Вестник Образования России - Парламентские слушания "Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы" 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 

 
    
Версия для печати Печать...

30.10.2018

29 октября 2018 года Комитет Государственной Думы ФС РФ по делам национальностей провел парламентские слушания по теме «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы».

Идея слушаний обсуждалась давно, однако ключевой предпосылкой их проведения стал Указ Президента Российской Федерации «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов российской Федерации», который В.В. Путин подписал в прошлую пятницу.

«Нам хотелось сначала принять закон, а потом, исходя из данной позиции уже дальше работать над развитием и сохранением наших языков», – отметил председатель Комитета по делам национальностей И.И. Гильмутдинов. Он попросил присутствующих не ограничивать повестку дня использованием родного языка в системе образования, но проанализировать его развитие в целом.

«Сохранение и развитие языка носит комплексный характер. Это не только образование, это и культура, и творчество, это и традиции, и семья, это и государственные муниципальные учреждения. Весь комплекс действий как раз позволит сохранить и развивать наши родные языки. Другого пути нет», – подчеркнул депутат.

Ильдар Ирекович рассказал, что необходимо разработать новое поколение ФГОС по изучению родных и национальных языков. Депутат подчеркнул, что речь идет именно о новом поколении. На основании действующего с 2015 года ФГОС предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными к изучению.

Подробно остановился И.И. Гильмутдинов на необходимости разработки Концепции изучения родных языков, работа над которой, по сведениям депутата, уже начата в Министерстве просвещения Российской Федерации.

Особое внимание депутат уделил наличию учебников и учебных пособий. Ильдар Ирекович напомнил, что образование ведется на 24 языках, 81 язык изучается как предмет, но всего по семи языкам есть учебники. Как рассказал И.И. Гильмутдинов, некоторые учебники годами не могут пройти экспертизу. «Если на федеральном уровне нет специалистов и возможностей, давайте отдадим эти полномочия субъектам Российской Федерации, нашим вузам, учебным заведениям. Все равно они привлекаются к экспертизе», – предложил на рассмотрение депутат.  

Также Ильдар Ирекович отметил, что в вопросе подготовке кадров должна быть системная работа.

В парламентских слушаниях приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. «Мы сегодня рассматриваем один из самых актуальных вопросов», – подчеркнула она. В своем выступлении замминистра постаралась соотнестись с той ситуацией, в которой находится система образования. Татьяна Юрьевна рассказала, что в июне текущего года была создана межведомственная рабочая группа при Мипросвещения России. «У нас есть очень четкий план действий, который лег в основу нашей «дорожной карты», где мы прописали не только наши действия, но, что для нас является самым важным, это сроки реализации взятых на себя обязательств», – отметила Т.Ю. Синюгина. Все мероприятия можно условно разделить на две группы: организационную и содержательную.

Замминистра рассказала, что все мероприятия необходимо будет интегрировать дальше в среду образования. Поэтому с 1 января 2019 года в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования будет организован институт поддержки развития родных языков Российской Федерации, который выступит по сути организационно-методическим центром.

Также Татьяна Юрьевна подчеркнула, что для разработки Концепции создана рабочая группа. Планируется, что первый вариант будет представлен общественности не позднее 1 января 2019 года.

Что касается ФГОС, Министерство провело с субъектами Российской Федерации большое селекторное совещание, на котором были разъяснены действия в рамках действующего стандарта, и что необходимо делать, чтобы реализовать все изменения, которые были внесены в закон об образовании.

«Мы понимаем всю остроту проблемы. Организовать учебный процесс без учебников в школе невозможно», – отметила Татьяна Юрьевна. Она также рассказала, что не только те изменения, которые происходят, не позволяют в полном объеме обеспечить учебниками образовательные организации, но и по сути отсутствие таковых по многим языкам.

Говоря о возможностях электронного обучения, замминистра рассказала, что с 1 января 2019 года эта возможность будет у всех без исключения образовательных организаций в рамках Российской электронной школы, куда со временем будут выгружаться и курсы, связанные с родным языком.

По словам председателя Комитета по образованию и науке В.А. Никонова, внимание к культурному многообразию нашей страны, многоязычию, мультиэтничности, поликонфессиональности всегда было сильной стороной нашего государства. При этом в сфере изучения и преподавания языков народов России накопилось множество проблем, решением которых займется созданный Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации.

«Ни в одной стране не создаются такие условия для изучения и преподавания языков, как в нашей. Но в этой сфере накопилось множество проблем, мы их увидели в полной мере в ходе работы над законопроектом об изучении родных языков», – заявил депутат.

Вячеслав Алексеевич напомнил, что руководители Фонда «Русский мир» написали обращение к Президенту Российской Федерации с предложением об учреждении Фонда поддержки родных языков. «Владимир Владимирович Путин наложил на этот документ одобряющую резолюцию и дал поручение Правительству Российской Федерации подготовить распоряжение о создании такого фонда. Насколько мне известно, в настоящее время эта работа ведется», – пояснил он.

По мнению депутата, создание Фонда позволит сделать большой шаг к тому, чтобы языки, которые являются родными, государственными для миллионов граждан, получили дальнейшее развитие.

Фото с официального сайта Государственной Думы

< Пред.   След. >
 



 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018