Вестник Образования России - Комментарии Рособрнадзора. ФЗ № 293–ФЗ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

17.02.2011

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 293–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Закон разработан в рамках инициированных Рособрнадзором новых подходов к контрольной и надзорной деятельности, цель которых – сделать все процедуры понятными и прозрачными.

Закон регулирует государственные процедуры лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательных программ и подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и званиях, внося в них ряд существенных изменений.

Основными изменениями в процедурах лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений является их упрощение, сокращение перечня представляемых документов и сроков проведения. Единственной формой оплаты за их проведение становится государственная пошлина.

Теперь лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно. Одновременно ужесточается лицензионный контроль: через год после выдачи лицензии в образовательном учреждении должна пройти проверка по соблюдению лицензионных требований. Дальнейший контроль может быть плановым и внеплановым. В случае выявления нарушений лицензирующий орган выдает предписание об их устранении с указанием срока исполнения. В случае неисполнения предписаний лицензирующий орган может приостановить действие лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Подобная практика призвана стать стимулом для образовательного учреждения, которое также должно оценивать собственную деятельность, нацеливаясь на достижение высокого качества предоставляемых образовательных услуг.

По новому закону государственная аккредитация будет проходить не по образовательным программам, а по укрупненным группам специальностей. То есть, если новая образовательная программа относится к уже имеющейся группе специальностей, то закон позволяет считать эту программу аккредитованной. Это делается для того, чтобы образовательные учреждения развивались в рамках заявленной профильности и принимали абитуриентов на вновь открываемые образовательные программы, востребованные экономикой страны. Эти изменения продиктованы параметрами современной модели модернизации образования, ориентированной на инновационное развитие.

В то же время ужесточаются требования к ответственности вузов за открытие новых программ. Образовательное учреждение должно быть готово подтвердить соответствующее качество образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по всем программам, реализуемым в рамках укрупненной группы специальностей. Факт установления по одной из программ уровня качества ниже требуемого может привести к отказу в аккредитации по группе специальностей в целом, а также к приостановлению, а в последующем — к лишению государственной аккредитации по данной группе специальностей.

Все это позволит значительно усилить ответственность образовательного учреждения и в конечном счете будет способствовать повышению качества подготовки обучающихся. Также в рамках процедуры государственной аккредитации при проведении аккредитационной экспертизы теперь будут рассматриваться сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации. Образовательные учреждения могут получать общественно-профессиональную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Внешняя объективная оценка качества профессионального образования способствует усилению общественного внимания к качеству подготовки выпускников образовательных учреждений, повышению объективности, прозрачности процедур и их результатов.

Законом внесены изменения в процедуру подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и званиях (проставлении штампа «Апостиль»). Теперь эти полномочия передаются с федерального уровня в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Это обеспечивает гражданам территориальную доступность получения данной государственной услуги. Также за услугу теперь нужно будет уплатить только госпошлину, никаких других затрат заявитель не несет.

Федеральный закон № 293–ФЗ принят в рамках общей стратегической концепции реформирования государственного управления в различных сферах экономики, позволяет решить ряд вопросов повышения качества предоставления государственных услуг, входящих в сферу компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017