Вестник Образования России - ИРИ подготовил список «уроков будущего» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 


 
    
Версия для печати Печать...

09.09.2019

Институт развития интернета начинает собственное визионерское исследование «Российская школа 2030». В рамках первого этапа эксперты ИРИ совместно с представителями Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» подготовили список школьных предметов, которые помогут в развитии «компетенций будущего» и формировании сопутствующих навыков. Перечень таких компетенций был ранее определен WorldSkills и Атласом профессий АСИ. 

«Сегодня мы являемся свидетелями коренных изменений в обществе: почти не осталось тех сфер, которые бы не затронула цифровая трансформация. Чем быстрее происходит этот процесс, тем отчетливее встает острая необходимость в профессиональных кадрах. По прогнозам экспертов, в течение ближайших 10 лет России понадобится 2 миллиона только IT-специалистов. Именно поэтому в программе нацпроекта «Образование» огромное внимание уделяется формированию и развитию современной цифровой образовательной среды, которая поможет создать условия для развития людей, поле возможностей, в котором талантам будет где развернуться. Форсайт-исследование ИРИ помогает получить представление о том, какие компетенции необходимо развивать сейчас, чтобы быть успешным в цифровой экономике будущего», – заключил гендиректор ИРИ Сергей Петров.

Список включает в себя 9 «уроков будущего». Среди них есть как уже популярные у современных школьников робототехника и программирование, набирающий очки киберспорт, так и футуристичные предметы: VR-архитектура, квантовые технологии, которые пока накапливают методическую базу и формируют образовательные траектории для преподавания учащимся школьного возраста.

Подготовленный перечень иллюстрирует важность развития цифровых компетенций, потребность в получении системных IT-навыков. При этом ребятам вовсе не обязательно в будущем становиться html-разработчиками или аналитиками больших данных. Приобретенные на таких уроках знания помогут школьникам состояться не просто в интеллект-индустрии, но и в любой области.

Эксперты считают, что ТРИЗ или основы компьютерной грамотности позволят избежать попадания в квалификационную яму, в которой уже сегодня находятся 1,3 млрд работников по всему миру и 34 млн граждан в России. В целом, такие занятия грамотно скоординируют не только представления о виртуальном мире, но и всегда пригодятся на практике. Они помогут быстрее распознавать и успешно противостоять киберугрозам (буллингу, сталкингу, фишингу в глобальном Интернете).

 Все дисциплины нацелены на развитие индивидуальных способностей учеников (мышления, памяти, логики, внимания), расширение проектной деятельности, усиление коммуникаций (в сети, с командой), обучение цифровому этикету.

Школьные предметы будущего 

1. Робототехника

Мультидисциплинарная наука. Изучает комплекс наук, состоящий из алгоритмики, механики, основ электроники и микропроцессорных систем.

Развивает пространственное мышление и логику, воображение, креатив и эвристику, командные навыки и инженерное творчество; закладывает основы экспериментальной деятельности; укрепляет мелкую моторику, зрительную и двигательную память; углубляет знания по ряду предметов, дополняет знания по устройству компьютера и о программном обеспечении.

Пригодится будущим инженерам и программистам, IT-специалистам, а также по любому профилю обучения и работы, связанному с автоматизацией производства.

2. VR-архитектура и web-дизайн

Формируют новое представление о социально-культурной среде, урбанизации, строительстве, прикладном инжиниринге.

Предлагают инструментарий для развития эвристики, креатива и воображения, логики и пространственно-образного мышления. Улучшают умения и навыки проектирования и моделирования, помогают с черчением, графикой, изобразительным искусством в целом.

Помогают с профориентированием. Пригодятся будущим IT-дизайнерам (включая дизайн офлайн), web-конструкторам, IT-разработчикам, киберспортсменам, а также проектировщикам, архитекторам, инженерам, даже юристам по недвижимости и узким специалистам в строительстве.

3.Архитектура искусственного интеллекта

Проектирование специальных арок машинного обучения и анализа.

Развивает комплексные IT-навыки, требует углубленного изучения прикладной математики, алгоритмики, даталогии, аналитики данных, матричных систем. Курс нацелен на усиление когнитивного мышления и цифровой культуры, развитие внимания, реакции, зрительной и долгосрочной памяти, формирование стратегии осознанности и скоординированности совершаемых действий.

Пригодится будущим студентам и сотрудникам интеллект-сегмента; людям, по-настоящему увлеченным программированием; IT-инженерам и аналитикам больших данных; персональным тренерам ИИ и консультантам в данной области; специалистам по нейросетям.

4. Основы цифровой грамотности

Комплексный предмет включает в себя: кибербезопасность, навыки ориентации в информационном поле, профилактику киберугроз.

Формирует знания, умения и навыки безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. В рамках данного урока обучают критически воспринимать информацию, различать фейковые новости и проверять достоверность сведений, а также прививают навыки сетевого этикета (поведения в Интернете, социальных сетях), персональной и системной кибербезопасности.

Курс активно развивает общие цифровые знания и диджитал-навыки по персональной безопасности в сети, профилактике киберсталкинга и киберугроз, включая кибербуллинг. Данный предмет уже внедряется в программы IT-классов г. Москвы.

5. Анализ и работа с большими данными

В настоящее время каждый из нас генерирует данные. Мы владеем персональной информацией и предоставляем право на ее использование, защищенное законодательством РФ. Помимо личных сведений, мы создаем большие данные (технические), передаваемые устройствами в онлайн-режиме.

Дисциплина координирует общие знания по математике, информатике, основам программирования, углубляет понимание алгоритмики, IT-безопасности, юриспруденции и интернет-права, знакомит с даталогией, аналитикой данных. Развивает логику, внимание, концентрацию, реакцию и все виды памяти, усиливает когнитивную активность.

Пригодится не только для общего цифрового развития, но и в качестве фундамента для будущего обучения на инженера или аналитика данных, архитектора ИИ, программиста, сотрудника сектора IT-безопасности, специалистасистемного администрирования и модерирования, юриста с высокойIT-квалификацией.

6. Киберспорт

Развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти; расширяет цифровой кругозор и общую компьютерную грамотность, улучшает владение аппаратным IT-комплексом, поднимает и прокачивает навыки программирования. Часть профессиональных игр тесно связана с математикой, информатикой, эвристикой (шахматы, головоломки, логические задачи), военно-патриотической культурой, а ряд игр дает опыт реального, прикладного программирования. Грамотные спортивные занятия и тренировки включают в себя динамические паузы, разминки для глаз, интеллектуальные задания и знания офлайн (в т.ч. по целеполаганию, тайм-менеджменту).

Понадобится профессиональным киберспортсменам и мечтающим ими стать, увлеченным геймерам для приобретения компетенций широкого профиля, гейм- и веб-дизайнерам, программистам; IT-специалистам: конструкторам, инженерам, менеджерам, маркетологам; авторам своих блогов и каналов о кибериндустрии; инвайтерам и специалистам по пиару и рекламе киберспорта; будущим управленцам сектора и желающим войти в тренерские составы.

7. Программирование / кодирование

Центральный курс любой IT-школы уже сегодня.

Сопряжен с углублением и профильным освоением точных дисциплин, информатики, алгоритмики, философии цифровых систем. Прокачивает базовые IT-знания и умения, подключает практические навыки юзабилити, удобства интерфейса, визуальной культуры и дизайна, системного менеджмента и администрирования. Развивает логику, память и внимание, когнитивные способности, эрудицию, профессиональное творчество и инновации, креативность и персонализацию.

Очень важен для всех «диванных» программистов и широкого круга специалистов цифровой индустрии, владельцев собственных сайтов, онлайн-предпринимателей.

8. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Разработана советским изобретателем Г.С. Альтшуллером. Используется при решении сложных технических задач.

Обучает грамотно справляться со сложными изобретательскими задачами, прогнозировать развитие технических систем (ТС) и получать перспективные решения (включая принципиально новые). Способствует повышению эрудиции и развитию качеств творческой личности.

Рациональное использование ресурсов собственного мышления наглядно показывает, зачем нужно учиться, и пригодится в любой сфере последующего образования и деятельности.

9. Квантовые технологии, квантовые вычисления

К 2040 году дети в российских школах смогут изучать квантовое программирование. Уже разработаны несколько языков квантового программирования, а также симуляторы квантового компьютера. В России созданием квантового компьютера занимается консорциум, куда входят Внешэкономбанк, ФПИ, «ВЭБ-инновации», МГУ и АНО «Цифровая экономика».

Предмет аккумулирует знания по физике (в т.ч. квантовой), квантовой механике, комплексу точных и цифровых наук. Дисциплина развивает стремление к познанию и к созиданию, энтузиазм к совершению открытий; расширяет пространственное мышление, возможности памяти и интеллекта.

Программы заинтересуют не только будущих знатоков науки уровня квантовых криптографов, но и вероятных аналитиков данных, специалистов по современной электронике и гаджетам (инженеров, разработчиков ПО, программистов). А также IT-безопасников, медиков (знакомых с квантовыми скачками в медицине), прототипистов (и не только) квантовых накопителей и даже квантового Интернета, специалистов по квантовой телепортации.

 

< Пред.   След. >
 



 

 

 
 
Адрес: 127015, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 1, оф. 302, "РИК" "Молодая гвардия"; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2019