Вестник Образования России - МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ, ЧТОБЫ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ НРАВИЛИСЬ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

15.06.2012

Развитие физической культуры и спорта – одно из приоритетных направлений социальной политики государства. В целях реализации поручения Президента России Департамент развития физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России осуществил комплекс мер по совершенствованию физического воспитания и дисциплины «Физическая культура» в образовательных учреждениях. Заместитель главного редактора Ю.И. Глазков и корреспондент журнала «Вестник образования России» Я.В. Семичева побеседовали об этом с директором Департамента А.Т. Паршиковым.

- Александр Тихонович, летом исполняется два года со дня создания Департамента развития физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России. Как в целом Вы оцениваете его работу за этот период?

- Если быть достаточно самокритичным, можно поставить твердую «четверку». На мой взгляд, мы достаточно громко заявили о себе своими делами, мы не просто высказались, а пытаемся проводить четкую позицию по отношению к предмету физической культуры в образовательных учреждениях, по отношению к главному фактору такой внеклассной физкультурно-спортивной деятельности, как соревновательной.
Мы приняли участие в реализации поручения Президента России: был подписан приказ о введении обязательного третьего урока физической культуры, видоизменен базисный учебный план. Началась серьезная кропотливая работа, связанная с тем, что ситуация «де юре» должна стать «де факто». Не могу сказать, что у нас здесь огромные успехи, но движение вперед в регионах, понимание необходимости и важности - это имеется.
Кроме этого, мы попытались и нам кое-что удалось в том, что, помимо проблемы наполнения уроков инновационным, интересным для ребят содержанием, мы замахнулись на достаточно непреодолимую тему - это изменение СНиПов, т. е. строительных норм. Сегодня является обязательным для школ иметь спортивный зал размером 24 х 12 м и определенный набор плоскостных спортивных сооружений на пришкольной площадке. Естественно, мы общались с нашим учительским сообществом и рискнули сделать определенную шкалу. Приведу пример: в густонаселенным районе строится крупногабаритная школа на более чем 33 класса. Мы предлагаем, что при строительстве этой новой школы зал был бы не 24 х 12 м, а 48 х 30 м. Также в обязательном порядке должен быть зал 19 х 8 м (или 18 х 9 м по старым стандартам). Один зал - для общефизической подготовки, другой - для учащихся специальной медицинской группы или для фитнеса, аэробики и т. п. Кроме этого, мы предложили для этого типа школы почти в 1,5 раза увеличить пришкольную площадку с насыщением ее плоскостными спортивными сооружениями. Вы знаете, честно говоря, я не верил, но в декабре 2011 года Минрегион России принял поправки в СНиПы, соответствующие органы зарегистрировали этот документ в феврале этого года. И с 1 января 2013 года для нового строительства принимается такая градация. Я считаю, что здесь нам можно и «пятерку» поставить. Пусть, это будет не сразу, пусть пока не во всех регионах есть средства, но поправки приняты - и руководство регионов уже будет по-другому смотреть на это.

- С какими проблемами вы столкнулись?

- Главная проблема - это система управления и понимание людей на местах единой идеологии, то есть наших принципов. Министерство имеет свою функцию через нормативно-правовую базу - государственное управление процессом. Мы создали Экспертный совет по совершенствованию физического воспитания в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях и Научно-методический совет по совершенствованию физического воспитания дисциплины «Физическая культура» в учреждениях профессионального образования. Именно с нашей инициативы реанимирован и в прошлом году заработал Межведомственный совет по вопросам совершенствования физического воспитания учащихся образовательных учреждений в целях улучшения взаимодействия Минспорттуризма России, Минобрнауки России и общественных объединений в сфере физического воспитания, разработки единой стратегии модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях. Когда мы начинали, оказалось, что нам не с кем работать в регионах: из 83 субъектов только в 4-х существовал либо специалист, либо подразделение в аппарате местного органа власти в области образования, которое непосредственно отвечало за вопросы физического воспитания.
Мы обратились к Министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко и Министру спорта, туризма и молодежной политики РФ В.Л. Мутко с просьбой обратить внимание на эту проблему. За двумя подписями федеральных министров было подготовлено и направлено письмо в адрес губернаторов о крайней важности совершенствования физического воспитания детей и осуществлении управления в этом вопросе. Как итог, сегодня 29 регионов имеют либо специалиста, либо подразделение, еще в 15 созданы подведомственные учреждения, в которых есть специальные подразделения по координации управления этими вопросами и еще примерно в 15 рассматривается этот вопрос.


- Недавно Вы были в Ульяновской области, как раз их орган управления образованием говорит, что они первые, кто попробовал сделать подобное подразделение в структуре…

- У них как раз не в структуре. Когда я стал разбираться, оказалось, что они сделали подведомственное учреждение, которое занимается совершенствованием системы образования в организационно-методическом плане по широкому спектру. И там, действительно, приказом министра образования Ульяновской области был создан отдел в составе 4-х человек, но это не штатные работники, то есть не госслужащие. Но полномочия в полном объеме Министерство образования Ульяновской области передало в руки этих специалистов. Такие решения – тоже шаг вперед.

- Что здесь предпочтительнее, на Ваш взгляд, подразделения в структуре или должны быть обособленные отделы?

- Конечно, легче и мобильнее иметь подведомственную структуру, то есть не внутри аппарата, потому что он зажат, ограничен. Я, может быть, консервативно настроен, но вспоминаю как раньше было: была достаточно отработанная система - в каждом ОблОНО был инспектор школ по физическому воспитанию, штатный работник, наделенный государственной властью полномочиями. Если говорить с позиции прав и возможностей, конечно, любой, даже рядовой сотрудник аппарата органа власти имеет полномочий больше, чем начальник отдела подведомственного учреждения.
Мы сегодня много говорим о том, что Президентские состязания и Президентские спортивные игры - главная площадка, она может покрывать под собой все другие мероприятия, она во главе. Приезжаем в регионы, общаемся с директорами образовательных учреждений, а у них нет ни положений, ни календарного плана спортивных мероприятий… Это говорит о том, что нет вертикали, нет информации, нет разъяснительной работы о той политике, которую начало вести Министерство. Содержание политики Министерства по этим вопросам должно быть доведено до сведения того, кому она обращена. Прежде всего до директора и учителя по физкультуре каждой школы.


- Александр Тихонович, Вы сказали, что создан Совет по совершенствованию физического воспитания и дисциплины «Физическая культура» в учреждениях профессионального образования. А как мотивировать студентов на занятия физкультурой и спортом?

- Это такая же проблема, как и в общеобразовательной школе. В школе, будем говорить, ученик вынужден посещать эти уроки. У студента больше свободы, больше возможностей. Конечно, это проблема наполнения, дисциплины, интереса. Поэтому сейчас мы начали создавать рабочую группу по созданию учебного комплекса: учебника, новой примерной программы и соответствующих методических рекомендаций. Сегодня важно учитывать не только классические варианты как в большинстве общеобразовательных школ - 4-5 традиционных видов спорта, но и сегодняшние инновации: фитнес, аэробику, другие виды спорта. Естественно, мы понимаем, что работа спортивного клуба вуза и дисциплина тесно взаимосвязаны. Нет работы спортивного клуба - нет интереса у студентов. Надо отдать должное коллегам из Минспорттуризма России, они много лет инициировали поправки в закон о физической культуре и спорте в части появления понятий студенческого спорта, студенческой лиги, студенческого спортивного клуба. Понимая, что надо идти дальше, мы провели очень серьезную работу с депутатами Государственной Думы и после первого чтения в закон были включены понятия школьного спортивного клуба и школьного спорта. Приносим слова благодарности Ирине Константиновне Родниной и Ильдару Ирековичу Гильмутдинову. Постановлением Правительства РФ внесены изменения в Положение Министерства образования и науки РФ, где закреплены новые функции - определение порядка деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов. И уже можно сказать о том, что это целое новое направление.

- Сделано многое, и в связи с этим какую роль играют соглашения, заключенные с федерациями спорта на протяжении 2010-2012 годов?

- Что такое в нашем понимании инновация? Инновация - это то лучшее, что делают профессиональные люди. В нашей отрасли - это детские тренеры, которые являются профессионалами в своих видах спорта, великолепно знают, как научить, чтобы было интересно. Но в спортивные школы приходят по интересу. Мы понимаем, что лучшее из системы подготовки спорта, особенно подготовки спортивного резерва, могло бы при определенных условиях перекочевать в учебную и внеучебную деятельность наших общеобразовательных школ. Мы уже подписали соглашения с Национальной федерацией бадминтона России, Всероссийской федерацией художественной гимнастики, Федерацией фитнес-аэробики России, Российской шахматной федерацией, Российским футбольным союзом, и совсем недавно, 14 мая, был подписан меморандум о намерениях с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций по внедрению программы «Детская легкая атлетика ИААФ». Кроме этого, мы заключили соглашения и определили фронт работы с Ассоциацией студенческого баскетбола, Российским спортивным студенческим союзом и с Федерацией школьного спорта России. Какую цель мы ставили? А цель в том, чтобы наполнение содержания предмета было профессиональным со стороны нашего спортивного сообщества того или иного вида спорта.
Разработаны 4 новые учебные программы по физической культуре: мини-футбол и художественная гимнастика для начальной школы – программы прошли апробацию и рекомендованы регионам, а фитнес-аэробика для старшей школы и бадминтон для учащихся 5-9 классов до июня проходят апробацию. Порядка 38 регионов взяли на вооружение ту или иную программу, работают по ней сейчас, в июле будут подведены итоги.

- А в перспективе есть планы по сотрудничеству с другими федерациями? Бокс, борьба, хоккей вызывают у мальчиков школьного возраста большой интерес…

- Так как на пороге зимние виды спорта Президентских спортивных игр, мы сейчас обратили свое внимание на два доступных вида спорта - это лыжные гонки и коньки. Уже достигнута предварительная договоренность с президентом Федерации лыжных гонок России Е.В. Вяльбе. С руководством Союза конькобежцев России пока идет трудный разговор с учетом того, что они сегодня полностью нацелены на спорт. Мы говорим о том, что наши соревнования ни в коем случае не должны быть на специальных беговых коньках, на обычных - какие есть, на таких и заниматься. Если это будут профессиональные коньки, то это уже из другой оперы, другие цели, другие возможности, другие материальные траты. Но мы все равно будем двигаться к цели заключить это соглашение.
Недавно также состоялась принципиальная договоренность с Федерацией спортивной борьбы России. Кроме этого, у нас на подходе подписание соглашения с Всероссийской федерацией плавания. Потому что мы понимаем, плавание - это жизнеобеспечивающий и оздоравливающий вид спорта, который также входит и в Президентские состязания. Хоккей – очень востребованный ребятами вид спорта, но в то же время достаточно затратный. Но желание есть, поэтому к этому будем подступаться аккуратно.

- Президентские спортивные игры по зимним видам спорта – это долгосрочная цель и подробнее об этом говорить еще рано?

- Нет, не рано. Вообще, появление Указа Президента об их проведении - это серьезный шаг к наведению определенного порядка, систематизации спортивных соревнований, в которых должны участвовать школьники. Что касается зимних видов спорта, а это, как сказано выше, лыжи и коньки, думаю, что в программу они войдут в 2012-2013 годах.

- На одном из подписаний соглашений Вы говорили о том, что очень жестко отслеживаете представления школ на финалах Президентских игр. Не происходит ли подмены команд?

- Вынужден констатировать, что да, подставки были. Три территории, первые три места - оказались команды в составе не одной общеобразовательной школы, а сборные команды. Конечно, это очень печально. Но я считаю, что лучше об этом говорить, это поднимать, и наказывать руководителей по полной программе, ставить в известность губернаторов. В Положении на этот год мы уже прописали, что оставляем за собой право перепроверки и лишения наград. Мы понимаем, что все равно можем не уследить, менталитет многих таков, ради выигрыша готов на все. Сейчас разрабатываем информационную программу, в которой мы хотим внедрить пока на уровне субъектов обязательное размещение на сайтах образовательных учреждений пофамильно победителей районных и муниципальных соревнований. Засветился – извини, уже никуда ты не перепрыгнешь. Имея печальный опыт, в этом году в финале мы увеличиваем работу мандатной комиссии на 2 дня и обещаем – мы будем жестко наказывать и искоренять желание людей попадать в лидеры за счет нечестной игры.

Президентские состязания – это ведь не новое мероприятие. Еще в 1994 году по Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина появились такие мероприятия, немного в другом формате, с другой периодичностью. Там всегда был один победитель: одна сельская школа, одна городская. По сегодняшнему Положению, у нас 12 победителей среди городских школ и 12 – среди сельских. Если будет необходимость, мы можем увеличить эту цифру. Всем места хватит на финале. Президентские состязания – это тестовое мероприятие, оценка сегодняшнего реального физического состояния ученика. Оно никакого отношения к спорту не имеет, это в том числе и оценка работы учителя. Мы специально сохранили принцип участия команды-класса: это сплоченность коллектива, это первая ячейка, которая в воспитательном отношении играет колоссальную роль. В Президентские состязания также включили теоретический конкурс, связанный со спортом, олимпизмом: школьникам предложено не просто выбрать один из трех вариантов ответов, а презентовать себя, рассказать, чем для него является спорт, суть Олимпийских игр. По словам Пьера де Кубертена, спорт – это мощнейший инструмент воспитания, а потом уже образования. А мы как раз пропагандируем и проводим такую линию.
Президентские спортивные игры – первые соревнования такого рода, это школьный спорт. Здесь, как и в Президентских состязаниях, ребята проходят внутришкольный, районный, областной, всероссийский этапы, а участвует команда-школа. И что вы думаете? Приезжают они на финал в «Орленок», я специально обратил внимание: ни у одной команды я не нашел, чтобы на спине было четко написано, от какой школы ты участвуешь, из какого региона. Это что, трудно? Это же важно, что ты представляешь именно свою школу! Тоже мощнейший воспитательный фактор, который нужно поднимать. Мы сейчас обращаем внимание губернаторов, чтобы они интересовались, какое «лицо» поехало представлять регион, чтобы одели-обули ребят, на 20 человек денег хватит.

- Александр Тихонович, а какова ситуация с учреждениями дошкольного образования? Ведь зачастую в детских садах нет спортивных залов, а занятия по физкультуре проводят сами воспитатели, а не специалисты.

- Да, Вы правы, проблем здесь хватает. Нам не удалось сразу за все взяться. На 2012-2013 годы мы поставили себе такую задачу: что нужно принципиально изменить в нормативах для того, чтобы в детских садах и начальной школе занятия по физическому воспитанию вели специалисты.

- Спасибо за предметный разговор. А вот если все будет прекрасно развиваться, и на местах, и в школах поймут начинания и цели Президентских состязаний и Президентских спортивных игр, что бы еще хотелось сделать? Есть у Вас какая-нибудь мечта?

- Предполагаю, что все зависит только конкретно от понимания и собственного участия в том или ином деле. Если руководитель поймет, что для его собственной жизни, для жизни его детей и внуков физкультура и спорт играют огромную роль, то значит он будет делать все необходимое и для своих подопечных. Мы должны научить, чтобы занятия спортом нравились, чтобы ребята получали от этого удовольствие.
Спасибо.

< Пред.
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017