Вестник Образования России - Профориентация по-новому: стандарт, которого нет 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 


 
    
Версия для печати Печать...

05.04.2019

Цифровые инновации нового времени меняют все сферы жизни, и образование не исключение. О том, как учителя могут заинтересовать современных детей, мы поговорили с Кириллом Савицким, членом Правления Лиги образования, куратором деловой программы кластера «Профориентация» Московского международного салона образования – 2019.

Вижу цель, не вижу препятствий

Если раньше человек выбирал себе дело на целую жизнь, то теперь совершенно нормально сначала заняться одним, потом выбрать другое, дальше полюбить третье, а на закуску стать успешным в четвёртом. Более того, профессии рождаются, умирают и даже меняются до неузнаваемости – это совершенно нормально. Главное, что мы должны дать ребенку – умение и возможность осознанно ориентироваться в многообразии мира; потребность пробовать и смелость ошибаться. Именно про это та профориентация, которую мы стараемся сегодня создавать.

И если еще десять лет назад план «детский сад, школа и вуз» был единственно возможным для получения качественного образования, (единственным вариантом был, пожалуй, колледж), сегодня выбор гораздо шире. Есть множество вариантов получения перспективных профессий, которые вообще не предполагают ни вуза, ни колледжа и при этом нисколько не хуже. , Задача учителя – дать понять и родителям, и детям, что сценарий давно изменился.

Если дети в ответ на вопрос о продолжении обучения после школы говорят, что поступают в вуз по настоянию родителей, а не по собственному желанию, это наглядный пример прочности стереотипов. Вуз – достойный путь получения профессии, но уже давно далеко не единственный. Педагог должен показать ребенку весь спектр возможностей, предложить варианты того, как, куда и зачем стоит двигаться, чтобы оказаться в будущем, которого не жалко. О конфронтации, конечно, речи не идет: настраивать детей против родителей нельзя, суть заключается в предоставлении полной информации о возможностях выбора и целях, которых этот выбор поможет добиться.

Из точки А в точку В

Так же, как навигатор в смартфоне помогает выбрать путь к цели, исключая участки с дорожными заторами, должен действовать и современный учитель. Точкой отсчета можно считать момент, когда дети задумываются о продолжении образования, а финальной точкой – перспективную профессию. Проблема, правда, в том, что финальная точка, в отличие от автомобильного навигатора, заранее неизвестна. Задача учителя – помочь эту точку найти и определить кратчайший путь к цели, то есть посоветовать варианты, где будет интересно, полезно и, самое главное, все будет получаться. «Физики и лирики» действительно существуют: научить азам науки можно, если преподавать достаточно интересно, но по-настоящему хорошо разобраться в чем-либо можно только в том случае, если у человека загораются глаза при мыслях о будущем.

Что же касается интересного преподавания, без основательных перемен не обойтись. Давить авторитетом на детей, которых называют поколением Z, бесполезно. Они сами себе авторитет. Школе пора расстаться со стереотипами и в работе, и в мышлении и начать интересоваться тем, что интересует ее учеников. Зачем? Просто для того, чтобы потом никому не было больно за бесцельно прожитые годы.

Если это действительно мечта – выучиться в престижном вузе и стать юристом, нужно подсказать, где можно получить такую профессию. Если мечта заключается в том, чтобы стать знаменитым блогером, нужно рассказать о курсах маркетинга, инструментах монетизации контента, возможностях самообразования, онлайн-интенсивах и многих других возможностях. Мир изменился, образование тоже. Школе пора признать это – и измениться тоже.

Буллинг, троллинг, блогинг

Школа нуждается в кардинальных переменах. Это дело не одного года и даже не нескольких лет, но выполнить задачу необходимо. И эта задача – наша общая. Учителям стоит задуматься о том, почему в школах до сих пор существуют издевательства одних учеников над другими, а преподаватели часто ничего об этом не знают и принимают меры только тогда, когда о буллинге становится известно всем. А травма уже нанесена – или моральная, или физическая. Всего этого не было бы вовсе или было бы гораздо меньше, если бы учителя снова стали для учеников друзьями, как это было в лучших советских школах. И первые шаги в направлении решения психологических проблем в школе уже сделаны.

В школах появляются тьюторы – наставники, которые помогают детям на протяжении всего процесса учебы. Появляется все больше штатных психологов. Особенно это актуально в школах, где учится более 1 000 детей (а уже есть школы, где число учеников перевалило за 2 500), иначе ребенку просто некуда пойти и рассказать, что его преследуют, травят, издеваются. Хороший учитель тоже может брать на себя роль психолога, смягчать удар – выслушать, помочь, понять, что волнует детей. Для этого нужно быть ближе к ним, искать и предлагать идеи и возможности развития, активнее использовать новые технологические решения. Например, в Москве для старшеклассников работают проекты «Университетские субботы», «Инженерные субботы», «Профессиональная среда», «Урок в Москве», «День без турникетов», «Учебный день в технопарке», «Больше, чем урок», «Технонавигатор», «Техноград». Удастся ли среднестатистическому школьнику разобраться в этом без помощи педагога? Сможет ли сам педагог разобраться в этом, если ничего, кроме учебников, его не интересует?

Спасти рядового Д'Артаньяна

Следовать принципу «один за всех» – непродуктивная стратегия для учителя, который хочет добиться успеха и привести к нему своих учеников. Правильный подход – это комплексная командная работа «все за одного», и «один» в этом случае – ребенок. Необходимо привлекать к процессу обучения родителей. Школа – это не склад забытых детей. Родителям необходимо подключаться к тому, что происходит в школе, взаимодействовать с педагогами (и желательно не только пару раз в год на формальных мероприятиях). Такой подход поможет не только успешно окончить школу, но и выбрать путь к любимому делу всей жизни, понять, что ошибки нормальны.

Современный уровень развития образовательной системы дает настолько широкий выбор возможностей, что учиться можно бесконечно, и с каждым годом вариантов становится все больше и больше. Выбрать собственный путь из точки А в точку В можно будет с 10 по 13 апреля на Московском международном салоне образования в 75-м павильоне ВДНХ. Темы ММСО-2019 и программы индивидуальных маршрутов кластера «Профориентация» уже доступны на сайте www.mmco-expo.ru.

< Пред.   След. >
 



 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2019