Вестник Образования России - КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРИЗНАНА ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ РЕГИОНОВ РОССИИ ПО ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

24.01.2018

Интервью с депутатом Государственной Думы ФС РФ, членом Комитета по образованию и науке  СИЛАНОВЫМ Алексеем Николаевичем

Алексей Николаевич, Вы являетесь депутатом Государственной Думы ФС РФ от Калининградской области, поэтому большинство наших вопросов связано с системой образования этого самого западного субъекта Российской Федерации. Как сегодня развивается система образования Калининградской области? Какие темы, магистральные направления были выбраны для реализации образовательными организациями области? И как они, на Ваш взгляд, осуществляются?

По оценкам российских экспертов в 2016/17 учебном году Калининградская область признана одним из лучших регионов России по школьному образованию. По индексу региональных инновационных экосистем образования мы также входим в топ-10 регионов с самыми современными условиями для обучения.

В регионе осуществляется проектно-целевой метод управления системой образования, реализация проектов стала наиболее эффективной формой работы для образовательных организаций.

В 2016 году в рамках ФЦПРО Калининградская область стала победителем пяти конкурсных отборов, и объем привлеченных средств из федерального бюджета составил 75,2 млн руб. В 2017 году – 38,1 млн руб. и по итогам конкурсного отбора регион стал победителем 6 раз. 5 конкурсных отборов выиграно на 2018 год и планируется привлечь федеральных средств 26,9 млн рублей.

В регионе разработана и принята Стратегия развития системы образования Калининградской области до 2020 года. Магистральными или основными прорывными направлениями можно назвать: открытость системы образования региона для инноваций и тиражирования опыта, создание современной инфраструктуры, информатизация образования, в части внедрения единых информационных систем учета контингента в общем, дополнительном и профессиональном образовании, поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, обновление и модернизация системы профессионального образования под задачи подготовки кадров будущего. 

На территории региона в прошедшем году впервые проведены масштабные мероприятия всероссийского уровня: Всероссийский конкурс работников образования «Воспитать человека», заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по математике и немецкому языку – 800 участников из 65 регионов России, школьники Болгарии и Китая.

Калининградская область стала федеральной площадкой для продвижения Российского движения школьников.

В молодежном лагере «Балтийский Артек» на протяжении двух последних лет собираются молодые педагоги на всероссийские смены по обмену опытом и применению лучших практик воспитательной работы.

Таким образом, регион стал открытой площадкой для проведения мероприятий всероссийского уровня в сфере образования и стажировочной площадкой для субъектов Российской Федерации по основным направлениям модернизации образования (создание новых Концепций преподавания предметных областей, создание информационно-библиотечных центров, введения ФГОС общего образования на уровнях основного общего и среднего общего образования).

С 2016 года в регионе успешно работает информационная система «Контингент», в рамках которой во всех общеобразовательных организациях обеспечено функционирование электронной канцелярии, с января 2017 года для граждан региона доступна возможность подачи заявлений на зачисление детей в 1-е, 10-е, в профильные классы и перевод детей во все общеобразовательные организации области с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Завершено внедрение электронной информационной системы «Электронный детский сад». Записать ребенка в единую очередь можно при личном присутствии в органе управления образованием, многофункциональном центре или дистанционно – через портал www.gosuslugi.ru. Таким образом, любой зарегистрированный пользователь Единого портала государственных и муниципальных услуг имеет возможность осуществить самостоятельно постановку в очередь любого ребенка.

В 2017 году был дан старт региональной гуманитарной олимпиаде школьников «Умники и умницы Калининградской области». Участие приняли более 60 человек. В финал олимпиады вышли 33 обучающихся и отобраны в финал 7 школьников, которые будут представлять наш регион на Всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиаде в г. Москве.

Третий год в Калининградской области реализуется специальный проект по олимпиадной подготовке школьников, в том числе на базе БФУ им. И. Канта. Каждый пятый участник проекта стал победителем или призером олимпиад и других значимых интеллектуальных мероприятий всероссийского и международного уровней. Школьники региона успешно выступили и на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по гуманитарным предметам: три призера по немецкому языку и два по литературе, один по истории, а еще один призер по технологии.   

Учитывая особое геополитическое положение Калининградской области, а также проведение в 2018 году чемпионата мира по футболу, перед региональной системой образования стоит задача по увеличению доли школьников, имеющих международные сертификаты на установление уровня владения иностранным языком. По состоянию на 1 сентября 2017 года 1797 школьников успешно прошли международную сертификацию, что на 725 человек больше, чем в 2016 году.

Еще если говорить об успешных проектах в образовании по итогам прошедшего учебного года – это площадка «IT ШКОЛЫ SAMSUNG» на базе Центра развития одаренных детей, где осуществлен выпуск 45 обучающихся, из них сертификаты с отличием получили 9 обучающихся, что составило 20 % от всех выпускников этого учебного года. Проект «TheCatQuiz» выпускников Калининградской площадки «IT ШКОЛЫ SAMSUNG» стал победителем Всероссийского конкурса «IT ШКОЛА ВЫБИРАЕТ СИЛЬНЕЙШИХ», выпускница «IT ШКОЛЫ SAMSUNG» в финале стала победителем в номинации «Выбор SamsungMobiele».

В данный момент осуществляется разработка и принятие межведомственного Регламента «Выявления и сопровождения одаренных детей в образовательных организациях Калининградской области» с учетом использования электронной системы «Контингент».

Сегодня движение WorldSkills все больше набирает обороты по всей стране, а как с этим направлением обстоят дела в Калининградской области? В связи с этим, как взаимодействуют бизнес-сообщество и образовательные организации по подготовке школьников на ориентацию по рабочим профессиям?

Одним из ключевых направлений развития профессионального образования является подготовка кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, внедрение в образовательный процесс новых международных стандартов, таких как WorldSkills.

Калининградская область официально вступила в движение WorldSkills Russia в конце 2015 года. На базе подведомственного Министерству образования Калининградской области ГАУ КО ДПО «Институт развития образования» создан Региональный координационный центр WorldSkills Russia в Калининградской области (РКЦ).

В 15 из 18 действующих в Калининградской области профессиональных образовательных организаций (что составляет 83 %) ведется обучение по 23 профессиям и специальностям, входящим в утвержденный Минтрудом России список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (так называемый ТОП-50). В 8 образовательных организациях обучение ведется в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по ТОП-50, которые были утверждены Минобрнауки России в 2016 году.

В 2017 году в регионе началась реализация приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». Калининградская область стала одним из победителей конкурсного отбора, проводимого Минобрнауки России, по реализации программы модернизации профессионального образования. В рамках данной программы в регионе будут созданы базовые сетевые площадки по приоритетным отраслям экономики, специализированные центры компетенций WorldSkills, расширен перечень реализуемых программ по ТОП-50, внедрены демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills.

Если говорить о перспективах, то с целью развития отраслей нового технологического уклада в экономике региона, обеспечения качества жизни населения Калининградской области, в региональной системе образования принято решение о реализации нового направления – обучения программированию. Сегодня это является одной из ключевых задач (нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, сенсорика, робототехника и т. д.).

На базе профессиональных образовательных организаций создаются специализированные центры компетенций (СЦК) для подготовки студентов к участию в чемпионатах «Молодые профессионалы».

В 2015/16 учебном году сборная команда студентов профессиональных образовательных организаций Калининградской области приняла участие в Финале I Открытого чемпионата профессионального мастерства по правилам WorldSkills Russia Северо-Западного федерального округа. В результате из 14 участников 9 завоевали призовые места (1-е места по компетенциям: Веб-дизайн и Ветеринария, 2-е места по компетенциям: Системное и сетевое администрирование, Ювелир, Ландшафтный дизайн, 3-и места по компетенциям: Повар, Флорист, Сухое строительство и штукатурные работы, Облицовка плиткой).

Представители бизнес-сообщества поддерживают проведение конкурсов профмастерства, помогают в оснащении площадок необходимым оборудованием, участвуют в деловой программе чемпионатов. Основным партнером по проведению регионального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» является Калининградская торгово-промышленная палата.

Чемпионаты профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс играют важную роль в профессиональной ориентации школьников. Так, в период проведения в Калининграде регионального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» – 2017 конкурсные площадки посетили около 5,5 тыс. школьников. На следующем региональном чемпионате, который пройдет в феврале 2018 года, в соревнованиях примут участие не только студенты и молодые рабочие, но и школьники. Они будут соревноваться по тем же компетенциям и на том же оборудовании, что и их старшие товарищи.

Думают ли в Калининградской области создавать «Кванториумы»? Если да, то что для этого делается? Как Вы, Алексей Николаевич, лично относитесь к реализации данного направления. Что, на Ваш взгляд, они должны воспитывать, к чему приучать, чему научить обучающихся?

В целом в регионе более 92 тыс. детей и молодых людей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием, что составило 67 % от общего количества детей и молодежи, проживающих на территории Калининградской области.

Одним из наиболее значимых результатов, реализованных в Калининградской области проектов в 2016/17 учебном году, стало открытие площадки дополнительного образования для детей и молодежи – Детского технопарка «Кванториум», который является местом притяжения и создания нового российского образовательного формата для детей. Идеология Технопарка «Кванториум» – это инновационная инфраструктура дополнительного образования детей и молодежи, направленная на раннюю подготовку кадров в сфере инженерных наук, основанная на проектной командной деятельности.

Он не размещен в отдельно взятом помещении, где идет реализация нескольких направлений. Одно направление реализуется в центре поддержки одаренных детей, а другое – в эколого-биологическом центре, еще два – в Балтийском федеральном университете им. Канта.

Я был недавно в Туле, где Дом пионеров теперь стал «Кванториумом». Я считаю, что, внедряя что-то новое, нельзя ломать то, что всегда было востребовано людьми. Невозможно внедрять только современные технологии, вокал, хореография, спортивное направление все так же привлекают детей.  Поэтому в Калининграде пошли другим путем, открыв общий «Кванториум».

В детском технопарке созданы условия для обучения более 1000 детей ежегодно на высокотехнологичном оборудовании по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности.

Все умения и навыки приобретаются преимущественно через практический опыт. Поэтому в «Кванториуме» применяются кейс-технологии, когда при обучении используется описание реальной ситуации, и обучающиеся должны в ней разобраться и предложить возможные решения.

Обучение в таком формате позволяет формировать у молодежи изобретательское мышление, осуществлять подготовку будущих кадров для высокотехнологичных отраслей экономики страны.

Кроме этого, на площадке «Кванториума» обеспечено взаимодействие общеобразовательных организации, организаций дополнительного образования, высших учебных заведений, учреждений среднего профессионального образования и предприятий-работодателей.

Такое сотрудничество позволяет осуществлять раннее выявление и поддержку одаренных школьников, занимающихся научно-техническим творчеством и технологическим предпринимательством. Надо отметить, что калининградский технопарк «Кванториум» – это распределенная модель квантумов и они располагаются как на площадке Балтийского федерального университета им. И. Канта, так и на площадках организаций дополнительного образования – в Центре развития одаренных детей и в Центре краеведения, экологии и туризма, что позволяет использовать ресурсы этих организаций как в реализации дополнительных образовательных программ, так и в общем образовании. Это тоже одна из особенностей работы «Кванториума», а еще калининградский «Кванториум», единственный в стране организовал уже летом 2017 года пять летних смен для ребят. Само название смен говорит за себя: «Косморобо», «Школа инноваторов», «Прогулка в будущее – виртуальные миры», «Покорители неба», «Инженеры Хай-тек».

233 ребенка в возрасте от 9 до 17 лет пробовали себя в роли инженеров, изобретателей, предпринимателей, получили возможность определиться со своей будущей профессией.

В ближайшей перспективе в рамках Приоритетных проектов на базе технопарка планируется открытие Модельного центра дополнительного образования и мобильного «Кванториума», чтобы обеспечить доступность к занятиям ребятам из области.

Сегодня, как нам известно, московские школы – гимназии и лицеи – активно сотрудничают с образовательными организациями Калининградской области. Каковы результаты, по Вашему мнению, этого взаимодействия. Что нового, интересного появилось и появляется в Калининградских школах благодаря этому взаимодействию?

Проект молодой и говорить о его результатах достаточно рано, сегодня я могу рассказать о тех возможностях, которые предлагает проект.

Это, конечно, новые возможности для ребят из Калининградской области участия в образовательных событиях очно и дистанционно. Разработан годовой план таких событий. Среди них циклы лекций, видеоуроки, творческие проекты. Предполагаются культурно-образовательные обмены школьниками. Ребята из московских школ планируют провести полевую практику на Куршской косе.

Одновременно будут взаимодействовать руководители и педагоги партнерских школ. Нам важен опыт и конкретные рекомендации школ Москвы из ТОП-500.

Предполагается проведение регулярных вебинаров по обмену управленческим опытом. Мы надеемся, что реализация проекта повысит качество образования и даст новые возможности как школам Калининградской области, так и школам г. Москвы.

Для поддержки проектов взаимодействия со школами Москвы уже  состоялись несколько встреч с Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования города Москвы И.И. Калиной, с заместителем председателя Правительства Калининградской области И.А. Бариновым и министром образования С.С. Трусеневой, встречи ректора ИРО Калининградской области со специалистами МИОО, а также встреча председателя 27-го межрайонного совета директоров г. Москвы В.Ф. Бурмакиной, с директорами образовательных организаций Калининградской области. Достигнуты договоренности о сотрудничестве 25-ти школ г. Москвы и 50-ти школ региона.

Основные направления взаимодействия в рамках проекта самые различные: патриотическое воспитание, исторический и культурный обмен; развитие волонтерской и туристско-краеведческой деятельности; дистанционное обучение по тематическим направлениям; реализация партнерских образовательных проектов; поддержка индивидуальных образовательных и профориентационных проектов, разработанных под социальный запрос сельских школ.

И многие другие направления сотрудничества.

В настоящее время Министр ведет речь идет о кардинальном изменении подхода к образованию и подготовке педагогических кадров, закреплению молодых педагогов. Что делается для этого в области, какие механизмы применяются? Как участвуют педагоги во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», да и вообще во всех всероссийских конкурсах? Способствует ли их проведение решению поставленных задач?

Вопросы целевого приема и целевого обучения педагогических кадров актуальны для Калининградской области.

Целевая подготовка направлена на регулирование не только количества, но, прежде всего, качества регионального педагогического сообщества.

С 2015 года Министерством образования и органами управлением образованием муниципальных образований Калининградской области ведется работа по систематизации процесса целевой подготовки педагогических кадров, что позволяет обеспечивать образовательные организации региона высококвалифицированными, профессионально мотивированными кадрами.

В Педагогическом институте обучается 950 студентов всех уровней: от бакалавров до аспирантов.

В целях обеспечения высокого качества подготовки педагогов в Педагогическом институте действует сеть научно-исследовательских центров и образовательных лабораторий: Школа социально-педагогического проектирования, Центр образовательной инженерии, Центр непрерывного психолого-педагогического образования, Лаборатория инклюзивного образования, Центр духовно-нравственного образования, Центр исследования проблем адаптации и реабилитации.

Работе по поддержке молодых педагогов в Калининградской области уделяется большое внимание. Ежегодно проводятся конкурсные отборы на получение денежного поощрения молодыми педагогами за счет средств регионального бюджета. 30 молодых педагогов ежегодно получают разовую премию в размере 10 тысяч рублей. Традиционным стал и конкурс молодых педагогов, который так же проводится ежегодно. Участниками конкурса в 2017 году стали 44 педагогических работника, представляющие 18 муниципальных образований Калининградской области. В этом году конкурс проводился на основании положения о всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» и явился своеобразным отборочным этапом для участия во Всероссийском конкурсе. Победители конкурса будут направлены для участия во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», заочный этап которого будет проходит в ноябре декабре 2017 года. Участие в котором молодых педагогов Калининградской области также стало уже традиционным и успешным – наши молодые педагоги всегда в числе лауреатов и дипломантов этого конкурса, надеюсь, и в этом году молодежь так же успешно представит свой регион.

Помимо конкурса молодых педагогов в регионе проводится целый ряд профессиональных конкурсов, в числе которых «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям».  Победители также принимают участие во Всероссийских конкурсах и имеют успехи.

Проведение конкурсов профессионального мастерства среди педагогических работников является очень важным. Это и способ выявить лучших учителей, педагогов дошкольного и дополнительного образования, это и способ выявления новых интересных методик, это и поддержка творчески работающих педагогов.

Для поддержки и профессионального развития молодых педагогов ежегодно проводится молодежный педагогический форум, в рамках которого с молодыми педагогами работают опытные специалисты, молодежь делится опытом своей работы. Ежегодно более 100 молодых педагогов не только из Калининградской области, но и из других регионов РФ принимают участие в этом образовательном форуме, делятся своим опытом, получают новые знания. Это очень важная работа, которую регион и далее будет продолжать.

И в заключение необходимо отметить, что в Калининградской области уже более 10 лет действуют Ассоциация молодых педагогов, Ассоциация сельских инновационных школ, в рамках которых проводятся семинары, мастер-классы, обмен опытом. Эта также одна из важных форм работы, которая помогает росту профессионального мастерства молодежи.

Вы являетесь постоянным читателем «Вестника образования России». Какую роль, на Ваш взгляд, сегодня играет данное издание? И что Вы можете пожелать нашим подписчикам в преддверии 2018 года?

Для меня, человека, который достаточно долго работал в системе образования, любое педагогическое издание – это всегда возможность получения информации. Получение не только информационного материала о проведении каких-то мероприятий, но и в то же время мне всегда интересно выступление моих коллег, управленцев различного уровня, их видение перспектив развития образования, ситуация, которая сегодня складывается, поэтому я считаю, что в этом плане «Вестник образования России» достаточно актуален и позволяет в определенной степени прослеживать ту одинаковую политику, которая реализуется, и в том плане достаточно интересно знакомиться с этим изданием.

Хочу пожелать стабильности, стабильного курса в образовательной политике, чтобы наши коллеги не находились на переломе определенных взглядов и тенденций вне зависимости от того, какие происходят кадровые изменения управление отраслью. Хотя система образования достаточно консервативна, но тем не менее всегда к каким-либо реформам в этой отрасли нужно подходить очень взвешено, потому что это касается жизни и судьбы  миллионов людей – тех, кто учит, тех, кто учится, и тех, кто приводит своих детей на обучение, на занятия, поэтому каждая предлагаемая инновация должна быть взвешенной, она должна быть принята всем сообществом и педагогическим, и родительским, в какой-то степени ученическим, поэтому хотелось бы стабильного, понятного всем курса образовательной политики. Несомненно, это та сфера, где невозможно работать без душевного тепла, любви к детям, любви к тем, кто находится рядом, потому хотел бы всем пожелать душевности, спокойствия, любви, добра, духовности – это все то, что как никогда нужно в системе образования.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2018