- Заседание Общественного совета при Минобрнауки России

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow АРХИВ НОВОСТЕЙ arrow Заседание Общественного совета при Минобрнауки России
    
Версия для печати Печать...

31.05.2013

28 мая 2013 года в пресс-центре РИА Новости прошло заседание Общественного совета при Минобрнауки России. Повесткой дня мероприятия стал вопрос об итогах деятельности Министерства за год. Помимо членов Совета на заседании присутствовал Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, который пригласил к участию в дискуссии Министра РФ М.А. Абызова и Нобелевского лауреата А.К. Гейма.
М.А. Обызов подчеркнул, что Министерство образования и науки РФ стало более открыто для общества, однако нужно эффективнее вести работу по разъяснению и освещению его деятельности. На данный момент образование отделено от науки, поэтому в ближайшее время перемены в этой сфере будут неизбежны

В своем докладе Д.В. Ливанов рассказал о работе Министерства за прошедший год и о планах на ближайшие. Советская система образования была, несомненно, очень сильная, но в мире произошли серьезные изменения, которые не позволяют ей эффективно функционировать в том виде, в каком она была, считает Дмитрий Викторович. Ситуация, в которой российское образование находится сейчас, тяжелое. Министр отметил, что оно стоит на развилке, возникает множество вопросов:

  • нужно ли восстанавливать советскую систему или необходимо создавать новый институт;
  • как распределять ресурсы: поднимать всю систему в целом или уделять внимание наиболее эффективным организациям;
  • как повышать качество: усиливать контроль или делать систему полностью прозрачной.

По каждому из перечисленных вопросов Д.В. Ливанов высказал собственное мнение. Он отметил невозможность восстановления советской системы образования из-за глобального изменения мира: ностальгия не сможет стать эффективным двигателем общества. Приоритет качества образования требует селективной поддержки организаций. И, наконец, атмосфера терпимости к плохому образованию не позволяет рассчитывать на становление системы полностью прозрачной в ближайшее время, поэтому давление со стороны властных структур пока не будет ослаблено.  
Образования строится на трех ступенях: наука – высшее образование – школа, и в каждой есть свои проблемы, уверен Министр. Система организации науки осталась советской, это мешает ей развиваться. 40 % сотрудников РАН перешагнули пенсионный рубеж, нужно активно привлекать молодых ученых в данную область. Чтобы у студентов был стимул идти в науку нужно создавать качественные аспирантуры и предоставлять качественные рабочие места. Наука и образование не могут существовать без доверия со стороны общества, вот почему так важна инициатива Министерства по проверке диссертационных работ

Что касается высшего образования, Дмитрий Викторович отметил, что Россия – один из лидеров по охвату жителей высшим образованием. Однако многие учреждения не имеют системы самоочищения: содержание неквалифицированных кадров, предоставление за взятки мест не стремящимся получать знания студентам. В данной области следует вести работу по трем направлениям:

  • Позитивно стимулировать эффективные организации.
  • Бороться с программами низкого уровня.
  • Формировать механизмы саморегулирования.

Д.В. Ливанов признал, что в процессе оценки эффективности вузов были допущены ошибки. В первую очередь не было разъяснено, что система проверок состоит из двух этапов: первый – оценка по заданным критериям, второй – квалифицированный анализ выявленных проблем. Санация плохо работающих учреждений будет продолжаться, заверил Министр.
Систему высшего образования ждет ряд качественных изменений:

  • Переход к нормативно-подушевому финансированию программ.
  • Привлечение лучших кадров, а также стимулирование эффективно работающих.
  • Создание прозрачности системы (ее закрытость привела к псевдообразованию).
  • Формирование системы оценки качества образовательных программ с привлечением образовательных сообществ.

Школу Д.В. Ливанов предложил оставить в покое, т.к. за последние годы в этой области произошло много преобразований: принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и нового образовательного стандарта. Нужно дать учителям привыкнуть к сложившимся условиям. При этом должна сохраняться повсеместная доступность школьного образования.
В России очень сильная начальная школа: наша страна имеет один из лучших показателей по знанию учениками таких предметов, как математика и родной язык. Проблема состоит в том, что школьник не может применить этих навыков.
Качество обучения напрямую зависит от способностей учителя, в этой связи нужно расширять программы повышения квалификации и финансово их стимулировать. Одной из главных заслуг работы Министерства образования и науки РФ можно признать увеличение зарплат учителей до средних по региону.
В системе дошкольного образования Дмитрий Викторович главной проблемой назвал его доступность. До конца 2015 года Министерство должно решить данный вопрос.
Члены Общественного совета в своих выступлениях обратили внимание на возникшие проблемы, но в целом работой ведомства остались довольны. Главная недоработка Министерства, по их мнению, – плохое информирование общества о своих позициях и целях

Директор «Центра образования № 109», Заслуженный учитель РФ Е.А. Ямбург отметил, что зачастую повышение заработных плат учителям достигается сокращением «лишних» кадров: школу покидают необходимые в системе образования психологи и дефектологи. Остается неизвестным, повышается ли эффективность вузов при их объединении и как определяется, к какому учебному заведению следует прикреплять неэффективную организацию. Евгений Александрович также считает, что при создании единого учебника по истории ученым не удастся выработать компромиссную позицию, поэтому все будет зависеть только от политической воли.

Задачей Министерства, по мнению Е.А. Ямбурга, на данном этапе является создание профессиональных сообществ с их минимальной политизацией, а также установление большей гласности и открытости в работе ведомства

Учитель русского языка и литературы «Центра образования № 57», член комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ С.В. Волков подчеркнул, что вся критика, направленная на Министерство образования и науки РФ, идет от искаженной информации: нет разъяснения позиций. При этом работа с ведомством стала более продуктивной, отметил Сергей Викторович. Именно Минобрнауки России первым открыл двери для общественного обсуждения проблем, создав Общественный совет. Мониторинг эффективности вузов, разоблачение фальшивых диссертаций были попытками улучшить систему образования.
Доцент РГПУ им. А.И. Герцена, Народный учитель РФ С.Е. Рукшин обозначил несколько болевых точек в работе Министерства: увеличение зарплаты учителей часто приводит к увеличению нагрузки или сокращению штата; аттестация педагогов слишком бюрократизирована: внимание сосредоточено на сборе бумаг, а не на самой работе; плохая социализация выпускников вузов: нужно стимулировать их идти в аспирантуру.
Российский ученый М.С. Гельфанд отметил, что системная ошибка в работе Министерства в целом заключается в том, что оно видит, как должно быть, но не продумывает, как к этому прийти. Не выстроены отношения между советской и современной системой образования

Председатель российской общественной организации «Российский студенческий союз» А.М. Хромов тоже признал, что нынешнее Министерство стало более открытым. Однако он выделил ряд недоработок: слабое информирование общества о своей деятельности; недостаточная борьба с коррупцией (декларации ректоров и директоров образовательных организаций должны стать общедоступны).
В ходе заседания Общественного совета в качестве базового был принят ряд поправок к процедуре проведения оценки эффективности учреждений высшего профессионального образования. В частности предлагалось увеличить количество критериев оценки, изъять из списка «общую площадь учебно-научных помещений» и средний балл ЕГЭ.

В конце мероприятия был выбран новый председатель Общественного совета при Минобрнауки России. Им стал Евгений Александрович Ямбург.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017