Вестник Образования России - Расширенная редакционная коллегия журнала «Вестник образования России» состоялась 27 февраля 2010 года. 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow АРХИВ НОВОСТЕЙ arrow Расширенная редакционная коллегия журнала «Вестник образования России» состоялась 27 февраля 2010 года.
    
Версия для печати Печать...

01.03.2010

В зале заседаний коллегии Рособразования собрались более 50 представителей различных регионов Российской Федерации.

В числе гостей – главы органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования; руководители и ведущие специалисты образовательных учреждений РФ начального, среднего, высшего образования; сотрудники научных, методических педагогических центров; другие лидеры российской системы образования; представители федеральных и региональных средств массовой информации.

Выступление заместителя главного редактора журнала «Вестник образования России», Заслуженного учителя Российской Федерации Ю.И. Глазкова «Итоги деятельности редакции журнала «Вестник образования России» за 2009 год и основные направления по освещению реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» и Года учителя в России»:

«Уважаемые коллеги!

С космической быстротой летит время.

Прошло ровно 366 дней как большинство присутствующих в этом зале из числа наших партнеров и союзников, наших подписчиков, постоянных членов редакционной коллегии, авторов и консультантов, всех тех, кто составляет научно-образовательное сообщество, объединяющееся вокруг старейшего официального педагогического издания страны – «Вестника образования России», – обсуждали перспективы его развития.

Мы прожили год, насыщенный, трудный, но вместе с тем, достаточно плодотворный.

Во всей многогранной системе российского образования многое изменилось и меняется сегодня. Безусловно, за прошедший год изменился и наш журнал.

На страницах нашего издания в 2009 году публиковались:

  • все основные нормативно-правовые акты и документы, регулирующие государственную политику в сфере обра­зования;
  • достижения отечественной системы образования по осу­ществлению Приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ;
  • а также первые предложения инновационных образо­ва­тельных учреждений по реализации инициативы Пре­зидента Российской Федерации Д.А. Медведева «Наша новая школа».

В данном сообщении хотелось бы остановиться на наиболее значимых результатах и проведенных мероприятиях.

Основная часть из них, в том числе цифровые показатели, представлены в более расширенном формате на слайдах, в инфор­мационном материале об итогах деятельности редакции в 2009 году.

Несмотря на кризисную экономическую ситуацию 2009 года и идущие в настоящее время инфляционные процессы, главное, что удалось сохранить число подписчиков журнала.

Более востребованными стали: ежемесячное издание «Библи­отечка журнала «Вестник образования России»; полугодовое – «Золотой Вестник». Большой популярностью пользовались изданные в 2009 году два бесплатных специальных приложения. Их темы: «Наша новая школа» – национальная образовательная стратегия (проекты документов, мнения специалистов); «Наша новая школа» глазами учащихся), а также издание для годовых подписчиков «Общее образование 2009–2010: «Наша новая школа»: формирование путей реализации» – сформировали линию редакции по обсуждению Президентской инициативы.

Историческая парадигма нашего издания –­ в его миссии, такой, какой она была более чем 200 лет назад: Официально. Оперативно. Достоверно.

Журнал был и будет образцом официального педагогического издания, как это и было в историческом 1803 году – в момент его создания. Но вместе с тем, журнал, как любой механизм, должен развиваться и совершенствоваться для достижения своих результатов.

Редакционно-издательская программа за отчетный период выполнена по всем основным показателям, и, благодаря усилиям издательства, большинство территорий получает журнал в настоящее время своевременно и практически без изменений цены (удорожание происходит только за счет увеличения стоимости по доставке).

За последние 5 лет количественно (почти в 2 раза) выросло число публикуемых официальных документов. Это свидетельствует об открытости государственной политики в сфере образования, о пристальном внимании к вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения со стороны государства, а также о серьезной юридической экспертизе нормативно-правовых докумен­тов. Следует отметить, что большинство приказов Минобрнауки России, Рособразования, Рособрнадзора в настоящее время проходит регистрацию в Минюсте России, что соответствует регламентам, регулирующим их деятельность.

В 2009 году в журнале и «Библиотечке» журнала было опубликовано (всего 224 нормативно-правовых акта):

  • 13 Законов РФ и 5 Указов Президента РФ по вопросам системы образования, воспитания детей и государственной молодежной политики;
  • 16 постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  • 176 приказов, распоряжений и информационных писем Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора (включая их структурные подразделения: департаменты и управления);
  • 6 протоколов и решений коллегии Минобрнауки России;
  • 3 рекомендации Парламентских слушаний Комитетов Госдумы РФ;
  • 3 постановления ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ;
  • 7 приказов, писем и постановлений Минздравсоцразвития России, Минспортуризма России, Минобороны России, Минсельхоза России, Фонда социального страхования РФ, постановление Главного государственного санитарного врача РФ, Генпрокуратуры РФ.

Из общего числа опубликованных документов 6 регламенти­ровали реализацию ПНПО и ФЦПРО; 5 документов Национа­льную образовательную инициативу «Наша новая школа».

В 2009 году материалы, публикуемые в журнале, систематизи­ровались по 37 рубрикам (как традиционным, так и новым). Ежегодно в адрес редакции поступает почти 3 тысячи писем, в которых читатели из всех субъектов РФ дают отзывы о востребованности публикуемых материалов. К таким темам рубрик были отнесены [Наиболее значимые темы рубрик]:

  • Государственная политика в образовании. Национальная обра­зо­ва­тельная стратегия – инициатива «Наша новая школа».
  • Законопроектная деятельность в сфере образования.
  • Приоритетный национальный проект «Образование» и федеральные целевые программы.
  • Всероссийские олимпиады и конкурсы школьников. Педагогические конкурсы. Всероссийский конкурс «Учитель года России».
  • Всероссийская педагогическая ассамблея «Достояние образо­вания».
  • Подготовка к экзаменам, Единый государственный экзамен.
  • Актуальные вопросы образования. Лучшие школы России. Регионы: опыт работы. Августовский педсовет.
  • Лицензирование. Аттестация. Аккредитация.
  • Повышение квалификации педагогов. Управление образователь­ными системами.
  • Хроника, события, комментарии. Выступления и доклады. Актуальное интервью. Информация. Выставки, форумы, ярмарки.
  • Консультации специалистов системы российского образования. Методические рекомендации. Современная образовательная среда.
  • Дополнительное образование детей. Охрана здоровья. Опека и попечительство.
  • Актуальные вопросы образовательной деятельности и управление образовательными системами, вопросы и ответы (консультации юристов и специалистов федеральных органов управления образованием).
  • Историческая страничка российского образования.
  • «2009 год — Год молодежи», «2010 год — Год учителя».

При этом публикации регламентирующих документов в каждом номере составляли от 60 до 80 % объема журнала, а тематические в среднем — не более 30 %.

В более расширенном формате многие регламентирующие доку­менты, как и тематические подборки, публикуемые в журнале, редакция издавала в специальных приложениях, «Библиотечке журнала «Вестник образования России», и в ежегоднике «Общее образование России», бесплатно доставляемого всем годовым подписчикам.

Наиболее интересными выпусками «Библиотечки» в 2009 году были:

  • Школьные библиотеки в реализации ПНПО.
  • Он-лайн семинары для руководителей учреждений дополни­тельного образования детей.
  • Ассоциированные школы ЮНЕСКО.
  • «Наша новая школа» в системе образования Северного округа города Москвы и Инновационное развитие системы образования столицы Республики Татарстан г. Казани.
  • Актуальные вопросы гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
  • Спорт в школе – актуальные проблемы.
  • Сельская школа: перспективы и пути развития.
  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
  • Образовательные технологии. Достижение прогнозируемых результатов.
  • Гимназическое образование: «Опыт работы Гимназии № 1520 им. Капцовых и Гимназии № 1514 г. Москвы».
  • «Наша новая школа»: проекты формирования современной школьной инфраструктуры, элементы ее материально-технического обеспечения.

В 2009 году выпущены 2 тома «Золотого» выпуска журнала «Вестник образования России» и ежегодное приложение «Общее образование России»: «Наша новая школа»: формирование путей реализации». В январе 2010 года из печати вышел первый номер «Библиотечки журнала «Вестник образования России» – «Всероссийское совещание руководителей, осуществляющих управление в сфере образования».

В 2009 году выпущены два специальных приложения журнала «Вестник образования России»: «Наша новая школа» — национальная образовательная стратегия (проекты документов, мнения специалистов)»; «Наша новая школа» — глазами учащихся».

Программа мероприятий, намеченная расширенной редакци­онной коллегией год назад, была реализована по основным показателям.

Вот только некоторые их них, прошедшие в рамках РОФа – 2009:

  • Круглый стол «Официальная педагогическая пресса: вчера, сегодня, завтра»;
  • Открытое заседание редакционной коллегии журнала «Вестник образования России»;
  • Конференция «Сообщество журналистов педагогических СМИ – перспективная и действенная форма доведения до общества государственной политики в сфере образования».

         К сожалению, из-за финансово-экономической ситуации редакция изменила свою организационную роль – мы сделали упор не на организацию собственных мероприятий, а на активную позицию сотрудников редакции, не только по участию, но и в организации мероприятий, проводимых нашими партнерами.

Наиболее значимыми из них стали:

  • Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение Национальной образо­вательной стратегии «Наша новая школа», организатором которых выступил Комитет Государственной Думы РФ по образованию.
  • XVII Пленум Центрального совета «Всероссийского педагогического собрания», где обсуждался вопрос: «Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы».
  • Всероссийский форум школьных библиотекарей Российской Федерации, проведенного Русской школьной библиотечной ассоциацией.

Более подробно об этом изложено в розданной информации.

         Признанием авторитета нашего издания стало официальное вручение «Золотого знака» в 2009 году:

  • Юрию Петровичу Сентюрину – Статс-секретарю – Замести­телю Министра образования и науки РФ.
  • Галине Ивановне  Меркуловой – Председателю Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
  • Ната­лье Станиславовне Кононовой – консультанту предста­вительства постоянного комитета Союзного государства «Россия Беларусь» в г. Минске.
  • Екатерине Юрьевне Милехиной – абсолютному победителю Всероссийского открытого семи­нара-конкурса пресс-секретарей, ведущему специалисту Упра­вления перспективного развития образования и информационной работы Департамента образования и науки Кемеровской области.
  • Педколлективу Суражского педагогического колледжа Бря­нской области в год его 100-летнего юбилея.

Кавалерами «Золотого знака» уже являются:

  • Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко.
  • Руководитель Рособразования Николай Иванович Булаев и его заместитель Евгений Яковлевич Бутко.
  • Помощник Министра, пресс-секретарь Минобрнауки России Ирина Витальевна Ган.
  • Ректор АПК и ППРО Эдуард Михайлович Никитин.
  • Член-корреспондент РАН, директор МИОО Алексей Львович Семенов.
  • А также многие авторитетные педагоги, ученые, руководители лучших образовательных учреждений, издательств и фирм-производителей учебного оборудования России.

За прошедший период изменилась тактическая линия подачи материалов. Как за счет расширения количества рубрик, так и за счет детализации публикуемых нормативно-правовых документов по направлениям модернизации российского образования.

Новое в 2009 году – это публикация материалов, презентаций и выступлений на Парламентских слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, съездах и конфе­ренциях Всероссийского педагогического собрания, заседаниях Общественной палаты, всероссийских совещаниях руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

В сообщении редакции в прошлом году было отмечено, что и в дореволюционные годы, и в первые годы ХХ столетия в официальном периодическом издании, таком, как Журнал Министерства народного просвещения существовала рубрика «Хроника».

Нам удалось расширить объем подаваемой информации и репортажей со значительно большего количества официальных мероприятий системы образования в рубрике «Хроника. События. Комментарии». Сегодня названная рубрика не только востребована читателями (о чем свидетельствуют обращения в адрес редакции), но и стала постоянной и интересной частью журнала.

Рубрика дает фиксированную «фотографию» официальных мероприятий, публикует официальные комментарии о событиях в сфере образования страны. Положительно, что в ней материалы как федерального, так и регионального уровней.

Актуальная информация по вопросам модернизации российской системы образования в кратчайшие сроки доводилась до сведения наших подписчиков, подавляющее большинство которых – образовательные учреждения различных типов и видов.

Сотрудничая с  Пресс-службой Министерства образования и науки Российской Федерации, созданными в новом формате в 2009 году Пресс-службами Рособразования и Рособрнадзора, со штабами по реализации ПНПО Минобрнауки России и Рособразования, федеральным оператором – АПК и ППРО, редакция сумела добиться эффективного информационного сопровождения модернизации российского образования. В сети Интернет эти цели продвигает сайт журнала «Вестник образования России» www.vestniknews.ru.

В 2009 году большее внимание уделялось авторским пуб­ликациям. Мы благодарим наших авторов и консультантов, информация о которых предоставлена всем участникам сегодняшнего заседания редакционной коллегии.

По итогам работы сотрудников журнала и их участия в меж­дународных, межрегиональных, областных и городских педагогиче­ских семинарах и конференциях в различных регионах и странах редакция регулярно публиковала корреспондентские отчеты. В 2009 году адреса командировок сотрудников редакции: Республика Татарстан (г. Казань); города: Санкт-Петербург, Иркутск, Братск, Тамбов, Сураж, Брянск, Самара, Тольятти; Московская, Ле­нин­гра­дская, Брянская, Тамбовская области; Республика Беларусь (гг. Минск, Витебск, Полоцк, Новополоцк); Греция, Италия, Египет.

Редакция продолжила деятельность по формированию реги­­ональ­ной сети, в которую, кроме вышеназванных адресов, входят: Республики Башкортостан и Марий-Эл; Ханты-Мансийский АО – Югра, Агинско-Бурятский АО; города: Барнаул, Челябинск, Вол­гоград, Калуга, Архангельск, Кострома, Муром Владимирской и Троицк Московской области, Мичуринск и Уварово Тамбовской области, Междуреченск Кемеровской области, Всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан».

Редколлегия всегда строго и придирчиво относится к подбору публикуемых материалов. Среди респондентов журнала в 2009 году – ученые, известные педагоги, руководители системы образования страны и субъектов РФ, лучших образовательных учреждений.

На страницах нашего издания и его приложений публикуются интервью, а также научные и аналитические работы профессионалов, внесших значительный вклад в модернизацию образования, в разработку и реализацию Президентской инициативы «Наша новая школа», Приоритетного национального проекта «Образование», федеральных целевых программ развития образования, разрабатывающих федеральные государственные образовательные стандарты и, в конечном счете, активно влияющие на формирование государственной политики в сфере образования.

Все наиболее значимые мероприятия отраслевой системы в 2009 году освещались сотрудниками редакции. Это более 100 пресс-конференций, совещаний, семинаров, брифингов, круглых столов.

Редакция благодарна авторам и научным консультантам материалов журнала «Вестник образования России» и тематических выпусков «Библиотечки», всем тем, кто сотрудничает с нами и составляет научно-педагогическое сообщество редакции. Не имея возможности перечислить всех за столь короткое время сообщения, редакция сочла возможным назвать их в информационных материалах.

   Какова издательская программа журнала в 2010 году?

Прежде всего, это продолжение линии журнала в освещении реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» (обретшая в январе форму официального документа). Выступая на Педагогической ассамблее, давшей старт Году учителя, Президент РФ Д.А. Медведев особо отметил, что «…это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования», которая широко обсуждалась и была поддержана российским обществом.

Основываясь на принципах Национальной образовательной инициативы, редакция журнала предполагает осуществить следующие шаги, направленные на информационное сопровождение модер­низации российского образования, в том числе по ряду направлений:

  • Новая школа – это школа для всех.
  • На наш взгляд, следует расширить диапазон понимания школы будущего как со стороны педагогического сообщества, так и общества в целом, включая в этот процесс родителей. С этой целью планируется издать специальные приложения:
    • «Наша новая школа» глазами родителей».
    • «Наша новая школа» – позиция учителей».

Тем самым, на первом этапе можно будет завершить всю информационную составляющую понимания путей реализа­ции Президентской инициативы по линии: «государство – общество – родитель – учитель – ученик».

Этим же целям должны содействать постоянные рубрики: «Наша новая школа»; «Федеральные государственные обра­зовательные стандарты: пути внедре­ния»; «Школьные учебники нового поколения»; «Гимназическое образование»; «Педагогические исследования – ресурс становления Новой школы».

Кроме подбора нормативно-правовых документов мы рассчиты­ваем на активное содействие со стороны партнеров журнала: АПК и ППРО, МИОО, Ассоциации лучших школ России, ведущих образо­вательных учреждений из различных субъектов РФ, со стороны всех тех, кто хотел бы сотрудничать с редакцией в будущем.

  • На наш взгляд, важной темой станет проведение экспе­римента в  19 субъектах РФ по комплексному учебному курсу для образовательных учреждений: «Основы религиозной куль­туры и светской этики», его апробация в 2010–2011 гг., в том числе основ православной культуры и основ культур всех действующих на территории РФ религиозных конфессий.

В настоящее время идет значительная работа в АПК и ППРО по подготовке тьюторов, которые могли бы работать по данной проблематике. В связи с этим готовятся к публикации, в том числе и в нашем журнале, проекты нового учебно-методического комплекса. Рассказать о результатах этой деятельности, дать отзывы учащихся, родителей, учителей – в этом еще одно из направлений инфор­мационного обеспечения «Школы для всех».

  • Здоровье детей, здоровьесберегающие технологии, органи­за­ция правильного и качественного питания – эти темы должны занять достойное место на страницах наших изданий.

Итоги специальной коллегии Минобрнауки России «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобра­зовательных учреждениях», опыт образовательных учреждений г. Ка­зани, опыт Гимназии № 35 г. Тольятти Самарской области («Лучшей школы России» 2005 г. в номинации «Здоровьесберегающие технологии») журнал публиковал в 2009 году.

Эта проблематика, безусловно, будет востребована и в текущем году.

Редакция рассчитывает на поддержку Департамента государ­ственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России, наших давних партнеров НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

2. Новая школа – это институт, соответствующий целям опере­жающего развития.

В настоящее время научные педагогические идеи фейерверком рассыпаются на почву конкретных исполнителей в образовательные учреждения. Одна из задач журнала – публиковать мнения научно-педагогических сообществ и направлений, не вступающих друг с другом в споры, а наоборот, консолидировать их усилия во благо современным тенденциям модернизации российского образования.

Великий российский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, чье 175-летие мы отмечали в прошедшем году, говорил, что ученый тогда велик, когда он может и способен довести свое изобретение до реализации его на практике, только тогда этот ученый может быть признан великим.

Положительный опыт распространения практических резуль­татов, конечно же, имеется. К примеру, Гимназия № 56 г. Санкт-Петербурга:

  • Приоритетный национальный проект «Образование» – первая в стране сделала открытый отчет;
  • Президентская инициатива «Наша новая школа» – уже через несколько дней семинар и презентация успешности 20-летия новейшей истории школы; Открытость программ гимназии: Сборник «От А до Я».

В этом и есть успешность образовательного учреждения. Это образец педагогики успеха.

Именно то, что было провозглашено на февральской конфе­ренции в Санкт-Петербурге о содружестве авангардных школ, необходимо развивать и пропаган­дировать именно как психологию педагогического успеха.

  • Новая школа – это новые учителя.

Об эффективно действующих системах повышения квалифика­ции, передовых разработках ведущих методических центров плани­руется рассказать нашим читателям в 2010 году.

  • В планах редакции: подготовить к  публикации материалы об опыте работы образовательных учреждений – ресурсных центрах. Здесь мы надеемся на помощь со стороны наших давних партнеров – Московских гимназий № 1518 и № 1520 имени Капцовых, на консультационную поддержку со стороны АПК и ППРО, МИОО, ИРО и ИПК Центрального и  Северо-западного федеральных округов.
  • Безусловно, этой же теме послужит и проведение в рамках предстоящего XIV РОФа-2010 (который состоится в КВЦ «Сокольники» 20–23 апреля 2010 года) цикла мастер-классов лучших школ страны – победителей и финалистов Всероссийского конкурса разных лет. Эти мероприятия намечены с непосредственным участием «Ассоциации лу­чших школ России», Благотворительного фонда наследия Д.И. Менделеева, АПК и ППРО при организационно-информационном сопровождении со стороны МВК и «Ве­стника образования России». Каждый слушатель 16-часовой программы мастер-классов получит специальный «Сер­тификат», пополняющий портфолио повышения квали­фикации руководителя ОУ. (Данная методика с успехом была уже опробована на конференции в Гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга.)
  • Как и в предыдущие годы, журнал будет являться информа­ционным партнером всероссийских педагогических и журна­листских конкурсов, таких как:
    • «Учитель года России».
    • «Лучшие школы России» и «Лидер образования» (как вы знаете, они не проводились в 2009 году, но намечены к проведению в 2010 году решениями Правительства РФ).
    • «Сердце отдаю детям».
    • Всероссийский конкурс пресс-секретарей, журналистов и педагогических СМИ  «PRO-образование».
    • Педагогической ассамблеи «Достояние образования».
    • IV Всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» (в рамках РОФа-2010).

В Год учителя всех их вместе, в духе сегодняшнего дня, можно назвать «педагогической Олимпиадой». Это события: в жизни педобщественности и, конечно, в жизни отдельных, лучших учителей и воспитателей. И надеемся, что победителем в них станет все российское образование и, безусловно, ее самые лучшие предста­вители.

  • Важнейшая тема публикаций 2010 года: Учитель в Год учителя.

Мы исходим из того, что 2010 год должен стать годом позитивных перемен в модернизации российского обра­зования.

Редакция планирует издать специально приуроченный к Году учителя выпуск, посвященный Народным учителям России, а также рассказывающий об отраслевых наградах и почетных званиях в системе образования. Включая их последнее нормативное звучание – в настоящее время готовится к прохождению регистрации в Минюсте России приказ Минобрнауки России.

Зачастую эта тема закрыта для учителей и даже руководителей образовательных учреждений, а награды и звания квотируются так же, как и в советское время. На наш взгляд, эта проблематика требует участия общественности, открытости, особенно в Год учителя.

Высоко оценивая роль Учителя, великий педагог и главный редактор в середине XIX века исторического предшественника нашего издания Константин Дмитриевич Ушинский так охара­ктеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

4. Новая школа – это центр взаимодействия с местным сообществом и различными организациями социальной сферы.

  • В планах редакции рассказать о функционировании уника­льного Всероссийского детского центра «Орленок» в год его 50-летнего юбилея. Надеемся, что к лету 2010 года этот материал будет опубликован в «Библиотечке» журнала и найдет свое отражение в новых планируемых рубриках.
  • Прошедший год – стал для редакции годом активного сотрудничества и информационного сопровождения меропри­ятий, проводимых авторитетными общеобразовательными организациями, такими, как РШБА, Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Мы намерены активно сотрудничать с ними и в будущем.
  • 2010 год – особый год и для Общероссийского Профсоюза работников образования. В конце марта состоится съезд этой авторитетнейшей общественной организации.

Редакция планирует опубликовать основные материалы съезда.

Мы надеемся, что и здесь состоится конструктивный разговор российского учительства и по ФГОС, и по ЕГЭ, и новой системе оплаты труда, и, в конечном счете, по реализации Президентской инициативы. Все эти направления представлены в рубриках журнала.

  • Редакция предполагает расширить взаимодействие с отрасле­выми Комитетами Госдумы и Совета Федерации по освещению законотворческой деятельности в сфере образования.

К сожалению, на страницах журнала очень мало публикуются за­ко­нодательные акты субъектов РФ. Думается, что при поддержке Статс-секретаря – заместителя Министра Минобрнауки России Ю.П. Сен­тюрина, Председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Г.А. Ба­лыхина, сотрудников аппарата Комитета – мы сможем изменить ситуацию.

Такова в общих чертах политика редакции журнала по взаимодействию с государственными органами и общественными организациями. Если бы каждая школа могла бы осуществлять подобную деятельность на местном уровне, то это и был бы центр взаимодействия с местным сообществом и различными органи­зациями социальной сферы.

5. Новая школа – это современная инфраструктура.

  • Редакция особо благодарна Ректору МИОО, члену-коррес­по­нденту РАН, Академику РАО Алексею Львовичу Семенову за предостав­ленный материал по разработке концепции «Современ­ная школь­ная инфраструктура», которая была опубликована в Би­бли­отечке журнала «Вестник образования России» № 12 за 2009 год.
  • Вопросам оснащения образовательных учреждений должно уделяться больше внимания в публикуемых материалах. Продолжением уже функционирующей рубрики «Совре­менная обра­зовательная среда» должно стать взаимо­действие редакции с одноименным консорциумом, информационное сопровождение которого обеспечивает с прошлого года наш журнал, а также более тесные контакты редакции с нашими партнерами из числа фирм-производителей учебного оборудования: Дидактика-Модуль, Интер ФЭП, Центр МНТП, Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны в конце прошлого года – это выпуск Библиотечки «Наша новая школа»: проекты формирования современной школьной инфраструктуры, элементы ее материально-технического обеспечения» (№ 12/2009), рассказыва­ющий о современном мобильном учебном комплексе (многим региональным участникам нашей редколлегии Центр МНТП любезно предоставил более подробные материалы).

Мы надеемся, что наши будущие публикации позволят подсказать руководителям школ, как действительно создать современную школу.

Примеры самого совершенного оснащения, безусловно, уже есть: это Школа № 177 и Гимназия № 7 г. Казани, школы Москвы (Гимназии № 1520, № 1518, Центр образования № 1409).

6. Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая, как ее формулирует Президентская инициатива: «…должна обеспечивать нас достоверной инфо­рмацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».

Главное в этом процессе – консолидация усилий, открытость тем, открытость российской педагогики. Если есть, что скрывать, то эта педагогика и ее варианты достаточно индивидуальны и могут быть реализованы только при индивидуальном педагогичном феномене. Возможно, это хорошо, но это педагогика индивидуализма. Если нельзя повторить опыт, то это только результат одного единственного педагога, одного единственного ОУ.

Кредо журнала – информированность об открытости как государственной политики, так и об открытости и возможности повторения педагогического опыта, хотя бы в его отдельных частях. И только тогда, по нашему мнению, журнал может его пропагандировать.

  • В 2010 году редакция предполагает продолжить взаимо­действовать по информационному сопровождению проекта «Дневник.ру». Надеемся, что данный проект по электронной систематизации оценки знаний учащийся получит свое широкое распространение не только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
  • С участием МИОО, Информационно-аналитического Центра МДО, инновационных ОУ Москвы и Московской области редакция рассматривает возможность подготовить к публикации материалы о новых подходах к инфор­мированности родителей о результатах обучения учащихся, а также дистанционного обучения детей-инвалидов.
  • Совместно с АПК и ППРО по реализации международного проекта Еврокомиссии готовится в настоящее время к публикации материал «Воспитание предпринимательского духа и деловой активности на уроках экономики в школах Российской Федерации».
  • Вместе с тем, журнал мало публиковал материалов по вопросам информатизации образования. Предполагается, что в нынешнем году при консультационном участии наших партнеров: МИОО, членов «Лиги образования» – редакция сможет восполнить этот пробел.

Еще одна тема.

  • К сожалению, проблематика дошкольных ОУ пока не совсем вписывается, по мнению редакции, в намечаемые изменения отраслевой системы.

Нам кажется, что данная тема должна находить свое место на страницах наших изданий. Особенно это становится необходимым в связи с принятием ФГОС начального образования и принятым приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 23 ноября 2009 г. № 655, зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г. № 16299). Задача обеспечить приемственность «детский сад – начальная школа» остается актуальной.

  • Редакция планирует привлечь к разработке публикации: ДОУ Московской области и Москвы, Московское областное отделение российского общества социологов, созданный Центр педагогики Монтессори.

Одним из важных направлений деятельности журнала, безусловно, остается содействие информационному сопровож­дению всех процессов развития российского образования.

  • Позиционируя себя, как официальное педагогическое издание, журнал, вместе с тем, является и СМИ.

В Год учителя мы видим одну из своих задач – формирование положительного образа учителя.

На уроках мы ведь не учим на плохих примерах. К сожалению, ряд СМИ и телеканалов, в том числе  и ведущих, не всегда, мягко говоря, прибегают к этой методике. Мы глубоко убеждены – учить на плохих примерах нельзя. Это противоречит педагогике успеха, отбрасывает нас назад.

  • Наверное, журналу следует задуматься над созданием сообщес­тва молодых журналистов. В этих вопросах необходимо резко увеличить взаимодействие с ведущими педагогическими вузами, в том числе МПГУ и МГПУ; привлечь внимание к журналу и публикациям в нем интересных статей, прежде всего, студентов журфаков и гуманитарных факультетов наших педагогических вузов, наладить их эффективное взаимодействие с профес­сиональным журналистским сообществом. Неоценимую помощь в этом могут оказать нам «АГТ» и «PRO-образование».
  • Сегодня много говорят о создании единого информационного пространства, как педагогической науки, так и педагогической практики. Мы начали эту работу совместно с Государственной научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского по подбору и систематизации на электронных носителях всех нормативно-правовых документов, изданных в журнале, начиная с 2004 года. Эта работа выполнена на 80 %. Редакция надеется на ее полное завершение в 2010 году. Это и будет маленьким вкладом редакции в создание единого информационного поля российского образования.
  • Безусловно, журнал должен соответствовать «духу» времени, воплощать в публикациях современное полное, объективное освещение функционирования многоструктурной системы российского образования, создавая при этом ее положительный образ – это была, есть и будет главная цель «Вестника образования России».

Завершая издательскую программу 2010 года, необходимо задуматься уже сейчас над формированием издательского портфеля года будущего, в который, по мнению редакции, должны войти:

  • исторический альманах, посвященный возникновению первого в России Министерства народного просвещения.
  • Год учителя в России: результаты, эффективность дея­тельности.

         Безусловно, это перспектива деятельности редакции. Но, не думая о будущем, не опираясь на лучший положительный опыт прошлого, журнал не может оставаться самым многотиражным официальным педагогическим изданием Российской Федерации.

По мнению редакции, в этом зале наши друзья, те, кто поддерживает журнал, те, кто является его авторами и консультантами, те, кто предполагает развивать связи с нами и именно те, кто в конечно счете способствует совершенствованию и развитию российского образования.

  Мы ждем от вас активного сотрудничества, поддержки, новых интересных идей и предложений, которые постараемся осуществить на страницах нашего издания – журнала «Вестник образования России» – в 2010 году, в Год учителя в Российской Федерации».

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017