Вестник Образования России - Депутаты Комитета Государственной Думы по образованию и науке предложили создать фонд поддержки родных языков 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 


 
    
Версия для печати Печать...

15.06.2018

15 июня 2018 года состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

Одним из важнейших вопросов на повестке дня стояло рассмотрение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации)».

Как отмечено в заключение Комитета, «национальное, этическое, языковое разнообразие нашей страны является огромным достоянием всего нашего общества, нашего государства, каждый из языков народов нашей страны является не только национальным достоянием, но и мировым достоянием, достоянием мировой культуры».

Председатель Комитета В.А. Никонов рассказал, что предложенный законопроект заставил депутатов углубиться в изучение темы и создать специальную рабочую группу.

Вячеслав Алексеевич подчеркнул, что получение образования на родном языке гарантировано Конституцией Российской Федерации. «Поэтому вопрос о языке является очень важным для нашей страны», – отметил депутат.

По словам  В.А. Никонова,  в данной сфере существует очень много проблем. «Далеко не в полной мере обеспечивается конституционное право на изучение родного языка и на преподавание на родном языке по целому ряду причин, связанных с тем, что всего по пяти языкам есть учебники, которые находятся в Федеральном перечне. Образовательные программы существуют по 13 языкам, хотя количество языков, используемых только в образовательной системе, – пятьдесят девять», – отметил глава Комитета.

Он рассказал, что обучение преподавателей языков малочисленных народов России, которое всегда велось в педагогическом университете в Санкт-Петербурге, сейчас не ведется.

«Кроме того, есть очень большие проблемы с подготовкой учебников, их экспертизой. Многие уже готовые учебники не проходят экспертизу в течение долгих лет, хотя бы по той причине, что нет достаточного количества экспертов», – отметил Вячеслав Алексеевич.

В.А. Никонов рассказал, что Комитет выступает с инициативой создания специального фонда поддержки родных языков. «Это оживление системы, которая существовала раньше», – отметил депутат. 

Глава Комитета особо подчеркнул: «Большое волнение вызывала буква закона, что изучение национальных языков переносится в факультативную программу. Этого не предполагалось и не предполагается», – заявил Вячеслав Алексеевич. Он отметил, что норма будет закреплена через поправки в статью 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Еще одна инновация, которую предложила рабочая группа и которую поддержал Комитет, – это возможность выбора русского языка в качестве родного языка для изучения.  

Комитет также хочет закрепить возможность для родителей несовершеннолетних обучающихся выбрать язык обучения или тот или иной язык в качестве предмета обучения. «Причем этот выбор может быть сделан при поступлении в начальную школу и в отношении основной школы, при переводе в пятый класс», – пояснил Вячеслав Алексеевич.

Председатель Комитета по делам национальностей И.И. Гильмутдинов отметил, что работа по сохранению родных языков должна быть системной и деятельностной. По словам депутата, только согласованная позиция Государственной Думы, федерального Министерства и региональных ведомств может дать плодотворный результат.

В.А. Никонов согласился, что в дальнейшем этот вопрос должен быть более тщательно рассмотрен.

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Л.Н. Духанина отметила, что вопросы содержания образования, вопросы состояния учебников неоднократно рассматривались Комитетом, поэтому рекомендации парламентских слушаний послужат основой для подготовки поправок в законопроект ко второму чтению. Она также подчеркнула, что Комитет «смотрит на законопроекты с точки зрения содержания происходящего в системе образования и выдерживает стратегическую линию во всех направлениях развития».  

Член Комитета по образованию и науке А.Е. Загребин подчеркнул: «Тревожные цифры статистики – повод задуматься о движении вперед по сохранению и изучению родных и поддержке государственных языков республик Российской Федерации». Он отметил, что это может служить посланием региональным властям для обращения внимание на более планомерную поддержку родных языков. «Это является серьезной перспективой для общей национальной политики, и в том числе реализации ее на местах», – дополнил депутат.

«Возможности изучения языков в нашей стране должны быть расширены», – высказал свою позицию первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке О.Н. Смолин. При этом он отметил, что неправильно принуждать изучать язык людей, для которых он не является родным.

Один из разработчиков законопроекта, член Комитета по образованию и науке А.И. Аршинова поблагодарила всех за пристальное внимание к поднятой теме. «Данный законопроект позволяет нам вывести проблемы на новый уровень. Теперь мы можем говорить не только о сохранении родных языков, но и об их развитии», – отметила депутат.

Член Комитета по образованию и науке Г.К. Сафаралиев подчеркнул, что главным являются две идеи: первая – русский язык сделан родным, вторая – нет запретительных вариантов. «Есть понимание того, что мы пришли к положительным выводам», – резюмировал Гаджимет Керимович.

По итогам обсуждения Комитет утвердил заключение на рассматриваемый законопроект и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.

< Пред.   След. >
 


 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018