Вестник Образования России - Топ-10 событий первого дня на Московском международном салоне образования 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 

 
    
Версия для печати Печать...

19.04.2018

Московский Международный салон образования проходит с 18 по 21 апреля 2018 года на ВДНХ в павильоне № 75. Вход свободный.

Учитель и искусственный интеллект: вместо или вместе?

Пора забыть про архаичные инструменты: для достижения новых целей нужны новые методы, уверены эксперты дискуссии «Учитель и искусственный интеллект: вместо или вместе?», которая прошла в первый день ММСО. Один из прозвучавших на сессии прогнозов: в будущем учительский труд будет редким и дорогим, а школы с роботами станут бесплатными.

Порой люди больше доверяют машине, чем человеку, поскольку она объективна, отметил модератор дискуссии, вице-президент по стратегическим коммуникациям корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

Самый оптимальный вариант – работа учителя с использованием алгоритмов и искусственного интеллекта. Преимущества искусственного интеллекта уже очевидны: к примеру, алгоритмы способствуют исправлению ошибок ученика и даже предугадывают их заранее.

Совместный форум Министерства образования РФ и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Россия разделяет идеи ООН по укреплению мира и безопасности путем расширения гуманитарного сотрудничества стран в различных областях, заявила министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева на церемонии открытия ММСО. По словам министра, о значительном интересе к реализации совместных проектов с ЮНЕСКО в части межвузовского и научного сотрудничества говорит число образовательных структур на территории России: 65 университетских кафедр, 369 ассоциированных школ, 32 клуба.

Участники совместного форума Министерства образования РФ и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании обсудили глобальные вызовы, которые современные технологии ставят перед образованием.

Национальный координатор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в России Нэлла Прусс отметила, что реформа образования неизбежно приводит к трансформации всех сфер образования. Чтобы эта трансформация была успешной, необходимо не только поставлять комплексы ИКТ в школы, но и обеспечить переподготовку учителей — главное, чтобы переподготовка не носила формальный характер. По словам Нэллы Прусс, в Башкортостане запустили мобильную платформу «Электронная школа» среди ассоциированных школ ЮНЕСКО, а одна из ассоциированных школ в Ростове-на-Дону получила статус «Школьный центр космических услуг» и теперь имеет доступ к продуктам космической индустрии.

В работе Министерского форума приняли участие министры образования Республики Корея, Монголии, Бурунди, Палестины, Бутана и других стран-членов ЮНЕСКО. Соорганизаторы форума — фирма «1С» и компания Huashi Education, ведущий провайдер ИКТ-решений для китайских школ, работающих по программе K12.

Вовлечение подростков в интеллектуальное прочтение литературы

Рукотворное действие по отношению к образованию не годится — подзатыльник не подойдет, заметил на сессии «Вовлечение подростков в интеллектуальное прочтение литературы» публицист Александр Архангельский. Сегодня люди читают больше, чем когда-либо. Вопрос в том, что именно они читают.

«Надо сделать чтение интересным и доступным, – уверена заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Шмакова. – Наша цель – поместить книги в ту среду, где работают дети, где они сами могут найти ответы на многие вопросы».

Мобильные планшеты конкурируют за время, которые раньше молодое поколение проводило с книгой, считает журналист Фекла Толстая. Одним из решений может стать использование интерактивных технологий. К примеру, приложение «Живые страницы» помогает школьникам осуществлять навигацию в огромном романе, например, в «Войне и мир».

Технологический взрыв и образование

Современность бросает вызов образовательной системе, заявил в ходе дискуссии «Технологический взрыв и образование» президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого» Петр Щедровицкий. Технологический взрыв приводит к росту производительности труда, минимизации издержек и появлению новых профессий. Система образования за этим не успевает, поэтому люди сами к готовятся к профессиям будущего, становясь специалистами широкого спектра.

При этом стратегическую роль в цифровой трансформации общества все равно играют университеты, уверен проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов. Университет связывает прошлое и будущее, а его задача – поделиться своим видением будущего с технологическими компаниями.

Система подготовки кадров: на перекрестке эпох

Участники сессии обсудили современные требования к результатам освоения профессиональных образовательных программ, механизмов устранения барьеров между рынком труда и системой образования.

Заместитель министра труда РФ Любовь Ельцова рассказала, что своей задачей государство видит прогнозирование будущих профессий и компетенций, минимизацию пробелов в образовании и сокращение издержек работодателей на обучение сотрудников на рабочем месте. Среди успехов минтруда Любовь Ельцова отметила автоматизацию разработки профессиональных стандартов – система опросов для справочника профессий уже два года функционирует в автоматизированном режиме.

Генеральный директор «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») Роберт Уразов отметил, что оценка качества подготовки специалистов является ключевой в системе подготовки. «Не надо рассматривать независимую оценку как формальную отмашку, это должен быть ключевой элемент, – сказал Роберт Уразов. – Но нельзя смотреть только на нужды работодателя, потому что можно наоборот затормозить процесс образования. Нужно следить за лучшими образовательными практиками. В некоторых госстандартах система требований выше, чем у работодателей. Это говорит о работе на опережение, а не об избыточной деятельности. Ставка не на сохранение текущего экономического положения, а на технологический и экономический прорыв».

Образ директора школы. Неизбежная трансформация

Современный директор школы – это директор-интегратор, который понимает, что для соответствия рынку образовательных технологий и услуг необходима целостная и уникальная концепция, считает модератор дискуссии Максим Казарновский.

Директор-интегратор создает запрос на технологии (как предметные, так и метапредметные), которые могут быть внедрены в образовательном учреждении. Данный подход позволяет развивать рынок технологий и решений для образования и делает «авторские» школы поставщиками идей и прототипов, что позволит им обрести устойчивость через упаковку своего опыта для нового запроса.

Творческие инклюзивные проекты

В творческих инклюзивных проектах дети учатся помогать друг другу, а настоящая инклюзия начинается тогда, когда люди перестают обращать внимание на заболевания, подчеркнул заслуженный учитель России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, директор «Класс-Центра» Сергей Казарновский.

«Мы хотим показать полноценное равенство и не делать разграничений. Чем чаще люди с ограниченными возможностями будут в обществе, тем быстрее общество их примет», объяснила руководитель Студии инклюзивного творчества Екатерина Сизова. Участники дискуссии «Творческие инклюзивные проекты» на #ММСО2018 отметили, что инклюзивное творчество учит импровизировать и работать с неординарными проблемами.

Как EdTech изменит мир?

Дети все чаще ощущают себя в цифровом мире: Everything is digital, или цифровизация во всем, напомнил в начале своей лекции на Стартап-аллее ММСО CEO и партнер, Global Venture Alliance Замир Шухов. Мотивация на получение стандартного образования падает: все больше людей находится в поисках дополнительных курсов.

Важнейшим трендом, идущим вразрез с стандартами образования, является персонализация образования. Используйте его и точно вырветесь вперед, советует Замир Шухов. Еще одна тенденция — геймификация образования, причем не только в форме «ачивок» за прохождение курсов, но и в виде проникновения образования в игры. Игровое пространство будет местом обучения. Вы будете находить человека с необходимыми знаниями и в виртуальном мире обмениваться ими.

В целом, отметил Замир Шухов, упрощение обучения и внедрение новых технологий станут движущей силой нового образования.

Креативное образование для креативной индустрии

Креативная индустрия сегодня — важнейшая сфера развития экономики с быстрыми темпами роста. Может ли образование стать драйвером развития креативных индустрий и нужно ли министерство креативных индустрий? Эксперты ММСО обсудили это на одной из панельных дискуссий.

Творчество – это совместная деятельность, а время гениев-одиночек прошло, уверена директор Британской высшей школы дизайна Анастасия Бутрым: «Поколение, которое сейчас растет, хочет сделать мир лучше. У них есть миссия, они понимают куда идут. Мы создаем для студентов среду, в которой они будут развиваться».

В образовании придумывать уже ничего не надо: все уже давно сформулировано, заметил руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной. Пока государство не понимает, как обеспечить вариативность и свободу, но если появится министерство креативных индустрий – это будет хорошо, считает эксперт.

«Средняя московская семья тратит 7% бюджета на развлечения и только 2% – на дополнительное образование, – напомнил заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» МГУ им. Ломоносова Сергей Капков. – Государство должно учить людей, нужна господдержка. Необходимо остановить утечку креативного класса. Как государству поддерживать и мотивировать креативные индустрии? Заставьте людей самим придумывать».

Будущее маркетинга: креативная трансформация

65% детей поколения Z будут работать по профессиям, которые даже не существуют сейчас, заявил преподаватель Британской высшей школы дизайна Майкл Гибсон на своей лекции в рамках ММСО. Учиться взаимодействовать с этими потребителями будущего нужно уже сейчас.

Наши отношения с продуктами и сервисами меняются благодаря Airbnb, Amazon, Tesla и другим компаниям, разрушающим устоявшиеся принципы бизнеса. Эти компании не просто создают инновации: они придумают продукты, которые лишают смысла существования их предшественников.

Чтобы бизнес мог выжить в этом новом мире, нужно строить отношения с клиентом, а не просто продавать ему продукт. Нужно уметь видеть, в чем будущее, что захочет потребитель через 5-10 лет. При этом важно понимать, что реально, а что нет. Для этого нужен непосредственный контакт с процессом производства. Наконец, организации — как в сфере бизнеса, так и в образовании – должны уметь рассказывать истории, предлагать потребителям интересные им сюжеты.

< Пред.   След. >
 


 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018