Вестник Образования России - «Равные возможности – детям» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

23.03.2018

 Интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке, членом Центрального штаба Общероссийского народного фронта, председателем Российского общества «Знание» ДУХАНИНОЙ ЛЮБОВЬЮ НИКОЛАЕВНОЙ

Любовь Николаевна, расскажите, как возникла идея создания проекта «Равные возможности – детям»? Какие поручения, нормативные акты лежат в его основе?

Согласно майскому указу Президента Российской Федерации к 2020 г. число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должно быть увеличено до 70–75 %. При этом 50 % из них должны обучаться за счет ассигнований федерального бюджета.

К сожалению, сегодня каждый третий ребенок в России не имеет возможности получать дополнительное образование. Чаще всего это связано с отсутствием финансов и территориальной удаленностью. Общероссийский народный фронт (далее – ОНФ) неоднократно обращал внимание на то, что высокая плата за допобразование – одна из наиболее острых проблем, волнующих родителей. Бесплатных кружков существенно меньше, чем желающих в них записаться, а доля платных – в отдельных районах крупных городов достигает 75 %.

Всероссийский мониторинг доступности дополнительного образования, проведенный Народным фронтом с участием 22,5 тыс. родителей, показал, что 29 % детей получают дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 18 % детей занимаются полностью платно. В среднем одна семья платит за дополнительное образование ребенка в нашей стране 2,6 тыс. руб. в месяц, за двоих – около 3 тыс. руб. Расходы многодетных семей начинаются от 6,5 тыс. руб. Для большинства семей это очень большие деньги.

Ситуация осложняется тем, что сегодня многие кружки в регионах ликвидируются или сокращаются. Мониторинг ОНФ показал, что в общей сложности в России с начала 2016 года закрылось почти 60 организаций дополнительного образования и более 50 кружков. Основная причина закрытия кружков – нехватка денежных средств. Более 2000 детей были лишены возможности получать дополнительное образование.

Причина, по которой ОНФ включился в эту работу, – у всех детей должны быть равные возможности доступа к кружкам, секциям на бесплатной основе. Семьи должны иметь выбор образовательных программ не только между муниципальными организациями, но и частными, некоммерческими, индивидуальными предпринимателями.

Проект «Равные возможности – детям» ставит целью увеличить количество кружков, секций и образовательных программ, которые являются для российских семей бесплатными. Основные механизмы, которые при этом используются, – это именные сертификаты, образовательное волонтерство, социально ориентированные НКО, бесплатные программы для школьников на базе вузов и предприятий, модульные программы на базе ЦМИТов и «Кванториумов», программы для удаленных территорий. По каждому из этих направлений ведется серьезная работа.

На сегодняшний день по всей стране открыто более 400 волонтерских кружков и секций. Занятия посещают более 14,5 тыс. детей. В проект вовлечены 1,5 тыс. волонтеров, желающих делиться своими навыками с детьми.

Какие субъекты РФ уже входят в проект, а какие готовы присоединиться в ближайшее время?

Бесплатные кружки работают в 80 регионах России, еще в 5 регионах открытие состоится в ближайшее время. Волонтерами и активистами проекта открыты кружки разной направленности – творческой, спортивной, туристско-краеведческой, экологической, и работают они по-разному. В будние дни волонтеры организуют дополнительные занятия при школах, колледжах или вузах. Организуются также и кружки «выходного дня», и мобильные образовательные программы для сельских территорий. Например, в Карелии, Брянской, Ярославской областях и в Пермском крае. К детям на целый день выезжают педагоги и оборудование. В каких-то кружках занимаются 7–10 ребят, а там, где программа предусматривает серию мастер-классов, проект подарил новые возможности более 14,5 тыс. детей.

Задачи, на решение которых направлены волонтерские кружки, отвечают пожеланиям родителей. Речь идет об укреплении здоровья, формировании навыков труда, общения и бесконфликтного поведения, а также получении знаний, которые не дает обычная школа. Именно в рамках дополнительных занятий у детей появляется отличная возможность проверить себя и свои силы в чем-то помимо учебы в школе.

Зачастую в образовательных организациях существует проблема необоснованных платных дополнительных занятий, которые посещают школьники во внеурочное время. Ведется ли работа с родителями по разъяснению их прав? По антикоррупционной деятельности?

К сожалению, сегодня родители по-прежнему вынуждены платить за дополнительные услуги в школе, в том числе за посещение кружков и секций.

Платных кружков с каждым годом становится все больше, даже в школе, а количество бесплатных – сокращается. Мониторинг доступности дополнительного образования показал, что объем платных услуг в дополнительном образовании составил 42 %. Это вызывает озабоченность, потому что далеко не все семьи могут позволить себе такие кружки и секции.

Все эти расходы для многих родителей оказываются неподъемными. Мы видим решение в именном сертификате, благодаря которому ребенок сможет на усмотрение семьи бесплатно посещать кружок или секцию в любом образовательном учреждении, государственном или частном.

У каждого ребенка должна быть возможность раскрыть свой талант и потенциал. А наша задача – помочь им в этом и обеспечить максимальную доступность дополнительных занятий, и в первую очередь это касается школы, где они проводят большую часть времени.

Если школа оказывает платные услуги, то родители должны знать, на что сдают деньги и как можно ознакомиться с отчетом об израсходованных средствах. Недопустима ситуация, когда, например, деньги собираются на кружок, финансирование которого уже осуществляется государством. 

Мы занимаемся информационной поддержкой родителей, ведем работу по разъяснению их прав. К нам регулярно обращаются родители с просьбой найти для их ребенка бесплатный кружок или секцию – такие обращения поступали из Ростовской, Омской областей, Москвы, Башкортостана. Мы отрабатываем каждое обращение, организуем при необходимости встречи. Если в том населенном пункте, где проживает ребенок, пока не открыты волонтерские кружки в рамках проекта, мы оказываем помощь в поиске бесплатных кружков в территориальной доступности.

Как мы знаем, одной из причин непосещения кружков и секций является удаленность организаций дополнительного образования. При этом с начала 2000-х годов совместно с регионами успешно реализуется проект «Школьный автобус». Возможно ли, чтобы эти автобусы были использованы во второй половине дня? Или необходимо создать новый проект, направленный конкретно на обеспечение доступности дополнительного образования?

Как показал мониторинг доступности дополнительного образования, 24 % детей не посещают кружки и секции только потому, что до них далеко добираться. Есть населенные пункты, в которых семьи вообще не имеют никакого выбора – в первую очередь в малых городах и сельской местности. Об этой проблеме говорят жители Карелии, Ненецкого автономного округа, Томской области.

Мы настойчиво добиваемся обеспечения транспортной доступности школ и детских садов, и реализация проекта «Школьный автобус», безусловно, дает позитивные результаты – в прошлом году в регионы поступило 1,8 тыс. новых школьных автобусов. Правительство направило на эти цели более 3 млрд рублей.

Эта программа должна работать систематически. Одного автобуса во многих муниципалитетах явно недостаточно, поскольку детей необходимо возить не только на занятия в школу, но и в учреждения дополнительного образования, отправлять на конкурсы, соревнования, олимпиады, слёты. Однако большинство регионов не могут за счет собственных средств обновить парк школьных автобусов, иногда они с трудом находят деньги даже на их обслуживание и текущий ремонт.

Поэтому необходимо находить дополнительные ресурсы для обеспечения транспортом детей, а также продолжать работу над созданием полноценной инфраструктуры дополнительного образования. Очевидно, что создать в каждом населенном пункте «город профессий» или технопарк невозможно. Однако всегда можно провести, например, двух-трехдневный учебный модуль с привозным оборудованием и приглашенными преподавателями на базе школы или дома культуры.

Эту идею поддерживают и родители. Там, где нет возможности иметь постоянно действующие бесплатные секции, они предлагают открывать кружки выходного дня в ближайшем населенном пункте или же организовывать выезд преподавателей к месту жительства детей. Таких форм работы может быть множество, к примеру, мобильные образовательные программы, которые активно развиваются в ряде регионов. Так, например, в Карелии в рамках проекта «Равные возможности – детям» проводятся выездные однодневные занятия для сельских территорий. А в Пермском крае успешно реализуется проект «Мобильный педагог», в котором уже задействованы 25 учителей из 50 сельских школ.

Позитивный опыт этих регионов нужно изучить и широко тиражировать, создавая новые возможности. Это предоставит детям и подросткам сельских поселений реальную возможность попробовать свои силы в разнообразных видах дополнительного образования.

Увеличению доступности дополнительного образования, в том числе в сельской местности, будет способствовать и введение именных сертификатов с закрепленной на них суммой, которую семья сможет потратить на кружки и секции по своему выбору. Сегодня только 15 % общего объема дополнительного образования реализуется в сельской местности. Система именных сертификатов позволит выровнять возможности. Механизм персонифицированного финансирования в настоящее время проходит апробацию в 9 пилотных регионах России. Сертификаты на бесплатное посещение детьми кружков и секций уже используют более 39 тысяч детей. ОНФ работает над тем, чтобы этот опыт в скором времени был распространен по всей России.

Совместно с Министерством финансов Российской Федерации эксперты ОНФ сегодня дорабатывают законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере», который позволит законодательно закрепить механизм персонифицированного финансирования в дополнительном образовании.

Еще одной проблемой можно назвать плохую информированность родителей и детей. Через какие ресурсы можно узнать о кружках и секциях в своем районе, округе? Какая информационная работа ведется?

Многие родители сообщают о нехватке информации о бесплатных кружках и секциях. Информационная работа с ними ведется по нескольким направлениям. Разрабатывается интерактивная карта дополнительного образования, где родители смогут найти все имеющиеся возможности для дополнительного образования своих детей – государственные и частные кружки, волонтерские центры, клубы и секции при вузах, занятия на территории работодателей, кружки, организуемые НКО. В том числе кружки, в которых можно использовать персональный сертификат на дополнительное образование.

Также экспертами разрабатываются методические материалы для родителей, где будет отражена информация по персональному сертификату. Каждый родитель должен знать, как получить сертификат на своего ребенка, где его можно забрать и как его использовать.

Кроме того, мы постоянно общаемся с родителями напрямую. Они обращаются к нам с разными просьбами и вопросами: как получить сертификат на дополнительное образование? Есть ли в нашем городе волонтерские кружки и секции? Как можно компенсировать расходы на дополнительное образование ребенка? Как можно стать волонтером проекта? Как получить помещение для занятий с детьми-инвалидами? Мы реагируем на каждое обращение – не только консультируем родителей, но и предлагаем конкретную помощь – находим необходимое для занятий помещение, музыкальные инструменты для занятий по игре на гитаре, предоставляем юридическую помощь.

Информационная работа ведется и со стороны региональных команд проекта, которые сформированы во всех регионах. Они освещают открытие в рамках проекта кружков и секций в печатных изданиях, на радио и телевидении. Благодаря этому не только родители узнают о проекте «Равные возможности – детям», но и неравнодушные люди, готовые подключиться к реализации проекта.

Сейчас большое внимание уделяется развитию онлайн-образования. Предполагается ли включение онлайн-курсов, дистанционных модулей в проект «Равные возможности – детям»?

На сегодняшний день практика дистанционных занятий в рамках проекта «Равные возможности – детям» уже реализуется. Так, в городе Ханты-Мансийске дети из многодетных семей могут постичь азы фотоискусства не только очно, но и через специально открытую группу в социальных сетях.  Причем обучаться выразили желание не только дети, но и родители. Так что в перспективе фотоклуб может стать семейным.

В Калужской области открылся кружок «Биогеошкола» с дистанционным обучением детей с ОВЗ и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Богатый мир экологии открывают перед ребятами разнообразные занятия с тьюторами.

Особенно актуальны такие технологии при организации дополнительного образования детей в отдаленных населенных пунктах, куда порой трудно добираться волонтерам. И не обязательно это должны быть дистанционные уроки. Можно создать серию видеоуроков по тем или иным факультативным дисциплинам. Каждый из методов вовлечения ребенка в дополнительное образование по-своему интересен и перспективен. Их реализация, безусловно, откроет новые возможности в повышении доступности дополнительного образования.

Мы видим, как за последние годы изменилось отношение общества к прикладным профессиям, инженерно-техническим кадрам. Набирает обороты движение WorldSkills. Для реализации дополнительного образования в этом направлении необходимо специальное оборудование, оснащенные лаборатории. Не всегда вузы и предприятия, имеющие подходящие помещения, готовы их предоставить. Какое взаимодействие с ними ведется? Как создаются необходимые условия?

Не могу согласиться с тем, что сегодня вузы и предприятия неохотно предоставляют помещения для проведения дополнительных занятий. Наш проект показал, что не только институты и университеты, но и колледжи, и техникумы открывают на своей базе кружки и секции для занятий с детьми. Более 20 вузов и организаций СПО уже оказывают поддержку волонтерам – кто-то предоставляет помещения для проведения занятий, кто-то готов направить специалистов-волонтеров из числа педагогов или студентов.

Кружки, открытые на базе вузов и колледжей, охватывают практически весь спектр направлений – техническое, экономическое, математическое, социально-педагогическое, медицинское, спортивное, художественное и даже агронаправление. Так, в Костромской области на базе торгово-экономического колледжа была открыта спортивная секция для детей с особенностями здоровья, а при Тверском политехническом колледже – кружок по автомеханике и слесарному делу. Там ребята проходят серьезный инструктаж по технике безопасности и соблюдают те же правила работы на оборудовании, что и взрослые.

При этом с детьми готовы заниматься на безвозмездной основе и профессионалы из разных сфер, и активная молодежь. В Республике Дагестан, например, заслуженный художник, профессор художественно-графического факультета педагогического университета Магомед Омаров бесплатно обучает детей искусству керамики и гончарному мастерству. На базе детско-юношеского центра «Солнечный» в Биробиджане уже на протяжении месяца действует секция по борьбе самбо. С начинающими спортсменами занимается кандидат в мастера спорта по дзюдо и самбо СССР Рамихудо Рахматиллоев. А в Сургуте познакомиться с основами лечебного дела школьникам помогают талантливые студенты, которые на личном примере показывают, каков путь от школьной скамьи до исполнения мечты. Студенты Тарского педагогического колледжа Омской области помогают детям из отдаленных деревень и сельских поселений освоить основы декоративно-прикладного искусства. Школьники тянутся к молодежи, которая умеет говорить с ними на одном языке, у которой есть свежие творческие идеи и стремление воплотить их в жизнь. Поэтому мы будем продолжать работу по привлечению в проект молодых, инициативных и увлеченных своим делом специалистов.

В рамках проекта «Равные возможности – детям» кружки ведут волонтеры, представители студенческих отрядов, талантливой молодежи. Как происходит их отбор? Проходят ли они повышение квалификации, курсы по работе с детьми?

Волонтером проекта может стать каждый. Достаточно иметь желание дарить детям знания и опыт. А региональная команда проекта поможет найти при необходимости помещение, оборудование и материалы. Часто речь идет не о высокотехнологичном оборудовании, а о кисточках, красках и бумаге. Сегодня уже около 300 организаций высказало желание помогать нам в дальнейшем проекте.

Перед проведением занятий все волонтеры проекта «Равные возможности – детям» проходят собеседование с координатором, где обсуждаются образование, квалификация, опыт работы с детьми, а также возможность дополнительного обучения волонтеров. Родители должны быть уверены, что с их ребенком занимаются специалисты, которые любят детей и готовы взять на себя ответственность за их воспитание. В ряде регионов (Калининградская, Орловская области) разрабатываются специальные программы подготовки волонтеров к ведению кружков. Кроме того, в детских технопарках «Кванториум» – партнерах проекта, был введен специальный показатель вовлеченности в волонтерскую деятельность.

Одним из важнейших шагов в реализации проекта стало предложение Президента Российской Федерации внести изменения в законодательство, которые позволят студентам вести образовательные кружки в школах. Кроме того, большинство родителей (50 %) считают, что для человека, ведущего дополнительные и развивающие занятия, педагогическое образование не важно. Для них важнее, чтобы у ребенка был новый круг общения, в том числе со взрослым не из числа учителей. По словам опрошенных нами родителей, дети хотели бы заниматься с образовательными волонтерами в спортивных секциях (11 % опрошенных), кружках по танцам (7 %), рисованию (6,6 %), искусству (6 %) и туризму (7 %). Также волонтеры могли бы заинтересовать детей занятиями по истории театра, актерскому мастерству, робототехнике, музыке (по 3 %). Родители также доверяют волонтерам обучение детей языкам, программированию, моделированию, конструированию, макетированию, вокалу.

Как вы взаимодействуете с Российским союзом сельской молодежи, Ассоциацией волонтерских центров, другими объединениями?

Проект объединяет вокруг ОНФ усилия молодежных общественных организаций России – Российского союза сельской молодежи, Ассоциации волонтерских центров, Российских студенческих отрядов, сети технопарков «Кванториум». Активисты Российского союза сельской молодежи организовали в 16 регионах страны более 90 бесплатных кружков по физкультурно-спортивному, эколого-биологическому и творческому направлениям, в которых ежемесячно занимаются около 3500 детей в возрасте от 8 до 17 лет. Были открыты секции по волейболу, баскетболу, футболу, боксу, единоборствам, кружки по кролиководству, предпринимательству, бисероплетению, плетению корзин, обработке меха. Бескорыстная работа волонтеров из общественных организаций показала, что они способны значительно повысить доступность дополнительного образования, в том числе в сельских территориях.

Также в этом году партнеры проекта активно подключились к организации летних каникул школьников в регионах. Так, с их непосредственным участием в 35 регионах при поддержке сети детских технопарков «Кванториумов» были запущены летние программы отдыха детей с научно-техническим уклоном. Российские студенческие отряды совместно с педагогическими вузами реализовали проект «Городское лето», значительную часть которого составляют развивающие и образовательные программы. К примеру, в Томске на дворовых площадках детский отдых организовывали студенты-вожатые. Наш опрос показал, что 22 % родителей считают такие формы занятий с детьми приемлемой заменой регулярного дополнительного образования.

По итогам посещения кружков и секций выдаются ли какие-либо сертификаты? Могут ли они войти в ученическое портфолио?

Поскольку в рамках проекта «Равные возможности – детям» открываются волонтерские кружки и секции, то решение выдавать сертификат об его окончании принимает руководитель.

Но при этом мы должны помнить о том, что ребенок идет на дополнительные занятия не за корочками, а за более глубокими знаниями в интересной для него сфере. Родители настаивают на высокой важности для ребенка дополнительного образования – для физического и интеллектуального развития, личностного роста, формирования будущего гражданина. Для многих из них важнее, чтобы ребенок проводил больше времени в кружках по интересам, чем за дополнительными занятиями по предметам в школе. Именно с кружками и секциями семьи связывают осознанный выбор будущего места учебы. По мнению родителей, дополнительные программы помогают детям ориентироваться в мире профессий (21 % опрошенных) и осознанно выбирать место учебы (23 %). Кроме того, на занятиях ребенок пробует себя в разных сферах (56 %), развивает навыки жизни в современном мире (26 %), расширяет пространство общения (40 %). Это общение не только со сверстниками, но, прежде всего, с руководителем кружка, у которого дети перенимают навыки, учатся трудолюбию.

Безусловно, сертификат для ребенка станет высокой оценкой полученных им знаний и навыков, а включение его в портфолио может стать в будущем дополнительным плюсом при поступлении в колледж или вуз.

Начался новый год. Расскажите, какое дальнейшее развитие получит проект «Равные возможности – детям»?

В преддверии Нового года мы обычно подводим символический итог нашим делам, свершенным в уходящем в году. И очень приятно, когда понимаешь, что это время прошло не зря – в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям» был дан старт масштабному развитию образовательного волонтерства, и теперь то, что раньше считалось образовательной услугой, становится общественным благом. Но впереди у нас еще много работы по открытию новых кружков и секций, снижению лицензионных барьеров в дополнительном образовании, легализации неформального образования. И я надеюсь, что 2018 год предоставит нам возможности показать впечатляющие результаты.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018