Вестник Образования России - 215 ЛЕТ МИНИСТЕРСТВУ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 


 
    
Версия для печати Печать...

11.04.2017

В сентябре 2017 года исполняется двести пятнадцать лет со времени  учреждения Министерства народного просвещения в императорской России, историческим правопреемником которого мы вправе считать ныне действующее Министерство образования и науки Российской Федерации.

Об этой исторической дате очень многие не помнят и даже не знают. Обидно, что среди них большинство студентов педагогических высших учебных заведений и колледжей и значительное количество молодых учителей.

Хотелось бы напомнить об этой судьбоносной исторической дате.

8 сентября 1802 года указом Императора Александра I были созданы первые восемь министерств, заменившие прежние петровские коллегии, среди которых и само Министерство народного просвещения. Его последующая более чем двухвековая деятельность неизменно находилась на гребне исторических перемен, происходивших в стране и оказала мощное влияние не только на образовательное сообщество, но и на экономику, науку, культуру и международный престиж России.

У всех народов сфера образования с самых древних времен счи­талась ценнейшим даром. Россия в этом смысле была государством, шаг за шагом пытавшимся создать такую систему народного просвещения, которая могла бы эффективно способствовать ее переходу к цивилизованным формам жизни.

Социально-экономические интересы России настоятель­но требовали решительных перемен во всех сферах жизни, а это, в свою очередь, было связано с удовлетворением потребности не только в гра­мотных людях, но и в практических специалистах. Таких людей в тех исторических условиях могла подготовить система образования, пост­роенная на светской основе и на началах строгого государственного ре­гулирования.

«Просвещение и за­конодательство, – говорил Н.Н. Новосильцев, – два главных отдела великого госу­дарственного труда», по проекту которого был издан высочайший Указ о расширении прав Сената и учреждении министерств.

Первым министром народного просвещения был назначен граф Петр Васильевич Завадовский – известный дипломат, способный законода­тель, хорошо зарекомендовавший себя в сфере управления учебными заведениями и составлении для них уставов. Идейным вдохновителем образовательных реформ стал самый талантливый государственный де­ятель «дней Александровых прекрасного начала» М.М. Сперанский, а его главным оппонентом антиреформаторского толка – А.А. Аракчеев.

Если в XIX век Россия вступила, имея лишь один университет – Московский, то к концу царствования Алек­сандра I их было уже семь (включая Варшавский). Близкими к универ­ситетам по программам были лицеи — Александровский в Царском Селе, Нежинский князя Безбородко, Ришельевский в Одессе, Демидовский в Ярославле.

В стране начали готовить педагогов в Главном Педагоги­ческом институте в Петербурге и в педагогических институтах при уни­верситетах. Были также открыты Петербургский лесной институт и институт инженеров путей сообщения. Открылись инженерная и ар­тиллерийские военные академии, Лазаревский институт восточных языков.

Издается множество всякого рода указов, уставов и инструкций, призывающих регламентировать устройство и функционирование учеб­ных заведений. Издаются учебники по русской и всеобщей истории, переводные труды западноевропейских экономистов и философов. Чи­таются лекции по истории отечественного и международного законо­дательства. Печатается масса книг, содействующих народному про­свещению, в том числе «Периодические сочинения об успехах народно­го просвещения».

В том числе с 1803 года издается журнал «Периодические сочинения об успехах народно­го просвещения» (его историческим правопреемником мы считаем наше издание – журнал «Вестник образования России», девизом которого является «Официально. Оперативно. Достоверно»).

Выступая перед различной аудиторией педагогов, я всегда обращаю внимание на то, как были мудры наши предки. Во-первых, на страницах этого издания говорилось о не негативных сторонах, а о положительном опыте, об успехах. Во-вторых, в названии самого министерства и его печатного органа звучат слова «народного просвещения». Таким образом, можно сделать вывод, что речь шла об осуществлении основной задачи государственного органа управления – это широкое просвещение народных масс.

И, в-третьих, именно о просвещении, без чего не может быть широкого образования. В конечном счете, любого образованного человека мы можем причислить к широко просвещенному. Ведь и сегодня ставится задача перед учителями – быть всесторонне образованными, то есть широко просвещенными.

Сегодня, как и двести пятнадцать лет назад, время ставит перед сферой образования все новые и новые проблемы. Вместе со всей страной сфера образования вступила в период широкой модернизации, призванной привести все образовательные структуры в соответствие с насущными требованиями жизни.

Наиболее полно исторический путь всей системы российского образования на протяжении двухсот лет показан в сборнике «Очерки истории Российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации» в 3-х томах (М.: МГУП, 2002).

215 ЛЕТ МИНИСТЕРСТВУ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ
< Пред.   След. >
 


 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018