Вестник Образования России - «ЦИФРОВАЯ ШКОЛА – КАК РЕЗУЛЬТА РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

25.02.2019

ПЕЙСАХОВИЧ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ генеральный директор Государственного автономного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», заслуженный учитель Российской Федерации, депутат собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», к.п.н.

Об инновациях в образовании в последнее время много говорят и пишут, особенно в контексте стандартов нового поколения. Вопросы обновления учебных программ, технологий, содержания образования уже многие годы обращают на себя внимание и являются предметом обсуждения специалистов разного уровня. Пожалуй, самой обсуждаемой на сегодняшний день инновацией являются идеи проекта «Цифровая школа». Летом 2017 года Правительство Российской Федерации утвердило программу «Цифровая экономика» сроком до 2024 года, включающую в себя пять направлений, касающихся нормативного регулирования, кибербезопасности, образования и кадров, формирования исследовательских компетенций и IT-инфраструктуры.

Одно из направлений – проект «Цифровая школа», направленный на формирование у школьников навыков жизни в цифровом мире, обучение анализу данных, элементам программирования, на создание цифровых проектов для будущей профессии, в технике, цифровой медицине и еще во многих других отраслях.

«Все основные навыки использования этих технологий дети должны получить непосредственно в школе, чтобы в будущем они могли уметь оперировать самыми различными инструментами для обработки необходимых массивов информации, могли освободить силы для творчества и, конечно, повысить эффективность своего труда уже в ходе трудовой деятельности» – так Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на заседании Президиума совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам высказал основную идею проекта.

Запуск приоритетного проекта «Цифровая школа» – важнейший этап на пути реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации». В рамках проекта будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству в школе, работе с цифровыми инструментами, использованию широкого спектра современных методик и технологий обучения.

Реализация проекта повлечет за собой обновление содержания образования и изменение роли учителя, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников. Появится возможность прохождения аттестации и сдачи государственной аттестации в цифровой форме. Родители смогут в режиме реального времени узнавать, находится ли ребенок в школе, и какие результаты он показывает в образовательной деятельности. Безусловно, идеи здравые и прогрессивные.

Все более очевидной задачей школы становится ее переход, как части цифрового общества, к новым цифровым формам образовательной деятельности и внутренней организации школы в целом. Однако, для многих педагогов проект может показаться если не утопией, то очень далекой перспективой.

Опыт Государственного автономного образовательного учреждения РМЭ «Лицей Бауманский» доказывает, что стремление школы не только следовать реформам и инновациям «сверху», но следовать диалектике собственного развития, позволяет школе быть актуальной для любых задач общества. Взаимосвязь традиций и инноваций на разных этапах развития педагогической системы позволила и позволяет Лицею Бауманскому решать самые сложные задачи, преодолевать неизбежно возникающие внутренние противоречия, отвечать потребностям вызовам времени.

«Лицей Бауманский» – это государственное автономное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл расположено в г. Йошкар-Оле. История его начинается с 1961 года, когда была открыта средняя образовательная школа № 18. В 1991 году она преобразована в школу-комплекс, а уже с 2002 года – Центр образования. В 2009 году школа получает статус лицея с контингентом учащихся более 1300 и коллективом более 300 человек. В структуре лицея – школа раннего развития, начальная школа, общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов в 5–9-х классах и профильным компонентом в 10–11-х классах, спортивная школа, Школа искусств, производственный комплекс, Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, Центр восстановительного лечения. Работу структур обеспечивают такие службы, как служба педагогического аудита и сопровождения (СПАС), ИКТ, воспитательная, психолого-педагогическая службы, информационный центр, Школа интеллекта, центр довузовской и послевузовской подготовки медицинских работников, летний профильный лагерь.

Все структуры находятся в одном здании, общая площадь которого составляет почти 20 000 кв. м. Школа востребована. Сегодня количество желающих обучаться в ней значительно превосходит ее мощность. Но так было не всегда.

Лицей – сложная образовательная организация с большим количеством разнообразных детских и взрослых сообществ, взаимосвязей, видов и направлений деятельности, широким спектром решаемых задач.

Успех нашего лицея во многом зависел именно от содержательных и организационных трансформаций, созвучных изменениям, происходящим и в стране, и в системе образования. Иногда инновации приходили в школу и как ответ на собственные внутренние противоречия. Уже с самого начала своей истории наш лицей имел стабильный педагогический коллектив, коллектив с высоким методическим и дидактическим потенциалом, который, наверное, и позволил некоторым педагогам работать в лицее до сих пор!

В 90-х годах прошлого века перед коллективом встала задача изменения школы. Преобразование школы в школу-комплекс стало инновацией, отвечающей требованиям времени: открыты Школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс. Появилась возможность выбора: в школе, помимо учебы, должны быть те виды деятельности, которые интересны детям. Вариативность и многоуровневость деятельности позволили практически 100 % детей начать занятия спортом, хореографией, музыкой, изобразительным искусством, получать предпрофессиональные навыки. Каждая новая структура в школе-комплексе «открыла» свои, специфические виды деятельности и направления работы: концерты, соревнования; в учебный план – дополнительные учебные и специальные предметы, практики, зачеты. В коллектив школы влились специалисты: музыканты, художники, хореографы, вокалисты, фольклористы, тренеры спортшколы; расширился состав педагогов общеобразовательной школы. После эйфории от эффекта новизны через интеграцию с дополнительным образованием мы столкнулись со сложностями, о которых не догадывались, которые стали критичными для многих школ-комплексов. Несмотря на концептуально признанную общность целей и задач, каждое структурное подразделение в школе комплексе имеет и свои «узкие», профессиональные задачи: педагоги общеобразовательной школы стремятся к высоким показателям учебных знаний, умений и навыков учащихся; Школы искусств – к воспитанию высокопрофессиональных музыкантов, художников и танцоров; тренеры спортивной школы – к высоким спортивным результатам своих воспитанников…

На этом этапе свою интегрирующую роль сыграли традиции гуманистической воспитательной системы. Структурная трансформация формировалась на основе имеющихся традиций в соответствии с принципами гуманистической системы. Узкопрофессиональные задачи системы дополнительного образования были коррелированы с общими целями воспитания и развития детей для их гармонизации.

С другой стороны, воспитательная система обогатилась возможностями новых разновозрастных коллективов, спектром коммуникаций между взрослыми и детьми, многоуровневостью видов деятельности. Следующий этап в развитии школы был продиктован изменившимися ориентирами и приоритетами в образовании и воспитании детей, сохранив главным принципом ориентацию на развитие индивидуальных возможностей и способностей детей. Педагогический коллектив школы стал сильнее акцентировать свое внимание на задачах социального становления детей и подростков, сохранив ориентацию на развитие их индивидуальных способностей. Важным моментом преобразований на этом этапе стало то, что лицей чаще стал рассматривать в качестве объекта педагогического внимания внешнюю среду. Школа «стала выходить» в социум, использовать его для решения педагогических задач и постепенно преобразовывать его. Мы понимали, что именно взаимодействие с институтами социализации детей может стать для нас точкой роста, инновационным толчком. Были задуманы и успешно реализованы важнейшие культурно-образовательные проекты, такие как: Фестиваль толерантности «Радужный мост», «Олимпийская зачетка», «МОСТ» и другие. А всего более пятидесяти проектов различной направленности. Некоторые из них легли в основу новых структурных подразделений, таких как – Центр дистанционного образования детей с ОВЗ! В ответ на запросы детей и родителей в лицее был создан уникальный Центр восстановительного лечения (далее – ЦВЛ), который стал филиалом Республиканской детской больницы, функционирующим на территории лицея. В нем работают врачи различных специальностей, осуществляется диагностика и медицинское сопровождение детей, имеющих проблемы со здоровьем. Лицеисты постепенно приобретали уникальный опыт деятельности и способность мыслить проективно, опыт межкультурной коммуникации, развития способностей сотрудничества с различными социальными и возрастными группами людей («социальный интеллект» как навык XXI века). Результаты работы лицея говорят сами за себя: уже 5 лет он в рейтинге 200 и 500 Лучших школ России; учащиеся показывают высокие результаты при поступлении в престижные вузы страны; лицей занимает 1–3 места в рейтинге республики по числу победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Кажется, можно «почивать на лаврах»?! Но… «прогресс неумолим»! Новые обстоятельства диктуют и новые задачи.

Нельзя не признать, что сегодняшний школьник существует в двух пространствах – реальном и виртуальном. Сейчас на его развитие и формирование оказывают влияние не только семья, школа, но и ведущие видеоблогов, игры, чаты, в которых обсуждаются совсем не школьные и не детские проблемы. Перенос интересов реальной коммуникации к коммуникации виртуальной, переход к жизни с другими ценностями и по другим правилам практически не контролируется ни школой, ни семьей!

Перемены и в наших учениках, и в общественных ориентирах уже произошли. Даже поставлены новые задачи, и выстроена новая идеология образования (ФГОС второго поколения) и уже указанный выше проект «Цифровая экономика».

Сегодня в школу приходят дети, кардинально отличающиеся от своих сверстников предыдущих лет. Мы учим детей, у которых под влиянием объективных условий уже произошли изменения в мышлении, во внимании, в речи. Это адаптация к немыслимым ранее объемам информации и тому образу жизни, в котором живут дети.

Cтало абсолютно ясно, что не реагировать на вызовы времени нельзя! Еще в 2013 году в школе начал осуществляться проект «один ученик – один компьютер». Сегодня у каждого ученика и у каждого учителя личное мобильное устройство. Мы постарались не просто уловить тенденцию использования компьютеров в учебном процессе, не просто применить ее как модный тренд, но ответить себе на вопрос «зачем». Это серьезная инновация! И, начиная ее, мы очень хорошо понимали все возможные риски. Мы опирались на позитивный опыт других школ, верили в свои силы и в то, что личное мобильное образовательное устройство может стать реальным эффективным инструментом, обеспечивающим переход на новые стандарты, инструментом развития важнейших навыков XXI века.

Исходной идеей проекта стало понимание, что личный компьютер, электронное устройство должны быть не только у каждого ученика, но и у каждого учителя; что проект должен затрагивать не отдельные классы, учебные предметы и наиболее продвинутых педагогов, но всех участников образовательного процесса (идея «один ученик – один компьютер»).

Персональный мобильный компьютер (личное образовательное мобильное устройство, далее – ЛОМУ) становится основным инструментом педагогов и школьников, обеспечивающим доступ к школьной информационной среде и образовательным ресурсам.

Для нас было важно не расширение парка средств ИКТ (школа очень хорошо к этому моменту была оснащена мультимедийными ресурсами: в каждом классе – ПК, интерактивная доска, панельный телевизор, возможность видеотрансляции онлайн, система дистанционного обучения и др.), нам были интересны системные возможности, которые несла эта идея. Одновременно с приобретением планшетов в лицее было совершено еще несколько важных шагов, по сути дела отвечающих задачам и идеям перехода «на цифру»:

  • Осуществлен переход на модульное построение учебного процесса (с 5 по 11 класс). Каждая пара в расписании разбита на тридцатиминутки (модель 30 минут урока – 5 минут перемена – 30 минут урока – 5 минут перемена – 30 минут урока – 15–20 минут перемена). Такая форма организации урока уже давно используется в некоторых школах России, например, в Гимназии № 44 г. Ульяновска и еще во многих других. Самая простая «выгода» от «спаренных» уроков – снижение количества домашней подготовки и у детей, и у преподавателей. Каждая из тридцатиминуток – условно самостоятельная часть изучения темы, «расширенный этап» традиционного урока: коррекция знаний – контроль – изучение новой темы.
  • Введена модель смешанного обучения (и как ее часть – перевернутое обучение). ФГОС второго поколения ориентирует школу на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Эта система обучения, которая совмещает в себе лучшие аспекты и преимущества преподавания в классной комнате и интерактивного или дистанционного обучения и создает доступные и мотивирующие курсы для учащихся, при которой учебный процесс представляет собой некую систему, состоящую из разных частей, функционирующих в постоянной взаимосвязи друг с другом, образуя некое целое. В модели смешанного обучения составляющие ее компоненты очного и дистанционного учебного процесса гармонично взаимодействуют. Если это взаимодействие будет организовано методически грамотно, его результатом станет высокий уровень знаний учащихся. Модель смешанного обучения – это не просто использование ИКТ в самостоятельной работе учащихся дома или после уроков в медиатеке. Модель смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности учащихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а часть деятельности учащихся выносится на дистанционную форму – с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества. Введение в образовательный процесс смешанного обучения и перевернутого обучения позволило решить ряд задач: – расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала; – стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом; – трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний; – персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.
  • В лицее осуществлен переход на электронный документооборот. Школа полностью отказалась от бумажных журналов и дневников, в ней осуществлен переход на электронный журнал (через личный кабинет на сайте школы).
  • Организован электронный способ заказа питания (через школьный сайт, с возможностью выбора четырех комплексов обедов, индивидуального подбора меню).
  • Введен электронный способ оплаты питания (через платежные системы Сбербанка, через сайт по картам Сбербанка).
  • Реорганизован школьный почтовый сервер как способ корпоративной коммуникации (школьный электронный ящик есть у каждого педагога, ученика, родителя). Создана система групповой рассылки по «требованию».
  • Подготовлен комплект базового мультимедийного и презентационного оборудования, в классах дополнен системой apple ТV.
  • Создана лицейская локальная сеть (с выходом с любого стационарного ПК или ЛОМУ) и сеть wi-fi без ограничения доступа (из любого помещения лицея).
  • Специально отобраны программы и приложения (онлайн-сервисы) для организации сетевых средств коммуникации учитель-ученик и удобного учебного менеджмента (как через школьный сайт, так и по выбору самого учителя).

Все педагоги обучены работе в этих сетях и средах обучения.

Таким образом, на наш взгляд, предпринятые шаги полностью соответствуют идеям проекта «Цифровая школа» и, как следствие, позволяют нам говорить о серьезных изменениях в образовательном процессе в целом.

Сегодня в лицее формально нет границ в связях, способах и формах работы, в способах представления учебного материала, во времени и «скорости» обучения, в пространстве обучения и др. На основе «Цифровых инноваций» в лицее произошла трансформация:

а) образовательного пространства. Отсутствие «привязки» ученика и учителя к учебнику, к парте, к ПК (через ЛОМУ, wi-fi) дает возможность работать в классе: по одному, по рядам, в парах рядом, в парах напротив, в малых группах за столом, в малых группах без столов, за столами по кругу в большой группе, за столами параллельными рядами с наличием сменных рабочих зон. Работать вне класса, вне школы.

б) способов коммуникации (взаимодействия). Каждому предоставлена широкая возможность общения – учителей и учеников, учеников между собой и учителей друг с другом, родителей и учителей в разных форматах – лично, по почте, виртуально через сетевые сервисы, вербально, письменно через почтовый сервис и онлайн-доски и др.

в) времени обучения, что проявляется в выборе учащимися скорости освоения отдельной темы, курса, предмета, в возможности выполнения разных видов учебной работы и ее представления в любое время (а не только на уроке).

г) приемов и техник обучения. Традиционные приемы и техники обучения, как оказалось, можно еще более эффективно применять, если использовать возможности ЛОМУ. Например, возможность совместного редактирования документа, общие карты ума, кластеры понятий, визуализация в одном документе большого массива информации, неограниченная возможность работы с текстом непосредственно в тексте (и это только приемы работы в текстовых редакторах).

д) содержания обучения, что проявляется в доступности самых разных образовательных ресурсов, реальная возможность интеграции знаний по разным предметам и др. Одновременно над одной темой могут работать ученики разных классов, и если это классы профильные, то взаимное дополнение (как говорят, «дополненные знания») будет служить значительным расширением базовых  специальных знаний каждого учащегося (это ли не метапредметный результат?).

К важнейшим результатам (если не самым важным на первом этапе) реализации проекта мы относим трансформацию мышления (дидактических подходов) педагогов.

На момент начала реализации проекта общее отношение к ИКТ было таким, каким оно традиционно было для большинства школ (несмотря на 100 % обученность педагогов и очень хорошее техническое оснащение школы). Ничем не отличалось и принятие ФГОС – все о них знают, слышали, понимают, что будут переходить, но как это сделать – вопрос открытый. «Интересные находки» отдельных учителей принимались с интересом и признанием, но не решали задач ФГОС в целом. На момент начала проекта около 99 % педагогов не владели навыками работы на планшетах, 85 % учителей свои ИКТ-компетентности оценивали, как «ниже средних», лишь 35 % пользовались электронной почтой, а не более 30 % являлись активными пользователями ЭОР. Уже через год мы говорим об изменении отношения большей части педагогов к использованию ЛОМУ, которое выразилось в существенном росте: позитивного отношения учителей к внедрению проекта «1х1»; собственно ИКТ-компетентностей участников образовательного процесса; целенаправленного использования ЛОМУ для улучшения коммуникативных навыков общения у учеников; использования ЛОМУ в поиске идей и информации; использования ЛОМУ для организации сотрудничества учащихся друг с другом; для организации обмена знаниями; использования возможностей технологий WEB 2.0 (глобальных сетей, облачных технологий, мобильного обучения, удаленного взаимодействия) для приобретения учениками навыков креативности, навыков решения проблем, сотрудничества и других).

По нашему мнению, видимые результаты проекта «Цифровая школа» для нас сегодня стали толчком к развитию нашей образовательной организации. И уже в 2017 году мы приступили к реализации нашего лицейского нового проекта «Социальный кобрендинг как основа финансовой грамотности школьников». По нашему мнению, это ноухау. Это наш маленький вклад в создание огромного кластера российской цифровой школы. Хотелось бы привести слова американского экономиста и социолога М. Рифкина, «мир стоит на пороге третьейпромышленной революции, в которой синергия интернет-технологий и возобновляемых источников энергии обеспечитпереход от традиционных вертикальных связей организациибизнеса к горизонтальному взаимодействию, опирающемусяна узлы, распределенные по всему обществу».

Образовательные программы, существующие в школе, наверное, в настоящее время не в полной мере предоставляют возможность развивать у выпускников в достаточной степени умения находить новые идеи и применять их на практике. Идея нашего проекта состоит в том, что учащиеся с 1 класса, родители, педагоги включены в реальную практику финансовой деятельности городского сообщества и своей семьи на основе собственных интересов и потребностей. Все они занимают позицию участника товарно-денежных отношений, имеющих возможность самостоятельно оценивать свои расходы, финансовые и экономические риски, анализировать условия платежных систем, уметь использовать различного рода цифровые системы экономической составляющей развития. Наши ученики и учителя вышли за рамки урока. Они не ограничивают себя в образовании ни временными, ни пространственными рамками. Создана реальная система позитивной коммуникации. Теперь даже первоклассники легко пользуются всеми платежными системами, организуют свое питание, расписание, учебную работу через цифровые инструменты… Мы не готовим выпускников жить в цифровом мире. Мы живем в цифровом мире, мы учим учеников его преобразовывать!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 127015, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 1, оф. 302, "РИК" "Молодая гвардия"; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2019