Вестник Образования России - Парламентские слушания "Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения" 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 

 
    
Версия для печати Печать...

13.11.2018

12 ноября 2018 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения», инициированный Комитетом по образованию и науке.

На мероприятии выступили руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации М.А. Боровская, представители образовательного и научного сообщества, законодательных органов субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации. Они совместно выработали рекомендации, которые позволят повысить качество контрольно-надзорной деятельности, переориентировать ее на превентивные меры и общественно-полезные результаты проверок, снизить общую административную нагрузку на образовательные организации, оптимизировать документооборот, повысить экспертный потенциал проведения аккредитационных процедур.

Председатель Комитета по образованию и науке В.А. Никонов отметил, что действующая система государственной регламентации позволила вывести из сферы образования вузы, работающие с грубыми нарушениями, не соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам.

Обучающимся предоставлены реальные государственные гарантии на получение качественного образования.

«Вместе с тем, сфера лицензирования и аккредитации вызывает достаточно много вопросов и нареканий со стороны образовательных организаций, и относительно самой процедуры, которая сопровождается растущим количеством бюрократических процедур, причем не только связанных с государством. Сейчас активно развивается общественная аккредитация, общественно-государственная аккредитация, мониторинги, оценки качества образования, рейтингования и порой складывается впечатление, что оценивающих организаций у нас не меньше, чем образовательных», – отметил глава Комитета.

По словам Вячеслава Алексеевича, очень часто звучат мнения, что содержание процедур государственной регламентации в большей степени ориентировано на рассмотрение формальных характеристик образовательного процесса, чем на оценку результатов освоения обучающимися образовательной программы, уровня сформированных у них компетенций.

«Возникает вопрос о дебюрократизации системы образования, который также связан с совершенствованием процедур государственной аккредитации. Нужно двигаться по пути того, чтобы российские вузы (и вообще все образовательные учреждения) как можно больше своей информации, запрашиваемой контролирующими и проверяющими органами, размещали на своих сайтах в открытом доступе», – считает председатель Комитета.

«Кроме того, существуют целые виды новой образовательной деятельности, с трудом подвергающиеся регламентации, ­– заявил В.А. Никонов. – Прежде всего речь идет об образовательных стандартах, используемых в таких организациях, как «Сколково» и ряде наших университетов, которые сами разрабатывают свои образовательные стандарты».

Действующую систему аккредитации необходимо корректировать, уверен руководитель Экспертного совета по высшему образованию при Комитете по образованию и науке Г.К. Сафаралиев.

«Сейчас она не отвечает задачам контроля за качеством образования, требующим высокой гибкости образовательных программ и ориентации на реальные результаты вузов. В принципе, любая система должна меняться, и меняться она должна таким образом, как меняется само образование, отвечая на вызовы времени. В существующей системе контроля за образованием не расставлены приоритеты, не учитываются интересы обучающихся и системы образования в целом, отсутствует прозрачность процедур государственной аккредитации вузов, несовершенен подход к отбору экспертов для проведения аккредитационной экспертизы – многие сотрудники научных вузов не участвуют в этой системе. Высока бюрократическая нагрузка. Фактически отсутствует возможность исправления замечаний экспертов, выявленных в процессе госаккредитации», – перечислил он.

«Мы считаем, что при проведении государственной аккредитации нужно использовать дифференцированный подход к образовательным организациям и образовательным программам. Это позволит сократить количество подконтрольных субъектов, отойти от всеобъемлющего контроля, сделать работу более точечной. Проверки необходимо проводить в зависимости от степени риска работы организации, с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском в сферу саморегулирования. Необходимо сформировать разные методики проверки, в зависимости от уровня университета. Например, базовая, средняя, продвинутая», – рассказал депутат.

Кроме того, члены Экспертного совета считают, что необходимо переходить от только жестко регламентированных бинарных оценок по принципу «соответствует – не соответствует» к системе, включающей в себя инструменты «шкалированных оценок» и «развивающего контроля».

«Переход от бинарной шкалы оценки качества к балльной, градуированной позволит учитывать разную степень выполнения образовательной организацией требований к качеству образовательных программ», – отметил Гаджимет Керимович.

По итогам обсуждения Правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о создании Национального совета по вопросам аккредитации образовательной деятельности из представителей органов государственной власти, ведущих университетов, РАН, профессиональных ассоциаций, объединений работодателей, экспертного сообщества. Рассмотреть вопрос о проведении эксперимента по разработке и апробации усовершенствованной модели оценки качества высшего образования. Организовать разработку критериев оценки качества образования, системы показателей, по которым будут оцениваться образовательные организации. Закрепить нормативно использование открытых данных в качестве основного источника информации о деятельности вуза.

Российскому союзу ректоров рекомендовано поручить ведущим вузам направить экспертов для участия в работе аккредитационных комиссий, формируемых Рособрнадзором, а также провести широкое обсуждение в вузовском сообществе рекомендаций, выработанных в ходе слушаний.

Информация подготовлена по материалам пресс-службы
Государственной Думы

Фото с официального сайта Государственной Думы

< Пред.   След. >
 



 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018