Вестник Образования России - Профессор К.М. Ушаков: Современная школа – это конвейер, с которого снимают тех, кто не вписывается в стандарты 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

13.09.2011

5 сентября, в ходе видеоинтервью, приуроченного к началу учебного года, председатель жюри конкура «Директор школы – 2011», главный редактор журнала «Директор школы» К.М. Ушаков ответил на вопросы журналистов, директоров, педагогов и учеников. Эксперт поделился своим мнением о том, от чего зависит качество образования и как его улучшить, решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему и принесут ли реформы образования позитивные перемены. К.М. Ушаков также рассказал, почему стоит защищать всех участников образовательного процесса друг от друга, есть ли шанс на выживание у малокомплектных сельских школ, и что бы он сам сделал, если бы стал министром образования.

Значительная часть поступивших от аудитории вопросов касалась того, почему, несмотря на многочисленные реформы, явных улучшений в жизни школы так и не произошло. Эксперт видит одну из главных причин в модели современной школы: «Та модель школы, которую мы сегодня построили – это то, что можно назвать индустриальной моделью». Современная школа похожа на конвейер, где ребенка, начиная с первого класса, передают от одного специалиста другому, а на выходе ребенок проходит через отдел технического контроля – через ЕГЭ. Опасность такой системы, по мнению эксперта, в том, что она приводит к узкой специализации всех участников образовательного процесса. «Конвейер не допускает отклонений от нормы. На конвейере никто не работает с бракованной деталью, ее просто выбрасывают, – делится опасениями Ушаков. –  А на школьном конвейере учителя и дети, которые не соответствуют некоторой стандартизованной норме и нарушают работу механизма, – их пытаются с этого конвейера убрать». По мнению эксперта, узкая специализация грозит тем, что педагоги становятся исполнителями отдельных операций механизма, но при этом не видят целостную картину и конечный результат всей деятельности. Что касается учеников, то «сужение культурных возможностей ребенка, «приговор» к той или иной специализации на всю жизнь, потом ему очень дорого обойдется, да и всем нам в целом».

Одним из самых популярных среди поступивших вопросов стал вопрос защиты всех участников образовательного процесса. «От кого защищать и кого защищать? Школу от руководства? Детей от учителей? Детей от сверстников? Учителей от директоров? Директоров от учителей? Всех ото всех? – делится Ушаков. – Большое количество вопросов о защите различных групп говорит о том, что все, на самом деле, против всех. Это диагноз низкого социального капитала отрасли и во многом причина того кризиса, в котором мы находимся. Это глобальное недоверие всех ко всем».

Отвечая на вопрос о качестве образования, Константин Михайлович выделил два основных фактора, от которых оно зависит, – это преподавание и руководство. «Если мы будем говорить, от чего зависит качество, совершенно понятно, что есть две ключевые фигуры. Это учитель и директор. Все реформы, которые до сих пор проходили, не касались процесса преподавания. С этой точки зрения, реформы в области образования еще впереди», – отметил Ушаков.

Касаясь проблемы малокомплектных сельских школ, их перспектив, возможности перехода на бюджетное или автономное финансирование, Ушаков высказал мнение, что перспективы у сельских школ есть. Но проблема таких учебных заведений – в оттоке населения из села. «Мы теряем территории не в результате военных действий, а в результате совершенно определенной политики, в том числе и в образовании», – выражает беспокойство эксперт. Ярким подтверждением опасений послужило пришедшее в редакцию письмо многодетной семьи Логиновых из Карелии. Семья, где растут четыре ребенка школьного возраста, живет в деревне на острове Большой Клименецкий, который практически полностью оторван от цивилизации. Как в самой деревне, так и в ближайшем населенном пункте, закрыли школу. Детей предлагали забрать в интернат, до которого 40 километров по воде, но родители хотят быть вместе со своими детьми. Если они, последние жители деревни, все-таки из нее уедут, то еще одна территория опустеет.

Один из наиболее болезненных для руководителей школ вопрос – кадровый состав и привлечение молодых специалистов в школу. По мнению К.М. Ушакова, даже прибавка к заработной плате кардинально не решит кадровых проблем. «Заработная плата, несмотря на ее совершенно неприличный уровень, все равно не решает всех проблем, которые стоят перед вашей школой, – обращается Ушаков к директорам. – Дело не только в уровне оплаты. Человек, кроме денег, хочет получать еще и удовлетворение от работы, а это во многом зависит от той среды, которую вы создали и от тех способов реализации на работе, которые вы предоставляете». «Значительно легче решаются кадровые вопросы в среде с обучающим характером и высоким уровнем доверия», – добавил эксперт.

Среди поступивших вопросов был и следующий: «Представьте, что Вас назначили министром образования Российской Федерации и наделили Вас неограниченными полномочиями. Что бы Вы сделали в первую очередь?». «Если бы я стал министром, я бы предложил год без всяких инициатив», – ответил К.М. Ушаков.

Кроме того, в ходе видеоинтервью была объявлена дата финальных мероприятий Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» – они будут проходить в Москве с 22 по 24 ноября 2011 года.

Полная версия видеоинтервью, а также аудиоверсия и текстовая расшифровка доступны по адресу: http://konkurs.direktor.ru/interview.htm

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017