- ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ В ХОРОШЕЙ ШКОЛЕ Е.А. НЕДЗВЕЦКАЯ (директор Образовательного центра ОАО «Газпром», кандидат социологических наук)

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ В ХОРОШЕЙ ШКОЛЕ Е.А. НЕДЗВЕЦКАЯ (директор Образовательного центра ОАО «Газпром», кандидат социологических наук)
    
Версия для печати Печать...

01.02.2013

15-19 октября 2012г. в Москве проходила международная конференция и семинар «Изменяющееся воспитание в изменяющейся России: теории, практики, институты и технологии». Открытие конференции состоялось в нашей школе – Образовательном центре ОАО «Газпром». Организаторы конференции предложили мне на правах хозяйки выступить по теме «Приоритеты воспитания в хорошей школе».

В подготовке к выступлению, я столкнулась с непростыми вопросами, на которые попробовала найти ответы. Предлагаю их вашему вниманию.

Вопрос 1: почему предложили раскрыть именно эту тему? Наверное, потому, что по результатам V Всероссийского конкурса воспитательных систем воспитательная система Образовательного центра признана в 2011г. лучшей в России.

Вопрос 2: почему эта тема так актуальна сегодня?

«Школьное образование получают ВСЕ. Следовательно, проблема ХОРОШЕЙ ШКОЛЫ – тотальна. Школьное образование определяет ВСЮ последующую жизнь. Следовательно, проблема ХОРОШЕЙ ШКОЛЫ – наиважнейшая, и именно она должна быть поставлена во главу угла»[1].

Возникает главный вопрос: что такое « хорошая школа»? При запросе в поисковой системе Google становится очевидно, что ответ на этот вопрос пытаются найти многие. Разные люди по-разному представляют себе хорошую школу. А я, читая высказывания людей, порой очень уважаемых, попыталась провести внутренний аудит нашего понимания приоритетов воспитания в хорошей школе.

Вопрос «Что такое хорошая школа был задан в ходе одного из опросов населения нашей страны [2].

По мнению респондентов, школа прежде всего должна давать своим питомцам знания, но этим ее функции не исчерпываются.

86% опрошенных считают, что учителя должны, помимо преподавания учебного предмета, ещё формировать у детей взгляды на жизнь.

Вывод: фигура учителя является в школе центральной не только потому, что он собственно учит, но и потому, что он оказывает влияние на формирование личности ученика или должен оказывать влияние.

Читаем у В.М. Лизинского: «Хорошая школа зависит от качества ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ работы учителей. Ведь ребёнок и в детстве, и в юности ищет. Обязательно ищет те образцы, которым хочется подражать, и у кого хочется учиться, и с кем хочется быть рядом. Есть три дороги, которые могут слиться в одну, которые определяют в значительной мере успех и будущее человека. Первая дорога – это родители, вторая – учителя, третья – товарищи».[3]

Успех и будущее человека зависит от того, кто рядом с ним!

И я бы сказала, что хорошая школа – это школа, в которой создан особый уклад школьной жизни, где всё строится на взаимоуважении, умении совместно трудиться. Ученики-педагоги-родители – активные участники общего дела.

Убеждена, что только комфортный микроклимат, уверенность в том, что школа - команда единомышленников (учителей, детей, родителей), не позволит учителю испытать профессиональное выгорание, а наоборот, заставит его гореть и зажигать сердца детей. А как создать такой микроклимат?

Наш принцип: только в совместной деятельности в полной мере может раскрыться перед ребёнком картина мира взрослого. Только в конкретных действиях взрослый способен предъявить детям свои взгляды, свои ценности, свои представления о нормах. Через совместное проблемно-ценностное общение (дискуссионные клубы), познание окружающего мира (экскурсионные поездки, работа над проектами), художественное творчество (подготовка школьных праздников и спектаклей), спортивные занятия, туристические походы, экологические экспедиции, школьные театры у взрослого по-настоящему появляется шанс стать для ребёнка значимым взрослым. Совместные действия и становятся самой тканью воспитания.

Считаю, что к сильным сторонам в развитии воспитательного потенциала нашей школы можно отнести школьные традиции. Самыми яркими, пожалуй, являются общешкольные праздники, которые объединяют всех участников образовательного процесса. Ответственными за их организацию назначаются команды «параллелей» классов, сценарии пишут творческие микрогруппы из классных руководителей, воспитателей, а теперь всё чаще и чаще учеников! Наш принцип – в празднике принимают участие все ученики параллели, в концертах обязательно участвуют педагоги! А в процессе подготовки формируется настоящая большая команда единомышленников, переживающая за общий результат.

И в формировании культуры здоровья детей особенно важен личный пример взрослых. В рамках проекта «Здоровый образ жизни – это наш выбор» в школе проводятся массовые спортивные праздники «Мы за спорт», «Веселые старты» - соревнования с участием родителей, педагогов школы.

Каждое утро педагоги и учащиеся с 1 по 11 класс выполняют утреннюю зарядку, подготовленную школьной телестудией совместно с учителями физической культуры и педагогами дополнительного образования.

Чтобы привить экологическую культуру нашим ученикам, в акциях по сбору макулатуры и батареек принимает участия вся школа: от учеников до администрации. Школе присвоен статус Экологической школы, и в этом году мы получили уже второй Зелёного флаг.

Уже семь лет подряд педагогами школы организуется летняя детская экспедиция в экологический лагерь на базе Национального парка "Угра". Радует тот факт, постепенно увеличивается и количество педагогов-участников экспедиций, походов.

И.И. Калинá, руководитель Департамента образования города Москвы, в своем интервью программе «В кругу света» на вопрос «Что такое хорошая школа» выделяет несколько параметров[4]. Первый среди них – «…очень профессиональный коллектив. Именно коллектив, а не отдельные учителя. Потому что все-таки результат образования – это результат взаимодействия со всем педагогическим коллективом школы, с атмосферой школы».

В нашей школе сложился уникальный коллектив, настоящая общность. Совместная интеллектуальная и творческая деятельность в подготовке педагогических советов, методических и предметных недель, в репетициях школьных капустников, выпускных вечеров настолько объединяет, сплачивает нас, что иногда кажется, что мы с полуслова понимаем друг друга. А дети видят, какие дружные мы, и принимают этот стиль взаимоотношений как норму и образец.

В.Л. Чудов, директор лицея № 1502 г.Москвы, продолжает эту идею[5]: «Хорошая школа – это школа с сильным педколлективом. Школа, пытающаяся идти навстречу чаяниям родителей – то есть, в первую очередь, дающая базу для развития и самоопределения ребенка, школа с хорошим микроклиматом».

В сущности, и родители и учителя стремятся к одному: они хотят видеть детей здоровыми и счастливыми, успешными и состоявшимися, образованными и культурными. При каком условии можно добиться оптимального результата? Очень важно для семьи и школы достичь взаимопонимания, найти точки соприкосновения. Не соперничество, а сотрудничество – вот основа отношений между семьёй и школой.

День семьи в Образовательном центре, который мы проводим в день рождения школы, – образец единения школы и семьи. Спортивные эстафеты, турниры по волейболу и футболу для детей и родителей, спектакль и музыкальная гостиная, многочисленные мастер-классы – для многих родителей Школа стала духовным и культурным центром развития семейных взаимоотношений. В этом году День семьи проводился уже в пятый раз и снова собрал в стенах школы 1350 человек: учеников, родителей, педагогов, выпускников.

Чтобы передать дух, который царит в школе в этот день, думаю, уместно будет привести высказывания родителей из книги отзывов:

«Спасибо чудесной школе за добрый, тёплый семейный праздник! За то, что в этот день все вместе – дети, родители, учителя. У всех лица светятся от счастья и радости! Спасибо школе за то, что воспитала в детях чувство «локтя», коллективизма, за то, что каждое утро они как на крыльях летят в свой родной, любимый класс, к своим друзьям. Спасибо за замечательную атмосферу, царящую в школе!» (Родители выпускников).

Как реализовать потребность в общении за пределами школы? У нас появилась новая традиция - проведение выездных мероприятий «Клуба выходного дня». Вместе с родителями и детьми педагоги посещают театры, развлекательные центры, ходят в походы, ездят вместе на загородные экскурсии. Только за прошлый учебный год проведено 147 выездных мероприятий. Но так было не всегда… Как известно, заслужить доверие родителей не просто. Это результат совместной кропотливой, целенаправленной работы.

При характеристике хорошей школы выделяют ещё один, «самый важный элемент такой школы». Это «полноценная насыщенная среда общения со сверстниками»

Давайте задумаемся, насколько это актуально? Одно из требований инновационной экономики — умение учиться и общаться. Если вчера грамотным человеком считался тот, кто умеет читать, то сегодня — тот, кто умеет учиться, а умение общаться - это не просто свойство, это ценностная установка: хочешь жить в новом обществе — умей общаться.

Как создать такую среду? Мы нашли решение через реализацию проектов «Наше будущее» (для 5 классов), «Мы любим жизнь» (социальная реклама для 7-8 классов), «Моё открытие Великобритании» (для девятиклассников), «Я и моё будущее» (для старшеклассников). Все эти проекты насыщены разнообразными формами совместной деятельности, в ходе которой идёт развитие личности ребёнка, формируются умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками, разными по характеру, имеющими разные точки зрения .

Е.Л. Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» №548 г.Москвы, выделяет ещё один критерий хорошей школы:

«… аспект эффективной школы– управление ею не должно быть монополизировано администрацией. В такой школе есть реальное правовое пространство, а субъекты образовательного процесса четко осознают свои права и обязанности»[6].

Хочется отметить, что права и обязанности участников образовательного процесса в нашей школе регламентируют не только традиционные Правила внутреннего распорядка. В школе разработаны Нравственные кодексы и ученика, и педагога, в которых сформулированы правила, отражающие стиль и культуру детско-взрослого сообщества, особую атмосферу взаимопонимания и творчества в нашей школе.

Нравственный кодекс ученика помещён на страницы Дневника ученика Образовательного центра, а основные его правила вошли в текст Торжественного обещания, которое вот уже второй год в рамках проекта «Наше будущее» произносят ученики 5 классов на Посвящении в пятиклассники. Когда ребята дают это обещание, они берут на себя ответственность за его выполнение. И в прошлом году мы отметили хороший результат – ни одного дисциплинарного замечания в параллели 5 классов, порадовали и результаты учёбы - каждый пятиклассник повысил свои собственные результаты.

В Нравственном кодексе педагога Образовательного центра сказано: «Успешная работа - это не отсутствие проблем, а умение их решать. В нашей школе не принято замалчивать или утаивать проблемы. Любую из них можно перевести в задачу, источник новых идей». В ходе анализа деятельности школы мы выявили следующие тревожные тенденции среди учеников 8-10 классов: опоздания, пропуски занятий, случаи употребления ненормативной лексики … Знакомые проблемы, не правда ли? К сожалению, в современной школе они достаточно часто встречаются. Это связано, в первую очередь, с внутренней культурой человека или её отсутствием. Это связано с чувством ответственности или его отсутствием.

В практику работы школы вошли новые формы деятельности, которые помогают нам решать эти сложные вопросы:

- индивидуальное собеседование директора школы с каждым восьмиклассником « Я и моё будущее»;

- введение в практику презентации достижений учеников на итоговых родительских собраниях «В кругу друзей расскажем о себе»;

- общественные смотры знаний учащихся 5-9 классов с приглашением родителей.

Эти формы дают очень хорошие результаты, формируют персональную личную ответственность учащегося за результаты дела, за свои личные успехи и неудачи. Тем самым мы развиваем управленческую компетентность всех субъектов образовательной деятельности.

Ежегодно в конце учебного года все ученики школы пишут письмо директору «Детские подсказки к Публичному отчёту». В этом году программа Netschool позволила мне на многие (387 писем) детские письма ответить. Убеждена: если мы хотим, чтобы наши ученики получали удовольствие от пребывания в школе, а общение с взрослыми становилось для них уроками человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы они умели любить и ценить, понимать меру ответственности за себя, свою школу, свою семью, свою страну, необходимо создавать условия для выращивания детских инициатив.

«Школа, которую делаем сами» - девиз школьных органов ученического самоуправления. Наверное, многие школы задаются вопросом: как воспитать активную позицию школьников, не играя в самоуправление? Что реально можно доверить в школе детям?

В нашей школе действуют Совет старшеклассников (9-11 классы), Отряд советников (5-8 классы) и Совет старост. Они становятся частью общей системы управления школой и демонстрируют высокий уровень развития субъектной позиции ребят по отношению к своей школе. Вот уже четвёртый год мероприятия, предложенные детьми, включены в общешкольный план работы. Так поддерживается детская инициатива. Одним из ярких событий школьной жизни стал конкурс «Таланты года», организованный по инициативе Отряда советников в различных номинациях: «Вокал», «Танцы», «Изо», «Музыка». Самое ценное то, что дети являются не только участниками этих дел, но и основными организаторами.

Акции «Спешите делать добро» (сотрудничество со школой – интернатом № 62), «Мы вместе», флэш-мобы к знаменательным школьным событиям, например, идея обнять школу в день её рождения - всё это даёт возможность ребятам почувствовать доверие взрослых, а доверие рождает ответственность.

Одним из ресурсов повышения качества образования, формирования ключевых компетентностей учащихся является международное сотрудничество. В процессе общения со сверстниками из школ-партнёров Финляндии, Японии, Канады наши ученики выполняют очень важную миссию – представляют не только свои умения и способности, но и свою школу, свою страну.

М.А. Стеблина, директор средней школы №18 г.Сургута, даёт следующее определение хорошей школы[7]: «Хорошая школа– это школа, в которой никого не сковывает страх, куда хочется идти, где взаимодействие всех со всеми строится на нормах культуры, а главные принципы жизни – целе- и природосообразность, здравый смысл».

Трудно не согласиться, не правда ли?

Воспитание человека культуры - цель нового общешкольного воспитательного проекта «Культура», который стал основой плана работы школы на этот учебный год. Большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, музыку, литературу, иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику и самое главное - образование.

Для себя мы определили задачу - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли, научить ребёнка ценить интеллектуальное богатство жизни, поддерживать постоянное стремление человека к овладению все новыми и новыми знаниями; определять занятие интенсивным интеллектуальным трудом в школе как ценность.

Обобщая всё сказанное, хочу назвать приоритетные, на мой взгляд, принципы хорошей школы (нашей школы): демократический стиль управления; развитие управленческой компетенции всех субъектов образовательной деятельности; организация образовательной деятельности как пространства выбора, а занятия интенсивным интеллектуальным трудом как ценность; особый уклад школьной жизни как необходимое условие повышения качества образования; развитие детской инициативы и образовательной дипломатии как ресурс будущей успешности; школа – центр социальной жизни, открытой для всех.

Многие хорошие школы очень похожи, как хорошие семьи. И приоритеты воспитания в этих школах совпадают. Наверное, и у вас сложилось такое же ощущение. «Но хорошая школа должна иметь и своё лицо, и свои ценности…».

Вы спросите: а в чём уникальность вашей школы?

У нашей школы есть Душа. Душа – это наш педколлектив. А ещё мы верим в идеальную школу! И сообща, всем коллективом поставили задачу – построить идеальную школу. Какая она, идеальная школа? Наше понимание идеальной школы созвучно с мнением Симона Соловейчика: «в идеальной школе – идеальные ОТНОШЕНИЯ! Идеальная школа кроется в нас самих, надо только уметь раскрыться, надо только отучиться от страха, почувствовать в себе смелость, волю к идеальной школе. И каждый, кому это дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле – к учению детей, может найти свою идеальную школу, а лучше - сделать её».

Скептики скажут: «Не бывает в жизни ничего идеального! »

Но кто-то же должен стремиться к идеальной школе! Почему не мы?

[1] Ослон А. «Хорошая школа» - ключевая социальная проблема // Журнал социологических наблюдений и сообщений «Социальная реальность « №3- 2006г.

[2] http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid=45

[3] Лизинский В.М. «Организационно- документальное сопровождение учебно-воспитательного процесса (методическое пособие)»//Центр «Педагогический поиск» Библиотека администрации школы, 2011, стр. 145

[4] http://www.echo.msk.ru/programs/sorokina/763719-echo/

[5] http://upr.1september.ru/view_article.php?ID=200802105

[6] http://upr.1september.ru/view_article.php?ID=200802105

[7] http://upr.1september.ru/view_article.php?ID=200802105

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017