Вестник Образования России - «СЦОС В РФ» берет «цифровой след» студентов 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

03.10.2018

На информационном ресурсе «одного окна», организующем доступ к сотням образовательных онлайн-курсов, начал работу автоматический сервис психометрической экспертизы, позволяющий существенно повысить качество образовательного контента и эффективность обучения. Сервис психометрической аналитики разработан НИУ ВШЭ по заданию Министерства науки и высшего образования РФ в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» для повышения эффективности освоения онлайн-курсов.

Сервис интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru, что делает его функционал доступным всем разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на данном ресурсе. Аналитика поможет им улучшить содержание онлайн-курсов, оптимизировать наполнение под различные группы студентов, сделать объективным оценивание результатов тестов, опираясь на большие данные.

«Сегодня в мире огромными темпами развивается специальное направление науки — психометрика, она позволяет существенно повысить качество и надежность процедур оценки в онлайн-курсах. На основе достижений психометрики с помощью искусственного интеллекта можно будет создавать множество вариантов экзаменационных заданий. Компьютерные технологии помогут повысить эффективность и доверие к онлайн-обучению, а также утвердить онлайн-курсы в качестве равноправных элементов образовательной программы наряду с занятиями в аудиториях. Сервис психометрической аналитики, который разработали специалисты Высшей школы экономики, – одна из таких технологий», отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, теперь может быть проанализирован в автоматическом режиме при помощи нового сервиса.

Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по его модернизации с целью повышения качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).

«На этапе разработки сервиса было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе электронный справочник, содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлаи?н-курсов. Улучшенные курсы стартуют в рамках осенней сессии»,комментирует директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик.

После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий «знак качества» — отметку в паспорте курса на ресурсе online.edu.ru. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.

НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов» приоритетного проекта «СЦОС» в 2017 году.

Приоритетный проект в области образования «СЦОС в РФ»

Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден в качестве приоритетного 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию. Инициатором и организатором реализации приоритетного проекта является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Проект нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования граждан России за счет технологий онлайн-обучения. В рамках реализации проекта создан и проходит апробацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна». Проект «СЦОС в РФ» предусматривает профессиональную подготовку работников образовательных учреждений в целях повышения компетенций в области создания и использования обучающих онлайн-курсов. Увеличение количества доступных онлайн-курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году обучить на онлайн-курсах 11 млн человек.

Исходя из этой задачи, были сформированы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО) на базе ведущих вузов страны: Балтийского, Дальневосточного, Сибирского, Южного федеральных университетов, Томского, Тюменского, Тульского государственных университетов, Поволжского государственного технологического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Севастополе.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018