Вестник Образования России - Л.Н. БОКОВА: «ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ СОЕДИНЯТЬ В СЕБЕ ЛЮБОВЬ К УЧЕНИКУ И ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ – ЭТО СОВЕРШЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow Л.Н. БОКОВА: «ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ СОЕДИНЯТЬ В СЕБЕ ЛЮБОВЬ К УЧЕНИКУ И ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ – ЭТО СОВЕРШЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ»
    
Версия для печати Печать...

16.07.2013

Накануне нового учебного года сотрудники редакции журнала «Вестник образования России» встретились с членом Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, культуре, образованию и информационной политике Людмилой Николаевной Боковой и обсудили актуальные на сегодняшний день темы, касающиеся реформ в сфере образования.

- Людмила Николаевна, как Совет Федерации Федерального Собрания РФ влияет на государственную образовательную политику?

- Наш комитет достаточно масштабный, мы занимаемся не только образованием, но и наукой, информационной политикой, культурой, т. е. охватываем достаточно объемный комплекс проблем, системно подходим к рассмотрению вопросов, в том числе и сферы образования. И мне очень нравится такой подход, нельзя решать вопросы образования, не затрагивая культуру, нельзя решать вопросы образования, не затрагивая ту же информационную политику, потому что все взаимосвязано.

В рамках нашего Комитета огромное количество работы связано прежде всего с законотворческой деятельностью. Мы приняли для себя решение, что включаемся в процесс работы над законом на начальной стадии, то есть как только законопроект появляется, выходит на «нулевое чтение», уже идет его детальное обсуждение. Когда к нам приходит «готовый продукт», совместно с аналитическим и правовым отделами мы «от» и «до» знаем, как рассматривалось то или иное решение. Это играет определенную роль в принятии более качественного документа, и, когда мы одобряем ту или иную концепцию, уже понятно, о чем мы говорим. Недавно у нас обсуждался законопроект о рекламе, который мы не поддержали, хотя может быть его концепция и хороша (количество времени, отводимого на рекламу детских передач, должно увеличиться, и это должно пойти на развитие детского телевидения), но тем не менее мы не поддержали эту концепцию, так как считаем, что неясно, пойду ли деньги на это развитие. Дети и реклама не очень совместимые вещи, здесь должна быть жесткая государственная политика, мы это отразили в Национальной стратегии действия в интересах детей.

У нас осуществляется активная работа с регионами, потому что мы - палата регионов и, соответственно, много времени проводим в своих профессиональных сообществах. Я всегда говорю, то, что решается в образовании на федеральном уровне, должно быть понятно простой учительнице маленькой сельской школы, вот тогда у нас будет динамично развивающаяся система образования, мы будем слышать и понимать друг друга.

Еще одно направление нашей работы – это международное сотрудничество, мы обращаем внимание на процессы, которые развиваются в других странах. Не так давно мы побывали в Великобритании, посмотрели школы и высшие образовательные учреждения. Где-то мы можем перенять их опыт, где-то процессы у нас развиваются одинаково, здесь мы можем найти понимание. Например, в Великобритании меня заинтересовал вопрос о том, как ребенок социализируется в школьной среде, адаптируется к обществу. У них огромное количество миграционных потоков, и это осложняет систему работы. Мне очень понравился их подход: вошел ребенок в школьную среду, и специальные тренера, психологи, социологи индивидуально с ним работают, ведут его до тех пор, пока не будет понятно, что ребенку комфортно, что он адаптировался к школьной среде. Может быть, и нам не помешало бы взять на вооружение такие подходы. В Великобритании точно так же, как и мы, обеспокоены сегодня подготовкой инженерных кадров. Такие науки, как математика, физика, химия, тяжело даются, их тяжело преподавать, тяжело выводить детей на более высокий уровень, на олимпиадные задания. У них действительно работает система в этом направлении. Для нашей страны это тоже одна из проблем. Мы договорились о более тесном сотрудничестве в системе высшего образования. Это помогает понять: мы не замкнутая страна, мы общество - часть мирового сообщества, и многие процессы действительно одинаковые.

- Безусловно, вы участвуете в законотворческой деятельности, одобряете законы. А кроме этого, как Совет Федерации открыт для общества, для обсуждения тех процессов, которые предполагается осуществить?

- Если возникают дискуссионные темы в обществе, мы стараемся привлечь экспертное сообщество. Чтобы понять, что сегодня не так, почему возникла та или иная дискуссия, у нас проводится достаточно много мероприятий: круглые столы, заседания экспертных сообществ, парламентские слушания. Недавно состоялся круглый стол на тему «Частно-государственное партнерство в системе дошкольного образования», в котором приняли участие и сотрудники Правового управления Аппарата Президента РФ, и представители региональных законодательных собраний, и депутаты Государственной Думы, и представители надзорных органов системы образования. Мы делились опытом, находили подходы, и все ведомства так или иначе начали влиять на этот процесс.

- А как директор школы или учитель может ознакомиться с результатами обсуждений, проводимых Советом Федерации?

- На сегодняшний день у нас есть два очень успешных проекта – это новый сайт Совета Федерации, который по всем оценкам получил признание очень широкой информационной площадки, практически работа каждого сенатора открыта. Постоянное обновление информации, постоянные поток этой информации. У каждого сенатора есть свой блог, который он ведет и отвечает на те вопросы, которые в блогах задают. Это очень важно, когда в обществе возникает какая-то дискуссия, я даю свои комментарии на эту тему, мне либо возражают, либо что-то советуют. Второй проект - это телевидение Совета Федерации - тоже хорошая коммуникационная площадка.

По итогам мероприятий, проводимых Советом Федерации, принимаются итоговые документы. Они вывешиваются на сайте, и любой желающий может с ними ознакомиться.

- Вы являетесь сенатором от Саратовской области. Что бы Вы могли рекомендовать законодательному собранию региона в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

- Закон об образовании - действительно очень близкая для меня тема, потому что мы непосредственно участвовали в принятии многих статей этого документа, проводили дискуссии на региональных площадках. В период принятия закона у меня было 7 таких площадок в Саратовской области. В областной Думе я собирала представителей профсоюзов, региональных отделений педагогического собрания, учителей, директоров школ. Я им очень благодарна, потому что многие позиции они высказывали открыто, объективно.

Теперь закон принят, и задача каждого региона - принять свой закон. Процесс подготовки уже идет, думаю, что к августу месяцу уже будет готов модельный проект, который можно будет обсудить на августовских совещаниях. Хотя еще до принятия федерального закона регионы уже готовились к тому, какие изменения будут вносить в свою законодательную базу.

Какие могут быть трудности здесь? Во-первых, дошкольная система образования стала уровнем общего образования, и, соответственно, необходимо встроить этот уровень во всю эту систему. Это повлечет за собой принятие дополнительных обязательств на регион, и это нужно очень тщательно продумать. Еще одна болевая точка - это профобразование. Начальное профессиональное образование становится уровнем среднего профессионального образования, то есть это повлечет за собой процесс оптимизации сети, и, конечно, мне бы хотелось, чтобы здесь подходили не по-чиновничьи, а объективно, учитывая условия необходимости развития такого рода образовательных учреждений, потребности самого региона с учетом его социально-экономической базы. И обязательно с привлечением работодателей, бизнес-сообщества к этим процессам.

- Вы предполагаете, что законодательные собрания субъектов РФ в августе будут рассматривать законопроект. Получается, что нормативная база по региональным законопроектам не совсем готова, еще не принят федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который тоже может повлечь за собой изменения в нормативных актах законодательных собраний регионов. Регионы будут ждать нового закона? ФЗ 273 вступает в силу с первого сентября, регионального закона еще нет, чем руководствоваться директору школы?

- Нет, я думаю, что они не должны ждать. Они должны уже быть готовы к тому, чтобы свой законопроект, адаптированный с учетом региональных особенностей, уже был подготовлен.

Федеральным законом нужно руководствоваться в обязательном порядке. Большинство статей вступают в силу с первого сентября. Часть из них – концептуальные –  уже работали как процесс, но не были закреплены законодательно. Например, дистанционные технологии и сетевое сотрудничество уже были введены в школах, но на законодательном уровне этого не было. Поэтому регионы уже работали в этом направлении, а сегодня это подкреплено законом. А есть статьи, которые влекут за собой изменение названий образовательных организаций, то есть нужно вносить коррективы в устав образовательных организаций – это деньги. Соответственно, мне бы хотелось, чтобы никто никого не подгонял, не торопил, не заставлял, не принуждал. То есть первого сентября директор школы не должен бежать снимать вывеску. Многие статьи закона относятся к переходному периоду, который может быть завершен до 2016 года.

Возникает вопрос о легитимности документов об образовании. Выпускник получает аттестат, его заверяют в одной территории печатью старого образца, а в другой территории пишут «образовательная организация». Фактически по закону школа или гимназия имеет уже другой статус. В данном случае все должно быть спланировано на уровне регионов. Де-юре и де-факто здесь надо разводить. По факту они сохраняют свой статус, выдают документы об образовании легитимно. Но как только они внесут коррективы в свои уставы, вот тогда уже необходимо внести все остальные изменения, в том числе в печати, вывески, бланки. Необходимо финансирование этих процессов, и как только все это будет сделано, все будет вполне легально. Процесс будет продолжаться до 2016 года. Каждый регион должен сделать план переходного периода, своеобразную «дорожную карту». Очень многое нужно предусмотреть на переходный период, сделать его поэтапным, то есть наметить конкретные сроки, когда все будет реализовано, чтобы не возникало различных юридических казусов. Не думаю, что будут сложности. На сегодняшний день в Саратовской области многие школы перешли в статус лицея, то есть они были обычными средними образовательными организациями, а мы, скажем так, решили увековечить память нашего земляка, у нас многие лицеи стали носить имя Столыпина Петра Аркадьевича. Я была на открытии, и это была первая школа, где я стала работать как молодой специалист. Пришла туда работать в среднюю образовательную школу, и в сентябре они оформили все документы на то, что они переходят в статус лицея, и уже в мае месяце был первый выпуск, который получил аттестат, где прописано, что они закончили лицей. Теперь им нужно будет вносить еще одну коррективу, чтобы стать образовательной организацией «Лицей им. Петра Аркадьевича Столыпина».

- Еще одна острая проблема, которая обсуждается в обществе, это вопрос о введении школьной формы. Как Вы считаете, должна ли она быть унифицирована, единообразна для всех образовательных организаций, или школы сами могут выбирать фасон, цветовую гамму? Потому что от специалистов на уровне депутатов Государственной Думы прозвучали такие речи, «что было бы очень здорово, мы загрузим нашу легкую промышленность, мы дадим туда огромные бюджетные деньги…», и тогда мы практически вернемся к тому образцу, который имели в 80-90-х годах прошлого века?

- Моя личная позиция по поводу введения школьной формы. Форма нужна сегодня в обязательном порядке. В Саратове на региональном уровне приняты рекомендации о том, чтобы школьная форма была предусмотрена. У нас многие школы, которые дорожат своей репутацией, дорожат своим статусом, хотят, чтобы школьная форма была введена. Ученики начальных классов в обязательном порядке ходят в школьной форме, школьники постарше используют элементы школьной формы, то есть какую-то атрибутику. На уровне школы разработали свой локальный нормативный документ, который рекомендовал, что ученик должен соответствовать определенному стилю, и какие-то атрибуты фиксировались. Но при этом мы подошли к нему через обсуждение с родителями и детьми. Затем мы посмотрели, какая школьная форма есть, какие предприятия, какие фирмы ее выпускают. Мы смотрели на ее санитарные, этнические нормы, на ее практичность и, проанализировав рынок и обсудив с родителями, договорились, что у нас будет введена школьная форма.

- А должна ли эта позиция вноситься в устав школы?

- Опыт Саратовской области показывает, что в уставе школы все равно эта позиция так или иначе отражена, а также закреплена локальным нормативным документом, где прописаны требования.

Кстати говоря, у нас в регионе есть школа № 95, в которой вообще ничего выдумывать не стали, а вернулись к нашей коричневой форме, которая была раньше. Девочки ходят в коричневых платьях с белыми воротничками, у мальчиков деловой, более современный стиль – жилеты и рубашки. Родители очень довольны, школа находится в особняке, где была раньше женская гимназия, там шикарные лестницы, и ходить в такой атрибутике для каждой девчонки является чем-то важным.

- Мы говорим о школах, которые находятся в городах и крупных поселках. А как обстоят дела в сельской местности?

- Если вернуться к истории и проблематике этого вопроса, то здесь важно учитывать, какой должна быть школьная форма. Нужно учитывать, чтобы это было приятно самому ученику, чтобы она не унифицировала, а действительно создала ему комфортные ощущения. Это один аспект. Другой аспект - это гипоаллергенность, соответствие климатическим зонам - его нельзя не учитывать. Чтобы перейти не некоторый процесс унифицирования, я считаю, что на федеральном уровне и стоит принять какой-то нормативный документ, а может и не стоит, а обойтись методическими рекомендациями, который подписал Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, посмотреть и разработать на уровне региона свои законодательные акты, которые позволят перейти региону на школьную форму. Но опять же образовательные учреждения самостоятельно должны выбирать для себя, какой она будет, какой комплектации и где они будут ее покупать и заказывать. Например, сельская школа может и сшить своим ребятишкам, они же не очень большие эти школы иногда бывают, где-то и 30 учеников, они могут унифицировать какую-то атрибутику, какой-то элемент, исходя из своих реалий. Тем более женщины в селе - мастерицы, они всегда могут найти варианты решений для своих потребностей.

- Исходя из федеральных методических рекомендаций, все-таки каждый субъект РФ должен принять какой-то нормативный акт, я не говорю, что это должен быть закон, это могут осуществить исполнительные власти. Требования должны быть сделаны с учетом климатических зон?

- Это может быть действительно элемент, который учитывает культурные особенности региона, у нас ведь они разные. Национальный оттенок многие носят, я считаю, что это нормально. Но форма должна носить светский характер.

- Сейчас много говорят о патриотическом воспитании детей и молодежи, звучат предложения о введении специальных дисциплин в общеобразовательной школе, хотя это никак не сочетается с Федеральным государственным образовательным стандартом. Но вместе с тем, Ваше отношение к подобной дисциплине? Ранее мы изучали ОБЖ, начальную военную подготовку, которая включала в себя какие-то элементы патриотизма. А как сейчас?

- Прежде чем вводить эту дисциплину, мы должны содержательно наполнить понятие патриотизма для образовательных организаций, то есть что это должно быть: это должно быть какое-то теоретическое понятие или это должны быть какие-то действия, здесь нужно четко понимать. Я считаю, что если мы беремся за патриотическое воспитание, то тогда это должно быть комплексно, органично вписываться в систему работы школы. Что на сегодняшний день мы имеем? У нас есть воспитательная работа в школе, но каждая школа определяет, по каким блокам она будет работать: есть блок патриотического воспитания, гражданско-правового воспитания, духовно-нравственного воспитания и соответственно с определенной содержательной структурой и с определенными мероприятиями по этой цепочке. Каждая школа может взять для себя либо несколько блоков воспитательного направления, либо войти в какой-то один блок, который должен быть более ярким для этой образовательной организации. Поэтому здесь нужно начинать с наполняемости этой тематики. Я знаю, что депутаты выходили с инициативой возобновить начальную военную подготовку в школе, то есть ее элементы. Если есть физико-математический, естественнонаучный профили, то почему у нас не может быть профиль, который ориентирован на силовые структуры? Я поддержала их в этом направлении, вполне рационально. Конечно, у нас есть кадетские школы, но они представлены не так масштабно, всего 20 корпусов на всю Москву.

Что касается саратовского опыта, у нас есть такая практика работы, когда на 4 дня 10-11-классники выезжают на полевые учения, подкрепляются к воинской части, если такие имеются, это вызывает у них очень большой интерес. Это действительно приобщение к другой структуре, к другому ритму жизни, к другой направленности. Видеть летающие самолеты, видеть летчиков, которых они считают героями, - это люди, на которых стоит равняться, они профессионалы и они рядом с тобой. Вот это и есть патриотическое воспитание. Хотя я бы подошла гораздо шире, это и определенная система, которая направлена на работу с семьей, то есть отношение к семье, отношение к малой родине и отношение к большой родине.

- Как Вы относитесь к созданию единой концепции исторического развития российского государства? Какова позиция членов Совета Федерации по данному вопросу, и, исходя из Вашего практического опыта работы, как данная концепция может повлиять на учебники по истории и литературе?

- Буду говорить как историк. Не зная своей истории, очень сложно воспитать человека. Сложно вложить в него определенные ценности, то есть он внутренне должен понимать, в какой стране живет, не каждая страна насчитывает тысячу лет своей государственности, как это создавалось и какие процессы внутри происходили, это достаточно важно. Потому что это как раз формирует те ценности, традиционные ценности, которые вырабатывались многими веками. Поэтому русский язык, история и литература - это одни из очень важных предметов в системе образования.

Что касается преподавания истории и ее концепции. В школе начинают изучать историю России в начальной школе в рамках предмета «Окружающий мир», то есть изучается вообще представление об истории. Я помню, что в советское время, когда я училась в начальной школе, очень много времени отводилось на изучение Великой Отечественной войны. У меня уже в восемь лет были какие-то представления, что такое событие произошло. Сегодня у нас Великая Отечественная война изучается в 9 классе, то есть ребенок в 5 классе глубоко не представляет этих процессов. Стоит задуматься об увеличении количества часов на изучение истории своей страны, истории России, потому что на сегодня этого недостаточно. Тем более что у нас в системе преподавания изучаем параллельно всеобщую историю и историю своей страны. То есть полгода я работаю с детьми над изучением всемирной истории и полгода работаю над изучением истории своей страны, и когда они приходят в следующий класс, мне очень сложно их сориентировать. Но многие учителя сделали этот процесс параллельным, то есть с сентября изучаем и историю своей страны, и всемирную историю. Но все равно я считаю, что здесь тоже нужно вырабатывать единую линию.

Что касается единой концепции исторического развития, здесь, наверное, идея правильная. Идея должна прослеживаться в каждом учебнике. Единый подход к изучению истории породит единообразие в учебниках, вот это сегодня важно, чтобы соблюдались эти требования у каждого автора.

Нам сегодня не хватает к учебникам документального материала, живой истории, живых фактов. Когда непроверенный факт входит в учебник, он нарушает единообразие, единство развития. У нас есть сопровождающая историография, она существует, почему не опираемся на ее подходы? У нас в стране более 600 000 археологов, которые занимаются изысканием артефактов этой истории, они доказывают многие процессы. действительно живой и объективной истории. Поэтому этот фактологический материал нужно действительно проверять, и проверенный он должен войти в учебники. При Министерстве образования и науки РФ создана комиссия, которая будет разрабатывать единую концепцию.

- Знаменитый русский и советский историк Евгений Викторович Тарле говорил: чтобы более-менее объективно оценить тот или иной исторический факт, с момента, когда он произошел, должно пройти сто лет! А мы хотим оценить нашу историю несколько даже ранее. Особенно, мне кажется, здесь масса мнений о процессах распада СССР и формирования Российской Федерации как государства в конце XX века. Здесь могут быть большие трения и в создании учебников в том числе?

- Конечно, они возникнут, потому что мы опираемся только на те документы, которые существуют. А мы знаем, что каждый князь переписывал их на свой лад. На самом деле не это важно, то есть никто не будет современный период вписывать в учебники истории и давать какие-то оценки. Но есть такие учебники, которые уже описывают период нахождения у власти Владимира Владимировича Путина, описывают события и реформы, которые проходили. Реформ было очень много: изменения в Гражданском кодексе, изменения сроков полномочий и т. д. Об этом тоже можно говорить, это уже история. С другой стороны, оценки не надо давать, оценка должна проверяться временем.

- Завершается учебный год, и учителя планируют не только свой отдых, но и подготовку к новому учебному году. Что Вы можете пожелать педагогам, воспитателям дошкольных учреждений Саратовской области и в целом учителям страны в преддверии нового учебного года, года, когда начинает действовать Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»?

- Профессия учителя, в современном моем понимании, - это одна из благороднейших профессий. Чаще всего в этой системе работают люди, которые плотно вошли в нее умом, сердцем. Это настоящие подвижники. Я абсолютно не согласна с теми людьми, которые говорят, что в педагогические вузы идут не совсем подготовленные люди, не выбравшие до конца для себя какие-то позиции. Нет, наоборот: сильные люди выбирают эту профессию, потому что она очень многогранна, многопланова и требует большого количества усилий, прежде всего по самообучению, самосовершенствованию. Это отнимает колоссальное количество времени на самоподготовку и самоотдачу. Важно то, что ты оцениваешь плоды своей деятельности всю жизнь, всегда и постоянно. Каждый урок ты планируешь, но, придя в класс, он все равно идет по-другому, он все равно живет своей жизнью. Иногда бывает эмоциональное выгорание в этой профессии, но все равно эти люди уникальны и неравнодушны к своему делу. Мне всегда радостно бывает, когда кто-то из моих учеников выбирает профессию учителя, приходит в школу. Их может быть немного, но всегда осознаешь, что частичка тебя пришла в школу, и ты видишь, что он ориентируется на твой стиль преподавания, то есть он пытается его развить в другом направлении. По край мере, я как специалист так и формировалась, училась на своем учителе, а потом адаптировала для себя. Поэтому в преддверии принятия и на региональном уровне закона об образовании и работы с ним, хотела бы пожелать не бояться меняться, не бояться учиться жизни, не боятся рисковать, это тоже сегодня важно. Нужно пробовать себя, нужно творить и никогда не останавливаться на достигнутом. Все равно есть другие пути, и ими нужно пользоваться. Но самое главное, если учитель умеет соединять в себе любовь к ученику и любовь к своей профессии, - это то, что называется совершенство, совершенный учитель. Любви, добра, искренности каждому учителю и ученику!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017