Вестник Образования России - «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ СЕГОДНЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЕТСЯ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

12.02.2018

На сегодняшний день система образования столицы Республики Татарстан г. Казани является одной из динамично развивающейся и осуществляющей инновационные подходы в образовании. Наш корреспондент взял интервью у начальника Управления образования Исполкома города Казани, Заслуженного учителя Республики Татарстан, к.п.н. Ильсура Гараевича ХАДИУЛЛИНА

Какие инновационные формы работы реализуются сегодня в деятельности системы образования столицы Республики Татарстан?

Повышение профессиональной компетентности управленческих кадров проводится на основе Целевой программы «Инновационная культура», которая стала победителем Всероссийского конкурса «Школа – лаборатория инноваций». Процессом обучения с использованием тьюторской технологии охвачены все заместители директоров по учебно-методической работе, молодые учителя, ст. воспитатели дошкольных учреждений. С этого года и учителя – предметники в составе городских методических объединений (450 педагогов) разрабатывают инновационные проекты в образовательных областях. Мы знаем, что профессионализм педагогического коллектива во многом определяется и используемыми управленческими технологиями. Перед нами поставлена задача –выявить их эффективность, поэтому с нового учебного года апробируется вариативная модель наставничества, основанная на внедрении технологии менторства, коучинга, тьюторства. Созданы управленческие лаборатории, разработан определённый алгоритм деятельности, определены дидактические модули в зависимости от педагогического потенциала коллективов. Первый опыт показал эффективность данной работы в развитии не только профессиональных компетенций учителя, но и в мотивации к профессиональной деятельности, а в результате – и в обученности обучающихся.

Немного о модели повышения управленческой культуры руководителей образовательных организаций г. Казани.

Сегодня руководитель работает в условиях изменения школы, новых требований к качеству результатов, необходимости повышения качества образования в целом. Те управленческие компетенции, которые были сформированы у большинства руководителей в прежних условиях, становятся недостаточными для решения новых задач. Некоторым руководителям недостает навыков стратегического проектирования, системного моделирования образовательных процессов, умения выстраивать целостную систему управления.

Директорский корпус школ города Казани неоднородный по своему составу: это и профессионально опытные руководители с большим стажем работы, и молодые директора, которые только набирают свой опыт руководителя. Поэтому мы выстраиваем дифференцированную работу с руководителями, делая личностно ориентированный акцент в методической поддержке молодых руководителей и руководителей, испытывающих проблемы в практической деятельности.

В рамках методического сопровождения профессионального роста молодых руководителей методический отдел Управления образования г. Казани с 2014 г. реализует городской проект «Школа молодого руководителя». Цель проекта: повышение эффективности деятельности через формирование и развитие профессиональных компетенций молодых управленцев, мотивации к самообразованию, саморазвитию. Методическая поддержка молодых руководителей ведется также на Казанском образовательном портале, для них подготовлены и выпущены методические сборники.

В 2015 году появился городской проект для руководителей «Управление школой: проектирование нового качества результатов». Целью проекта стало повышение профессиональной компетентности руководителей, их управленческой культуры, диссеминация эффективного управленческого опыта. Было предложено транслировать опыт по актуальным направлениям:

  • Эффективный менеджмент.
  • Мониторинг качества деятельности.
  • Опыт внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.
  • Развитие кадрового потенциала.
  • Моделирование предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Эффективные модели сопровождения и поддержки одаренных детей.
  • Проектирование воспитательной системы образовательной организации.

За два учебных года директора городских школ имели возможность познакомиться с управленческим опытом руководителей 40 казанских школ, а также с основными направлениями деятельности, результатами районов через выступления начальников отделов образования, руководителей методических служб. Проект вызвал большой интерес и одобрение руководителей образовательных организаций и было принято решение с некоторыми изменениями продолжить его и в этом учебном году.

Используем мы и другие формы повышения управленческой культуры директоров: направление на изучение инновационного опыта работы школ городов Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана, Болгарии, Китая, Великобритании и т. д.

         Это дает свои результаты. Во Всероссийском конкурсе, который проводится журналом для руководителей образовательных организаций «Директор школы», наши директора принимают достойное участие: в 2015 и 2016 годах стали призерами конкурса (Диплом II степени), а в 2017 году Ренат Равилевич Хайбуллин, директор школы № 85 Ново-Савиновского района стал победителем конкурса, и еще 3 директора вошли в 10-ку финалистов.

Материалы с опытом работы наших директоров регулярно размещаются в уважаемых всеми директорами Всероссийских изданиях «Директор школы», «Вестник образования России» и т. д.

Как используются в образовательном процессе новые формы, такие как электронные учебники и пособия? Что было для этого предпринято? И как внедряется «цифровая школа»?

Сегодня все школы г. Казани можно назвать «цифровыми школами», поскольку информатизация, активное внедрение средств электронного образования в учебно-воспитательный процесс является одним из приоритетных направлений развития образовательного пространства Казани. Образовательные организации города достаточно оснащены необходимым компьютерным, мультимедийным и интерактивным оборудованием. IT успешно помогают педагогам реализовывать свои самые смелые, творческие и креативные педагогические, дидактические, методические, организационные идеи и замыслы.

Еще в 2011–2012 гг. все казанские школы получили доступ к ресурсам Общероссийского проекта «Школа цифрового века» и начали использовать электронные учебники в учебном процессе. Но информационно-образовательный контент был весьма ограничен. Сегодня согласно законодательству учебники должны иметь электронную версию, т. к. без этого они не могут быть внесены в Федеральный перечень. Поэтому все крупные издательства, с которыми Минобрнауки Республики Татарстан заключает договоры на поставку учебников, такие как «Просвещение», «БИНОМ», «ДРОФА-ВЕНТАНА», «Центр татарской литературы» и т. д., предоставляют школам логины и пароли для бесплатного скачивания своих электронных учебников.

Использовать электронную форму учебников могут все участники образовательного процесса: учащиеся, родители и педагоги. При этом дополнительных расходов со стороны родителей не требуется. Однако использование электронных учебников может быть только тогда, когда сама школа и родители согласны, чтобы их дети больше времени проводили за компьютерными устройствами или, если учебников на бумажной основе не хватает. Использовать электронный учебник – это право, а не обязанность учителя и ученика.

Конечно, при использовании электронных учебников есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Цифровое образовательное пространство дает принципиально новые возможности:

  • перейти от обучения в классах к обучению в любом месте и в любое время (например, домашнее обучение);
  • индивидуализация обучения;
  • встроенный автоматизированный контроль уровня знаний обучаемого;
  • адаптация изучаемого материала к уровню знаний обучаемого;
  • интерактивное взаимодействие между обучаемым и элементами учебника;
  • каждая школа становится элементом единого образовательного пространства.

К недостаткам некоторых электронных изданий можно отнести:

  • отсутствие у некоторых издательств концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия;
  • не все обучающиеся достаточно хорошо воспринимают текст на экране;
  • методически не продуманная, а иногда и просто вредная, подача учебного материала;
  • мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться.

Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать - сегодняшние технологии это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека.

Вопрос о дополнительном образовании и воспитании учащихся образовательных организаций. Какие подходы осуществляются в системе дополнительного образования г. Казани по сопровождению учащихся?

Важнейшим фактором развития ребенка является дополнительное образование, охват которым составляет более 62 процентов. Система дополнительного образования достаточно быстро трансформируется и выходит за пределы привычных учреждений и форматов.

ФГОС выдвинул на первый план задачи воспитания личности. Учитывая вызовы времени, перед педагогическими коллективами стоит задача актуализации гражданского воспитания, содержания духовно-нравственного наследия и культурного ядра воспитательной деятельности.

Школой гражданского становления являются детские общественные организации «Дети Казани», «СМС-дети», Российское движение школьников, Юнармия. Активисты детских объединений достойно представляют свой город на Республиканском и Всероссийском уровнях. Средствами гражданской, социальной и культурной самоидентификации личности стали популярные в образовательной среде города проекты «Культурный дневник школьника», городской квест «Моя столица», фестиваль «Большая перемена», «Классный марафон» и многие другие.

Стратегическими партнерами в вопросах воспитания являются и наши родители. От активности такого взаимодействия зависит воспитательный эффект всей системы казанского образования. Городской родительский комитет, Советы отцов, общегородские родительские собрания – эти объединения активных родителей стали площадками для обсуждения актуальных вопросов воспитания.

Мы живем в прекрасном городе с уникальной историей, высокотехнологичной экономикой и богатой социокультурной средой. Наш город сам является важным воспитательным ресурсом. Мы стараемся в полной мере использовать возможности Казани.

Не подлежит сомнению постулат «Воспитывают не слова, а конкретные дела», живое участие ребенка в настоящем, социально значимом деле. Все коллективы образовательных учреждений принимают участие в реализации проекта «Добрая Казань». Первый опыт благотворительной деятельности ученики 1-х классов получают в рамках проекта «Дневник добрых дел». На, ставших уже традиционными, благотворительных Ярмарках добра собираются и передаются нуждающимся вырученные денежные средства.

Уверен, все воспитательные инициативы, реализуемые в образовательном пространстве Казани, непременно дадут отсроченный результат в виде состоявшейся и успешной личности выпускника школы.

В целях психологического сопровождения участников образовательного процесса в г. Казани организована деятельность городской психолого-педагогической службы «Ресурс», специалистами которой осуществляются групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей и их родителей. Регулярно проводятся практико-ориентированные семинары для учителей, охватывающие широкий спектр тем, как возрастные особенности детей и подростков, адаптация при переходе в среднюю школу, эмоциональное выгорание и многие другие. Реализация комплекса данных мероприятий содействует формированию благоприятной и безопасной образовательной среды в учреждении и способствует полноценному развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Какие ориентиры ставят перед собой образовательные организации г. Казани в вопросах профессиональной подготовки обучающихся на современные специальности?

Со временем меняются требования и актуальность специальностей и профессий. Наши школы стараются идти в ногу со временем: занимаются робототехникой и информационными технологиями. И эти направления реализуются успешно.

Например, недавно, с 3 по 8 октября 2017 г., в Бухаресте проходил международный турнир по программированию на базе национальной высшей школы компьютерных наук TUDOR VIANU. В турнире принимали участие школьники-программисты из Румынии, Сербии, Молдавии, Италии, Болгарии, России, Швейцарии. В сборную России вошли учащиеся казанского лицея имени Н.И. Лобачевского при КФУ и выступили достойно – завоевали золотую, серебряную и бронзовую медали.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях активно развиваются принципиально новые практики в сфере дополнительного образования, связанные с развитием технического творчества детей. Мы активно включились в турниры «Молодые профессионалы» в рамках движения WorldSkills и JuniorSkills. Этому способствовали республиканские проекты «Школа после уроков» и «Страна Авиация». За период их реализации 34 учреждения образования получили гранты на развитие технического творчества, 11 организаций стали базовыми площадками, в том числе по направлению «Робототехника». Надеемся, что наши выпускники в 2019 году станут победителями международного чемпионата рабочих профессий WorldSkills, который будет проходить у нас в Казани.

У нас детское техническое творчество активно развивается по шести основным направлениям: научно-техническое моделирование, судомоделирование, автомоделирование, картинг, авиамоделирование, робототехника. Большая работа проводится в двух профильных центрах – Центре детского технического творчества им. В.П. Чкалова Московского района и Центре детского технического творчества «Факел» Вахитовского района. Образовательное пространство города и Республики обогатилось такими учреждениями, как Дом занимательной науки, Городок детских профессий, детскими клубами и другими.

Открытие инженерных классов – важное направление работы. Детям нужна школа, где становятся изобретателями, которая вдохновляет, пробуждает интерес, разжигает жажду знаний. Конструирование уже в первом классе помогает воплотить самые оригинальные идеи, создав свои собственные устройства и изобретения, которые в будущем могут стать прорывными проектами в различных индустриях. Открытые хакспейсы, проектные технологии на уроках и во внеурочное время, кроссплатформенное обучение – все это работает на подготовку инженеров будущего.

Какие новые подходы в подготовке и переподготовке кадров реализуются в системе образования Республики Татарстан? Что делается по подготовке и внедрению Национальной стратегии учительского роста и уровневого профессионального стандарта педагога?

Повышение квалификации педагогов – прерогатива Министерства образования и науки Республики Татарстан и Института развития образования. Методисты Управления образования только направляют педагогов. Обучение организовано через «Персонифицированную систему повышения квалификации работников образования Республики Татарстан» на портале www.edu.tatar.ru. В личном кабинете педагог имеет возможность познакомиться с планом-проспектом курсовой подготовки ИРО Республики Татарстан, Казанского Федерального университета и других вузов, осуществляющих обучение, выбрать тематику, которая необходима педагогу для развития своей профессиональной компетентности, сроки обучения. Повышение квалификации проходит на бюджетной основе, однако педагог может воспользоваться образовательными услугами вузов не только региона, но и Российской Федерации и обучаться за рубежом. Выполняя 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части планового перехода на повышение квалификации работников образования 1 раз в 3 года, плановый показатель повышения квалификации педагогов нашего города составляет 33,3 %.

Наш следующий вопрос касается системы дошкольного образования. Ликвидирована ли очередь в детские сады? Что для этого предпринимается? И как обстоит дело со строительством новых школ с целью ликвидации второй смены?

Своеобразным барометром на изменения, происходящие в обществе, является дошкольное образование. Реализация прорывных проектов последних лет федерального и республиканского уровней по обеспечению мест в детских садах изменили образовательный ландшафт города, обогатив его не только архитектурными решениями, но и содержанием.

За период с 2013 по 2017 годы построено 56 детских садов, открыто 9 дошкольных отделений при общеобразовательных школах. В 2017/18 учебном году планируется открытие ещё 3-х дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время в Казани работают 320 образовательных учреждений:

  • 309 детских садов,
  • 2 прогимназии,
  • 9 школ с дошкольными отделениями.

Всего программой дошкольного образования охвачено около 68 тысяч маленьких жителей Казани. Это серьезная цифра. Но для нас важен также и актуальный спрос – очередь в детские сады на сегодня составляет около 20 тысяч детей в возрастной категории от 1,5 до 6 лет.

Учитывая рост детского населения в нашем городе, нам предстоят масштабные работы по стабилизации ситуации в детских садах. Варианты решения известны – кроме нового строительства, это семейные и частные детские сады, развитие сети которых возможно при участии Министерства образования и других заинтересованных структур.

Говоря о дошкольном образовании мы не должны забывать, что вопрос не только в его доступности. Детские сады от стадии апробации ФГОС перешли к режиму функционирования в этом поле. Изменение философии дошкольного образования влечет за собой повышенные требования к компетенциям педагогов-дошкольников. Рост профессионализма обеспечивается современными формами и технологиями работы с кадрами, что нашло отражение в проекте «Новый формат педагога-дошкольника столицы Татарстана».

Важным направлением для нас является создание инновационного уклада жизни детского сада, основным компонентом которого является развивающая образовательная среда. Она должна стать третьим «учителем» после семьи и педагога в формировании личности дошкольника.

Новая реальность казанского образования: детский сад как часть образовательного комплекса. Не первый год функционируют 9 школ с дошкольными отделениями. Преемственность программ разного уровня – преимущество таких организаций, позволяющее выстроить образовательную траекторию от дошкольника до выпускника средней школы. Опыт работы лучших из них мы широко пропагандируем, а руководителям, испытывающим затруднения, оказываем оперативную помощь. В администрации таких школ есть специалисты, знающие специфику работы с дошкольниками. В этом учебном году увеличилось количество крупных дошкольных организаций. Это идея не нова. Подобные комплексы под управлением опытных заведующих уже доказали свою состоятельность.

Повышение эффективности деятельности учреждений мы связываем с изменением их организационной и управленческой культуры. Опыт функционирования образовательных центров у нас в Казани, Москве и Петербурге, проведение экспертных сессий с руководителями школ, легли в основу создания семи новых образовательных центров. Что мы ждем от этого проекта? Естественно, это повышение качества образования через:

  • улучшение материальных условий;
  • переход на обучение в одну смену;
  • профилизацию старших классов;
  • развитие возможностей дополнительного образования.

На данный момент начата комплексная работа по выстраиванию новых моделей объединенных школ. Мы говорим именно об объединении как о процессе соединения лучших наработок обоих образовательных учреждений с целью усиления роли в образовательном пространстве города и повышения уровня образования в этих учреждениях. Проведены рабочие группы с администрацией новых образовательных комплексов, на которых мы рассмотрели концептуальные основы процессов и выработали совместное видение школы нового типа.

Оценку промежуточных результатов данного проекта планируем через мониторинг с участием общественного Совета.

Современная инфраструктура к первому сентября пополнилась двумя школами-новостройками (полилингвальная гимназия № 180 и многопрофильная школа №181), построенными по новому проекту на 1224 места каждая. Продолжается строительство еще 3-х школ.

Что делается в Казани по поддержке олимпиадного движения, взращивания стобалльников и победителей всероссийских и международных олимпиад? Можно ли привести примеры?

Одарённые дети – уникальная составляющая нашего общества. Казанская модель работы с одаренными и мотивированными детьми ориентирована на развитие их творческого потенциала, начиная с дошкольного возраста и до осознанного выбора жизненного пути. Мы достигли широкого охвата школьников олимпиадным и конкурсным движением. Благодаря победам наших ребят на международных и всероссийских олимпиадах и конкурсах сформировался бренд Казани как образовательного центра не только Поволжья, но и России.

Нам есть, чем гордиться:

  • 3 место в общем зачете заключительного этапа Всероссийских олимпиад. Впереди нас только Москва и Петербург.
  • увеличение количества победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников на 18 % – с 331 до 391 ученика,
  • на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников наши ученики побили прошлогодний рекорд по количеству дипломов. 78 учеников (из 131) – победители и призёры, на шесть человек больше, чем в прошлом году.
  • в Год экологии команда наших школьников триумфально выступила на Всероссийской олимпиаде по экологии, завоевав 12 дипломов призеров и 5 дипломов победителей. 11 членов нашей команды - воспитанники ЦДТ «Танкодром» Советского района. Абсолютным победителем среди учащихся 11-х классов стала Гайнуллина Дина из гимназии № 90 Советского района.
  • учащиеся гимназии 7, лицея 83, IT-лицея достойно выступили на Российской олимпиаде по геологии в составе команды Республики Татарстан и заняли 3 место.
  • у нас на сегодня 52 победителя и призера 12 международных олимпиад. Это ученики лицеев-интернатов № 2 и № 7, IT-лицея, лицеев 131, 121, им. Лобачевского, гимназий №№ 2, 7, 19, 27, 90, 102, 122, школы № 171.

Для работы с одаренными детьми у нас существует «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей», который занимается проведением олимпиад, организует учебно-тренировочные сборы для учащихся – победителей и призеров различных этапов олимпиад.

Вместе с тем, нам есть, что совершенствовать в работе с одаренными детьми. Необходимо создание резерва талантливых учащихся начальной и основной школы через систему олимпиад и конкурсов, развитие партнерства с вузами, организация научного консультирования и сопровождения одаренных. Необходимо отработать механизм дальнейшего сопровождения одаренных детей учителем-предметником на уровне образовательной организации. И эта задача напрямую связана с изменением технологий, способов обучения и в конечном итоге с профессионализмом учителя.

По поддержке 100-балльников и одаренных детей большое внимание уделяется работе ресурсных центров по подготовке к ЕГЭ, расположенных на базе 20 школ города. Педагоги-тьюторы – учителя-эксперты высшей категории, проводят мастер-классы и семинары для учителей Казани.

Для самих детей реализуется проект «ЕГЭ на «5».

В целом наша стратегическая цель – создание гибкой, конкурентоспособной и социально ориентированной системы образования, способной реагировать на вызовы времени и обеспечивать инновационное развитие города и Республики во благо всей системы российского образования.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018