Вестник Образования России - ИЗ ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В РОССИИ (обзор книг редкого фонда ИЦ «Библиотека им. К. Д. Ушинского» РАО) 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

27.06.2018

Заведующая сектором редкого фонда ИЦ «Библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО, к.п.н. ФАТЕЕВА РОЗА ИВАНОВНА

Астрономия, возникшая в силу необходимости счета времени, является древнейшей учебной дисциплиной. История преподавания астрономии прошла долгий и сложный путь развития и совершенствования. Были периоды, когда курс астрономии был исключен из учебных планов российских школ.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного курса» позволил вновь возродить преподавание астрономии в российской школе.

Информационный центр «Библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО обладает уникальной коллекцией учебной и методической литературы по астрономии, позволяющей обеспечивать информационную поддержку данного предмета. Понимая важность предстоящей работы по доведению астрономической литературы до читателей, библиотека приступила к работе над проектом «Звездозакония – Космография – Астрономия» (из истории преподавания астрономии в России). В секторе Редкого фонда развернута одноименная выставка с разделами:

  • великие ученые астрономы;
  • звездозакония или сокращение астрономии в XVIII веке;
  • космография вселенной – учебный курс в XIX веке;
  • астрономия как учебный предмет советской школы.

Отцами греческой астрономии и величайшими наблюдателями неба следует считать Пифагора, Птоломея, Аристарха. В античные времена была создана геоцентрическая система вселенной, которая являлась основой обучения астрономии в Греции и Риме. В эпоху Возрождения в трудах Коперника, Галилея и Кеплера получила обоснование новая, гелиоцентрическая теория, которая закрепилась в общей системе обучения. Следует отметить, что основы астрономии в российской школе преподавались под разными названиями и включались отдельными разделами в учебники математики, физики, в географии.

Звездозакония или сокращение астрономии в XVIII веке

В древней Руси естествознание, а с ним и астрономия входили в круг обучения в соответствии с требованиями церкви. В Московском государстве до времени царствования Алексея Михайловича обучение астрономии было в очень ограниченном виде и не имело систематического характера. Более решительные меры в астрономическом обучении осуществил Петр I.

1701 год можно считать началом узаконенного систематического обучения астрономии в русской школе. Петр I учредил «Школу математических и навигацких наук», куда пригласил из Европы широко образованных и специально обученных людей. При школе была создана первая в России учебная астрономическая обсерватория, в которой проводил свои научные наблюдения близкий сподвижник Петра – Я.В. Брюс. В постановке преподавания основ астрономии в России огромное значение имела деятельность замечательного русского учителя Магницкого. Имея склонность к математическим наукам, Леонтий Филиппович изучил по имевшимся в то время книгам математику и астрономию. Он видел необходимость создания русского, понятного школьникам учебника, к составлению которого он приступил в 1694 г.

Учебник Л.Ф. Магницкого вышел из печати 11 января 1703 г. под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная». Изложение астрономии начинается в предисловии ко второй части («второй книге») определением содержания предмета астрономии и объяснением ее практического значения для «инженеров», «кораблеходцев» и «ратоборцев». Разъяснив основные положения сферической астрономии, автор дает описание методов определения широт и долгот. Указывая на шарообразность Земли и «сферовидность» неба, Магницкий не высказывает собственного мнения о системе мира, ограничиваясь изложением взглядов «отцов церкви».  Леонтия Магницкого можно считать первым русским автором учебника и первым методистом по астрономии. Известно, что М.В. Ломоносов учился по этому учебнику, принес его в своей котомке из Архангельска в Москву, хранил до конца дней своих и считал «вратами своей учености».

После смерти Петра I до начала второй половины XVIII в. правители России, считаясь с возрастающими практическими потребностями, сохраняли и отчасти расширяли школы, в которых изучалась астрономия. Главную заботу об этом принял на себя М.В. Ломоносов, описывавший в своих научных и стихотворных произведениях теорию Коперника как единственно правильную. В академической гимназии, организованной Ломоносовым, астрономия входила в курс математической географии. Учебником служила книга русского академика Георга Вольфганга Крафта (1701–1754 гг.) «Руководство к математической и физической географии» (1764 г.), содержавшая изложение теории Коперника. Учебник географии, сочиненный в пользу российского юношества Крафтом – физиком, математиком, академиком Санкт-Петербургской академии наук, стал популяризатором гелиоцентрической системы мира.

В середине XVIII века появилась в печати книга французского писателя и ученого Бернара Ле Бовье? де Фонтене?ля (1657–1757 гг.) под заглавием «Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля парижской академии наук секретаря» (1740 г.). Она имела множество изданий, пользовалась в российском образовании огромным успехом, переведена почти на все европейские языки, на русский язык перевод осуществил Антиох Кантемир. Переводчик присоединил от себя предисловие и примечания. В очень изящной и легкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагаются важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах. Как популяризатор, он с особенным вниманием останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров. Вопрос этот решается им утвердительно как для Луны, так и для других планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна.

Не менее значимом учебником по астрономии в конце XVIII века в России был учебник французского астронома, Жозефа Жерома Ле Франсе де Лаланда (1732–1807 гг.) под названием «Сокращение астрономии или звездозакония» (1789 г.). На русский язык переведен надворным советником Санкт-Петербургской академии наук Михайло Головиным. В отличии от Фонтанелла он сухость науки разбавил забавными беседами, привлекательными рассуждениями, старался писать понятным языком. Автор рекомендует читать мало, а думать много. Имея перед собою глобус, искать самому доказательства. Книга предназначается не только для начинающих учиться астрономии, но и для самих астрономов.

Звездозаконией называет науку, преподающую познание небесных тел, и Петр Иванович Гиляровский, автор учебника «Руководство к физике» (1793 г.). Гиляровский при написании Руководства тщательно изучил книги иностранных авторов и учел их опыт. На страницах своего учебника П.И. Гиляровский описывает три системы мира – Птоломея, Тихо Браге и Коперника. Систему Птоломея он характеризует как ложную, связанную с суеверием. Теорию Коперника он подтверждает законами Кеплера. При раскрытии сущности астрономических понятий он большое внимание уделил наблюдениям и опытам. По его мнению, астрономия делится на сферическую, представленную нашим глазам, и теоретическую, требующую изучения истинного состояния мира.

Космография вселенной – учебный курс в XIX веке

В 1817 г. показной либерализм царского правительства сменился реакцией. Министерство просвещения было переименовано в «Министерство духовных дел и народного просвещения», первым шагом министра А.Н. Голицына было гонение на естественные науки и запрещение учебников, трактующих о вращении Земли и происхождении мира как «богопротивных», что повлекло за собой ухудшение преподавания астрономии.

Общественное движение 60-х годов вынудило правительство Александра II обратить внимание на реальное образование, и в 1864 году новый устав средней школы закрепил астрономию под названием Космографии в старших классах в количестве 3 часов в неделю. Изложение космографии включалось в виде особого прибавления в учебники физики  или географии. Космография, являясь изложением главных законов космоса, охватывала физический мир в целом. В курсе космографии перед учащимися тот или иной физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой Вселенной, перед учащимися происходит совместное действие различных физических, химических и механических законов.

В XIX веке Космография приобретает высокую эстетическую ценность, правильно преподаваемая, она внушает мысль о непреложности законов природы, невольно приковывает к себе интерес молодого ума и рождает у него массу новых вопросов и не только может эти вопросы рождать, но и отвечать на них. Всецело опираясь на физику, космография в то же время и дополняет ее: уже одна обобщающая роль космографии выдвигает ее в качестве серьезного общеобразовательного предмета.

Таким образом, цели преподавания элементарной астрономии или космографии как обобщение законов физики, сообщение приведенных в систему фактических сведений об окружающем мире были изложены в учебниках известных российских преподавателей: Малинина А.Ф. «Руководство космографии и физической географии» (1870 г.), Краевича К.Д. «Начала космографии со многими политипажами в тексте» (1871 г.), Попруженко М.Г. «Начала космографии (математическая география)» (1895 г.), Савича А.Н. «Начала математической географии и космографии» (1850 г.).

К сожалению, в классических и реальных гимназиях преподавание космографии в большой мере сводилось к сферической астрономии. Методика преподавания была словесной, математизированной, без наблюдений и получила название «меловой» (чертежи и формулы изображались на классной доске мелом). В конце XIX века по инициативе прогрессивно настроенных астрономов и педагогов в России возникли астрономические общества. Лучшие преподаватели астрономии, являвшиеся членами этих обществ, обращали внимание общественности и официальных органов на плохую («меловую») постановку преподавания космографии в школах.

Наряду с учебниками российских авторов Зеленого С.И. «Лекции популярной астрономии» (1844 г.), Хотинского М.С. «Астрономия для всех образованных читателей» (1849 г.) в обучении использовались книги иностранных писателей, в том числе английского астронома Джозефа Нормана Локьера (1836–1920 гг.) «Элементарные уроки астрономии» (1870 г.) с гравюрами, таблицами и рисунками в тексте, американского ученого Ньюкомба С. «Астрономия в общепонятном изложении» (1896 г.). Главной целью настоящих трудов было – дать читателю сжатый, общеобразовательный очерк истории, приемов и результатов астрономической науки, и таким языком, который был бы понятен без математической подготовки. В книгах рассказывается об историческом развитии системы мира, даются сведения по практической астрономии, о солнечной системе и звездной астрономии.

Русские астрономические общества, возникшие по почину педагогов, не могло пройти мимо назревших потребностей реформы обучения астрономии. В начале 1895 г. началось обсуждение этого вопроса, и была образована комиссия по пересмотру программы. Методическая часть программы представляла собой вполне определенно выраженный поворот от «меловой» космографии к «живой», основанной на наблюдениях. В объяснительной записке были рекомендованы и некоторые учебные пособия, применяемые в различных модификациях. Такими учебниками были сочинения К. Фламмариона «Живописная астрономия» (1900 г.) с 382 политипажами в тексте и раскрашенными рисунками, «Популярная астрономия» (1913 г.), «Общедоступная астрономия» (1908 г.), учебная книга Фелькнера И.Ф. «Астрономия для любознательных людей» с картой неба и 306 рисунками в тексте (1892 г.), написанию которой автор посвятил 10 лет.

Начало XX века в связи с промышленным кризисом в Европе, захватившим и Россию, ознаменовано подъемом революционного движения. Нараставшее давление общественности и педагогических кругов, учительские съезды, выражавшие неудовлетворенность состоянием школьного дела, вынуждали царское правительство снова заняться школой. В такой обстановке в конце 1913 и в начале 1914 гг. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии.

В третьей секции этого съезда докладчики обращали внимание на необходимость изменений в постановке преподавания космографии в школах. В резолюции по секции космографии этого съезда было высказано пожелание об организации общегородских школьных обсерваторий.

Астрономия как учебный предмет советской школы

В начале XX века (1917 г.) на Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии на первое место поставлено значение астрономии для формирования мировоззрения. Требовалось единство в преподавании этого предмета во всех школах, определение нормы времени на обучение астрономии, а также предлагалось ввести школьные астрономические наблюдения как уже испытанное методическое средство. И так, астрономия, возникшая в начале своего существования из необходимости ориентироваться и вести счет времени, имела, в большей степени, связь с математикой и называлась Звездозаконией. Начиная с XIX века, астрономия включается в курс обучения физики и именуется Космографией. И только в 30-е годы XX века повсеместно в учебные планы школ вводится Астрономия как отдельный учебный предмет.

ИЦ «Библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО является обладательницей наиболее полного перечня учебной литературы по астрономии, изданной в XX веке.  В фондах библиотеки можно найти учебники разных авторов и разных годов издания. По сути, представлена вся линейка, изданных в России учебников астрономии.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: +7(499)136-55-51 Тел/факс: +7(495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018