Вестник Образования России - Круглый стол о проекте ФГОС для старшей школы в Госдуме РФ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

05.04.2011

Во второй половине марта 2011 года Комитетом Государственной Думы РФ по образованию был проведен круглый стол, единственным вопросом обсуждения которого стал проект федерального государственного образовательный стандарт общего образования. В работе приняли участие почти сто человек из различных регионов нашей страны – руководители органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, субъектов Российской Федерации, общеобразовательных учреждений, общественных деятелей.  17 выступающих озвучили дискуссионные вопросы. В числе докладчиком: председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Г.А. Балыхин и его заместитель О.Н. Смолин, заместитель министра образования и науки РФ М.В. Дулинов, сопредседатель группы разработчиков проекта ФГОС А.М. Кондаков, директор Департамента общего образования Минобрнауки России Е.Л. Низиенко.

В выступлениях были отражены основные положения проекта, которые кардинальным образом отличают обсуждаемый документ от действующего ФГОС. В первую очередь, это, конечно же, вызвавшее резонанс в обществе предложение о выборе предметов для изучения старшими школьниками. «Появившийся в проекте термин «обязательные» предметы был интерпретирован в смысле того, что все остальные являются необязательными и за их изучение надо платить, - отметил Г.А. Балыхин. – Но право на бесплатное полное среднее образование закреплено в Конституции Российской Федерации и не может быть нарушено». Главу Комитета поддержал Кондаков, пояснивший, что разработчики не совсем четко сформулировали свои предложения, что и было неправильно воспринято общественностью. Сопредседатель группы разработчиков проекта ФГОС подчеркнул, что эта двусмысленность была исправлена в доработанном проекте стандарта.

Еще один вопрос: об уровне квалификации педагогических кадров. Часть участников высказалась за то, что в новом стандарте обязательно должны присутствовать основные требования к качеству преподавания. Мнение Минобрнауки России выразил М.Л. Дулинов, отметивший, что квалификация учителя подтверждается в образовательных стандартах профессионального образования, и причин дублировать эти положения нет.

О проблеме выбора школьниками предметов для изучения споры угасли. В этом и заслуга психологов, которые подтвердили, что 15-17 летний школьник в состоянии сделать осознанный выбор. Также немалое значение имеет и решение Минобрнауки России, которое в своем выступлении озвучила Е.Л. Низиенко. Выбор учебных занятий вовсе не означает окончательное закабаление ученика – если старшеклассник поймет, что ошибся с выбором, то в течение полугода он может или изменить уровень обучения предмета или вовсе сменить направление подготовки. Г.А. Балыхин отметил прогрессивность положения готовящегося ФГОС о выборе. «Профильное обучение получают лишь немногое число российских школьников. Остальные вынуждены заниматься с репетиторами, чтобы получить необходимый для поступления в высшее учебное заведение уровень знаний» – обозначил он имеющуюся сейчас проблему. С внедрением нового стандарта нагрузка на семейные бюджеты снимется. Поскольку в школе ребенок сам определить, что именно и каком объеме он хочет знать.

Острый вопрос – финансовое обеспечение внедрения нового ФГОС. Наряду с возможной платностью образования – это был один из наиболее дискуссионных вопросов общественного обсуждения. Заместитель министра образования и науки РФ пояснил, что точные цифры внедрения нового стандарта сейчас назвать не может никто.

Финансирование среднего образования находится в ведении муниципалитетов и потому, на вопрос: сколько будет стоить государству новое образование, ответ будет получен лишь после многоступенчатой работы – сначала в муниципалитетах, затем на уровнях субъектов РФ и только потом данные поступят в федеральный центр.

Резюмируя почти трехчасовую плодотворную дискуссию, Г.А. Балыхин еще раз заверил, что форсировать принятие этого крайне важного для будущего нашей страны документа никто не станет. Необходимо достижение максимально возможных соглашений по имеющимся разногласиям между предложениями Министерства образования и науки РФ и российскими гражданами. Календарный график при этом выглядит так: «Обсуждение проекта завершилось 1 февраля 2011 года. По поручению Президента РФ в течение 90 дней должны быть выработаны предложения специалистов. Этот документ послужит основой для обсуждения на педагогических конференциях, которые состоятся в августе 2011 года. После этого, все вновь будет суммировано и поступит на обсуждение Правительства РФ. И лишь затем документ направят на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ. Таким образом, в лучшем случае – при условии урегулирования разногласий, документ новый ФГОС буде утвержден к концу работы Госдумы пятого созыва (декабрь 2011 года)».

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017