Вестник Образования России - "ШКОЛА НА УЛИЦЕ МИРА" 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

08.06.2018

Корреспондент журнала побеседовал с членом Общественного совета при Министерстве, директором лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина г. Волгограда Ларисой Александровной ТРОПКИНОЙ. Мы попросили ее рассказать о деятельности Общественного совета, об истории лицея им. Ю.А. Гагарина, дать персональную оценку и высказать собственную позицию по современным учебникам, рассказать о воспитании патриотизма среди лицеистов, о тех формах и методах работы, которые воспитывают патриотов нашей Родины. В ответах на заданные вопросы раскрывается личная позиция Л.А. Тропкиной как одного из авторитетнейших экспертов системы образования.

Вы являетесь членом Общественного совета при Министерстве. С какой целью он создан и какие задачи выполняет? Как формировался его действующий состав?

Роль общественных советов последнее время усиливается, они создаются для того, чтобы помогать решать любые социальные задачи. Иными словами, суть Общественного совета при Министерстве, с одной стороны, – улавливать общественные настроения, слышать мнения педагогов, родителей, учащихся и выпускников школ, выявлять социальные проблемы и озвучивать их. С другой стороны, Общественный совет должен информировать граждан о деятельности Министерства, разъяснять эти действия. Он, прежде всего, призван содействовать Министерству в рассмотрении социально значимых вопросов, выработке приоритетных решений по развитию российского образования и молодежной политике. Совет является связующим звеном между государством и педагогическим сообществом. То есть способствует развитию конструктивного диалога между общественным мнением и позицией власти, тем самым помогает строительству открытого, стабильного и здорового общества.

Общественный совет формировался на конкурсной основе. Процедуру отбора обеспечили Общественная палата и Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации. Кандидаты в члены Общественного совета выдвигались общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями. В состав Совета вошли двадцать человек: представители науки и бизнеса, высшей школы и учительского сообщества, общественные деятели и литераторы. В частности, это президент РАО Л.А. Вербицкая, которая была избрана председателем Совета, вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения Российской академии наук А.Л. Асеев, вице-президент по развитию Сколковского института науки и технологий А.Ю. Ситников, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата А.В. Щипков. Среди его членов также – директора инновационных школ, такие как Народный учитель Российской Федерации М.Б. Пильдес и академик РАО, д.п.н. Е.А. Ямбург. Сегодня и я имею честь работать в столь уважаемом и авторитетном органе при федеральном Министерстве.

Действующий Общественный совет сформирован не так давно – чуть меньше года. Расскажите подробнее, какие темы уже рассматривал Совет.

На первом же заседании перед нами были поставлены задачи Министром О.Ю. Васильевой, которая сообщила о стоящих перед системой российского образования вызовах – это новый подход к процессу обучения, это глобальная информатизация, это конкурентоспособность на международной арене. Для решения всех поставленных задач Министерству нужно не только добиться подготовки высококвалифицированных кадров, но и обеспечить совершенно новый уровень коммуникаций между государством, наукой, деловыми кругами и обществом в целом. Главное – необходимо решать те вопросы, которые перед нами ставит общество. Это и вопросы независимой оценки образовательных организаций, и антикоррупционная политика Министерства, и риск-ориентированный подход к проверке вузов, и внедрение новой системы оплаты труда ректоров в зависимости от сложности управления и многие другие острые вопросы. Большой интерес и долгое обсуждение вызвал доклад ответственного секретаря Общественного совета Ю.П. Зинченко «О реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации до 2025 года». Очевидно, что сейчас назрела необходимость решить задачи неравномерности уровня и качества оказания психологической помощи, отсутствия единого подхода, норм и стандартов в этой системе, проведения широкомасштабного повышения квалификации для практикующих психологов образования, но самое важное – это организация фундаментального современного исследования психологического состояния школьников, которое, как оказалось, проводилось пятьдесят лет назад. За это время произошли очевидные изменения в детской и подростковой психологии. Чего только стоят планшетомания и телефонофобия. Я уж не говорю о других опасностях для детей.

Еще, наверное, будет не совсем верным, если я обойду вниманием самый острый и будоражащий общественность вопрос – ФГОСы. Особенно жарко обсуждали стандарты по математике и литературе. Конечно же, всех волнует, что будут изучать наши дети. Думаю, что общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг содержания образования, – это свидетельство о важности принимаемого решения, ведь от него зависит будущее. Мое мнение: пусть наши дети много решают, приводя ум в порядок, читают русскую классику и читают ее как можно больше.

На одном из заседаний Общественного совета предполагается рассмотреть вопрос об учебниках. Ваше личное мнение, какой современный учебник нужен детям?

Дискуссия об учебниках ведется уже давно. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что такое учебник и для чего он нужен. Учебник – это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры. Еще в XVII в. чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский обосновал роль и значение учебника как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики.

В советское время В.И. Ленин выделял главную задачу учебников – дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение. На мой взгляд, очень вдумчивое и полное понимание, что должно быть в учебнике. И это, в первую очередь, изложение необходимой информации, подлежащей усвоению, свод определений и правил, которые ученик должен знать назубок, упражнения для отработки применения ребенком этих самых правил. Во вторую очередь, учебник должен быть не только информативным, но и диалогичным, он должен давать возможность для развивающего обучения. И, наконец, в учебнике должно отражаться разнообразие точек зрения. При этом не нарушая системности, методологической цельности, общего научного языка, размывания целостной научной картины мира.

При нынешнем разнообразии учебников по русскому языку и литературе, из числа рекомендованных, выбирать необходимо вдумчиво, прикидывая, что согласуется со стилем и вкусом, с уровнем подготовки учеников, зная сильные и слабые стороны разных учебников, хорошо представляя себе, чем они похожи, чем существенным различаются, каких дополнительных усилий потребуют от учителя. Не беря во внимание плюсы и минусы всех существующих учебников, я бы хотела подчеркнуть, какова цель современных уроков русского языка. Она, на мой взгляд, заключается в том, чтобы научить ребенка чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться им, усваивать душой его самобытность, выражать себя в слове, использовать слово для общения. Сегодня нужно усилить общественную важность умения правильно воспринимать чужое высказывание и грамотно, точно, выразительно говорить и писать, уместно пользуясь богатством языка, соблюдая этические нормы речи.

То же и с учебниками по литературе: большое разнообразие и содержания, и подходов. Как учитель, я пользуюсь всеми учебниками. В одном беру теоретическую часть, в другом, на мой взгляд, лучше изложена биография писателей, в третьем – анализ произведения, в четвертом лучше подобрана система вопросов. Кроме того, учебник сейчас не является единственным источником информации. Тем более, учебник по литературе должен нести в себе нравственные установки, потому что именно литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Читательская культура школьников является существенным показателем духовного потенциала общества. И это, подчеркиваю, моя личная позиция как учителя-литератора.

Какова роль общественных организаций, на Ваш взгляд, в оценке наиболее значимых событий? Например, как общественность отреагировала на выступление школьника в Бундестаге?

Уверена, что общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения.

Именно общественные организации помогают стать государству правовым, а обществу – гражданским. В гражданском обществе ценно общественное мнение, выражающее отношение различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Так, на мой взгляд, были сильно затронуты чувства людей, когда «Коля из Уренгоя» выступил в Бундестаге. Буря негодования захлестнула наше общество. Свою оценку произошедшему дали все. И мы, безусловно, не остались в стороне. Как общественный деятель, я порадовалась за неравнодушие нашего общества, неприятия такой позиции большинством. Как мать, я, конечно, жалела мальчика и родителей, которые оказались центром «нехорошей истории». Как директор лицея, я сразу задала себе и коллективу вопрос: а наши дети могли оказаться в такой ситуации? Что нужно сделать, чтобы им не могли «запудрить мозги», сбив со своей позиции? И мы пришли к выводу: у нас, у взрослых, должна быть несгибаемая позиция в отношении исторической правды. Мы не должны допустить никакой альтернативной истории – никаких сомнений: кто победил во Второй мировой войне, кто первый полетел в космос, какую миссию всегда имела Россия. Тогда наши дети не будут милосердными к тем, кто пришел на нашу землю, убивал, истезал, уничтожал – и не был милосердным к нашим предкам, к нашим соотечественникам. Обсуждая этот вопрос с нашими лицеистами, я сказала: «Ребята, когда я училась в школе, нас учили, чтобы мы не были Иванами, не помнящими родства. Пришло время, когда к этой присказке появилась новая. И уже мы вас заклинаем: не будьте, как «Коля из Уренгоя». Безусловно, на земле сталинградской меньше опасности забвения. Здесь все напоминает о той войне. Недаром говорят, чтобы понять ее значение, прочувствовать ее боль и ужасы, побывайте на Мамаевом кургане. Собственно говоря, ведь этому мальчику тоже посоветовали поехать именно в Волгоград. Я была очень горда тем, что съемочная группа телеканала «Россия 1» приехала именно в наш лицей, чтобы отснять сюжет в противовес выступлению детей в Бундестаге. Я поинтересовалась, почему именно наш лицей был выбран. И мне ответили, что во многих местах, от Москвы до Волгограда, и от многих людей слышали, что именно в лицее очень серьезное отношение к патриотическому воспитанию, к истории своей страны.

Лариса Александровна, поделитесь страницами истории лицея, директором которого Вы являетесь, расскажите, чем он знаменит, в чем секрет его успешности?

Есть такой термин «сила места» или «место силы» – это когда энергия места оказывает благотворное влияние на человека, на его развитие, вдохновляет его на успех. Такие места обладают «сильной информационной меткой». Думаю, что лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина обладает именно такой силой места. Стоит только узнать его историю. В этом году мы отмечаем его 90-летие.

Удивительна даже история создания школы. До сих пор мы точно не знаем, сколько нам лет! С одной стороны, 90 лет. Столько лет назад была создана школа для беспризорников. Но еще ранее в здании Мариинской было основано образовательное учреждение. Возникло оно еще в конце XIX века после приезда ухарской четы в Царицын. А это значит, что нам уже 140 лет. С 1929 года директор Иван Павлович Сорокин приступил к своим обязанностям. Школа стала носить имя Коммунистического интернационала молодежи – «ФЗС № 8 имени КИМ».

Первый выпуск состоялся в 1935 году. Всего 26 человек. Но все они стали достойными гражданами нашей страны.

В школе велись не только уроки, но и работало множество кружков: физический, химический, драматический, школьный хор, спортивные секции. Школа жила полноценной жизнью, но все это было прервано 22 июня 1941 года. Накануне был выпускной бал. Последний школьный вальс. Разговоры-откровения, песни, стихи. И распирающее грудь чувство гордости: впереди самостоятельная жизнь. «Друзья мои, вас ждут великие стройки, открытия. Творите, дерзайте!» – напутствовал своих выпускников директор школы, вручая им аттестаты зрелости. Выпускники 10 классов сорок первого года все ушли на фронт добровольцами… Из 10 «Б» никто не вернулся. Вести с фронта приходили страшные. По спискам учеников в старых классных журналах учителя вели счет похоронкам. С июня 1941 по август 1942 года в здании школы развернулось хирургическое отделение № 2. Прием раненых начался еще до полной готовности госпиталя. А иначе было нельзя! В классах, где еще вчера стояли парты, – койки, стоны раненых. Бомбежки не прекращались. Молодые врачи, выпускники Сталинградского медицинского института, свой первый опыт получали в жесточайших условиях войны. Раненых было такое количество, что все классы школы были переполнены, некоторые солдаты лежали на полу, устеленном шинелями. Медперсонал работал круглые сутки.

Уроки в то время проходили на квартирах учеников или в библиотеке. В свободное от уроков время учителя и ученики дежурили в госпитале, помогали ухаживать за ранеными, устраивали концерты. Однажды в школу на носилках внесли смертельно раненого Володю Даньчика, выпускника школы. Паренек умер в кабинете 3–5, в классе, где до войны он изучал литературу. Последнее тепло на прощание он получил от своей любимой классной руководительницы – Е.И. Агринской.

Всего на фронтах Великой Отечественной войны погибло 56 выпускников нашей школы. Имена ребят не забыты: высечены на мемориальной доске у входа в школу. Мы, учителя, и наши ученики всех их помним поименно.

Первой восстановленной улицей после победы в Сталинградской битве стала улица Мира, а первым восстановленным зданием на ней стало здание нашей школы. Но это уже другая мирная история…

Но и в современной истории лицея также много интересных и важных событий, влияющих на воспитание детей и подростков…

Да, безусловно! И это, в первую очередь, космическая история школы № 8 – лицея № 5. 12 апреля 1961 года был солнечный весенний день. В школе, как всегда, шли занятия. Радостное известие собрало в актовый зал школы всех преподавателей и учеников. На стенах лозунги: «Слава герою – космонавту Гагарину!», «Будем такими же, как Юрий Гагарин!». Громом аплодисментов было встречено сообщение директора школы В.А. Пятова о том, что коллектив преподавателей и учащихся принял решение об обращении в исполком Городского Совета депутатов трудящихся с просьбой о присвоении школе имени Юрия Алексеевича Гагарина. И там было поддержано это решение.

В честь этого события учитель рисования Борис Иванович и родитель Федоренко выполнили и подарили школе триптих «Полет Гагарина», находящийся сегодня в лицейском музее.

В разное время гостями нашей школы-лицея были космонавты В.Ф. Быковский, В.А. Шаталов, П.И. Климук, Ю.В. Малышев, О.Г. Макаров, Е.И. Тарелкин.

Космонавт Е.В. Кондакова вспоминала: «В Волгограде меня поразила удивительная атмосфера патриотизма! Дома я обязательно расскажу о лицее, о музее истории школы-лицея, в котором хранятся фотографии первых учителей, аттестаты ребят, ушедших и не вернувшихся с войны… Меня потрясло то, как бережно хранится и передается память об истории школы!»

Лицей – член «Ассоциации лучших школ». Педагоги лицея являются членами Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Это говорит и о нашей активности, и о том, что объединения людей в союзы, ассоциации – это веяние времени, необходимость в достижении общих целей, защиты общих интересов, проведения социально значимых мероприятий – словом, очень нужное дело.

Как Вы воспитываете лицеистов, чтобы они стали патриотами своей Родины?

Мы растим патриотов. Президент Российской Федерации В.В. Путин как-то отметил, что нравственным ориентиром для современного подростка может стать только патриотизм: «Вы знаете, мы ничего другого не придумаем. Я много размышлял на эту тему. Но, кроме патриотизма в самом хорошем, здоровом смысле этого слова и понимания, ничего другого придумать нельзя. Любовь к Родине нужно развивать».

Наш лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина расположен на улице Мира. В нем благодаря бережному сохранению лучших школьных и внедрению новых лицейских традиций сложилась и успешно действует устойчивая система проведения мероприятий патриотической направленности. Уже 15 лет у нас действует школьный музей – член «Ассоциации школ городов-героев».

Лицей является инициатором и организатором всероссийских и международных форумов-слетов, активов школьных музеев городов-героев; конференций краеведческих и проектно-исследовательских патриотических и гражданских акций. Они дают хорошие результаты в формировании у учащихся чувства патриотизма и интернационализма. Особенно лицеисты любят принимать участие в конференции «Россия – мое Отечество», организуемой партнером лицея – московской школой № 1520 им. Капцовых.

Для нас очень важно сохранение подлинной истории России, города-героя Царицына – Сталинграда – Волгограда, лицея и памяти о прадедах, которые стали победителями в Великой Отечественной войне, ведь в большинстве волгоградских семей хранятся фотографии ее участников.

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» – это истина! Поэтому наше учреждение славится знаменитыми выпускниками, среди которых Герои Советского Союза и России, заслуженные деятели искусства и архитектуры, выдающиеся ученые, академики, спортсмены, режиссеры, художники, журналисты, врачи, учителя и многие другие. Например, всемирно известный режиссер Э.Г. Климов, двукратная олимпийская чемпионка Е.Г. Исинбаева, член знаменитой сборной по баскетболу, про которую был снят фильм «Движение вверх», олимпийский чемпион А.А. Болошев, один из сильнейших теннисистов мира, олимпионик Н. Давыденко, журналист С. Доренко, Герой России генерал-полковник А.В. Картаполов, Постоянный Полномочный Представитель Российской Федерации в ООН В.А. Небензя и многие другие.

Четвертый год подряд лицеисты принимают участие в общественно-патриотической акции «Знамя Победы», которая проводится в Волгограде по инициативе областного отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».

На торжественной церемонии вручения копий Знамени Победы в Триумфальном зале музея-заповедника «Сталинградская битва» представителям школ Волгограда, ветеран Великой Отечественной войны и участник Сталинградской битвы, председатель клуба «Сталинград» Владимир Семенович Туров дал наказ детям: «Крепче держите эти знамена! Помните, что вы являетесь наследниками славы защитников Сталинграда!»

Нам очень приятно, что мы передали эстафету Луганской школе-гимназии № 30, с которой мы дружим. А в Лицее в этом учебном году эту акцию самостоятельно организует лицейский отряд «Юнармия». В обязанности каждого юнармейца входит строевая подготовка подопечного класса, патриотический настрой учащихся, доведение важности этой акции до каждого ученика. Кстати, в акции приняли участие все лицеисты с 1 по 11 классы.

Важность и ответственность этому мероприятию придавало еще и то, что Штаб Поста Памяти находился в музее истории школы № 8 – лицея № 5, где хранятся осколки снарядов, найденных на полях войны, фронтовые письма и фотографии выпускников школы, участников Великой Отечественной войны.

У нас первый в России научный отряд юнармейцев. С одной стороны, для вступивших в ряды юнармейцев, мальчишек и девчонок, – это школа будущего, где воспитывается настоящий характер, смелость, целеустремленность, патриотизм и воля к победе. С другой стороны, юнармейцы в лицее углубленно изучают точные науки – математику, физику, информатику, химию, проходят курс «Кибербезопасность» и участвуют во всероссийских олимпиадах и проектно-исследовательских конференциях, активно принимают участие в спортивных и культурных мероприятиях и познают азы воинской службы. 15 юнармейцев в этом году прошли конкурсный отбор в тематическую смену «Артека» в рамках программы Детской дипломатии, организованной московской школой № 1522 им. В.И. Чуркина, с которой мы сотрудничаем в течение 15 лет. И еще несколько человек поедут в «Сириус».

Хотелось бы рассказать о некоторых наших инициативах и пригласить к участию в наших мероприятиях. Например, мы придумали такую акцию, как «Сталинградские окна». Ко 2 февраля, Дню Победы в Сталинградской битве, по инициативе лицея, во всех школах и детских садах Волгограда проводится эта патриотическая акция. Цель – оформить окна так, чтобы современные школьники смогли увидеть из окон то, что видели их сверстники. Например, первое окно – это «Довоенный Сталинград», второе – «Бомбардировка 23 августа 1942 года», третье окно – «19 ноября 1942 года – день контрнаступления советских войск», четвертое окно – «2 февраля 1943 года – Победа в Сталинграде», пятое окно – «Лица победителей», шестое окно – «Возрожденный город».

По инициативе лицея проводится Международная акция «Колокольчик мира, памяти и радости». Суть ее в том, чтобы в День мира, 21 сентября, в 12.00 каждый ребенок позвонил в колокольчик. В нашем городе эта акция проходит на Мамаевом кургане очень торжественно и красиво. Этот колокольчик звонит по тем, кто погиб. И этот звон должен сообщить миру, что детям нужен мир, что дети должны смеяться.

Ведь мир – это самое ценное в нашем многополярном МИРЕ, на всей нашей планете. Сохранить его нам завещали наши прадеды и деды. Пусть всегда будет светить солнце, будут смеяться дети, пусть во всем мире всегда будет мир. А мы сделаем все, чтобы воспитать в наших лицеистах чувство любви к миру, чувство любви к своей Родине, ведь наш лицей расположен по адресу: улица Мира.

 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018