Вестник Образования России - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА МЕДИАПЛАТФОРМАХ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

16.01.2019

В.А. ЦИБУЛЬСКАЯ, аспирант 3 курса факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ

Начало ХХI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования.

По данным аналитической компании IDC, число пользователей интернета с 2000 до 2010 года возросло с 400 млн до 1 млрд 600 млн [1].

В настоящее время люди все активнее пользуются интернетом как средством массовой коммуникации и источником информации. Родители современных дошкольников – это молодые люди, для которых интернет является неотъемлемой частью быта.

При этом темп жизни сегодня настолько высок, что времени для личных встреч с педагогом у родителей все меньше.

В этих условиях использование электронных медиа в системе дополнительного дошкольного образования становится важным элементом работы с родителями.

В области научных интересов автора лежит формирование у старших дошкольников предпосылок ценностно-смыслового понимания на занятиях по ознакомлению детей с изобразительным искусством.

В ходе работы было выяснено, что важная роль в формировании предпосылок ценностно-смыслового понимания детей дошкольного возраста принадлежит семье, что обусловило необходимость организации взаимодействия с родителями.

Первоначально мы проводили встречи на базе учреждений дополнительного образования семейного клуба OOO «Октябрь Бьюти», ООО «Семейный клуб «Александровка» и в лагере ЧСОУ «Школа «Лидер». Результаты этих встреч описаны нами ранее [6, 7, 8, 9].

Однако практика показала, что несмотря на несомненную пользу таких встреч, выражающуюся в повышении интереса к искусству в семье, систематической работы не получается: родители, имея желание получать консультации, не находят времени для частых встреч с педагогом.

Было принято решение использовать медиасредства, и в 2017 году нами была создана группа MiniArt (https://www.facebook.com/miniart.mos) в социальной сети «Фейсбук». Данный проект преследует просветительские цели и направлен на взаимодействие с взрослыми членами семьи дошкольника и на семейное (взрослый + ребенок)  изучение.

Первоначально на странице проекта выкладывались материалы к занятиям, проводимым с группой детей седьмого года жизни в рамках цикла об античных мифах и легендах и связанных с ними произведениях изобразительного искусства.

Однако очень быстро проект перерос функции сопровождения занятий. Сейчас это база для конкурсов, викторин и творческих марафонов на тему искусства, прямых эфиров с активной изобразительной деятельностью старших дошкольников совместно с родителями, виртуальных экскурсий, рассказов о художниках прошлого и настоящего, интересных произведениях искусства и литературе на тему искусства, которую родители могут почитать своим детям или использовать в семейных беседах об искусстве. Мы рассказываем родителям не только об изобразительном искусстве, но и о танцах, музыке, архитектуре, истории педагогики и многом другом.

Страница проекта MiniArt на Фейсбуке имеет 370 подписчиков и 350 поддерживающих ее кнопкой «нравится».

Так, из лекции о женщине в искусстве благодаря живому общению с родителями дошкольников выросло направление LadyArt с циклом иллюстрированных статей о художницах.

Была разработана серия статей о представителях «наивного» искусства.

Большой интерес родителей вызвали статьи и викторина на тему кубизма. В ходе викторины родители выполняли с детьми исследование, необходимое для ответов на вопросы.

Актуальными остаются рекомендации о семейных посещениях музеев и выставок.

Оказалось, что многие родители предпочитают Фейсбуку другие медиаплатформы, и был создан блог на Мел.ру (https://mel.fm/blog/victoriya-tsibulskaya), где автор начала размещать рекомендации по ознакомлению дошкольников с миром искусства.

В ходе тестирования платформы было выявлено, что интерес к ней у родителей сравнительно невысокий, поэтому мы начали развивать блог в Инстаграме (https://www.instagram.com/mini___art).

Оказалось, что это наиболее популярная среди родителей старших дошкольников платформа: проект набрал на Инстаграме более 8 500 участников, и их количество ежедневно увеличивается.

Содержание контента в Инстаграме аналогично контенту Фейсбука, разница только в характерных для платформ способах подачи материала: если в Фейсбуке это иллюстрированная статья (возможно, с видеофайлом), то в Инстаграме – иллюстрация и/или видео с подписью. Предпочтение родителями Инстаграма Фейсбуку может говорить о превалирующем образном восприятии у современных взрослых молодых людей, что мы предлагаем учитывать при проектировании работы с родителями детей дошкольного возраста.

Возможности Инстаграма позволяют связать эту платформу с Фейсбуком и дублировать в него выкладываемые посты.

Это позволило увеличить охват аудитории. Так, в викторине, связанной с образом яблока, принимали участие как подписчики блога на Фейсбуке, так и Инстаграма.

В течение двух недель мы выкладывали посты в Инстаграм, дублируя их в Фейсбук. Посты освещали шесть связанных с образом яблока тем (мифология, библейские сюжеты, натюрморты, голландские натюрморты, творчество Арчимбольдо, искусство ХХ века). На электронную почту участников отправлялись материалы, содержащие репродукции картин, их описания и задания. Родители дошкольников читали, распечатывали репродукции, а затем проводили занятие/беседу со своими детьми и выполняли задания. Последний, седьмой, пост содержал итоговый тест по всем темам. Победители помимо призов получили листы - образовательные квесты по ГМИИ им. А.С. Пушкина и Третьяковской галерее, где они могли закрепить свои знания на примерах реальных работ различных авторов и эпох.

Интернет-викторина вызвала большой интерес детей и родителей, что позволяет говорить о перспективности данной формы работы с семьей дошкольника.

После проведенного среди родителей детей старшего дошкольного возраста опроса, целью которого было выявить интерес к другим медиаплощадкам, мы  открыли канал на YouTube «MiniArt - Искусство детям» (https://www.youtube.com/channel/UCGoB7RmiqpdWvJVVgiv2Bfg), так как многие родители хотели бы получать информацию в виде подкастов (коротких видеороликов).

Канал существует две недели, за это время нами было отснято три видеоролика: «Искусство детям. Зачем?», «Изучение искусства. С чего начать? Развиваем наблюдательность» и «Как знакомить детей с искусством». Продолжительность каждого ролика менее 4 минут.

Несмотря на небольшой возраст канала, он имеет 46 подписчиков, а ролики набрали 185, 88 и 94 просмотра соответственно, что является хорошим результатом для такого молодого канала.

Мы считаем, что YouTube с его возможностью общения с семьей старшего дошкольника посредством видеообращений и комментариев к ним является весьма перспективной платформой для педагога дошкольного дополнительного образования.

Таким образом, можно сказать, что время заставило сформировать новый тип педагога – медиапедагог. Использование медийных средств в современной педагогике, на наш взгляд, совершенно необходимо, особенно в работе с семьей.

Мы протестировали различный медийные платформы и пришли к выводу, что наиболее удачными для проведения работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию у них предпосылок ценностно-смыслового понимания произведений изобразительного искусства являются Фейсбук, Инстаграм и YouTube в сочетании с электронной почтой. Мы предполагаем, что с развитием медиакультуры придется изучать и использовать в своей работе новые медиасредства, которые появятся и приобретут популярность в ближайшие годы.

Перспективным представляется, например, направление дополненной реальности, активно разрабатываемое передовыми технологическими компаниями, которое позволяет включать в окружающую реальность виртуальные элементы: анимированного экскурсовода или всплывающие при наведении камеры мобильного телефона на объект пояснительные надписи, подсвечивающиеся экскурсионные маршруты или виртуальные образовательные игры с использованием реальных арт-объектов и т.п.

Как бы то ни было, чтобы оставаться эффективным, педагогу сегодня необходимо изучать и использовать достижения современных технологий, анализировать их популярность среди детей и их родителей и постоянно обучаться и самосовершенствоваться.

Литература:

  1. The Expanding Digital Universe: A Forecast of Worldwide Information Growth Through 2010. [Электронный ресурс] – URL: http://www.tobb.org.tr/BilgiHizmetleri/Documents/Raporlar/Expanding_Digital_Universe_IDC_WhitePaper_022507.pdf – (дата обращения 25.08.2018).
  2. Виктория Цибульская. Блог на Мел. ру. [Электронный ресурс] – URL: https://mel.fm/blog/victoriya-tsibulskaya – (дата обращения 25.08.2018).
  3. МиниАрт. Блог на Инстаграме. [Электронный ресурс] – URL: https://www.instagram.com/mini___art – (дата обращения 25.08.2018).
  4. МиниАрт. Блог на Фейсбуке. [Электронный ресурс] – URL: https://www.facebook.com/miniart.mos – (дата обращения 25.08.2018).
  5. МиниАрт. Канал на YouTubе. [Электронный ресурс] – URL:  https://www.youtube.com/channel/UCGoB7RmiqpdWvJVVgiv2Bfg – (дата обращения 25.08.2018).
  6. Цибульская В.А. Альбом-рабочая тетрадь «Боги античности» как инструмент ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством и формирования у них предпосылок ценностно-смыслового восприятия. // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам XIV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». – № 8(14). – М., Изд. «Интернаука», 2018.
  7. Цибульская В.А. Возможность использования мотивов древнегреческой и древнеримской мифологии для эстетического воспитания дошкольников в игре. //  Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции, 28–30 сентября 2016 г. (Москва, МГПУ) / под ред. Е.И. Ивановой. — Текстовое электрон. издан. в 2 томах. — М.: НАИР, 2017. — Т. 1. 369 с., 1 CD ROM – С. 103–106.
  8. Цибульская В.А. Педагогические условия формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства у детей 5-6 лет. // Сфера знаний: вопросы взаимодействия наук в современном образовательном процессе: Материалы Международных научно-практических мероприятий Общества Науки и Творчества (г. Казань) за июль 2018 года / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. – Казань, 2018. – С. 94–96.
  9. Цибульская В.А. Предпосылки ценностно-смыслового понимания произведений искусства у старших дошкольников. // Наука и школа. 2018. № 3. С. 146–150.

1. По материалам исследования «The Expanding Digital Universe: A Forecast of Worldwide Information Growth Through 2010».

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2019