Вестник Образования России - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

21.08.2019

Ольга Макаровна АЛЕКСАНДРОВА, к.п.н., заместитель заведующего лабораторией общего филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Юлия Николаевна ГОСТЕВА, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории общего филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Ирина Нургаиновна ДОБРОТИНА, к.п.н., заведующий лабораторией общего филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» –  формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Основные формальные различия курсов русского родного языка и русского языка в школе заключаются в следующем.

Учебный предмет

Русский язык

Русский родной язык

Статус изучения

обязательный

по выбору обучающегося

Предметная область

Русский язык и литература

Родной язык и родная литература

Преподавание и изучение

осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Государственная итоговая аттестация

предусмотрена

не предусмотрена

Количество часов на изучение предметов школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка (письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08). Количество учебных планов должно соответствовать количеству и уровням реализуемых основных образовательных программ.

Основная образовательная программа может включать один или несколько учебных планов. Например, в школе одновременно могут быть:

  • индивидуальные учебные планы.

В классах, которые обучаются в рамках ФКГОС, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 № 1089, изучение родного языка возможно в рамках федерального, регионального и школьного компонента (письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08).

Нормативную правовую основу примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках

народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Примерная программа школьного курса «Русский родной язык» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в предметную область «Родной язык и родная литература» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русский родной язык» и определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной язык».

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет прав тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса выделяются следующие блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст»

В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок  «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи (навыками сознательного использования норм современного русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности); а также на понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке  «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, а также на развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

При разработке рабочей программы курса русского родного языка  необходимо иметь в виду, что содержание данного учебного предмета, как и планируемые результаты его освоения,  не дублируют соответствующие разделы рабочей программы по основному курсу русского языка, но в определённом отношении дополняют их.   Например, в основном курсе русского языка предполагается изучение лексических выразительных средств:  эпитеты, метафоры, олицетворения, гипербола, литота. В соответствии с этим выстраиваются требования к результатам освоения  этого материала: распознавать перечисленные лексические выразительные средства. В курсе русского родного языка планируется изучение выразительных средств лексики в ином ключе: Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Соответственно формулируются требования: осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.

В качестве методической поддержки разработано тематическое планирование для каждого года обучения. Фрагмент планирования для 5 класса представлен в таблице 1.

Таблица 1.

 

№ урока

Тема

Основное содержание

Материалы учебника/ количество часов

1

Наш родной русский язык

Введение понятий: русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы

§ 1 /1

2

Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

Орфографический практикум

§ 1/1

3

Из истории русской письменности

Краткая история русской письменности. Ознакомление с историей и этимологией слов азбука, алфавит.

§ 2/1

4

Создание славянского алфавита; общие сведения о кириллице и глаголице.  Реформы русского письма. Памятники письменности.

Орфографический и пунктуационный практикум

§ 2/1

5

Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа

§ 3/1

6

Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Национальная специфика терминов родства

§ 3/1

7

Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка. Национально-культурная специфика фразеологизмов. 

Орфографический практикум

§ 3/1

8

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов

§ 4/1

9

Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы русского   традиционного мужского и женского костюма.

Орфографический и пунктуационный практикум

§ 4/1

10

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта

Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (пища). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов

§ 5/1

11

Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (жилище). Ознакомление с историей и этимологией некоторых фразеологизмов. 

Орфографический практикум

§ 5/1

12

Образность русской речи: метафора, олицетворение

Загадки. Метафоричность русской загадки.

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.  Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека

§ 6/1

13

Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Орфографический и пунктуационный практикум

§ 6/1

14

Живое слово русского фольклора

 Устойчивые обороты в произведениях фольклора, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов

§ 7/1

15

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох

§ 7/1

16

Сравнения, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Орфографический практикум

§ 7/1

17

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения).  Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов

§ 8/1

18

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

Орфографический и пунктуационный практикум

§ 8/1

19

О чем могут рассказать имена людей и названия городов

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

§ 9/1

20

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.

Орфографический и пунктуационный практикум.

Ключевые слова раздела. Обобщение материала

§ 9/1

21, 22

Проверочная работа № 1

Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

Представление результатов проектных, исследовательских работ

/2

Процесс оценивания в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса:   формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается как качество выполнения проектного задания, так и представление результатов проекта перед классом. Предпочтение отдается качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущей оценки для создания более качественного продукта. Предлагаем примерные темы проектных и исследовательских работ (5 класс):

  • Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
  • Словарик пословиц о характере человека, его качествах.
  • Словарь одного слова.
  • Календарь пословиц о временах года.
  • Карта «Интересные названия городов моего края/России».
  • Понимаем ли мы язык Пушкина?
  • Этикетные формы обращения.
  • Как быть вежливым?
  •  Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
  • Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
  • Подготовка альманаха рассказов.

 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 127015, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 1, оф. 302, "РИК" "Молодая гвардия"; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2019