Вестник Образования России - А.В. НИКИТИН: «ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА: ЗАКОНЫ — ДЛЯ ЛЮДЕЙ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow А.В. НИКИТИН: «ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА: ЗАКОНЫ — ДЛЯ ЛЮДЕЙ»
    
Версия для печати Печать...

16.07.2013

Федеральные средства массовой информации редко рассказывают о работе законодательных органов субъектов Российской Федерации. Беседа с председателем Тамбовской областной Думы, доктором экономических наук, профессором Александром Валерьевичем Никитиным призвана восполнить этот пробел.

- Александр Валерьевич, за время Вашего руководства Думой сделано немало.  Деятельность регионального парламента  постоянно затрагивает важнейшие сферы жизни. В связи с этим, расскажите, пожалуйста, по каким принципам Вы выстраиваете свою работу и работу Думы в целом?

- Тамбовская областная Дума пятого созыва работает третий год, и можно сказать, что этот период оказался весьма продуктивным для тамбовских законодателей. Мы постарались взять все самое лучшее, что было накоплено нашими предшественниками и одновременно привнести новое – ведь по результатам выборов в региональный парламент в 2011 году он обновился почти на две трети. Изменился не только количественный, но и качественный состав законодателей – в нынешнем созыве, который насчитывает пятьдесят  депутатов,  работают  профессиональные юристы, руководители крупных организаций, врачи, представители педагогического сообщества. И все они привнесли новый взгляд на работу парламентария, и эта новизна сказалась на работе комитетов областной Думы и всего регионального парламента в целом.

Несмотря на то, что в областной Думе представлены разные политические партии, каждая из которых имеет возможность высказывать свою точку зрения на принимаемые законопроекты, политические разногласия не сказываются на работе законодательного органа власти Тамбовщины. Всех нас объединяет одно – мы отдаём себе отчёт в том, что работаем в интересах всех жителей области, и принимаемые законы должны в первую очередь служить их интересам, а не отражать политические амбиции той или иной партии.

- Над какими законопроектами сейчас работают депутаты? Какие фракции наиболее активны? Какой, на Ваш взгляд, положительный опыт Тамбовской областной Думы мог быть использован в других субъектах Российской Федерации?

- Перед началом каждой пленарной сессии депутаты принимают программу законотворческой работы, в соответствии с которой строится работа всего законодательного собрания региона на этот период. Программа – это каркас всего законотворческого процесса, но жизнь всегда вносит свои коррективы в любые планы, и соответственно вносятся изменения в план работы депутатов. Приоритет в работе народных избранников – это бюджетные и социальные вопросы, ведь они во многом взаимосвязаны. Без должного исполнения бюджетных обязательства невозможно и выполнение социальных обязательств. Поэтому депутатский корпус весьма скрупулёзно следит за исполнением главного финансового документа Тамбовщины, вносит в него коррективы, направленные  в первую очередь на выполнение обязательств перед сотрудниками бюджетной сферы – учителями, врачами,  работниками культуры и социального обеспечения. Но в то же время не остаются без внимания и другие животрепещущие вопросы регионального значения.

Какие фракции наиболее активны в работе областной Думы? В нынешнем созыве представлены фракции четырёх партий – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Фракция «Единой России» насчитывает 43 депутата и уже в силу этого она наиболее активна, ибо вся ответственность за принимаемые решения лежит именно на партии, контролирующей большинство мандатов. Но и остальные фракции активно работают как в комитетах, так и пленарных заседаниях.

Что же касается опыта работы, то мы готовы им поделиться с любым из законодательных собраний, которому он будет интересен. Мы открыты для общения и с интересом следим за тем новым, что есть в работе наших коллег.

- Образование – одна из самых обсуждаемых тем. Каково Ваше мнение о принятом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»? Какие изменения будут внесены в законодательство Тамбовской области в связи с принятием этого документа? В чём Вы видите особенность  и отличие разрабатываемого вами законопроекта от федерального закона?

- Я соглашусь с Вами, что вопросы образования, наравне с проблемами медицины,  самые обсуждаемые в нашем обществе. Думаю,  понятно почему – ведь эти вопросы напрямую затрагивают каждого из нас. До прихода в областную Думу я был ректором Мичуринского аграрного университета – вуза с прекрасными давними традициями, многие выпускники которого внесли большой вклад в развитие экономики не только Тамбовщины, но и других регионов страны. Так что проблемы образования мне известны довольно хорошо. И должен заметить, что в последнее время государство прикладывает огромные усилия, чтобы исправить многочисленные ошибки, которые были допущены в 90-х годах.

Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует правоотношения в системе образования Российской Федерации, учитывает правовые нормы, отражающие современные тенденции развития в стране, устраняет дублирующие нормы пока ещё действующих законов Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». На мой взгляд, новый закон призван решить не только проблемы сферы образования, но и в целом стать основой развития человеческого потенциала нашей страны.

Закон ни в коей мере не уменьшает государственные гарантии получения образования, причём особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; даёт возможность самостоятельно формировать индивидуальную образовательную программу, которая предполагает получение знаний и за пределами «родной» школы. Впервые в дошкольном образовании появится федеральный государственный образовательный стандарт. Государство ставит перед собой задачу – обеспечить дошкольное образование каждому «маленькому» гражданину, и чтобы у всех ребят дошкольного возраста была возможность хорошо подготовиться к школе. В общем, каждый гражданин в любом возрасте имеет возможности для образования и профессионального роста.

Новый закон предполагает более жёсткий контроль за качеством образования, при этом впервые будет учитываться оценка общественности, т.е. система образования становится более открытой, демократичной, готовой к диалогу. В нём чётко разведены понятия «государственный образовательный стандарт» и «платные образовательные услуги». Каждому родителю ясно, что стандартом предусмотрен образовательный минимум, который обучающийся обязан получить бесплатно, за государственные деньги, а платные образовательные услуги – это получение учеником знаний, выходящих за рамки стандарта.

Современная экономика требует высокого уровня профессионального образования граждан. Согласно требованиям нового федерального закона об образовании граждане теперь могут получать общедоступное среднее профессиональное образование, которое включает в себя и программы подготовки высококвалифицированных рабочих, и программы обучения специалистов среднего звена. Законом предусмотрена инновационная и исследовательская деятельность в подготовке профессиональных специалистов.

Залогом построения качественного образования, позволяющего нам с уверенностью смотреть в будущее, должно стать формирование в общественном сознании позитивного отношения к профессии педагога. Для этого в законе сохранены все права и меры социальной поддержки педагогических работников. Тамбовская область, как субъект Российской Федерации, в рамках своих полномочий установила дополнительные меры государственной поддержки для педагогов и лиц, отнесённых к молодым специалистам в этой сфере.

С 1 сентября 2013 года начинает действовать новый федеральный закон об образовании и мы, как субъект Российской Федерации, сейчас готовимся работать по новому закону: анализируем нормативно-правовую базу, затрагивающую вопросы образования и науки, изучаем позиции по внесению изменений в нормативные правовые акты области.

В настоящее время администрация области в лице управления образования и науки Тамбовской области разработала новый проект закона «Об образовании в Тамбовской области», который размещён на официальном сайте управления для широкого публичного обсуждения общественности: педагогической, родительской, научной и др. Законопроект учитывает не только требования федерального законодательства, но и особенности нашего региона. Надеемся, что в ближайшее время, депутаты областной Думы познакомятся детально с новым законопроектом и спланируют свою законотворческую работу в сфере образования. Региональные законодательные акты призваны развить и детализировать общие положения федерального закона. Это позволяет учесть особенности того или иного региона и депутаты областной Думы, рассматривая региональный законопроект, будут учитывать этот фактор.

- Какое внимание уделяется проблемам молодёжи? Каковы формы поддержки талантливых молодых людей, в том числе и на законодательном уровне?

- Буквально недавно, на майском пленарном заседании, депутаты приняли решение об увеличении количества областных именных стипендий и  грантов для талантливых тамбовских студентов и молодых учёных. С 1 сентября нынешнего года будет не 30, а 35 именных стипендий – добавляются стипендии в области психологии, журналистики, краеведения, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Также увеличивается количество назначаемых грантов с 13 до 17 для докторантов, аспирантов и обучающихся. На эти цели в областном бюджете зарезервировано свыше одного миллиона рублей. И это только один из примеров особого внимания к проблемам молодёжи. Тамбовская областная Дума тесно взаимодействует с Молодёжным парламентом Тамбовской области, который объединил в своём составе наиболее активную и креативную часть тамбовской молодёжи. И это взаимодействие даёт положительные результаты – наши младшие коллеги весьма активно высказывают свою точку зрения по наиболее актуальным молодёжным проблемам и вносят немало дельных инициатив. Это позволяет депутатам выстроить стратегию работы с подрастающим поколением, которое нуждается в сильной поддержке государства. Это в первую очередь касается молодёжи из социально незащищённых слоёв населения — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На законодательном уровне выстроена целостная система поддержки данной категории молодёжи, и депутаты приложат все усилия, чтобы сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  имели максимально комфортную обстановку для проживания.

- Сегодня в обществе широко обсуждаются темы патриотизма, духовно-нравственного воспитания, любви к малой Родине. Что делается областной Думой, чтобы закрепить решение этих вопросов в региональном законодательстве?

- Темы патриотизма и духовно-нравственного воспитания сегодня как никогда востребованы в нашем обществе. Это показывают не только результаты социологических исследований, но и встречи с избирателями. И этот запрос мы не вправе игнорировать. В середине марта на базе Тамбовской областной Думы под эгидой Комитета по образованию Государственной Думы состоялся «круглый стол» по этой тематике. На него приехали представители многих регионов страны — от Калининграда до Владивостока, и меня лично поразила заинтересованность участников «круглого стола» в обсуждении темы патриотизма и духовно-нравственного воспитания молодёжи в первую очередь. За два дня удалось обсудить только ключевые вопросы, в первую очередь вытекающие из вступающего в действие с 1 сентября нынешнего года федерального закона об образовании. Школа остаётся ключевым звеном в воспитательном процессе подрастающего поколения, но этот процесс необходимо наполнить живыми примерами из богатой истории нашей страны. Отход от шаблонов и трафаретов  в столь важном деле очень необходим, и я надеюсь, что наметившийся в обществе подъём патриотизма позволит воспитать поколение россиян, гордящихся своей Родиной и её историей.

- Александр Валерьевич, существуют ли в регионе дополнительные меры стимулирования педагогических работников?

- Как Вы знаете, Указом Президента Российской Федерации 2010 год был объявлен Годом учителя, целью которого являлось как развитие творческого и профессионального потенциала учителей, так и повышение социального престижа профессии учителя.

Для решения этой задачи Тамбовской областной Думой в 2010 году был принят закон «О дополнительных мерах стимулирования педагогических работников и педагогических коллективов», устанавливающий ряд позиций, которые в совокупности можно рассматривать как механизм комплексного стимулирования педагогической деятельности в развитии творческого и профессионального потенциала учителей, повышение социального престижа профессии учителя, а именно: поддержка молодых специалистов; поощрение лучших учителей; поддержка лучших общеобразовательных учреждений, направленная на материальное обеспечение процесса реализации инновационных образовательных программ, и стимулирование работников, осуществляющих профессиональную деятельность в данных учреждениях.

В период с 2010 по 2012 годы обеспечены ежемесячные стимулирующие выплаты молодым специалистам в размере 2300 рублей. Объем средств областного бюджета, направленный на выплаты молодым специалистам за три года (с 2010 по 2012 годы) составил 26040,2 тыс. рублей.

Ежегодно 600 учителей (590 учителей муниципальных и 10 учителей областных государственных общеобразовательных учреждений) ко Дню Учителя получают единовременную стимулирующую выплату в размере 40 тыс. рублей по итогам конкурса «Народный учитель Тамбовской области».  Таким образом, реализуется поддержка лучших учителей области. Объем средств областного бюджета, направленный на указанные выплаты за три года (2010-2012 годы), составил 92 412,5 тыс. рублей.

В 2010 году победителями областного конкурса «Лучший педагогический коллектив - 2010» стали 18 муниципальных и 1 областное государственное общеобразовательное учреждение. На выплаты лучшим педагогическим коллективам из областного бюджета было направлено 20 000,0 тыс. рублей.; в 2011 году победителями областного конкурса «Народный проект» стали 19 муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Размер материальной поддержки составлял от 500,0 до 3000,0 тыс. рублей. Объем средств областного бюджета, направленный на данные выплаты, составил 21 268,0 тыс. рублей, в 2012 году победителями данного конкурса стали 9 муниципальных общеобразовательных учреждений. Материальная поддержка победителей составила от 140,0 до 1 400,0 тыс. руб. Из областного бюджета было выделено 3000,0 тыс. руб. на осуществление дополнительных стимулирующих выплат работников, а также из федерального бюджета в рамках модернизации региональной системы общего образования - 5 140,0 тыс. руб. на материальное обеспечение реализации проекта.

Таким образом, мы видим, что реализация закона области «О дополнительных мерах стимулирования педагогических работников и педагогических коллективов» даёт положительные результаты. Во-первых, это обеспечение устойчивого роста доходов качественно работающих педагогических работников, в том числе учителей (рост заработной платы педагогических работников к уровню 2011 года составил 29,7 %, учителей соответственно – 29,3 %, заработная плата педагогических работников с учетом возмещения коммунальных расходов, составила по итогам 2012 года 14609 рублей, учителей – 15229 рублей). Во-вторых - повышение конкурсной активности общеобразовательных учреждений. И в-третьих - привлечение и закрепление в общеобразовательных учреждениях области молодых специалистов.

Несмотря на принятые меры, к сожалению, в школах области имеются вакантные должности по преподаванию отдельных предметов.

В целях привлечения специалистов в отрасль и закрепления педагогических работников в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, в качестве дополнительной меры поддержки педагогических работников, в мае 2013 года внесено изменение в вышеназванный областной закон: предоставляется единовременная денежная выплата педагогическому работнику в размере 120 000 рублей, с учётом того, что педработник, изъявивший желание работать в школе и прошедший по конкурсному отбору, заключает договор о том, что он обязуется отработать три года в школе.

- На Ваш взгляд, какие главные задачи сегодня стоят перед Тамбовской областной Думой? Какие проблемы предстоит решить в ближайшее время?

- В марте следующего года Тамбовская областная Дума отметит свой 20-летний юбилей. Эти два десятилетия были, мягко скажем, непростыми в новейшей истории  России. И всё же, несмотря на все политические и экономические  сложности,  депутаты всех пяти созывов проявляли ответственность при разработке и принятии региональных законов, которые ни разу не были оспорены в суде, что является показателем качественной работы тамбовских законодателей.

Но жизнь не стоит на месте,  и необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу Тамбовщины. Сегодня на повестке дня стоит вопрос привлечения инвестиций в реальный сектор экономики региона, в первую очередь в агропромышленной сфере. Депутаты областной Думы прикладывают все усилия, чтобы законодательство в этой сфере было прозрачным и понятным для потенциальных инвесторов. Новые элеваторы, птицефабрики, откормочные комплексы — это не просто перспективные проекты, это перспективы устойчивого развития  экономики области, это  изменение качества жизни тамбовчан. Ради этого депутаты областной Думы и работают!

Спасибо за интервью.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017