Вестник Образования России - «#ИЖЕВСКВЗРОСЛЫЕДЕТИ: СЧАСТЬЕ – ЭТО УСПЕХИ НАШИХ ДЕТЕЙ, ЭТО УСПЕХ КАЖДОГО» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

25.02.2019

ПЕТРОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА, начальник Управления образования Администрации города Ижевска Удмуртской Республики

Ушел в историю год 2018. Мы подводим его итоги, и очень приятно, что он вновь принес системе образования столицы Удмуртской Республики и высокие результаты, и победы в конкурсах, и еще очень-очень много нового и интересного для наших детей и их педагогов.

В августе, накануне этого учебного года, мы в Ижевске провели форсайт-сессию «#ИжевскВзрослыеДети». Именно под таким девизом мы работали в ушедшем году: реализовывали интересные проекты, инициаторами которых стали наши дети совместно с ижевскими педагогами.

В условиях модернизации образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов наиболее актуальной стала совместная деятельность различных социальных институтов, например, таких как семья, школа, система дополнительного образования, деятельность ссузов и вузов, предприятий и бизнес-структур. В настоящее время школа предоставляет свои ресурсы и различные возможности для каждого ребенка. Именно так и происходит в Ижевске.

Задача, которую мы сформулировали для себя, – подготовить мотивированного конкурентоспособного выпускника, мобильного, умеющего работать в команде, имеющего практику создания и реализации проектов, успешно участвующего в олимпиадах, различных конкурсах и фестивалях.

Вот несколько примеров по реализации поставленной задачи:

• В прошедшем году впервые более двухсот ижевских школьников стали участниками олимпиады «В мир права». Наши дети совместно со школьниками из 13 городов России, в которых расположены филиалы Российской правовой академии Минюста России, показали высокий уровень знаний по праву, обществознанию и истории.

• Еще одним успешным проектом стал Городской конкурс «Герои народа – герои страны». Более 150 ижевских старшеклассников представили свои эссе, посвященные Героям Великой отечественной войны 1941–1945 гг. В начале декабря данный конкурс стартовал вновь. Он приобрел новых партнеров и стал уже республиканским.

• Традиционно особая наша гордость – наши ижевские юные изобретатели, исследователи, робототехники. Третий год подряд именно учащиеся образовательных организаций города удерживают победу на Всероссийском фестивале «Робофест», третий год – на Всероссийской робототехнической олимпиаде. Проекты наших школьников признаны одними из лучших в России. Ежегодно набирает свои обороты и пользуется все большей популярностью среди родителей и детей Городской фестиваль «Роботенок» для самых маленьких изобретателей, который в прошлом году уже собрал 150 детишек со всей республики.

Кроме выше перечисленного уже триумфальным стало выступление юных ижевчан на Всероссийской олимпиаде школьников в 2017/18 учебном году. На заключительном этапе 137 учащихся школ города в составе сборной команды Удмуртской Республики состязались по двадцати предметам с более чем пятью тысячами школьников со всей России, и 80 из них стали победителями и призерами заключительного этапа (дипломы победителей получили 10 финалистов, 70 стали призерами, что на 22 больше, чем в прошлом году). Это лучший результат за последние пять лет!

Развивается в городе и профильное образование в целях предоставления еще большей вариативности и выбора для наших детей. В прошедшем году мы открыли 125 классов предпрофильной подготовки и профильных классов по направлениям: инженерные, педагогические, медицинские, кадетские, политехнические, роде создан и открыт первый в республике, а возможно и в стране, IT-лицей.

Большой вклад в развитие инженерного и IT-профиля для старшеклассников вносит открытый в прошлом году детский технопарк «Кванториум» – передовой технический центр, в котором ижевские школьники занимаются исследовательской работой, созданием собственных технических проектов, развивают творческие способности. Его девизом стал «От старта возможностей к старту достижений».

Еще один проект – это «Академпарк». Сетевой проект, реализующийся в Ижевске уже третий год совместно муниципальными образовательными организациями по реализации профильной и предпрофильной подготовки обучающихся в 10–11-х классах. Ребенок имеет возможность бесплатно пользоваться всеми ресурсами всех школ, работающих в проекте. Он уже объединил 150 старшеклассников. В трех образовательных организациях успешно реализуются программы фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО – государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».

Ресурсным центром Школьной лиги РОСНАНО стал Лицей № 41. Мы активно привлекаем в городскую систему образования инвестиции. Так, на развитие инфраструктуры фондом РОСНАНО было направлено более 800 тысяч рублей. Ресурсами модульного центра предпрофильной подготовки и ранней профориентации Дома детского (юношеского) творчества являются 23 программы курсов по выбору по 4 направлениям предпрофильной подготовки обучающихся, две профориентационные игры «Путь в профессию», «Создай свое дело» и 7 объектов социальной практики, среди которых суд, центры социальной защиты, учреждения культуры и другие. Их сетевыми партнерами ежегодно выступают от 13 до 16 образовательных организаций города.

Примером для образовательных организаций Ижевска в профориентационной работе могут служить:

• «Центр предпрофильной подготовки и ориентации на творческие профессии информацинно-технологического профиля» ЦДТ Ленинского района. В его деятельности –получение профессионального образования обучающихся старшего возраста по информационно-технологическому профилю. Его сетевые партнеры: салоны красоты и Союз парикмахеров Удмуртии, Экономико-технологический колледж и другие.

• Проект «Образовательная робототехника в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений города», разработанный Устиновской станцией юных техников. Его сетевые партнеры: школы Устиновского района, Учебно-исследовательская площадка компьютерного центра Байтик г. Казани, «Межреспубликанская база модернизации. Всероссийский технопарк» г. Москвы.

• Проект «Школьный университет», разработанный коллективом Инженерно-технического центра «Форсайт». Его задачу по профессиональному самоопределению учащихся старших классов решают педагоги дополнительного образования и студенты старших курсов, аспиранты, молодые ученые учебных лабораторий «Мехатроника и робототехника» и «Радиоэлектроника» Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова.

Более 20 лет реализуется в городе программа кадетской направленности в рамках сетевой реализации программ общего и дополнительного образования «УДО-ШКОЛА». В 20 школах города учащиеся 102 классов осваивают программы по разным профилям военной подготовки. В городе открыта «Школа кадетского движения». Уникальностью реализации данного направления является создание дошкольных групп пограничного профиля совместно с центром патриотического воспитания «Граница». Ижевские кадеты являются победителями всероссийских соревнований. Второй год подряд 55 лучших кадет города по приглашению Департамента образования и науки города Москвы принимают участие в Параде кадет на Поклонной горе в столице нашей Родины.

И в нашем городе тоже зародилась хорошая традиция: в канун Дня Победы проводить Парад кадетского движения. На Центральной площади Ижевска в 2018 году прошел такой первый парад, в котором приняли участие более 1500 школьников. Торжественным маршем, в парадном строю прошли учащиеся кадетских классов 13 образовательных организаций и, конечно, «Школы кадетского движения» и «Школы юных летчиков», ученики пограничных, летных, казачьих классов, классов общевойсковой подготовки, а также воспитанники специализированных прокадетских групп дошкольных учреждений. Это очень важно для Ижевска, потому что наш город – это город оружейников, это город с большими традициями военно-патриотического воспитания, это город, где жил и трудился всемирно известный оружейник М.Т. Калашников. Наш город давно стал городом высоких технологий и уникальных образовательных учреждений, которые, безусловно, вносят свой вклад в развитие столицы Удмуртии.

В вековой юбилей дополнительного образования России Ижевск присоединился к Федеральному проекту «Доступное дополнительное образование», открыв на базе городского Дворца детского (юношеского) творчества муниципальный опорный центр.

Сегодня каждое многопрофильное учреждение дополнительного образования реализует сетевые социокультурные проекты с привлечением ресурсов школ, как сетевых партнеров, так и ресурсов социальных партнеров: предприятий и учреждений, общественных организаций и бизнес-структур. В городе развивается сеть учреждений дополнительного образования, а наши коллективы и талантливые дети вновь становятся победителями и призерами международных и всероссийских конкурсов: НТЦ «Механик» – лауреат Всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей»; ЦДТ Устиновского района – лауреат Всероссийского конкурса «Образовательная организация 21 века» в номинации «Лидер по развитию детского и молодежного движения».

Вот уже много лет педагогические коллективы учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ активно реализуют Модель дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Дополнительное образование, являясь составной частью общего образования и равным партнером в интеграции общего и дополнительного образования, сегодня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода к непрерывной системе образования и находится в поиске новых механизмов, процедур и технологий организации обучения, воспитания и социализации обучающихся в едином интегрированном пространстве «УДО-ШКОЛА».

Педагоги городского Дома детского (юношеского) творчества предложили обучающимся школ города на выбор двенадцать дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной, эколого-биологической, туристско-краеведческой направленности, разработанных с учетом интеграции с предметами школьного цикла из образовательных областей «Искусство, Технология, Окружающий мир». В семи программах предусмотрены исследовательский и проектный модули. Реализация дополнительных общеобразовательных программ способствует развитию метапредметных умений и личностному развитию обучающихся.

Интересен опыт системы дополнительного образования для школьников среднего и старшего возраста, который погружает мальчишек в удивительный мир военных, инженерных и гражданских профессий в авиации.

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ таких как: «Небо для всех», «Военно-специальная подготовка», «Курс юных стюардесс», «Школа юных летчиков» осуществляется в сотрудничестве и с использованием потенциала образовательной среды и кадров ДОСААФ и Объединения «ИжАвиа». В прошлом году в городском Дворце детского (юношеского) творчества разработан новый проект «Школа полиции СтрИж!» – «Служу тебе, родной Ижевск», направленный на поддержание интереса у детей к деятельности правоохранительных органов.

В образовательном пространстве города активно разрабатываются и реализуются проекты, поддерживающие инженерно-техническое, робототехническое направления. Интеграционный проект «Проектно-конструкторское бюро» НТЦ «Механик» стал Федеральной инновационной площадкой по подготовке инженерно-конструкторской элиты города, образовательный проект «Инженерный марафон» ЦДТ «Октябрьский» направлен на создание системы начальной инженерной подготовки обучающихся на основе Lego-технологий. Новый проект «Технолэнд» Центра «Полет» Ленинского района предусматривает создание Музея технических устройств и работу инженерно-конструкторских групп старшеклассников.

Таким образом, базовое школьное обучение подкрепляется дополнительным образованием, проектной и исследовательской деятельностью, расширяя горизонты образовательных возможностей, обучающихся в интегрированной образовательной среде школа-учреждение дополнительного образования.

Наличие методистов-психологов, педагогов-психологов в учреждениях дополнительного образования позволяет заниматься комплексной деятельностью, направленной на решение задач воспитания и социализации. Психолого-педагогическое сопровождение проявляется как помощь обучающимся в реализации права выбора, самоопределения, так и в помощи построении индивидуального образовательного маршрута.

Инновационным направлением в системе дополнительного образования города сегодня является диагностическая работа по профориентации и определению психологического портрета обучающегося и его профессионального развития, организованное в городском Дворце детского (юношеского) творчества по проекту «Компас-профи». Психологическое консультирование обучающихся, родителей, тренинговые программы «Профориентир», комплексная психодиагностика, психологическое просвещение – вот комплекс мероприятий, поддерживающих подростков в сложном выборе будущей профессии. Этот методический ресурс активно используют педагоги школ города при оценке уровня социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

В системе дополнительного образования города имеется положительный опыт организации профильных профориентационных лагерей для обучающихся старшего возрастаот 14 лет. В профильных профориентционных лагерях обучающиеся знакомятся с целым вектором творческих профессий в области кино, науки и искусства. Особого внимания заслуживает опыт по реализации культурологического проекта «ArtSapiens». Его разработчиком стал выпускник Дворца детского (юношеского) творчества Нелюбин Стас, который сегодня является студентом 3 курса Института искусств Санкт-Петербурга. В сотрудничестве с молодыми педагогами была реализована третья профильная смена для старшеклассников. Проект объединяет особую творческую категорию подростков, которая не попадает в профильные лагеря детского и молодежного актива. Однако именно этой категории для успешной социализации и профессионального становления очень необходимы широкие социальные связи как в среде сверстников, так и в профессиональной среде. Кроме того, социальная ценность «ArtSapiens» заключается в формировании банка молодежных инициатив для реализации социокультурных проектов в городской среде.

Традиционно в интерактивной образовательной среде учреждений дополнительного образования подростки с ярко выраженными лидерскими качествами реализуют свои коммуникативные, социальные, познавательные, информационные и иные умения и навыки, что способствует их социальному росту и выводит подростков в мир профессий.

Мы особо относимся к нашей профессии педагога. Ведение в организацию процессов проектной деятельности учащихся для молодых педагогов это одна из важнейших задач. И мы с успехом ее решаем. Теперь мы с гордостью говорим, что в Ижевске живут и работают два лучших молодых директора и два лучших молодых педагога России. В прошедшем году в Совете Федерации ФС РФ их награждали на Торжественной церемонии Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2018». За три года активного участия в данном Всероссийском конкурсе Ижевск смог подготовить 17 лауреатов и 2 победителей! Этой весной состоялся финал Всероссийского конкурса «i-Учитель». 62 педагога со всей страны стали победителями, лауреатами и дипломантами конкурса, трое из них – из Ижевска: Зорин Алексей – лауреат конкурса (МБОУ «КШ»); Кравченко Лора – дипломант конкурса (МБОУ «ГЮЛ № 86»); Чайникова Наталья – дипломант конкурса (МБОУ СОШ № 84).

Вновь в прошедшем году школы города стали Победителями Конкурсного отбора в рамках ФЦПРО «Развитие образования» на 2015–2020 годы. За три года программы семь ижевских школ и два учреждения дополнительного образования стали лучшими в стране и получили Грант на реализацию инновационных проектов!

Гуманитарный лицей стал победителем по направлению «Школьный эндаумент» во Всероссийском конкурсе «ТОПШкола» #РыбаковФонд.

Наш город Ижевск – один из наиболее активных участников Московского международного салона образования. В 2018 году наша делегация участвовала в мероприятиях ММСО вместе с более чем 70 тысячами педагогов из 75 стран мира. В результате были подписаны договоры о сотрудничестве с федеральными проектами, получен доступ к федеральным образовательным платформам, а в Ижевске запущен городской проект «Образ нового директора. Трансформация» по внедрению в образовательный процесс технологий цифрового образования.

Город Ижевск активно участвует в проекте Департамента образования и науки города Москвы по взаимообучению городов. Проект реализуется в рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования и науки и Управлением образования Администрации города Ижевска. Участие в данном проекте дает уникальную возможность обмениваться лучшими практиками, реализуемыми проектами, позволяет изучать практики других городов, адаптировать их на других муниципальных площадках.

Вся наша деятельность направлена на создание условий для успеха наших детей, для их счастья! Вот почему мы говорим: счастье – это успехи наших детей, это успех каждого.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 127015, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 1, оф. 302, "РИК" "Молодая гвардия"; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2019