Вестник Образования России - М.Ю. НАЗАРОВА: «ДАЛЕКО НЕ ВСЕ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАНО В ВИДЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow М.Ю. НАЗАРОВА: «ДАЛЕКО НЕ ВСЕ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАНО В ВИДЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ»
    
Версия для печати Печать...

14.02.2013

На вопросы о духовно-нравственном воспитании и образовании «Библиотечке журнала «Вестник образования России» отвечает депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член Комитета по образованию Марина Юрьевна Назарова.

— В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования есть ссылка на авторскую «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». А какова, на Ваш взгляд, необходимость принятия на федеральном уровне документа по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи?

— В российском обществе сегодня ощущается дефицит нравственных ценностей, сознательно принимаемых большинством граждан и являющихся основой сближения людей. Есть сильное государство, но нет разделяемого всеми россиянами представления о российском народе как гражданской общности, объединенной общей историей, культурными традициями и идеями социальной солидарности. Как справедливо отмечается в той же авторской Концепции, духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития любого современного общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных ценностей и моральных норм. Никакой инновационной экономики в нашей стране, по большому счету, невозможно создать, оставляя в стороне сферу внутренней жизни и нравственного сознания человека.

Смысл разработки данной Концепции заключается именно в том, что в ней сделана попытка сформулировать систему базовых национальных ценностей, призванных служить основой консолидации российской гражданской нации. Эти идеи обращены в первую очередь к школе как институту социализации личности. Конечно, ценности личности в значительной мере формируются вне школы — в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, культуре. Однако влияние этих агентов социализации сегодня, к сожалению, не всегда способствуют осознанию подростком или молодым человеком своей внутренней связи с российской нацией. Наиболее системно и последовательно указанные ценности могут воспитываться укладом школьной жизни. Тем более, что школьный возраст наиболее восприимчив и для эмоционально-ценностного воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России не является официальным нормативно-правовым актом, и ее действительно в каком-то смысле можно назвать авторской. Поэтому ее статус вызывает некоторые вопросы.

Вместе с тем, содержание федеральных государственных образовательных стандартов как документа нормативного характера опирается на Концепцию и в значительной мере определяется ею.

В идеальном варианте это противоречие желательно было бы снять. Однако сделать это административным путем, скажем, через принятие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждающего Концепцию, невозможно. Ее содержание затрагивает сферу ценностей и жизненных установок, значимых для каждого человека, поэтому официальному принятию Концепции, по-видимому, должно предшествовать публичное обсуждение.

— Какие, по Вашему мнению, нормативные документы могли бы регулировать весь спектр вопросов по духовно-нравственному воспитанию на региональном уровне?

— Прежде всего хочу отметить, что в силу особой деликатности, тесной связи с внутренним миром личности далеко не все в сфере духовно-нравственного образования может быть зафиксировано в виде нормативных документов. Однако установление правовых рамок, определяющих поле деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, конечно, необходимо.

На наш взгляд, целесообразным шагом в этом направлении могло бы стать принятие в субъекте РФ Региональной концепции непрерывного духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. Базируясь на идеях федеральной Концепции, она должна представлять собой результат согласования позиций различных общественных субъектов по принципиальным вопросам организации духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях области с учетом этнокультурной специфики региона. Наличие такого документа полезно с точки зрения ориентации школ и педагогов на деятельность в рамках определенного ценностно-смыслового пространства духовно-нравственного воспитания и создания гарантий против искаженных трактовок целей региональной политики в данном вопросе.

Правовому регулированию вопросов духовно-нравственного воспитания могло бы также способствовать принятие ряда подзаконных актов регионального уровня, например — Положения об экспертизе воспитательно-образовательных программ и методик по духовно-нравственному воспитанию. В необходимости регламентации такой экспертизы мы убедились на региональном уровне.

Стоит заметить, что для создания нормативной базы духовно-нравственного воспитания в Тамбовской области уже сейчас сделано немало.

В ноябре 2009 года постановлением администрации области было утверждено Положение о межведомственном совете по реализации проекта духовно-нравственного просвещения школьников. Совет, который возглавляет заместитель главы администрации области, включает представителей исполнительных органов государственной власти Тамбовской области, областного управления образования и науки, научных и религиозных организаций, и является постоянно действующим координационно-совещательным и консультативно-экспертным органом, действующим на общественных началах. Основная задача Межведомственного совета, закрепленная в Положении, была сформулирована как организация взаимодействия органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, организаций независимо от их организационно-правовой формы по вопросам реализации проекта духовно-нравственного просвещения школьников в Тамбовской области. Функции Совета включают организацию аналитической работы по совершенствованию нормативно-правовой базы духовно-нравственного просвещения школьников на территории области, выработку рекомендаций и предложений в этой сфере; организацию экспертизы учебно-методических комплектов по духовно-нравственному просвещению школьников, разработанных специалистами образовательных учреждений, расположенных на территории области; рассмотрение вопросов о ходе апробации учебно-методических комплектов по духовно-нравственному просвещению школьников; обеспечение организационной, научно-методической помощи общеобразовательным учреждениям в реализации проекта духовно-нравственного просвещения школьников; освещение в средствах массовой информации вопросов духовно-нравственного просвещения школьников; разработку предложений по вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров по духовно-нравственному просвещению школьников; подготовка предложений по включению в областной бюджет мероприятий, направленных на реализацию духовно-нравственного просвещения в области.

Нормативная база Межведомственного совета и политическая поддержка со стороны администрации области позволяли ему стать органом, реально направляющим развитие духовно-нравственного просвещения в регионе.

Постановлением администрации области утверждена комплексная региональная программа «Духовно-нравственное развитие и просвещение населения Тамбовской области на 2012–2015 годы». Фактически она задает вектор развития духовно-нравственного воспитания в регионе на ближайшую перспективу.

Особенно много внимания в области отводится установлению норм, регламентирующих взаимодействие государственно-общественной системы образования с Тамбовской епархией Русской православной церкви в этом направлении. Это действительно важно с учетом этнокультурного состава населения Тамбовщины и того, что православная церковь претендует на активную роль в духовном просвещении подрастающего поколения.

Между администрацией области и Тамбовской епархией РПЦ 9 января 2010 г. заключен договор «О сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительной деятельности между администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией Русской православной церкви». Этот документ очерчивает направления сотрудничества государственной власти субъекта РФ с региональной организацией крупнейшей религиозной конфессии. К ним, в частности, относятся:

содействие реализации программ, направленных на развитие духовности и образования на Тамбовщине;

обеспечение правовых и экономических гарантий развития духовно-нравственного воспитания в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях Тамбовской области в соответствии с федеральным и областным законодательством;

создание правового механизма противодействия распространению в детской и молодежной среде пороков наркомании, алкоголизма, половой распущенности и насилия;

разработку правового механизма противодействия деятельности религиозных объединений, направленных на причинение вреда физическому, нравственному и духовному здоровью детей, подростков и молодежи.

В результате совместных усилий специалистов управления образования и науки и Тамбовской епархии РПЦ в области удалось найти правовой механизм, создающий возможность лицензирования воскресных школ как учреждений дополнительного образования.

Вместе с тем, мы сознаем, что имеющийся на региональном уровне комплекс нормативных документов нельзя назвать исчерпывающим и он нуждается в дальнейшем развитии.

— Марина Юрьевна, а что бы Вы могли рассказать об образовательных учреждениях в Тамбовской области?

— В последние годы в образовательных учреждениях Тамбовской области формируется опыт развития непрерывной системы духовно-нравственного воспитания детей.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, мы традиционно подразумеваем школу. Но формирование нравственных основ личности гражданина следует начинать раньше. В дошкольных учреждениях региона сейчас реализуются более 50-ти образовательных программ духовно-нравственной направленности. Открыто шесть экспериментальных площадок, деятельность которых направлена на апробацию программ и методик духовно-нравственного воспитания, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников. Значимым компонентом этих программ является обращение к нравственным традициям культуры народов России и общечеловеческим ценностям традиционных российских религий.

В школьном образовании важнейшей задачей является практическая реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно в этом контексте мы рассматриваем на региональном уровне включение в образовательные программы начальной школы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Тамбовская область была в числе 19 регионов, начавших апробацию этого нового предмета весной 2009 года.

Нельзя не признать, что поначалу введение нового курса было настороженно встречено некоторой частью родителей и общественности. Однако благодаря системе информационно-просветительской работы с родителями и обсуждению вопросов введения курса ОРКСЭ в региональных СМИ большинство опасений вскоре было снято. Многие родители отмечают, что изучение нового предмета стало положительно влиять на нравственные представления детей, а обсуждение поднимаемых в содержании курса вопросов в семьях способствовало установлению более тесного контакта с детьми.

Комплексный курс ОРКСЭ преподается сейчас в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений Тамбовщины. При этом более 93 % родителей выбирают для своих детей модуль «Основы православной культуры», около 6 % — модуль «Основы светской этики», небольшое количество семей — другие модули. Такой выбор вытекает прежде всего из понимания родителями важности приобщения ребенка к ценностям родной культуры, к ее историческому и нравственному наследию.

Введение курса стало для школ Тамбовской области первым шагом к построению предусмотренных новым стандартом комплексных программ духовно-нравственного воспитания, основанных на обращении к базовым ценностям православия.

Для создания и поддержания профессиональной педагогической среды, необходимой для развития духовно-нравственного воспитания, в городах и районах области создано 32 Центра по духовно-нравственному воспитанию, во многих образовательных учреждениях введена должность заместителя директора по духовно-нравственному воспитанию.

Большую работу по совершенствованию кадрового потенциала духовно-нравственного воспитания ведет областной Институт повышения квалификации работников образования. В структуре Института создана и активно функционирует лаборатория по духовно-нравственному воспитанию и образованию. В соответствии с новыми задачами, системой курсовой подготовки охвачены не только учителя общеобразовательных школ, но и педагоги дошкольных образовательных учреждений, преподаватели начального и среднего профессионального образования, учителя воскресных школ.

Ежегодно проводятся семинары, круглые столы, конференции. Например, в октябре была проведена межрегиональная интернет-конференция «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи в условиях сельского социокультурного комплекса», которая объединила 59 участников из Тамбовской, Липецкой, Рязанской, Воронежской, Смоленской, Оренбургской, Костромской, Орловской, Новгородской, Иркутской областей, Алтайского края, Республики Марий Эл. Ее проведение наглядно свидетельствует, во-первых, о широком интересе образовательного сообщества к проблемам духовно-нравственного воспитания, а во-вторых – о наличии в разных регионах страны собственного опыта работы по духовно-нравственному воспитанию, который представляет немалый интерес и для нашей области.

Вопросы формирования кадрового потенциала духовно-нравст-венного воспитания на региональном уровне решают также учреждения профессионального образования. С 2007 года «Педагогический колледж г. Тамбова» ведет подготовку педагогических кадров по специальностям «Организация воспитательной деятельности» и «Педагогика дополнительного образования» к реализации образовательных программ духовно-нравственной направленности. Студенты проходят практическую подготовку в воскресных школах и по результатам обучения получают дополнительную квалификацию «Преподаватель основ православной культуры» с правом осуществления педагогической деятельности в воскресных школах. Выпускники колледжа востребованы в связи с лицензированием воскресных школ Тамбовской области как учреждений дополнительного образования.

— Какие законодательные инициативы по рассматриваемым вопросам могли быть сформулированы депутатами различных уровней от Госдумы до муниципального собрания?

— На мой взгляд, законодатели могли бы обратить внимание на правовое определение смысла понятия «духовно-нравственное воспитание» (и/или образование). Дело в том, что в последнее время это понятие в рамках различных обсуждений, практических действий, в разных документах нормативного и программного характера зачастую наполняется различным содержанием. На этой почве возникают противоречия, взаимное непонимание, зачастую приводящее к непродуктивной конфронтации в отношениях субъектов, проявляющих заинтересованность в воспитании подрастающего поколения.

Как мне представляется, в известном совершенствовании нуждается и существующая нормативная база взаимодействия государства и церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания. Это непростой вопрос, но в условиях активизации усилий в этой сфере государственной власти, с одной стороны, и ведущих религиозных конфессий — с другой, все очевиднее становятся отрицательные последствия неопределенности ряда норм, касающихся таких отношений.

— Как рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»?

— Вопросы духовно-нравственного воспитания, безусловно, нашли определенное отражение в законе, хотя было бы неправильно сказать, что они занимают в нем ключевое место.

Определяя основные принципы государственной образовательной политики, закон называет среди них гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Эти принципы, сохраняющие преемственность предыдущего законодательства, непосредственным образом связаны с основами духовно-нравственного воспитания.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что основное общее образование должно быть направлено на формирование у обучающихся нравственных убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения.

Особо стоит подчеркнуть, что закон оставляет в неприкосновенности содержащийся в Конституции принцип светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, право обучающихся на свободу совести, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. С этой точки зрения законодательные нормы не дают оснований для опасений относительно перспектив клерикализации российского образования.

Принципиальное значение имеет статья 87 закона, посвященная особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации (напомню, что наличие данной предметной области в основной образовательной программе начальной и средней ступеней школы закреплено новыми федеральными государственными образовательными стандартами). Текст этой статьи буквально гласит следующее:

«В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)...». Что касается профессиональных образовательных программ, то они могут включать курсы или модули, излагающие «основы конфессионального вероучения или альтернативные им учебные курсы, предметы, дисциплины (модули)».

При этом закреплена норма, согласно которой выбор одного из учебных курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Таким образом, в законе получено право официального признания идеи важности приобщения ребенка к основам традиционной для данного общества духовно-нравственной культуры, включая нравственные принципы и культурное наследие религий при одновременном гарантировании принципа свободного выбора семьи.

Содержащиеся в законе нормы создают определенные механизмы защиты системы образования от внедрения в систему образования вероучений нетрадиционных религиозных групп, зачастую рассматриваемых экспертами как секты, деструктивные религиозные течения, от пропаганды экстремистских идей под видом преподавания религиозной культуры и/или знаний о религии.

— Какую роль законодатель отводит в вопросах нравственного воспитания различным конфессиями, действующим на территории РФ?

— Пожалуй, положений, в концентрированной форме определяющих эту роль, закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит. Однако предусматриваемые им нормы говорят о том, что на практике эта роль довольно значительна.

В законе (ст. 87 пункт 3) зафиксировано, что примерные основные образовательные программы в части указанных учебных курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий, должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной религиозной организации. Это — совершенно необходимый шаг, ставящий преграду на пути превратного или просто неграмотного толкования религиозных положений в учебных программах, нацеленных на работу с детьми. Разумеется, сам механизм экспертизы нуждается в специальной юридической проработке.

В той же статье отмечается, что централизованные религиозные организации привлекаются к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий, об основах конфессионального вероучения.

Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими соответствующих образовательных программ могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях. Целью такой общественной аккредитации является признания уровня деятельности образовательной организации и педагогических работников, отвечающего критериям и требованиям, утвержденным соответствующими централизованными религиозными организациями (ст. 87 пункт 12).

Для частных образовательных организаций предусмотрено право на основании представления соответствующей религиозной организации (централизованной религиозной организации) включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные курсы, предметы, модули, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

Хочется верить, что указанные правовые нормы будут способствовать созидательному взаимодействию государства и религиозных организаций в области воспитания подрастающего поколения.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017