Вестник Образования России - Фестиваль «От малой Родины до гражданина России» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ arrow Фестиваль «От малой Родины до гражданина России»
    
Версия для печати Печать...

06.06.2012



 

Фестиваль «ОТ МАЛОЙ РОДИНЫ ДО ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

В.А. Мижериков, к.п.н., доцент,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
Ю.М. Курепина, зам. генерального директора
АНО «Центр международных программ в образовании»
Девиз фестиваля – «Зажигать сердца детей творчеством!»

26–30 марта 2012 года в г. Москве состоялся очередной, восьмой по счету, Фестиваль "ОТ МАЛОЙ РОДИНЫ ДО ГРАЖДАНИНА РОССИИ". Напоминаем читателям журнала «Вестник образования России» о том, что впервые этот фестиваль был организован и успешно осуществлен в рамках национального плана действий России по проведению «Европейского года гражданственности через образование», объявленного Советом Европы в 2005 году. Одной из задач «Европейского года…» являлось повышение осведомленности людей в том, как «образование, формальное и неформальное, может вносить вклад в развитие демократической гражданственности, которая содействует социальному единству, межкультурному пониманию и уважению к правам человека».

Главными ориентирами Фестиваля «От малой Родины до гражданина России» выступают следующие его задачи:

- формирование понимания у детей и юношества потребности в посильном и заинтересованном участии в решении актуальных вопросов всестороннего возрождения России сначала на уровне ближайшего социального окружения (семья, друзья, малая Родина в целом), а потом, по мере роста гражданственности, на уровне региона и России в целом;

  • выявление по-настоящему способных и талантливых детей и молодежи;
  • создание дополнительных условий для разностороннего развития российских детей и молодежи, повышение их культурно-образовательного уровня;
  • расширение коммуникативных способностей и возможностей их развития, обеспечение психо-эмоционального благополучия;
  • развитие универсальных, в том числе творческих и других индивидуальных компетентностей до уровня, соответствующего требованиям современного общества.

 Организационно-методическое сопровождение Фестиваля традиционно осуществляет «Центр международных программ в образовании», его информационную поддержку также традиционно взял на себя журнал «Вестник образования России». Необходимо отметить, что в это число на полном основании вошли и специалисты, осуществлявшие на местах научно-педагогическое и организационно-методическое сопровождение творческой и исследовательской деятельности детей и молодежи, готовивших материалы на конкурс, а также принимавших участие в работе жюри Фестиваля.

Круг участников Фестиваля все эти годы достаточно широк: дети и молодежь, обучающиеся в учреждениях общего (школах, лицеях, гимназиях), профессионального (училища, колледжи) и дополнительного образования, а также творческие коллективы и солисты, члены детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Материалы на Фестиваль присылались как на бумажных, так и на электронных носителях.

Многогранность Фестиваля, проходившего по 29 номинациям, вполне достойно представили следующие победители.

В номинации «Моя Конвенция» (к 22-й годовщине принятия Конвенции ООН «О правах ребенка») Анна Перегуда из Оренбургской области в своей работе «Реализация моих прав, взглядов и выражение мнения через работу в городской Детской общественной палате» (руководитель Вольская И.П.) рассказала о целом комплексе мероприятий, проводимых Детской общественной Правовой Палатой г. Бузулука: «Чужих детей не бывает, «Пост прав ребенка», месячник правовых знаний, акция «Помоги ребенку». Гражданская активность Детской общественной Правовой Палаты демонстрирует недетскую серьезность и ответственность ее членов по отношению к своим сверстникам, к сотрудничеству с администрацией города, а с другой стороны показывает, кто из них способен стать ее кадровым резервом.

В номинации «Память сердца» жюри конкурса единодушно отметило Александра Гришина из г. Сызрань Самарской области (руководитель М.Ф. Курицына), который захватывающе интересно рассказал о Герое России, штурмане Алексее Кириллине, который, в ходе проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, повторил бессмертный подвиг капитана Николая Гастелло, поведя боевой вертолет Ми-24 на таран зенитных установок боевиков. Интерес к летному делу у Алексея проявился еще в детстве: он окончил сначала школу «Юных космонавтов», а затем - летное училище. За свою короткую, но достойно прожитую жизнь он удостоился целого ряда наград: Медаль «За заслуги перед Отечеством», «Медаль Нестерова», «Орден мужества», «Золотая Звезда» (посмертно). Две последние награды получил за Алексея Кириллина его сын Никита, для которого жизнь и подвиг отца всегда будут примером для подражания. Школе, в которой учился Алексей Кириллин было присвоено его имя.

В номинации «Юный журналист» лучшим признан Игорь Свириденко из Краснодара, который в качестве оператора и соавтора сценария представил документальный фильм «Земля отцов – моя земля!» (руководитель Е.Н. Романова). В основу фильма положены старые фотографии, стихи и рассказы о Краснодаре (бывший Екатеринодар), собранные и представленные учениками ГБС(К)ОУ школы, которые рассказали об истории возникновения столицы кубанского казачества. Органично сочетая музыку народных инструментов, казачий фольклор и прекрасные ландшафты, авторам фильма удалось показать преемственность традиций, связь поколений, историческую дружбу народов, проживающих на благодатной кубанской земле.

В номинации «Юные биологи» победительницей Фестиваля признана ученица 8 класса школы № 4 п. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области Татьяна Рачкова (руководитель Петина О.В.), которая представила результаты собственного исследования особенностей сохранения срезанных цветов в домашних условиях. В работе Татьяны содержится основательно подготовленная теоретическая часть, а также экспериментальная часть, содержащая материалы социологического опроса и результаты его обработки, поэтапные фотограммы цветка хризантемы, раскрывающие динамику его сохранности в зависимости от условий. Жюри отметило тщательную проработку темы исследования и яркую подачу материала, включающую диаграммы, фотографии, а также информацию, необходимую тем, кто любит дарить и получать цветы в подарок.

Братья Иван и Владимир Чибилькаевы в номинации «Юный физик» представили сконструированный ими (руководитель П.П. Головин) комплект электрических элементов, который в простой и наглядной форме позволяет изучать:

  • основные понятия электротехники («Сила тока», «Напряжение», «Сопротивление»);
  • способы построения электрических цепей посредством последовательного и параллельного включение элементов;
  • закон Ома и на практике убеждаться в его справедливости.

Особое внимание в работе этих умельцев уделено безопасности использования комплекта, наглядности сборки отдельных элементов в электрическую цепь и простоте подключения измерительных приборов. Кроме конструктивной части, авторы разработали набор дидактических заданий, с помощью которого можно провести цикл лабораторных работ по электротехнике. Жюри Фестиваля посчитало возможным рекомендовать данную работу к рассмотрению соответствующими ведомствами Минобразования России на предмет изготовления на его основе учебного пособия для кабинетов физики в образовательных учреждениях.

В номинации «Театральная» жюри Фестиваля отметило высокий уровень исполнительского мастерства, достойный профессионального театра, проявленный в мюзикле по мотивам сказки Сомерсета Моэма «Принцесса и соловей», показанном коллективом Образцового детского музыкального театра «Родничок» (руководитель Л.В. Олешкевич) из г. Люберцы Московской области. В этом ярком спектакле, музыка к которому написана М. Подымской, удачно соединены вокал, хореография и театральное действие, прекрасные костюмы и декорации, удивительно чистые, сильные голоса актеров.

Номинация «Межнациональная культура и духовно-патриотическое наследие». Ученица школы № 8 г. Мирный Ванюшева Елена представила на конкурс работу «Чорон – волшебный кубок народа Саха» (руководители М.С. Кропотка и И.Р. Гурова). Предметом ее интересного и актуального для многонациональной России исследования были традиции народа Саха. Прекрасным дополнением к конкурсной работе послужил альбом, который не только показывает красоту этой праздничной посуды якутов, но и может с успехом использоваться на уроках истории. Вызывает особое восхищение то, что форма этого сосуда напоминает силуэт танцующего стерха, белого журавля, служащего символом красоты и грации и находящегося под охраной Международного фонда журавлей.

Номинация «Обществознание». Работа с весьма серьезным названием «Банковская система Алтая: прошлое и настоящее» (руководитель Н.Г. Паврозник) Алены Лопатиной, ученицы лицея № 112 г. Барнаула поразила жюри тем, что прежде чем ее написать, автор изучила историю становления банковской системы Алтайского края, проанализировала современное состояние банков, определила лидеров банковского дела в этой российской глубинке. Алена убедительно показала в своей работе, что банковская система Алтайского края не только является частью российской банковской системы, но имеет свои особенности, являющиеся следствием региональной национально-экономической специфики. В результате проделанной работы, исследователь Лопатина приходит к выводу о необходимости создания условий для создания разветвленной кредитной инфраструктуры, которая может стать базисом более сбалансированной банковской системы, уникальной по площади охватываемого региона и по эффективности привлечения и размещения ресурсов.

В номинации «Юные историки» победителем стал Сергей Новоселов из г. Ухта, который в работе «Ухта – город «Жемчужина» (руководитель Т.В. Шулакова) рассказал о том, почему этот город так называют на Севере.

Не пугайтесь Вы облачка серого,

Прилетайте на Яке, на ТУ!

Не случайно «жемчужиной Севера»

Называют наш город Ухту.

Сергей провел социологический опрос по теме работы, подобрал большое количество фотокарточек с различными видами местности и выяснил, что начальной точкой города стало поселение Чибью, которое подобно песчинке, дало жизнь этому городу. Песчинка обрастала перламутровыми слоями, а город – жителями, зданиями, газопроводами, месторождениями и оба эти объекта становились жемчужинами.

Для конкурсного участия в номинации «Человек на Земле» ученик Белояровской школы Амурской области Дмитрий Дандуков взял интервью у своего односельчанина Сергея Кольцова. В деревне каждый человек на виду, а подполковник российской армии – тем более. Дима в своей конкурсной работе «С чего начинается Родина?» (руководитель О.В. Нагребельная) рассказал о жизни и ратных трудах своего замечательного земляка, который, как оказалось, с детства мечтал стать военным: ведь оба его деда воевали, защищая Родину. После окончания училища Сергея Кольцова направили служить в Магадан. Дважды Сергей Кольцов был командирован на Северный Кавказ для выполнения своего воинского долга по противодействию сепаратистам, за что был удостоен правительственных наград. На главный вопрос Дмитрия Дандукова: «Вы военный человек. Что означает для Вас слово «Родина»?» боевой офицер ответил кратко, но весомо: «Родина малая – моя деревня. Большая – Дальний Восток». Очерк Димы Дандукова о своем земляке Сергее Кольцове заканчивается словами: «Таким человеком можно гордиться. Он является для молодежи примером достойного отношения к своему воинскому долгу и преданности своему народу».

Номинация «История Родины – гражданская позиция». Члены туристического кружка «Кеды»: Суханова А.А., Силина А. П., Шаталова К.А., Клейносова А.В., Гамеева Е.К., из села Чарышское Усть-Калманского района Алтайского края (руководители М.В. Ильина и С.В. Борисова) представили разработанные ими материалы экскурсии по родному селу: составили экскурсионный маршрут; обработали фактологический материал и археологические находки, хранящиеся в сельском историко-краеведческом музее «Память»; составили текст для экскурсовода; подготовили слайды с комментариями, позволяющими подробно рассказать о далеком и недавнем прошлом села, его сложившихся традициях, о людях, память которых хранят благодарные потомки.

Номинация «Социальный проект школьников». Анастасия Шадрина из села Понино Глазовского района Республики Удмуртия в своем конкурсном проекте «Жить в мире с собой и другими» (руководитель Е.А. Богданова) попыталась найти подходы к формированию толерантного сознания и поведения у воспитанников Понинского детского дома-школы, который предусматривает реализацию этих намерений по нескольким направлениям: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, научно-исследовательское и гражданско-правовое.

Алла Шарова из деревни Большой Терсень Нижегородской области в работе «Школьная дума», победившая в номинации «Модель школьного самоуправления», представила модель Школьной Думы (руководители Н.Г. Соколова и Н.Е. Мартюшина), позволяющей вовлечь учеников и учителей в совместную деятельность по решению жизненно важных проблем, возникающих перед школой. Активное участие школьников в этой важной работе способствует формированию у них таких необходимых для жизни в современном обществе качеств, как ответственность за свою деятельность, умение планировать работу, эффективно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми участниками образовательного процесса. Правильно организованное ученическое самоуправление предполагает четкое распределение обязанностей и прав в рамках обеспечения самоуправления и соуправления школой. Модель Школьной думы как разновидности ученического самоуправления, предложенная Аллой, будет способствовать, в конечном счете, гражданско-правовому становлению будущих взрослых и дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в конкретной сельской школе через реализацию принципа государственно-общественного управления образовательным учреждением.

Номинация «Успех моей будущей профессии». Дарья Шумкова из г. Камышлова Свердловской области в работе «Формула успеха в профессии учителя» (руководитель Якимова А.В.) размышляя о слагаемых успеха в нелегкой профессии учителя, сравнивает миссию учителя с миссией Иисуса Христа. В качестве иллюстрации своих мыслей она приводит впечатливший всех членов жюри Фестиваля отрывок из произведения, включенного в сборник духовных текстов «Песнь «Возрождения»:

  • Благодарю тебя, создатель,
  • Что я в житейской кутерьме,
  • Не безработный, не писатель,
  • Простой учитель на Земле.
  • Благодарю тебя, могучий,
  • За то, что школа для меня
  • Мой дом второй, моя надежда.
  • Моя опора и судьба.
  • А для себя прошу, мой боже,
  • Дай мне терпенье, вал идей,
  • Чтоб жизнь моя была нескучной,
  • Чтоб жить, работать для детей.

Номинация «Каждая благородная жизнь оставляет свои нити навсегда вплетенными в дело мира и таким образом все более и более растет мощь человека со здоровыми корнями и с ветвями, все выше подымающимися к небу» (Джон Рескин»). Победитель в данной номинации, Артур Горевой из с. Ильинка Прибайкальского района Республики Бурятия, рассказал о своей большой семье. Цель его работы (руководитель Лейнвебер М.Ф.) состояла в изучении наследования женской линии в семейной педагогической династии. Немецкие поселения появились в России после издания императрицей Екатериной II колонизационного манифеста, приглашавшего немцев в Россию. Предки Артура – переселенцы из Германии, приехали в Россию для обучения детей в конце XIX века. Именно с тех пор существует династия учителей Прункгарт –Зальцман – Герман – Зейдель – Лейнвебер. Много трудностей пришлось пережить этой семье, но они сохранили культурные обычаи и традиции, черты характера немцев. Через поколения пронесли важность и необходимость выполнения главной задачи, которую поставила русская императрица Екатерина II - нести образование людям, быть учителями.

Номинация «Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается» (Л.Н. Толстой). Ученица МОУ СОШ № 94 г. Саратова Татевик Аветисян в своей конкурсной работе «Нет на свете силы более могущественной, чем любовь» (руководители Кузнецова Е.В., Козлова Е.М., Кованцова Г.С.) рассказала об истории любви двух людей, переживших вместе Великую Отечественную войну, боль ранений, травмы, лишения и другие горести. Они и сейчас идут по жизни рука об руку: Николай Егорович и Антонина Кузьминична Окуневы. Для них все общее: беды и радости. «Любовь – это бесценный дар, который соединяет две половинки сердца в одно целое» - пишет Татевик. И с ней нельзя не согласиться.

В номинация «Юные экологи» Анастасия Неяскина из г. Мирный (Республика Якутия-Саха), провела изучение качества хлеба, продающегося в городе (руководитель И.Ф. Латушкина). Исследования осуществлялись с применением специальных (органолептический и физико-химический) методов, после чего Настя провела сравнительный анализ полученных результатов с показателями ГОСТов. Ее работа выполнена безупречно с точки зрения подачи материала: сбалансирована теоретическая и практическая информация, имеются многочисленные слайды, сопровождаемые соответствующими комментариями. Высокая практическая значимость работы Анастасии Неяскиной позволяет существенно улучшить информационное обеспечение потребителей хлебной продукции г. Мирного.

Второй год подряд успешно участвуют в номинации «Детский политический рисунок и политический плакат» Евгений Медведев и Максим Роднов из школы № 8 г. Новый Уренгой Тюменской области. Если в прошлом году их работа заняла 2 место, то в этом году плакат Евгения и Максима «Сохраним единство Великой России» (руководитель О.И. Головцова) признан бесспорным победителем.

Номинация «Вокальная». Образцовый концертный хор «Фантазия» Студии эстетического воспитания «Гайдаровцы» из г. Серова Свердловской области (руководитель Тушков Д.А.) исполнил «Трисвятое» П.Г. Чеснокова и «Песню о Родине» Р. Рождественского. «Трисвятое» в исполнении чистых детских голосов оставляет впечатление пронзительной грусти и надежды на лучшее. Стиль хорового пения произведений П.Чеснокова всегда узнаваем, неподражаем. Хор «Фантазия» подчеркивает изысканность, красоту гармоний и эмоциональность «Трисвятого». Сложнейшее произведение исполнено с профессиональным мастерством. «Песня о далекой Родине» Р.Рождественского исполнена в сопровождении оркестра. И в этом случае исполнители из г. Серова продемонстрировали полное понимание темы произведения и профессионализм исполнения.

Номинация «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав нравственно, значит вырастить угрозу для общества». Александра Полторацкая из г. Калиниграда в работе «Мораль и нравственность в современном обществе» (руководитель Н.И. Кислова) задалась вечным вопросом: «Что же важнее интеллект или нравственность?» Жизнь в эпоху коренных социально-экономических и политических перемен является причиной пересмотра отношения к «вечным» ценностям. Отсутствие политической и экономической стабильности, безудержная экспансия чуждых российскому менталитету зарубежных поведенческих стереотипов в обществе приводит к трансформации моральных норм. На восстановление экономики требуются годы, а на восстановление нравственных норм – многие десятилетия. Эти вопросы серьезно беспокоят Александру. Чтобы выяснить ценность моральных качеств в определенный период, она провела опрос среди представителей молодежи и старшего поколения. Старшее поколение предпочло нравственность, молодое – интеллект. Тем не менее, по мнению Александры, среди молодого поколения достаточно людей, способных протянуть руку помощи, опираясь на высоконравственные приоритеты, на общечеловеческие и российские духовные ценности. А это означает, что у России есть надежда на счастливое будущее.

Номинация «Подвижники и подвижничество: вчера, сегодня, завтра». Ольга Валиева из с. Сукко Краснодарского края в работе «Имя твое – Учитель» (руководитель В.Н. Валиев) рассказала об удивительной династии учителей Захаровых-Валиевых, общий педагогический стаж которой – 1150 лет! Не всякая страна может похвастаться таким профессиональным долголетием. Ольга приводит уникальные снимки и документы, подтверждающие стремление всех родственников быть учителями. Их объединяет необыкновенная любовь к детям, сочетающаяся с твердым желанием вырастить достойных людей. На счету этой династии «Учителей с большой буквы» ликвидация неграмотности в Таджикистане, работа в детском доме в г. Клинцы, в школе во Владивостоке, в политехникуме Душанбе, Грозный, Ленинград, Анапа, тысячи учеников, многие из которых тоже стали учителями. Наверное, почти каждый житель нашей страны, при желании, сможет найти связь с династией Захаровых-Валиевых и их последователей.

В номинации «Хореографическая» лауреатом первой степени стал танцевальный коллектив «Ритмы Востока» из п. Мирный Саратовской области (руководитель А.А. Жумашева). Трудно описать красоту танцевальных движений, это лучше видеть воочию! Хореографическому коллективу в полной мере удалось передать все богатство, колорит, энергетику и ритм восточного танца. Одна из восточных легенд утверждает, что мир был создан танцующим богом Шивой, уничтожившим таким образом враждебных демонов. Танец – это дар богов человечеству, и замечательный коллектив «Ритмы Востока» радостно и высокопрофессионально несет этот дар людям.

Номинация «Литературный салон». Ирина Лысенко из г. Россошь Воронежской области в работе «Как живет русская провинция» (руководитель В.В. Баранова) подробно и эмоционально рассказала о жизни в своем городе. Как следует из ее работы, история Россоши, красивейшего города Центрального Черноземья, стоящего посреди погибающих деревень, уходит корнями во времена Петра I. В советские времена проведенная с большими ошибками коллективизация и непомерные налоги на сельхозпродукцию привели к вымиранию деревень, к отторжению крестьянства от земли. Последствия этой, мягко говоря, неудачной политики дают о себе знать и сегодня. «Я не политик и не экономист – пишет Ирина, – и не знаю верных способов возрождения былого богатства и многолюдья деревни, да и, наверное, их уже нельзя вернуть, но глубоко убеждена, что вывести Россию из затяжного кризиса способна именно она – русская деревня!»

Номинация «Молодость – это мечта, это – вера, это – тяготение к подвигу, это – лирика и романтика, это большие планы на будущее, это начало всех перспектив». Ирина Савченко из г. Россошь Воронежской области в работе «Волшебная птица молодости» (руководитель Л.Ю. Москалева) рассказала об ощущениях собственного взросления. О том, как важно найти в жизни крепкую, надежную опору. Свои мысли о молодости Ирина выразила в стихотворении:

  • Тихим звоном бежит, заливается
  • Небольшой, но красивый ручей,
  • Молодостью он называется,
  • Он только мой и – ничей.
  • Когда мне легко, он спускается
  • С цветочных и мягких полей,
  • Когда тяжело – поднимается,
  • Но становится только сильней.

Номинация «Методические разработки по гражданско-правовому самообразованию учащихся». Надежда Болдырева из с. Синие Лепяги Воронежской области в работе «Молодежь и выборы» (руководитель Н.И. Шипилова) рассказала об успешном опыте детского самоуправления, действующего в форме школьной детско-юношеской республики «Юность». Во главе этой организации стоит «президент», который избирается тайным голосованием и руководит «министрами». У каждого «министра» есть свой куратор из числа опытных учителей. На основе представленных «министрами» материалов «президент» проводит общешкольные линейки, которые дают старт многим полезным инициативам, родившихся в результате совместного творчества детей и взрослых. Жизнь этого общественной объединения освещается на страницах общешкольной газеты «Юность», обозревателем которой является Надежда.

Номинация «Государственный человек более других сограждан должен быть движим и руководствован любовью к Отечеству» (Г.Р. Державин). Киностудия «Детектив» из г. Ярославля представила на конкурс фильм «Полумилорд» (руководитель Свободин О.В.), посвященный графу М.С. Воронцову, герою войны 1812 года, генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии, наместнику Кавказа. Именно ему посвятил А.С. Пушкин следующие строки:

  • Полумилорд, полукупец,
  • Полуглупец, полуневежда,
  • Полуподлец, но есть надежда,
  • Что будет полным, наконец.

Создатели фильма позволяют себе усомниться в такой оценке личности Воронцова и аргументировано опровергают слова великого поэта. Фильм «Полумилорд», съемки которого проходили в 12 областях России, Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Лондоне, по единодушному мнению жюри Фестиваля, является отличной, профессиональной работо       й, пригодной для использования в качестве дополнительного историко-литературного материала на школьных уроках и внеклассных занятиях.

Номинация «Юный химик». Александр Уваров из г. Мирный (Республика Якутия Саха) в работе «Кислотно-щелочной баланс организма человека» (руководитель В.Д. Демина) представил исследование необходимости кислотно-щелочного баланса для организма человека. Популяризация знаний о здоровье, особенно среди молодежи – это бесценный вклад в здоровье россиян. Это и есть настоящая действенная гражданская позиция! Лаконичный по содержанию и четко структурированный литературный обзор акцентирует внимание на ключевых проблемах здоровья в наше время. Стоит также отметить интересные факты, приведенные в литературном обзоре. Например, малоизвестные результаты исследования о влиянии употребления человеком твердых сыров на уровень рН в организме. Помимо этого, наглядная красивая форма подачи материала (таблицы и фотографии) делает информацию приятной и увлекательной для аудитории, что способствует запоминанию ключевых моментов доклада.

Педагогические инновации. Ирина Гургеновна Кочетова – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 128 с углубленным изучением предметов из г. Барнаула в работе «Мультимедийный урок и его эффективность» обращает внимание на то, что подготовка мультимедийных уроков требует от учителя больших усилий, чем подготовка традиционных уроков. Современный учитель обязан оставаться главным участником образовательного процесса, а мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности изучаемого материала. В таком случае изменяется сценарий урока. Мультимедийная разработка становится гибким модулем по заданной теме. Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения и имеет возможность более глубокой проверки качества знаний учащихся, их расширения в смежных областях.

Номинация «Права человека и права ребенка в международных и гражданских вооруженных конфликтах». В СОШ № 2 р.п. Красные Баки Нижегородской области была создана программа «Специальный корреспондент», посвященная трагедии в Бесланской школе 1 сентября 2004 года. Авторы программы Кулакова Дарья и Старостин Денис (руководитель Ермакова И.В.) обсуждали вопрос о правах ребенка в вооруженных конфликтах. В настоящее время не существует документов, регламентирующих отношение к детям во время войны, тем не менее, есть закон о том, что каждый ребенок имеет право быть защищенным. Несмотря на это, права детей нарушаются. Возможно, это происходит из-за снижения в обществе ценности человеческой жизни. Трагедия в Беслане перечеркнула жизни не только погибших, но и серьезно поразила психику оставшихся в живых. Эта трагедия явилась, как ни страшно это звучит, далеко не единственным примером вопиющего нарушения прав детей в вооруженных конфликтах.

Очную форму участия в фестивале «От малой Родины до гражданина России» в 2012 году выбрали 3 человека.

Номинация «Память сердца». Работа Александры Николаевой из села Бичурино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики «Память, которая не меркнет годами» (руководитель Э.В. Иванова) выполнена на базе семейных архивов ветеранов, воспоминаний родных о ветеранах, данных архива Мариинско-Посадского райвоенкомата. Александра использует эту информацию для рассказа об участниках Великой Отечественной войны по Бичуринскому сельскому поселению. Целью Александры было возвысить земляков своей малой Родины. Сохранить воспоминания ветеранов, показать живущим, какой ценой завоевана жизнь – вот к чему стремилась Александра. «Что для человека является самым главным? Конечно же, это Родина!» - так написала в своей работе Александра Николаева. Мы полностью согласны с этими словами.

Номинация « Юные историки». Юлия Брандикова из МОУ «Понинский детский дом-школа», Удмуртская республика, Глазовский район представила работу «Понинский район в годы политических репрессий» (руководитель Г.В. Главатских). Объектом изучения являлись политические репрессии 20-50 годов XX века в Удмуртии. О том, сколько человек подверглось репрессиям нет точных данных. В результате поисковой деятельности были выявлены 4 новые фамилии, не значащиеся в списках репрессированных. Таким образом, работа Юлии представляет большую практическую ценность: она позволила оставшимся в живых родственникам пострадавших от политических репрессий, наконец, прямо смотреть в глаза окружающих и не стыдиться своих близких.

Номинация «Человек на Земле». Елена Галкина из села Бичурино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в работе «Учителями славится Россия» (руководитель Т.П. Андреева ) рассказывает о педагогах своего рода, которые связали свои судьбы со школой, воспитанием подрастающего поколения. В родословной Елены 33 учителя. Основными методами при написании работы были: опрос, анкетирование, встречи, сбор материалов, переписка. Предложенный материал, по мнению жюри, будет полезен и интересен как для проведения внеклассных занятий, так и для внешкольных мероприятий на уровне района, республики, для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Учитель – слово-то какое!

Учитель – слово-то святое!

Итоги фестиваля, прошедшего уже восьмой раз под девизом «Зажигать сердца детей творчеством!» со всей очевидностью показывают, что наши дети, наша молодежь, наши учителя, живущие в самых разных уголках, преисполнены надежд на самое лучшее и готовы своими трудами, творчеством всемерно способствовать возрождению России не только экономическому, интеллектуальному, но и нравственному.

< Пред.
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017