Вестник Образования России - «В СФЕРЕ ИНТЕРЕСОВ ПРОФСОЮЗА – В ТОМ ЧИСЛЕ И ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

19.09.2018

Интервью с председателем Общероссийского Профсоюза образования, председателем Международного объединения профсоюза работников образования, вице-президентом Европейского комитета профсоюзов образования, Отличником народного просвещения, Заслуженным учителем Российской Федерации МЕРКУЛОВОЙ Галиной Ивановной

Уважаемая Галина Ивановна, мы встречаемся с Вами в преддверии нового 2018/19 учебного года. Государство ставит одним из приоритетных направлений образование. Но многое еще надо сделать, реформировать, модернизировать, выполняя поставленный приоритет. Активная позиция Общероссийского Профсоюза образования помогает решать многие вопросы по наиболее важным и актуальным направлениям реформирования системы образования. У педагогов страны есть большое количество вопросов, связанных с профессиональными стандартами и формированием национальной системы учительского роста. Применение профстандарта «Педагог» вновь перенеслось. Каковы основные причины? Доработка, переработка… Какова роль Профсоюза в работе над профстандартами и их внедрением? Ведь у каждого профстандарта есть конкретные разработчики.

Причины переноса связаны и с тем, что подготовка столь важного для профессионального сообщества документа требует детального осмысления, доработки, исправления неточностей и с тем, что поскольку это комплекс мероприятий – недостаточной готовностью работников образования и системы в целом к их реализации. Мы, как общественная организация, главная цель которой защита и представительство интересов работников образования, в работе над профстандартами придерживаемся принципа: «не навреди!» и выступаем в качестве экспертов, отслеживающих возможные риски при внедрении тех или иных новаций и стараемся на начальном этапе, этапе обсуждений, не пропустить возможные риски и снизить их на этапе апробации. Например, в профстандарт «Педагог», который был утвержден еще пять лет назад и уже применяется на практике, по инициативе Профсоюза были внесены изменения в части устранения избыточных требований к образованию и обучению работников для обеспечения их соответствия указанным требованиям. В 2016 г. сформулировано поручение Президента В.В. Путина о формировании национальной системы учительского роста (НСУР), а в 2018 г. – подписан «майский» Указ, предусматривающий внедрение национальной системы профессионального роста педработников, охватывающей не менее 50 % учителей. Подключаясь к решению этих задач, Профсоюзом, помимо экспертной оценки, разрабатывается комплекс мер по улучшению условий труда учительства в условиях внедрения НСУР.

У педагогов старшего поколения, когда говорят о Профсоюзе и его деятельности, сразу всплывают вопросы о зарплате, режиме работы, о протестах по увеличению функций, которые не оплачиваются. К сожалению, не все педагоги знают, что Общероссийский Профсоюз образования ведет большую работу по повышению профессионализма педагога. Расскажите, поподробнее об этом направлении в деятельности Профсоюза.

Да, действительно, оставляя за собой основную, защитную и представительскую функции, Профсоюз в последние годы расширяет спектр своей деятельности. И в нашей организации происходит, как принято сегодня говорить, диверсификация. Появляются и применяются новые, востребованные членами Профсоюза, направления деятельности.

Это и развитие системы кредитных потребительских союзов, добровольного медицинского страхования, совершенствование пенсионного обеспечения работников и обучающихся, развитие дополнительных социальных преференций для членов Профсоюза через систему льгот и скидок и, конечно, создание условий и целенаправленная работа по повышению профессионального уровня педагогических кадров. Это объяснимо. Поскольку мы, во-первых, профессиональный союз и вопросы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере наших интересов и, во-вторых, согласитесь, что высокое педагогическое мастерство – это тоже своего рода «защита» и от работодателя, и от возможных житейских неурядиц. Выстраивая образовательную траекторию, мы ни в коем случае не подменяем институты повышения квалификации или развития образованием, мы дополняем эту работу, исходя из потребностей той или иной целевой аудитории.

Например, проводя региональные и всероссийские молодежные форумы и проводя опросы, изучающие потребности молодых педагогов, мы обнаружили дефицит знаний по конфликтологии и практической психологии, недостаточную осведомленность в области трудового законодательства, финансовой грамотности, тенденций образовательной политики и т. д. И здесь мы приходим на помощь: где силами своих экспертов (здесь стоит отметить высокий профессиональный уровень наших профсоюзных кадров), где, приглашая «внешних» специалистов. Всероссийская педагогическая школа Профсоюза и ее региональные аналоги – это уже бренд. И не только на уровне профсоюза. Стать их участником не только большая честь, но и большая удача, поскольку здесь приобретаются не только профессиональные знания, но и социальные навыки, позволяющие молодым педагогам выстраивать свою карьерную траекторию. Вообще, стоит отметить, что сегодня все больше педагогической и студенческой молодежи рассматривают профсоюзную работу, как карьерный и социальный лифт. Это не может не радовать, но мы понимаем, что без системы наставничества, в том числе профсоюзного, структура существовать не может. Поэтому большая работа ведется и по обучению и переподготовке профсоюзных кадров по всей вертикали. Профсоюзный лидер должен быть «на голову выше» своих социальных партнеров, поскольку от этого зависит эффективность нашей работы и выполнение нашей основной, защитной функции.

Хотелось бы поднять еще один вопрос – о «цифровом обществе». Стремление перевести большую часть госуслуг в Интернет, это здорово, и никто не оспаривает. Но есть и обратная сторона медали – слабая подготовка и нежелание педагогов осваивать новые информационные технологии. Какова позиция и роль Профсоюза в этом направлении?

«Цифровое общество» – это объективная реальность, и хотим мы этого или нет – это будущее. Кстати говоря, мы в Профсоюзе с этого года также начинаем «цифровизацию» всей нашей структуры. Пока в экспериментальном порядке, поскольку необходимо понять сильные и слабые стороны введения этого проекта и, что очень важно, подготовить профсоюзный актив к новым формам работы. Что касается работников образования, то говорить о «слабой подготовке и нежелании педагогов осваивать новые информационные технологии» по меньшей мере некорректно. Да, педагоги старшего поколения менее «подкованы» в области ИКТ, чем молодежь, и им нужно их осваивать. И, как показывает практика, они готовы к этому. Но для этого необходимо создавать условия! А не требовать в кратчайшие сроки (при нагрузке в 36 часов и в режиме непрекращающейся отчетности) «освоить и применить». Наша позиция в отношении введения цифрового образования, как и в отношении ко всем инновациям, проста: осмыслить, спрогнозировать риски; учесть интересы, права и свободы работников, обеспечить необходимые и достаточные условия для их реализации и только тогда начинать поступательное движение вперед.

Очень часто в педагогическом сообществе слышим, что самые бесправные и беззащитные в школе… учителя. Участились случаи хамства, лжи, избиений, наговоров на педагогов со стороны обучающихся и их родителей. Несколько лет назад в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Постепенно споры утихли, на этом все закончилось. Ваше мнение по этому вопросу?

Наше мнение сформулировано в «Обращении участников конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений» от 4 апреля 2018 года, который публикуется в этом номере. Могу лишь добавить, что свою обеспокоенность с возрастающей агрессией со стороны учащихся и их законных представителей в отношении педагогов и слабой степенью их защиты мы высказали еще в 2011 году на международной конференции с участием членов Интернационала образования, которая также называлась: «Насилие в образовательной среде.

Причины, тенденции, поиск решений». Конференция проводилась совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом и Всероссийским интернет-педсоветом, который помог нам провести входной мониторинг и обобщить данные от свыше 4000 респондентов. Честно говоря, данные тревожные. Изучив международный опыт, мы поняли, что проблема эта общая и пригласили зарубежных коллег, чтобы понять, как они ее решают. Могу сказать, что опыт наших коллег из профсоюзов Интернационала образования, если и подходит нам, то частично. Думаю, понятно почему. Однако в 2011 году участниками конференции были подготовлены и направлены рекомендации в адрес заинтересованных ведомств, в том числе и в профильный комитет Государственной Думы. Сказать, что произошел некий положительный прорыв в решении проблемы, нельзя, но работа в профсоюзных организациях по применению рекомендаций на уровне образовательных организаций и даже региональном уровнях началась в 2011 году и продолжается до сего дня. Одним из положительных эффектов прошлой конференции можно считать появление в законе «Об образовании в Российской Федерации» понятия «конфликтная комиссия» и закрепленные в ст. 47 «Закона об образовании» права педагогических работников на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. Решает ли это проблему? Не совсем, что показала конференция 2018 года, но работа Профсоюза в этом направлении продолжается и от нас с вами, всего педагогического сообщества зависит продвижение наших инициатив.

Какие задачи ставит перед собой Профсоюз в новом учебном году? Какие направления Вы видите наиболее важными для их решения? В чем должен участвовать Профсоюз и с кем активно сотрудничать (учитывая сложившуюся ситуацию с разными министерствами)?

Дальнейшая работа по всем направлениям нашей уставной деятельности. И здесь трудно выделить «важное или не важное» направление. Мы работаем с людьми и для людей, и все что в сфере их интересов – наша забота. Это, конечно, вопросы оплаты труда, пенсионного обеспечения, аттестации и повышения квалификации педагогических работников; дальнейшая работа совместно с партнерами над профстандартами, формированием и введением НСУР, развитием студенческого и молодежного педагогического движения, системы наставничества, совершенствование системы профессиональных конкурсов и отраслевых наград и так далее.

В 2019 году у нас стартует отчетно-выборная кампания, а это не просто система многоуровневых мероприятий: от первичного до федерального уровня, это важнейший этап деятельности нашей организации. Это и подведение итогов, и перспективное планирование и, конечно, масштабное кадровое обновление. Это своего рода тест на готовность организации к переменам, в соответствии с изменениями в стране, условиями социальной жизни членов Профсоюза, обновлениями в системе образования. А что касается вопроса о сотрудничестве, то повторюсь: поскольку мы работаем для людей, мы открыты к диалогу со всеми социальными партнерами.

В завершение нашей встречи еще один небольшой вопрос. Много лет Вы являетесь нашим читателем. Какую роль, на Ваш взгляд, сегодня играет журнал «Вестник образования России»? И что Вы посоветуете, пожелаете руководителям образовательных организаций, педагогам различных уровней образования в преддверии нового 2018/19 учебного года?

Ответ на первый вопрос заложен в девизе Вашего издания: «Официально. Оперативно. Достоверно». Редакция «Вестника», с которой мы дружны много лет, с которой организуем и проводим многие очень важные мероприятия – вот уже много лет подает своим читателям необходимую, выверенную, официальную информацию, востребованную всеми работниками системы образования. За время своего существования ваше издание зарекомендовало себя как авторитетный источник оперативной и достоверной информации. Именно это стало фирменным стилем «Вестника образования России», позволило ему стать признанным лидером на информационном поле и обрести свою постоянную аудиторию. В новом учебном году хочется пожелать всем нам успешной реализации намеченных планов, вдохновения и всего самого доброго.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018