Вестник Образования России - "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ" 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

19.07.2018

Интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке, руководителем Общероссийской общественной организации «Воспитатели России» Ларисой Николаевной ТУТОВОЙ

Лариса Николаевна, Вы являетесь куратором Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке. Расскажите, какие вопросы наиболее остро стоят для рассмотрения и обсуждения на заседаниях? С какими проблемами удалось справиться? Чего еще предстоит достичь? Изменится ли политика формирования тем с учетом Послания Президента России и его майского Указа?

При Комитете Государственной Думы по образованию и науке действует много Экспертных советов, в том числе и по дошкольному образованию, который я возглавляю. Вопрос, связанный с этой ступенью образования, – один из самых важных и основных для будущего развития нашей страны. Проблемами дошкольного образования я занималась, еще будучи региональным, а потом и федеральным координатором партийного проекта «Детские сады – детям», название которого считаю прекрасным девизом для всей сферы дошкольного образования. Эту работу я продолжаю в качестве руководителя Общероссийской общественной организации «Воспитатели России», которым была избрана в прошлом году в рамках Третьего всероссийского форума-конференции, проходившей на площадке одной из лучших образовательных организаций Москвы – Школы № 1409. В составе этого учебного заведения, кстати, прекрасно работают пять дошкольных образовательных организаций, находящихся в современных зданиях и оснащенных по всем современным требованиям. Также я являюсь членом Общественного совета при проекте ВПП «Единая Россия» «Новая школа», где тема дошкольного образования проходит основной линией.

Членами Экспертного совета являются специалисты при Комитете Госдумы – представители научного сообщества и практики в сфере дошкольного образования из разных регионов нашей страны. На первом заседании эксперты определили план работы на 2018 год. За прошедшее время были обсуждены вопросы качества дошкольного образования, законодательного регулирования, кадрового и программно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ и введения ФГОС ДО, создания особых условий для получения дошкольного образования детей с ОВЗ.

В своей работе эксперты старались придерживаться плана, но жизнь внесла свои коррективы. Это те задачи, которые приняты и обнародованы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию и майском Указе. Это новый важный этап государственной политики – реализация мероприятий «Плана Десятилетия детства». Конечно, эксперты не могли не включиться в эту работу.

Базовыми целями на период до 2024 года являются прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта ребенка. Все понимают, что реализация этих целей невозможна без больших и серьезных задач, которые поставлены перед системой образования, в том числе и дошкольного.  Уровень дошкольного образования – это основа основ, это фундамент, на котором дальше строится вся образовательная и воспитательная работа.

Майским Указом предусмотрена разработка национальных проектов по направлениям «Образование» и «Наука». У нас есть хорошая информативная составляющая и нам нужно определиться с дальнейшим курсом деятельности по дошкольному образованию. Есть ряд вопросов, которые могут потребовать и совершенствования правового обеспечения.  

В мегаполисах, наукоградах, регионах художественных промыслов дошкольное образования уже показывает значительные успехи. Например, в формировании системы профессиональных конкурсов дошкольного образования. Вот уже девять лет Министерство совместно с Общероссийским Профсоюзом образования проводят Всероссийский конкурс «Воспитатель года». Федеральный научно-общественный конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования» проводится Всероссийской общественной организацией «Воспитатели России» совместно с «Ассоциацией лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов» при информационной поддержке журнала «Вестник образования России». Есть отдельная номинация для молодых руководителей дошкольных организаций во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». Большое количество профессиональных конкурсов проводятся и в регионах. При их проведении в большинстве субъектах Российской Федерации складываются экспертные сообщества педагогов, научных работников, управленцев, журналистов.

В Послании Президента России сделан серьезный акцент на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет. Мы понимаем, что в государственных, частных и иных формах дошкольного образования уже есть программы, реализуемые на основе федерального образовательного стандарта, где прописаны целевые ориентиры, вариативные нормы и правила. Встает вопрос: как в них должны быть включены дети, воспитывающиеся в семье? Нам нужно продумать на межведомственном уровне ряд изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Задача, поставленная перед экспертами, заключается в разработке методик программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Несомненно, Экспертный совет, активно включившийся в работу, сможет рекомендовать эффективные и качественные решения.

Одной из отличительных черт Вашего Экспертного совета является то, что он часто проводит выездные заседания. Как пришла идея обсуждать вопросы дошкольного образования непосредственно в детских садах? Помогает ли знакомство с разными образовательными организациями в выработке решений?

Открытость в работе – эта та задача, которую эксперты поставили на одном из первых заседаний Совета. Мы не просто обсуждаем повестку дня, мы привлекаем к участию представителей разных регионов России, специалистов из разных научных сфер – медицинской и социологической, психологической и педагогической, и других. Совет открыт для предложений и инициатив всего дошкольного сообщества.

С начала года из четырех проведенных мероприятий Экспертного совета, два заседания были выездные. Одно состоялось в феврале по теме «Экспертиза качества дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы». Оно прошло на базе дошкольного отделения «Солнышко» школы № 879 г. Москвы. Второе – в апреле по теме «Актуальные вопросы правоприменительной практики закона «Об образовании в Российской Федерации» в рамках Московского международного салона образования на ВДНХ.

Площадки для проведения выездных заседаний предлагаются членами Экспертного совета, и, конечно, это прекрасная возможность познакомиться с дошкольной системой образования на местах. Безусловно, хотелось бы попасть во многие детские сады страны. В России свыше 55 тысяч дошкольных образовательных организаций. Во многих их них сложились интересные традиции, где реализуются замечательные вариативные программы, где работают свыше 420 тысяч педагогов. Это удивительно профессиональные кадры.

На выездных заседаниях обсуждения экспертов были направлены на решение таких задач, как обеспечение перехода дошкольных образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, на решении задач, которые обозначены в Указе Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2016–2020 годы». Эксперты говорили об оценке качества дошкольного образования и привлекли к участию организаторов лонгитюдного исследования.

В ноябре в Москве состоится V Всероссийский съезд дошкольных работников, на котором будут решаться вопросы государственной поддержки семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, молодых воспитателей, преподавателей вузов и педагогических колледжей. В рамках Съезда предусмотрено чествование лауреатов IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года», который пройдет в канун Съезда в Орловской области.

Надеюсь, что Экспертный совет и дальше будет оставаться открытой площадкой и органом общественного «контроля», куда могут поступать предложения от представителей сферы дошкольного образования, научных и общественных организаций, родительского сообщества из разных регионов России.

Президент России В.В. Путин и Правительство Российской Федерации обращают пристальное внимание на доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. Как обстоят дела в этой сфере? Чего уже удалось достичь?

Задача по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет решалась на протяжении пяти лет благодаря программе «Модернизация региональных систем дошкольного образования». Из федерального бюджета было выделено практически 130 млрд рублей, также осуществлялось региональное софинансирование. В итоге удалось создать более пяти тысяч детских садов на полтора миллиона новых мест. Можно сказать, что очереди в образовательные учреждения для детей данного возраста практически ликвидированы повсеместно.

Ключевая задача, стоящая перед сферой дошкольного образования на сегодняшний день, – создание ясельных групп, решение вопросов, связанных с ранним детством, с возрастом, который принято называть три минус.

Особое внимание доступности образования уделяет Президент России В.В. Путин, выделяя ее в качестве одного из приоритетов стратегического развития страны. В этом и следующем году из федерального бюджета на цели по созданию условий для развития детей раннего возраста будет выделено фактически 50 млрд рублей на основе софинансирвания расходов регионами.

Создание ясельных групп позволит родителям детей в возрасте до трех лет продолжить свое обучение или работу. Усилиями коллег-депутатов Государственной Думы фракции «Единая Россия» делается все для того, чтобы родители к 2021 году могли отдать своего ребенка в группы раннего возраста дошкольных образовательных организаций. За прошедший год появилось более 100 тысяч дополнительных мест в детских садах по всей России, в том числе и для самых маленьких детей. Партийный проект «Новая школа» направлен не только за создание ясельных групп при дошкольных образовательных организациях и школах, при вузах и на предприятиях, в том числе и в негосударственных организациях. Главная альтернатива строительству бюджетных учреждений является поддержка бизнеса, который предоставляет подобные услуги по созданию групп раннего возраста. Каждый регион решает эту задачу по-своему. Каждый субъект Российской Федерации для себя определяет те приоритеты, которые он видит более перспективными и возможными.

Трудности возникают при подготовке кадров. Специалистов не хватает во многих детских садах. Чтобы хоть как-то снизить их нехватку, вузы сейчас готовят воспитателей для дошкольных организаций в очно-заочной форме обучения, проводят курсы переподготовки и повышения квалификации. Особенно востребованной оказалась система дополнительного профессионального образования. Но здесь мы видим очень много внебюджетных курсов, которые проводят не совсем понятные центры. Эту проблему надо решать. Возможно, путем ужесточения требований при лицензировании.

Конечно, с увеличением количества учреждений для детей раннего дошкольного возраста, кадровый вопрос, скорее всего, станет еще острее. Чем меньше ребенок, тем он требует большей профессиональной подготовки кадров разной направленности. Специалисты, работающие с детьми раннего возраста, – это особая категория педагогических работников. Такое сопровождение требует огромных физических усилий, эмоциональной нагрузки, медицинских знаний. Необходимо помнить, что для детей до трех лет необходим особый режим дня, особое питание, продуманная не травмоопасная развивающая среда в группах и на участке детского сада. Также важна работа медицинского персонала.

Это работа, которая требует и особых форм. Она либо индивидуальная, либо ведется в маленьких подгруппах. Необходимо выработать особый механизм во взаимодействии воспитателя и помощника воспитателя, который связан с постепенностью и последовательностью. Этот принцип выработан руководителями детских садов, где годами подбирался коллектив, способный к такому взаимодействию. И сейчас предстоит огромная работа и в системе подготовки педагогических кадров, и в массовой практике консультирования сохранить эту ценность педагогических приемов и подходов, которые традиционно использовались в работе с детьми.

Вы представляете в Государственной Думе Ростовскую область. Участвует ли регион в реализации проекта «Единой России» «Новая школа»? Какие акции и инициативы в сфере образования предлагает сама область?

Партийный проект «Новая школа», прежде всего, направлен на поддержку развития системы общего, среднего, высшего и дополнительного образования. Это и создание новых учебных мест за счет строительства новых школ, и капительный ремонт, и реконструкция действующих, и оснащение новым современным оборудованием образовательных организаций всех уровней. Это полностью переход на односменный режим работы с последующим наполнением второй половины дня дополнительными занятиями. Если мы говорим о детских садах, это уже названная задача создания ясельных групп. В рамках партийного проекта находятся такие аспекты, как повышение роли и статуса педагога и воспитателя, престижа педагогической профессии. Мы говорим о защите интересов всех участников образовательного процесса – и педагогов, и детей, и родителей.

В Ростовской области проектируются и строятся школы нового формата. В 2017 году создано более двух тысяч дополнительных школьных мест. На приоритетный проект области по строительству, капитальному ремонту и реконструкции школ выделено из федерального бюджета 935,8 млн рублей на 2017–2020 годы. Для того, чтобы обеспечить доступность школьного образования, за последние семь лет в области было закуплено 12 тысяч школьных автобусов. Эта мера была реализована при непосредственном участии и контроле партии «Единая Россия».

Для меня как регионального координатора проекта «Новая школа» важным участком работы, естественно, является дошкольное образование, обеспечение доступности мест в ясельных группах для детей в возрасте до 3 лет. И эта задача также успешно реализуется в области.

Конечно же, отдельный вопрос – это повышение заработной платы педагогов. Надеюсь, что Министерство просвещения Российской Федерации продолжит работу, начатую предыдущим Министерством, по переподчинению образовательных организаций с муниципального на региональный уровень, что позволит разгрузить бюджет муниципалитетов.

Вопросы профориентации учеников – это те вопросы, которые тоже стоят на повестке дня нашего проекта. Могу сказать, что при поддержке регионального проекта «Единой России» «Новая школа», в марте этого года уже прошла информационно-образовательная выставка «День вузов» для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных школ Песчанокопского района, родителей и педагогов. Цель выставки была познакомить их с миром высшего образования и с ведущими ВУЗами Ростовской области, с теми направлениями подготовки и специальностями, которые предлагаются в регионе. Также в Песчанокопском районе была проведена выставка, на которой были представлены профессиональные училища и колледжи Донского края. Кроме того, в Ростовской области продолжается проведение единого дня приема родителей по вопросам, касающимся сферы образования.

Внедрение в области проекта «Парта героя» направлено на воспитание в школьниках чувства уважения к подвигам героев прошлых лет. Проект «Парта героя» предусматривает установку в школах парт, на которых разместят информацию об уроженцах Дона, отличившихся в ходе военных действий или на производстве. Право сидеть за такой партой будет присуждается школьнику за отличные оценки и активную общественную работу.

Решение поставленных задач осуществляется через личные мониторинги, мероприятия и акции. Соблюдение прав всех участников образовательного процесса и создание равных условий получения качественного образования для детей вне зависимости от территории проживания – вот наша конечная цель.

Как реализуется поддержка молодых педагогов в Ростовской области?

В настоящее время мы говорим о том, что у нас присутствует такой фактор, как старение кадров в образовании. Необходимо их омоложение, нужны новые специалисты с новым мировоззрением, которые будут мобильны, легко и быстро обучаемы, что может в конечном итоге обеспечить и новое качество образования.

Ни для кого не секрет, что омоложение педагогических коллективов осложняется невысокой оплатой труда молодых специалистов. Но меры социальной поддержки регулируются на региональном уровне, существует ряд государственных программ в помощь молодым учителям в возрасте до 35 лет.

Если говорить о Ростовской области, то в регионе существует ряд мер социальной поддержки молодых учителей. Например, им предоставляются бюджетные субсидии для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам на строительство или приобретение жилья, бюджетные субсидии на оплату части процентных ставок по ипотечным кредитам. Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону закреплена выплата компенсационного характера за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей. Специалистам, впервые приступившим к работе по специальности в образовательных организациях, в течение первых трех лет устанавливается доплата в размере 30 % от должностного оклада.

Как видите, система стимулирующих мер для молодых специалистов Ростовской области действует. Главное в этом вопросе, не создавать перегибов. Безусловно молодежь должна быть поддержана в своем стремлении идти в сферу образования. Но нельзя забывать и о поощрении опытных педагогов, педагогов со стажем. Только совместная творческая работа может привести к положительному результату.

На Ваш взгляд как законодателя, какие меры следует принять для качественной и плановой поддержки молодых педагогов? Для развития системы наставничества?

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, любой профессионал хочет, чтобы его дело развивалось. И поэтому любой человек заинтересован в наставничестве и передаче своих знаний. Я считаю, что любой опытный профессиональный работник, в данном случае педагог, может гордиться не только своими портфолио и грамотами, но и тем, сколько своих преемников он оставил после себя в профессии. Думаю, в этом и состоит смысл наставничества – оставить после себя достойную смену.

Для молодого специалиста вхождение в новую профессию сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требует мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу стратегически поможет создание гибкой системы наставничества, которая способна активизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Мне кажется, что правильно организовать процесс наставничества – это одно из важных направлений деятельности эффективного любого руководителя. Руководителя образовательной организации следует стремиться к неформальному подходу к обучению педагогической молодежи: «обучаюсь, делая – делая, обучаюсь». Нужно стремиться формировать такую активность молодых людей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда сами молодые люди становятся экспертами, когда они присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются мнениями, опытом.

Помимо традиционных форм работы – бесед, консультаций, посещений и обсуждений уроков – используются новые нетрадиционные модернизированные формы, такие как психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы с родителями учеников, мозговые штурмы, совместная разработка и презентация модели урока, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами. Именно эти новые формы работы ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в педагогическую среду. Он чувствует себя уверенней, закрепляется его убеждение в том, что он правильно выбрал свою профессию. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию. Растет их профессионализм. Ежегодно увеличивается количество участников Всероссийского конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют», растет уровень их профессиональной подготовки. Мне как сопредседателю Оргкомитета Конкурса всегда приятно видеть молодых талантливых педагогов из разных регионов страны, не боящихся представить на публичное обсуждение свою деятельность. Например, в этом году специальными призом депутатов Государственной Думы «Янтарной совой» были отмечены два лауреата Конкурса: учитель изобразительного искусства средней общеобразовательной школы № 31 г. Новошахтинска Ростовской области О.С. Безус и учитель английского языка Николаевской средней школы Елизовского района поселка Николаевка Камчатского края А.В. Минина.

Я хорошо помню, как сама была финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года России». Опыт, полученный в ходе участия в Конкурсе, – это неоценимая кладезь педагогического мастерства, это общение с коллегами, с которыми сотрудничество длится потом долгие годы.

Лариса Николаевна, Вы недавно вернулись из КНР, где обсуждали вопросы сотрудничества в сфере вузовского образования. Возможно ли его расширение и на дошкольное образование? Что может дать в таком сотрудничестве Россия Китаю, а что Китай России?

Я познакомилась с некоторыми учреждениями образования Китайской Народной Республики – детскими садами, школами, вузами. Мы увидели, что Правительство Китая считает образование одним из главных условий стабильного экономического развития нации. И воспитанию детей уделяется колоссальное внимание. С развитием экономики страны растет и количество детских садов. Все обучение построено на игре. Необходимые знания ребята получают в легкой и доступной для детского восприятия форме. Всем малышам прекрасно дана возможность проявлять свои способности, раскрыть свои таланты.

Безусловно, есть потребность в обмене опытом. Когда мы общались с воспитателями детских садов и руководителями дошкольных образовательных организаций, они сказали, что за основу своих воспитательных системы и своих образовательных программ бралась советско-российская система воспитания и образования. Обмен преподавателями вузов, стажерами и практиками, когда берется лучшее друг у друга, и есть основа стабильного развития системы образования.

Что бы Вы могли пожелать нашим читателям – руководителям образовательных организаций, учителям, воспитателям?

Журнал «Вестник образования России» всегда знакомит своих читателей с ключевыми нормативными актами, транслирует инновационный опыт работы образовательных учреждений страны, а также поднимает самые актуальные вопросы сферы образования, являясь прекрасным подспорьем в работе руководителей образовательных организаций, учителей и воспитателей. Надеюсь, что и наше интервью не станет исключением – темы, затронутые в нем, особенно острая тема преобразований в системе дошкольного образования, являются хорошим поводом для обсуждения на августовских педагогических конференциях.

Работников системы дошкольного образования и учителей, своих коллег, я всегда благодарю за их благородный труд, за их мужество и преданность профессии. Желаю педагогам, чтобы то тепло и добро, которое они дарили и дарят детям, возвращалось им уважением коллег и родителей. Чтобы они были счастливы и здоровы!

 

 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018