Вестник Образования России - НАМ НУЖНЫ ГРАМОТНЫЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЕ И ВЛЮБЛЕННЫЕ В ХИМИЮ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

19.12.2018

Интервью с ректором Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ), доктором химических наук, профессором Российской академии наук Александром Георгиевичем МАЖУГОЙ

В 2019 году отмечается 150 лет Периодической таблицы химических элементов, а в текущем году РХТУ им. Д.И. Менделеева[1] исполнилось 120 лет со дня основания. Какие самые интересные юбилейные события в жизни университета были, и что планируется в следующем году?

Празднование 120-летия РХТУ им. Д.И. Менделеева началось торжественным мероприятием 23 мая 2018 года. В этот день, 120 лет назад, состоялась «закладка первого камня» в строительстве здания Московского промышленного училища, которое в дальнейшем было преобразовано в техникум, далее в институт и затем в Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева. В течение всего юбилейного года у нас запланировано и уже состоялось много мероприятий. А сейчас мы активно готовимся к следующему году, который провозглашен ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов. На 2019 год запланированы мероприятия, в том числе международного масштаба, посвященные 150-летию Периодической таблицы – олимпиады для школьников, конференции, конгрессы и т. п. Сразу несколько представителей нашего вуза, во главе со мной, вошли в состав Рабочей группы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. РХТУ носит имя великого русского ученого – создателя Периодической таблицы химических элементов – Дмитрия Ивановича Менделеева и будет активно принимать участие в мероприятиях, посвященных юбилейному году. С предложением сделать 2019 год годом Периодической системы выступало несколько международных и национальных организаций, в том числе Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) во главе с паст-президентом, доктором химических наук, член-корреспондентом РАН, директором Института проблем устойчивого развития РХТУ им. Д.И. Менделеева – Наталией Павловной Тарасовой, Российская академия наук и Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева.

Какую работу проводит Ваш вуз со школами, школьниками для того, чтобы популяризировать предмет «химия», чтобы к вам шли лучшие ребята, которые увлечены предметами естественнонаучного цикла?

Мы активно занимаемся популяризацией предмета «химия» и нашего университета. На базе университета еженедельно проходят «университетские субботы», в рамках которых школьники и их родители могут послушать увлекательные лекции, посмотреть и поучаствовать в лабораторных практикумах и экспериментах. Такой формат открывает возможности в увлекательной и интерактивной форме погрузиться в мир научных открытий и исследований. Получить представление о достижениях ученых нашей страны. Также мы активно взаимодействуем со школами Москвы и Московской области, наши преподаватели проводят лекции в школах. В этом году Правительство Москвы выделило грант на создание первого химического детского технопарка на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева и уже совсем скоро его двери откроются для детей и школьников любого возраста.

В частности, у вас уже есть филиал в Новомосковске Тульской области.

Школ в Новомосковске немного и со всеми напрямую взаимодействует наш филиал. Помимо этого, мы активно работаем со школами в близлежащих городах – Туле, Алексине и Щекино. В данном регионе большой спрос на наших выпускников. Например, Объединенная Химическая Компания «Щекиноазот» в Щекино – это большое предприятие по производству самых разнообразных продуктов промышленной химии, таких как метанол, серная кислота, аммиак и т. п. Выпускники щекинских школ ориентированы на предмет «химия». Активно ведется работа по расширению географии, и сейчас мы прорабатываем эти вопросы с коллегами из химических вузов других регионов нашей страны. Например, из Иваново и Казани. Совместно с Минпромторгом России мы будем проводить открытый урок по химии с использованием онлайн-трансляций. В этом году в честь нашего 120-летия был проведен первый химический диктант, в котором приняли участие около полутора тысяч школьников и студентов со всей страны. Не скажешь, что много, но для первого диктанта, я считаю, очень хорошо. Порядка 200 школ участвовало в нем дистанционно. Диктант состоял из 20 заданий разного уровня. Все участники получили сертификаты. В настоящее время мы участвуем в реализации трех проектов Правительства Москвы: это «университетские субботы», «академические классы» и «инженерные классы». Более трех тысяч школьников суммарно за этот год посетили наши мероприятия. В основном, конечно, приходили на «университетские субботы». Каждую субботу университет распахивает двери: ведущие сотрудники проводят лекции, мастер-классы или практические занятия с ребятами. В РХТУ никогда нет пустых аудиторий. Иногда приходят целые классы, а иногда родители индивидуально записывают ребят. К направлению «химия» интерес есть, но его нужно еще усиливать. Число ребят, которые сдают ЕГЭ по этому предмету в Москве, растет. В прошлом учебном году 14 % школьников выбирало ЕГЭ по химии, это на 3 % больше, чем в предыдущем. Работу по популяризации предмета нужно из года в год усиливать.

Президент Российской Федерации В.В. Путин определил работу с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений развития российского образования. А как выстраивается работа с одаренными детьми в Вашем вузе?

Напрямую искать одаренных детей для университета достаточно сложная задача, подчас неподъемная. Мы работаем со школами и образовательными организациями, которые занимаются поиском одаренных ребят. Исторически наш университет сотрудничает с Московским Химическим лицеем[2], где есть специализированные химические классы, где преподают сотрудники РАН, МГУ, РХТУ. Там собираются самые одаренные дети, которые хотят связать свою жизнь с химией. Выпускники этой школы поступают и к нам, и на химический факультет МГУ. Есть и другой пример, уникальное структурное подразделение РХТУ – ВХК РАН. В процессе обучения ребята активно занимаются наукой на базе академических институтов. Примерно 70 % выпускников Высшего химического колледжа идут работать в Академию наук. Это очень хороший показатель. Залог успеха – это индивидуальный подход и проектное обучение с первого курса. В РХТУ в этом учебном году поступило 23 стобалльника и 34 победителя и призера олимпиад.

Есть ли у Вас опыт работы с младшими школьниками, как говорят, «с пеленок в химики»?

Изучение химии в школе начинается с 8-го класса. Восьмиклассники не всегда могут еще определиться с выбором профессии. Чтобы заниматься с младшими школьниками, как вы сейчас говорили, «с пеленок в химики», мы вместе с Правительством Москвы создаем детский технопарк, который будет называться «Менделеев-центр». Открыть технопарк планируется в следующем году, приурочить его открытие к празднованию 150-летия периодической таблицы химических элементов. В технопарке будет четыре лаборатории, одна из них – «химия-старт». Она как раз для самых младших школьников. Ученики 5–6-х классов будут знакомиться и проводить безопасные опыты. Эти навыки нужно прививать с раннего возраста. Изучать химию и знакомить с ее основами лучше как можно раньше. В основном ребята определяются в профессии ближе к 10–11 классу. Вообще профессию химика школьнику выбрать достаточно сложно. Тут должны сработать различные факторы. Либо это очень хороший талантливый учитель, либо сами родители или родственники химики по профессии. Известно, что в химии есть преемственность поколений. Либо у учащегося действительно открываются особые способности к предмету. Следует отметить, что сейчас прошел бум подготовки экономистов и юристов, когда в школах было много гуманитарных и экономических классов. Ситуация сейчас меняется, открываются химические и химико-биологические классы. Химии в школе действительно мало. Урок в неделю, это для кого-то достаточно – больше и не надо, а для кого-то этого не хватает.

Как Вы считаете, для более серьезного изучения химии необходимы какие-то навыки проектной деятельности? Каковы точки сотрудничества и взаимодействия РХТУ в данном направлении с различными общественными организациями?

Прежде всего, назову некоммерческую организацию Благотворительный фонд наследия Менделеева, которая проводит совместно с Центром по работе с одаренными детьми РХТУ несколько крупнейших мероприятий, таких как Всероссийской конкурс исследовательских работ учащихся им. Д.И. Менделеева, Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», тренинги по подготовке к всероссийским олимпиадам в рамках проекта «Путь к Олимпу». Мы видим сегодня, что фестиваль «Леонардо» становится популярным среди школьников и младшего возраста. Они с интересом демонстрируют свои проекты и исследования. Мне кажется, чем больше таких мероприятий, тем лучше. Они всегда проводятся на очень высоком уровне, всегда хорошие, интересные, познавательные и полезные для ребят. В рамках этих мероприятий через университет проходит ежегодно около четырех тысяч учащихся, педагогов, родителей, и это позволяет объединить наши усилия, привлечь учащихся со всех концов России. Мы сейчас задумываемся, что обучение в университете должно быть проектным. Поскольку химия, так или иначе, связана с проектной деятельностью, и чаще всего это экспериментальные проекты. Это, кстати, вторая проблема, которую мы пытаемся решать. Для того, чтобы понять химию, поскольку это экспериментальная наука, ее надо «пощупать руками». Лабораторных работ в школе очень мало. Почему это происходит? Во-первых, это дорого – приобретение реагентов и лабораторной посуды. Во-вторых, обеспечение техники безопасности. Не всегда в школах, особенно в старших классах, когда начинается органическая химия, школьные учителя проводят практикумы. Вот здесь мы и хотим прийти на помощь школам. В этом году в рамках празднования 120-летия РХТУ совместно с компанией Dow[3] мы открыли первый школьный практикум по химии. Это будет универсальный практикум для школьников. Ребята могут приходить и выполнять опыты для своих проектов, а потом участвовать с ними в различных конкурсах. Во второй половине дня этот практикум будет работать как химический кружок. Пока это будет доступно учащимся только из тех школ, в которых есть «инженерные классы». Дальше мы сделаем так, чтобы любая школа могла подать заявку и при наличии свободных мест, получить возможность участвовать в наших практикумах. Если этот опыт будет успешным, то мы будем его транслировать и передавать нашим коллегам, чтобы они сделали аналогичные практикумы. Также мы открыли специальную программу для более углубленной дополнительной подготовки школьников вместе с предприятием «ЕвроХим» и Благотворительным фондом Андрея Мельниченко. Причем задача не только подготовить кадры для компании ЕвроХим, а поддержать талантливых ребят в их развитии. По большому счету не важно, какую профессию они выберут и куда потом пойдут работать. Наша задача состоит в том, чтобы наиболее талантливые из них остались в науке и остались в Российской Федерации.

Как сегодня меняется номенклатура специальностей в химической промышленности с учетом современных тенденций в развитии общества, его переходом на цифровую экономику? Как Вы ощущаете – сегодня современные школьники приходят в вуз с более крепкими знаниями или их подготовка остается на прежнем уровне?

Конечно, химические производства меняются, не говоря пока о цифровизации производства. Химические производства становятся более безопасными, более экологичными, они становятся более «зелеными», ресурсосберегающими, энергоэффективными, более автоматизированными. Присутствие людей на каждом этапе производства требуется все меньше и меньше, а квалификация сотрудников становится все выше. Вот почему так остро стоит проблема подготовки кадров для современной химической промышленности. Если мы посмотрим на химическое производство, то инженер-технолог первого звена, аппаратчик, обычно отвечает за определенный этап производства. Раньше аппаратчиков готовила система среднего профессионального образования. Сейчас все чаще принимают бакалавров из нашего университета. Хотя их квалификация выше, чем та, что им необходима. Эти недостатки в СПО необходимо устранять, и я считаю, что химико-технологические вузы должны курировать это направление. Что касается работы с предприятиями, то спрос на выпускников РХТУ большой. Выпускники трудоустроены на 85 % по специальности, что является хорошим показателем. Работодатели нуждаются в грамотных выпускниках. Что нужно для этого делать? Исторически так сложилось, что наши образовательные траектории, образовательные стандарты предыдущих поколений были немножко оторваны от производства, от наших работодателей. Сейчас предприятия хотят увидеть специалистов, которые знают все новое, в том числе знают и цифровые подходы в производстве, знают автоматизированные системы управления. Новый ФГОС 3++ имеет большую гибкость и позволяет больше адаптировать вузовские учебные программы под конкретную потребность наших работодателей. Для этого мы создаем совместные с предприятиями магистерские и бакалаврские программы. Несколько слов о цифровых производствах. Первое, что связано с информационными технологиями, – цифровизация химических производств. В РХТУ есть факультет, который готовит сотрудников для «умных» химических производств – полностью цифровизированных, управляемых минимальным количеством персонала и контролируемых программными комплексами. Это новая компетенция. Сейчас появилось много междисциплинарных специализаций. Например, мы готовим ребят, которые станут специалистами в фармтех области – на стыке химии и фармацевтики. Это новые материалы для биомедицины – всевозможные имплантаты и искусственные костные материалы, искусственная кожа, ранозаживляющие материалы и многое другое. Сейчас очень востребовано направление – специалисты по экологическим вопросам, а именно химик-эколог. Сюда входят проблемы экологического контроля, очистки сточных вод предприятий, а также проблемы, связанные с очисткой отходящих газов производств. У нас в вузе 11 факультетов. Мы осуществляем подготовку по всему спектру специальностей химической технологии. От неорганики до биотехнологии. Что касается уровня подготовки абитуриентов, он немного просел. У меня нет негативного отношения к ЕГЭ. Если изначально ЕГЭ был направлен на «знаешь» или «не знаешь», то сегодня «знать» переходит в понятие «понять». ЕГЭ по химии очень сильно трансформировался, он заставляет ребят думать, просто заучив что-то, невозможно его написать. Это положительный момент, мы это чувствуем. 2018 год приема в РХТУ был удачный. Увеличился средний балл ЕГЭ. Он составил 79,9, а до этого был порядка 72. Увеличилось количество ребят, которые хотят поступать в Менделеевку. В этом году было подано 12 тысяч заявлений на тысячу бюджетных мест, а до этого было только 5 тысяч. Половина поступающих из Москвы и Московской области, а остальные – из разных регионов страны. Эта положительная динамика вызвана популяризацией химии и химической технологии. Ребята видят, что создаются новые производства, и профессии технологов и инженеров становятся востребованными. В настоящее время химико-технологических вузов в Российской Федерации четыре. РХТУ руководит УМО в этом направлении. Другой университет – это Казанский НИТУ, у него есть своя специфика в соответствии с потребностями региона – это нефть и газ. МИТХТ в составе РТУ-МИРЭА и Ивановский химико-технологический университет.

Существует ли у РХТУ школьная сеть? Как войти в эту сеть школам, если вы собираетесь ее расширять?

РХТУ активно сотрудничает со школами. Наши преподаватели читают там лекции, проводят семинары, выезжают на практикумы, а учащиеся школ приезжают к нам. Создается определенная сеть. Конечно, в масштабах страны этого мало. Войти в сеть очень просто. Либо мы находим школу, где ребята хорошо сдают ЕГЭ, либо школа сама выходит на нас с инициативой. Если у школы есть желание, то она может обратиться к нам, и мы, как правило, поддерживаем эту инициативу и сопровождаем эти организации, в том числе помогаем учителям, которые там преподают. Только потом возникает важный вопрос, какой процент ребят придет к нам или в другие химические вузы страны учиться. В этом случае заинтересованность должна быть обоюдной. Бывает так, что мы вкладываем свои силы, финансы, а потом ребята поступают в медицинские вузы. Ну что же, и в меде будут хорошо знать химию. Для врача это тоже важно. У нас созданы вечерние химическая и математическая школы при университете, в которых учатся 500 школьников. Три раза в неделю проходят занятия. К нам приезжают из Москвы и Подмосковья. Из них примерно 30 % поступают в РХТУ.

У Вас есть блестящая возможность сейчас обратиться к читателям «Вестника образования России» – руководителям муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций, педагогам. Что бы Вы им пожелали, посоветовали?

Если мы обращаемся к учителям, то им нужно больше общаться с вузами. Руководителю образовательной организации создавать больше профильных классов. Я выпускник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – это классическая фундаментальная подготовка в области химии. Именно там поисковая работа стоит на первом месте. Задачи выпускников химфака МГУ – найти новое, открыть новую реакцию, найти новый материал. Задача нашего университета – это химическая технология, сделать материал в промышленном масштабе, адаптировать лабораторную технологию для промышленности, спроектировать химическое производство и другое. Между МГУ и РХТУ хорошие, теплые, дружные отношения, выстроенные на взаимопонимании и сотрудничестве. Мы всегда помогаем друг другу. Новые нацпроекты «Образование» и «Наука» призывают увеличить до 50 % число молодых исследователей. А откуда они возьмутся? Только из вузов, а в вузах из школ. И вот это как раз большая и важная задача руководства школ и гимназий – переориентировать себя и посмотреть в сторону естественнонаучных дисциплин, открыть как можно больше профильных классов, химических, биологических, физических, потому что востребованность в таких ребятах сейчас колоссальна. И она будет постоянно расти. Нужно смотреть в эту сторону, а вузы помогут. Их роль как раз быть кураторами профильных классов. Это должно быть обоюдно выгодно всем. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили талантливые ребята, а директор школы заинтересован в том, чтобы готовить выпускника, который пойдет учиться в хороший вуз.


1.Справочно: По данным авторитетного международного рейтингового агентства QS, РХТУ им. Д.И. Менделеева входит в ТОП-150 ведущих университетов стран БРИКС. В 2016 году университет вошел в предметный рейтинг QS по химии. Выпускники университета занимают лидирующие позиции в научной, производственной и управленческой сферах, в бизнесе. Более 50 выпускников университета избраны академиками и членами-корреспондентами АН СССР и РАН.

2.Теперь ГБОУ города Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова» — учебный комплекс, в который вошли четыре образовательные организации: гимназия № 1599, химический лицей № 1303, средняя общеобразовательная школа № 623 и школа № 479 имени дважды Героя Советского Союза Маршала В.И. Чуйкова.

3.Компания Dow присутствует в России более 40 лет и, полагаясь на многолетний опыт научно-исследовательской деятельности и глобальное присутствие, предлагает своим заказчикам широкий спектр базовых и специализированных пластиков и химической продукции для различных отраслей промышленности, включая автомобилестроение, нефтегазовую отрасль, производство упаковки, строительство, мебельную промышленность, кабельную промышленность, производство бытовой техники.

 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 127015, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 1, оф. 302, "РИК" "Молодая гвардия"; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2019