы и опыт. Молодежь сегодня разная. Я знаю многих ребят, которые переезжают из мегаполисов, для того, чтобы жить и работать на благо региона, города, в котором они родились и выросли. Потому что это их родной край, и они хотят развивать его. Конечно, это не типовая модель для нынешнего поколения, но в большинстве случаем это действительно так. Часто общаюсь с молодежью позитивной, светлой и талантливой. И если нас, взрослых, что-то не устраивает в сегодняшней молодежи, то мы должны последовательно делать вклад в воспитание и их развитие. Сама по себе молодежь не станет патриотичной, это всегда действие. Наша задача – направить их по правильному пути. Это наш вклад в будущее региона и мы должны сделать все, от нас зависящее. Мы должны прививать и нашему молодому поколению ценности милосердия, добровольчества и взаимной поддержки, чтобы наше общество сохраняло свои исконные традиции, делающие нас единой семьей.

Относительно направлений молодежной политики, то на уровне региона она реализуется в самых разных сферах – от государственной поддержки молодежных объединений до развития молодого предпринимательства, от премий для юных дарований и молодых ученых до обеспечения жильем молодых специалистов и молодых семей. Тем не менее, мы понимаем, что сегодня есть ряд имеющихся проблем и приоритетных вопросов, задач, требующих решений.

Первым таким моментом является отток молодого населения. Вслед за призрачными надеждами молодежь покидает регион в поисках лучшей жизни – в крупных городах, в столице и за рубежом. Пусть процент «утечки» не большой, но на протяжении нескольких лет он остается стабильным. И это вполне можно назвать серьезной проблемой – студенческое сообщество, активисты и волонтеры, молодые специалисты, – вот сила, которая решает насколько успешным будет развитие Ульяновской области и всей страны. Поэтому сегодня перед нами стоит сверхважная задача – сохранить молодежь, а значит – обеспечить на многие годы вперед наше развитие.

Возникает закономерный вопрос – как это сделать? Для меня абсолютно очевидно, что молодые люди ждут от нас конкретных мер по решению своих проблем, связанных с получением достойного образования, гарантированного трудоустройства, приобретения доступного жилья и создания условий для ведения активного и здорового образа жизни.

Для этого, еще в прошлом году мы начали работу над Стратегией развития молодежи Ульяновской области до 2030 года. Она уже почти готова и должна появиться до середины апреля. В ней мы должны постараться учесть все потребности молодых ульяновцев, все изменения в молодежной среде, все новые «тренды».

Но, несмотря на то, что молодые люди ждут нашей помощи, они во многом готовы сами создавать и строить свое будущее, а значит и будущее нашей страны.

Поэтому, – второй важный момент! – Мы должны дать возможность самой инициативной группе населения направить свою активность в нужное русло, помочь ей реализовать свои стремления и надежды.

Конечно, в нашем регионе уже сейчас есть масса возможностей заявить о себе добрыми начинаниями, реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, занять достойное место в жизни. – Выстроена и реализуется целостная система поддержки талантливой молодежи через региональные губернаторские конкурсы молодежных проектов. Для молодых специалистов, которые едут на работу в сельскую местность и в рабочие поселки, в области действуют дополнительные меры поддержки. Я уже не говорю о проводимых мероприятий и форумов.

У нас есть определенные условия для того, чтобы молодые люди могли реализовать свои амбиции на политическом поприще и в сфере муниципального и государственного управления:

на территории области сформированы молодежные политические институты. Я имею в виду институты-дублеры, такие как Молодежное правительство, Молодежный парламент, Молодежная городская дума и многие другие. Это очень важно, потому что через наставничество молодежь приобретает новые компетенции и вовлекается в управление регионом;

действует сеть общественных организаций, позволяющая подрастающему поколению найти свое место в сфере студенческого самоуправления, волонтерского и патриотического движения;

Разумеется, мы должны вести нашу дальнейшую работу в уже сложившейся логике. А это значит, что мы продолжим:     формировать и поддерживать институты, через которые молодежь может раскрыться и проявить себя,  оказывать всестороннюю помощь молодым и талантливым ребятам и сотрудничать с самыми разными общественными организациями.

Настоящий патриотизм – это, прежде всего, образованный патриотизм. Чиновники и эксперты разных уровней говорят о необходимости возродить советский опыт военно-патриотического воспитания. Правильный ли это подход, на Ваш взгляд, и какие реальные шаги уже предприняты? В школах военно-патриотическое воспитание заканчивается, как правило, организацией встреч с ветеранами. Можно ли научить патриотизму и что надо делать, чтобы патриотическое воспитание было эффективным? С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание? Какие новые формы и средства необходимы для работы с молодежью? Есть ли пример для подражания у современной молодежи?

Наше будущее должно строиться на духовных скрепах,  и такой скрепой является патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, нашей  культуре. Это ответственность за свою страну и ее будущее.  Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике.

Почему во время Великой Отечественной войны даже у самого простого молодого человека открывались духовные и физические возможности, которые двигали его по тяжелым дорогам войны, вели его к победе? Такими людей воспитала советская школа. Да, действительно,  на федеральном уровне уже неоднократно говорили о том, что нужно возвращаться к лучшим традициям советской школы. Именно об этом мы говорим у себя в регионе несколько лет и уже достаточно далеко продвинулись по этому пути. Хочу процитировать небольшой отрывок из интервью Министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой по этой теме: «Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны? Мы – народ пассионарный, мы мелко мыслить не умеем. Когда-то мы первыми полетели в космос, а сегодня мы бьемся за новые высоты в технологических отраслях. У нас страна, уважающая знание. Чем плоха эта наша традиция?»

Говоря простым языком – за какие традиции мы выступаем?

  • За воспитание гражданственности и патриотизма. Например, Пост № 1.
  • За трудовое воспитание. Это аграрные классы или студенческие трудовые отряды, например.
  • За умение поддерживать друг друга. Мы занялись серьезно проблемой формирования сплоченного общества в Ульяновской области, создаем «Программу воспитания человека», развиваем добровольчество и волонтерство.
  • За подготовку к защите Родины. Это проведение соревнований как в рамках реализации комплекса ГТО (а наше – ГТЗО), вовлечение школьников в движения «Юнармия» и «РДШ».
  • За уважение государственных символов. Мы ввели клятву гражданина при получении паспорта, и такая торжественная церемония прошла недавно – в День области.
  • За память о погибших и за уважение к старшему поколению. Это реализация таких проектов, как, например, «Имя героя – школе!», «1418 огненных верст», «Марш Победы».
  • За политическую грамотность молодежи. Это введение политинформации в школах.
  • За почтительное уважение к педагогам и престиж профессии учителя. С этого года мы начли разрабатывать  региональный закон «О статусе педагогам, который направлен на поддержку учителей.

Никто не может поспорить с тем, что это важно и нужно. Именно для решения этих задач в регионе появилось движение «За советскую школу!», которое выступило инициатором возрождения лучших советских практик. Нам удалось, например, вернуть в школу военную подготовку и возродить институт старших вожатых. Сейчас более 80 % школ имеют в своем штатном расписании эту должность, и эти ставки обеспечены специалистами, которые ведут воспитательную работу с детьми. Мы один из немногих регионов России, где не прерывалась традиция проведения областных военно-спортивных игр для школьников «Зарница» и студентов профессиональных оргнизаций «Орленок».

Еще одним важным достижением в этом плане стало и то, что возродили Почетный караул «Поста № 1», который реализуется во всех муниципалитетах уже около пяти лет. В этом году в преддверии 9 Мая и в День Победы на Пост № 1 по всей области у обелисков и вечных огней заступят около 4000 школьников и студентов. Но ядром проекта является город Ульяновск, где на площади 30-летия Победы школьники несут вахту памяти у вечного огня круглогодично без выходных, праздников и каникул. На весь год составлен график несения Вахты памяти среди образовательных организаций Ульяновска. Патриотическое воспитание начинается с самого рождения ребенка, с его семьи. Со знакомства с природой родного края, традициями своего народа, изучения родного языка, формирования чувства гордости за свою малую и большую Родину. Поэтому реализуем еще один проект «Имя героя – школе». Всего в регионе «именованных» школ уже около 100. Кто такие герои для нас? Это не только Герои Советского Союза или Герои России, совершившие боевые подвиги, это деятели культуры и искусства, выдающиеся педагоги, врачи, ученые, Герои Социалистического труда, прославившие свою малую Родину или внесшие значительный вклад в развитие этой же школы, родного села. Зная героев среди земляков прошлого и настоящего, ребенок должен не только четко представлять свои жизненные цели в будущем, но и осознавать, кем он является в настоящем.

Нам нужно неустанно формировать установку: «Начни с себя!», прояви свою активную позицию по отношению к земле, на которой живешь, стань активным по отношению к своей жизни. Современная молодежь активно включается в добровольческую деятельность, ради интересной идеи ребята готовы жертвовать личным временем. Также ребята нацелены на получение быстрого результата, вот эти особенности и надо использовать, на мой взгляд, для поиска новых форм работы с молодежи, в том числе по патриотическому воспитанию.

Отмечу, что во всех этих начинаниях нас поддержали те люди, которые не понаслышке знают о лучших советских традициях в образовании – движение «За советскую школу». 

Относительно примеров для подражания, то все знают, какие сильные патриотические чувства вызывают у нас победы наших спортсменов на Олимпиадах, на Паралимпийских играх, на других крупнейших соревнованиях. В этом смысле спорт, безусловно, является одним из важнейших факторов, способствующих воспитанию патриотизма. Здесь очень важно продолжить развивать массовый спорт – и, прежде всего, студенческий спорт. Нам нужно развивать соревновательный дух между школами, вузами, техникумами. Поэтому на региональном уровне у нас есть замечательная традиция - легкоатлетическая эстафета - главное спортивное мероприятие. И в этом году в нашей области она пройдет уже в 76 раз.

Военно-патриотическое воспитание и вообще воспитание подрастающего поколения – тоже сфера национальной безопасности. Можно ли сказать, что сегодня мы воспитываем своих детей с учетом этого фактора?  Что Вы думаете об Ульяновском опыте военно-патриотического воспитания, о кадетах?

Настоящий патриотизм – это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству.

Сегодня образовательные учреждения, по сути, создают новых граждан, формируют их сознание. Они передают память поколений, ценности, культуру, определяют те идеи и то видение будущего, которые будут продвигать общество вперед через несколько десятилетий. В этом плане особую роль занимает кадетское образование. И в последнее время, очень большой спрос на это направление. Например,  более 50 молодых ребят ежегодно произносят торжественную клятву при поступлении в  Карсунский кадетский корпус. Это одно из лучших учебных заведений, где есть замечательный педагогический коллектив, благодаря их работе кадетское образование выполняет свои главные социальные функции. Они передают воспитанникам важные знания и навыки, формируете в них гражданскую сознательность и патриотизм. Обучение там – настоящая школа жизни. Потому что быть кадетом – значит брать на себя дополнительную ответственность за честь кадетского имени и честь кадетской формы. Это значит быть смелее, сильнее, результативнее. Кадеты являются примером для всех остальных школьников. И Ульяновская область по праву гордится ими.

Стратегически важным учебным заведением для нашей региональной  и общенациональной идентичности выступает гвардейское суворовское военное училище, которое в прошлом году отметило свое 100-летие. За эти годы училище подготовило тысячи настоящих защитников Отечества. Сегодня совместно с Минобороны ведется масштабное восстановление суворовского училища. Учебное заведение обещает стать передовым и соответствовать всем последним образовательным стандартам.

Среди организаций среднего профессионального образования мне бы хотелось выделить Димитровградский технический колледж, где в полной мере нашли свое применения лучшие традиции воспитания в духе казачества. Это образовательное учреждение является самым крупным в Ульяновской области. Его история насчитывает уже более 40 лет. Главной особенностью колледжа является казачий кадетский корпус. Здесь казачий компонент введен в образовательных программах по предметам «История», «Литература», «История  казачества»,  «ОБЖ». Уроки ОБЖ проходят не за учебниками. Ребята занимаются строевой подготовкой, осваивают навыки медицинской помощи. Студентов учат фланкировке шашками (искусство крутки шашек), верховой езде, топографии. Все преподаватели корпуса казаки. Среди них, например, есть атаман Симбирского окружного казачьего общества Волжского войскового казачьего общества Сергей Анатольевич Дедюев.

Расскажите о реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на территории Ульяновской области, в том числе о совместном проекте с Музеем истории ГУЛАГа и Фондом Памяти.

Впервые такая программа была принята в 2001 году и дала старт многим спортивным, музейным, исследовательским проектам, наполнила новым содержанием уникальные традиции работы с подрастающим поколением, сложившиеся в нашем регионе. На уровне области  программа патриотического воспитания  содержательно дополняет мероприятия федеральной программы. Сегодня в нее входят такие мероприятия, как развитие волонтерского движения, поисковая работа, организация военно-спортивных игр, походов, вахты Памяти, воспитание в обществе уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны и труда и многое другое. Например, сейчас в регионе действует проект по присвоению городам и селам нашего региона, отличившимся в годы Великой Отечественной войны своими трудовыми подвигами, высокого звания «населенного пункта трудовой славы». Это позволяет нам не только увековечить заслуги наших земляков, но и создать в таких городах соответствующие музеи, музеи под открытым небом, разбить там аллеи трудовой славы. Кроме того, проводить в учебных заведениях тематические занятия и классные часы, повествующие детям о достижениях их героических предков и позволяющие с молодых лет воспитывать в них гордость за родную землю, за родной народ, за всю необъятную Россию. В перспективе в рамках программы мы планируем запустить новый проект «100 памятных мест Ульяновской области», который будет посвящен наиболее важным и интересным местам для посещения и изучения истории нашего края.  К выполнению мероприятий программы активно привлекаются  наши крупнейшие просветительские организации, такие, к примеру, как Русское географическое и Российское историческое общества. Они имеют серьезный, очень хороший ресурс для патриотического воспитания. Также в этом году мы реализовали образовательно-просветительский проекта проект с  Музеем истории ГУЛАГа и Фондом Памяти – распространение знаний об истории репрессий и сохранение памяти о жертвах. Мы стали первым регионов,  куда они привезли свою  модульную выставку «История ГУЛАГа. Система и жертвы». Она рассказывает о системе исправительно-трудовых лагерей, в которых отбывали наказание осужденные не только за бытовые и уголовные преступления, но и по политическим мотивам. Отдельные выставочные модули были посвящены экономике ГУЛАГа и строительству Беломорско-Балтийского канала, сооружение которого велось в основном силами заключенных в рекордно короткие сроки. Особое место в экспозиции занимают воспоминания очевидцев эпохи – узников лагерей и членов их семей, на которых непосредственно отразились репрессии. В экспозиции было представлено более 30 экспонатов: это и фотографии, и видеоинтервью, и модульная карта, и личные вещи репрессированных. Такое мероприятие вызвало неоднозначную оценку со стороны ульяновцев, но, это часть нашей истории, наш долг – не допустить забвения. Сама память, четкость и однозначность позиции, оценок в отношении тех мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в марте текущего года завершился прием заявок на конкурс предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям (за исключением казенных учреждений), на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. В конкурсе могут принять участие и школы, и дома культуры, и библиотеки. Это особенно актуально для малых городов, где общественные объединения не так активны. Насколько активно участвует в этом конкурсе Ульяновская область?

Для начала  хотелось бы отметить, что в нашем регионе достаточно активно работает большинство общественных организаций, особенно в сфере патриотического воспитания населения Ульяновской области. Одни только «Волонтеры Победы» и «Поисковое движение России» чего стоят.

В настоящее время на конкурс предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям от Ульяновской области подано более 15 заявок, 5 из которых полностью соответствовали всем правилам проектного управления, а так уже условиям приема конкурсных работ. Результатов пока нет, но мы надеемся на поддержку.

Отмечу, что на региональном уровне мы не первый год реализуем грантовую поддержку молодежных общественных организаций. В их числе - Губернский конкурс грантов, в рамках которого в этом году было подано около 20 проектов в сфере патриотического воспитания молодежи. Также в рамках общественного проекта ПФО «Герои Отечества» запущен конкурс «Лучший музей на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих деятельность на территории Ульяновской области», направленный на увековечение памяти Героев Ульяновской области. Итоги будут известны в конце мая 2019 года, а победитель отправится на окружной этап.

Важнейшую роль в реализации государственной программы патриотического воспитания должны играть общественные организации и движения. Создание детских и молодежных организациях могло бы быть начальной ступенью к патриотическому воспитанию молодежи? Мы знаем, что четвертый год в Ульяновской области при поддержке Губернатора динамично развивается региональное отделение военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Расскажите подробнее о ее деятельности.

Стратегия развития воспитания в России вдохновила нас на создание региональных проектов по развитию ученического самоуправления, детских общественных организаций, добровольчества, которые направлены на воспитание активного гражданина своей страны, региона, готового включиться в решение важных государственных задач. Эти проекты запущены в Ульяновской области совсем недавно: «Детская общественная палата», «Современная модель ученического самоуправления».

Так, два года назад был презентован проект «Детская общественная палата Ульяновской области». В декабре прошлого года  был уже сформирован второй состав палаты, во многих муниципальных образованиях появились местные детские общественные советы. В составе только активисты детских общественных организаций со всей области, представители региональных отделений таких всероссийских детских объединений – «Российское движение школьников» и «ЮНАРМИЯ». Детская палата работает в тесном связи со взрослой Общественной палатой, но обсуждает вопросы и реализует проекты, интересующие детей.

Со следующего учебного года мы будем запускать новую модель ученического самоуправления по аналогии системы нашего государства. Этот проект позволит воспитать «профессионального гражданина», который понимает свою ответственность и знает не только свои права, но и обязанности, правильно расставляет акценты, понимает, кто за что должен отвечать. И выйдя из стен учебного заведения, он будет понимать, как нужно участвовать в жизни общества. Поэтому мы планируем, что во всех школах появятся республики, во главе каждой из них будет президент. 

Конечно, активное участие в этих проектах принимают наши юнармейцы. На сегодняшний день в нем задействованы 2300 тысячи школьников. Когда мы создавали региональный штаб «ЮНАРМИИ» в 2016 году, то основной задачей определил не количество юнармейцев, а качество воспитательной деятельности. Мы считаем, что эта задача выполняется. Нам в числе пилотов в 2018 году было доверено реализовать проект «ЮНАРМИЯ. НАСТАВНИЧЕСТВО», наши юнармейцы в 2017 и 2018 годах показали высокие результаты на всероссийской юнармейской игре «Победа». Юнармейцы активные участники всех значимых событий, связанных с патриотическим воспитанием, каждый год они участвуют в параде на День Победы, являются победителями областных конкурсов и фестивалей, осуществляют тесное взаимодействие с воинскими частями, выезжают в юнармейские лагеря, на всероссийские слеты. 12 апреля наши юнармейцы посетили Центр подготовки космонавтов в г.Королев, теперь космонавты с ответным визитом готовы приехать к ребятам в Ульяновск.

В 2019 году принято решение о создании в стране центров - «ДОМ ЮНАРМИИ», на базе учреждений культуры Минобороны России в десяти городах страны, в том числе в Ульяновске. Назовите основные моменты реализации данного проекта.

Да, мы действительно вошли в число 11 регионов, где будут созданы такие центры военно-патриотического воспитания «ДОМ ЮНАРМИИ». Сегодня у нас есть утвержденный Губернатором Сергеем Ивановичем Морозовым дорожная карта, которая предполагает пошаговую работу по реализации этого проекта. У нас определено место - «Дом Офицеров Ульяновского Гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации. Мы предполагаем, что в «ДОМЕ ЮНАРМИИ» будут организованы занятия для юнармейцев в возрасте от 8 до 18 лет по военно-патриотическому, военно-историческому, туристско-краеведческому, экологическому, художественно-эстетическому направлениям, а также по личностному развитию и техническому творчеству. Мы рассчитываем реализовать проект к 2020 году.

 

КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ

09.10.2019

09.10.2019

08.10.2019

07.10.2019

01.04.2019

читать далее