Вестник Образования России - ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГОГИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ КНЯЗЬ В.Ф. ОДОЕВСКИЙ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

29.11.2017

Заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО Богуславский Михаил Викторович

Всем нам с детства знакомы произведения Владимира Федоровича Одоевского – «Городок в табакерке» – энциклопедия для детей, первый совершенный образец художественно-познавательной сказки и исполненная подлинной поэтичностью сказка «Мороз Иванович», ставшая классикой отечественной детской литературы.

Значительно меньше мы знаем другие стороны творчества выдающегося российского педагогический мыслителя и просветителя В.Ф. Одоевского (1804–1869). Философ, футуролог, автор мистиче­ских повестей и рассказов, талантливый музыкант он обогатил и во многом предвосхитил развитие многих направлений культуры, прогностично обосновал модель общего образования школы ХХI века [4].

Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича) Владимира Федорович окончил Московский университетский Благородный пан­сион, где учились многие будущие русские писатели и декабристы.

Уже в юные годы (в 1823 году) В.Ф. Одоевский организовал и возглавил «Общество любомудрия» философский кружок, объе­динивший многих талантливых и благородных людей, озабочен­ных судьбой Отечества и поисками истины. В его литературно-музыкальной гостиной (уже в Петербурге, куда он переехал из Москвы в 1826 году) собирались лучшие представители русской интеллигенции: Пушкин, Вяземский, Гоголь, Лермонтов...

Очень плодотворно трудился В.Ф. Одоевский на ниве образования. Князь был одним из организаторов Общества посещения бедных, занимавшегося устройством детских приютов, школ и больниц. С работой Общества и было связано его первоначальное увлечение педагогикой и детской литературой [6].

С 1838 по 1845 гг. В.Ф. Одоевский находился во главе Комитета главного попечительства для учреждения детских приютов. Цель учреждений данного вида состояла в том, чтобы приютить ребенка на время дневной работы родителей, а также содействовать его физическому, нравственному и умственному развитию. Созданная с В.Ф. Одоевским по всей территории России сеть таких приютов, оказала существенную помощь семье и детям в тяжелых социально-экономических условиях, сложившихся в России в 30-40 гг. XIX века. Знаменательно, что В.Ф. Одоевский, несмотря на свое аристократическое происхождение, не делал различия в воспитании детей разных сословий, за что современники называли его князем-демо­кратом. Значительна деятельность В.Ф. Одоевского в 1840 – е гг. в качестве консультанта по педагогическим вопросам и члена Ученого совета при Министерстве государственных имуществ. Этим передовым ведомством при его деятельном участии для детей государственных крестьян за пятнадцать лет было открыто более 2600 школ [7, с. 6].

Став 1846 г. заместителем директора Императорской публичной библиотеки и заведуя Румянцевским му­зеем, Одоевский общался со многими учеными, а также с мно­жеством людей из самых разных социальных и культурных слоев русского общества того периода. В то же время Одоевский сотрудничал в журнале «Оте­чественные записки». В последние годы жизни (с 1862 г.), проведенные вновь в Москве, он был сенатором, участвовал в создании Московской консерватории и Русского музыкального общества.

Вклад Одоевского в российскую педагогику намного значительнее и многограннее его непосредственной педагогической деятельности и собственно педагогических трудов. Для него педагогическая деятельность – часть общей деятельности по просвещению русского народа.

Более того, целостный анализ интеллектуального наследия Одоевского позволяет констатировать, что его концепция являлась своего рода матрицей для развития отечественного образования ХIХ – начала ХХI веков, из нее, как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», вышли все последующие направления российской педагогической мысли.

Основной категорией педагогики для В.Ф. Одоевского, безусловно, являлось воспитание. Центральная идея состояла в духовно-нравственном воспитании юной личности в сочетании с воспитанием гражданственности. Главная задача нового воспитания, по мысли В. Ф. Одоевского, научить ребенка «быть человеком», сделать его гражданином, развить его душу и «привести к движению орудие его мышления». По убеждению В.Ф. Одоевского, в воспитании, по-новому, должны быть расставлены приоритеты: на первый план необходимо вывести не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития, т.е. «школа для человека, а не человек для школы» [8].

В соответствие с этим им была выдвинута и обоснована перспективная модель школы, которая включала в себя следующие ценности и приоритеты:

  • система российского образования носит демократический характер, в ней должны реализовываться принципы всеобщего бесплатного обязательного образования, приоритетно необходимо создание сельской начальной школы;
  • начальная школа должна быть народной, она призвана базироваться на достижениях оригинальной русской педагогики, которая должна находиться на уровне лучших достижений мировой педагогической науки и соответствовать потребностям русской жизни («возникать из русского быта и начинаться с понятий, известных русским людям»);
  • школа должна быть общеобразовательной и направленной на осуществление «системного» образования, дисциплины должны быть взаимодополняемы, важна «одновременность в преподавании разных наук, чтоб одна объясняла другую» [2, с. 44];
  • школа должна быть современной и научной – необходимы: проектирование научных знаний на учебный процесс с учётом их эмпирических и теоретических связей в науке; актуализация научного подхода к процессу первоначального обучения; доминирование в содержании образования естественнонаучных и технических знаний [1].

Идеи, сформулированные В.Ф. Одоевским, во многом созвучны с современной проблематикой гуманизации образования: о связи обучения с жизнью и применении этой теории в образовательной практике; об истинном образовании детей на основе прогрессивных научных знаний; о всестороннем и внимательном изучении психологии детей различного возраста; о развитии внимания, наблюдательности, интереса, познавательной активности и самостоятельности воспитанников на основе разработанных им дидактических принципов (наглядности обучения, своевременности, последовательности, научности, сочетания формального и материального в образовании).

Подчеркнем, что всех почитателей и исследователей литературного и педагогического наследия В.Ф. Одоевского особо привлекал его мощный футурологический прогностический потенциал. Он предвосхитил развитие многих направлений культуры, прогностично обосновал перспективы развития российского образования. По правомерному выражению исследователя творчества В.Ф. Одоевского В.И. Сахарова «он выдвигал такие смелые гипотезы, так далеко предвидел будущее, что оказался непонятым своими современниками. В сфере точных наук, эстетики, педагогики, музыки, социальной мысли этот удивительный человек начинал задумываться над проблемами, тогда лишь еле брезжившими, едва намеченными, а сегодня подступившими к нам вплотную» [6].

Значит ли это, что «несвоевременные», не понравившиеся тогда обществу мысли Одоевского канули в бездонный колодец прошлого, стали историей? Сам писатель думал иначе: «Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет» [3].

В футурологическом творчестве В.Ф. Одоевского, особенно, пленяет его социальный оптимизм. В утопии «4338-й год. Петербургские письма», написанной им в 1838 г, то есть за 2500 лет до описываемых событий, Россия предстает «центром русского полушария и всемирного просвещения», причем «просвещение в ней считается тысячелетиями» и уже распространилось «до низших ступеней» [3].

По вдохновляющему прогнозу мыслителя «все менее просвещенные и образованные государства к этому времени давно обанкротились и исчезли с мировой арены: о Германии вспоминают только в связи с Гете, англичане распродали свои острова и побираются по всему миру. Америка полностью разорилась и оставляет самое жалкое впечатление. Только две страны доминируют в мире – Россия и идущий в ее форваторе Китай» [3].

Характерно, что эти письма из будущего пишет китайский студент, находящийся в Санкт – Петербурге своему другу в Китай.

В них Одоевский рисует российское государство, социальная иерархия в котором определяется степенью учености. Правит страной «первый поэт» государь, глава Российской империи [3]. В составе будущего Правительства России Министр философии и Министр изящных искусств. А среди самых уважаемых в государстве людей поэты и философы, а также «историки первого и второго класса». Сословия определяются не социальным и имущественным статусом, а образованностью и сферой профессиональной деятельности. При этом, как пишет Одоевский, недавно «государь пришел к мысли соединить ученые сословия не одною ученою, но и гражданскую связью» [3].

Первые сановники государства «образуются в особенном училище, которое носит название: «Училище государственных людей». Сюда поступают отличнейшие ученики из всех других заведений, и за развитием их способностей следят с самого раннего возраста. По выдержании строгого экзамена они присутствуют в продолжение нескольких лет при заседаниях Государственного совета, для приобретения нужной опытности; из сего рассадника они поступают прямо на высшие государственные места [3].

Удивительны прозрения Одоевского, связанные с будущей информационной культурой: «Настанет время, когда книги будут писаться слогом телеграфических депешей; из этого обычая будут исключены разве только таблицы, карты и некоторые тезисы на листочках. Типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; проживут еще романы, и то не долго — их заменит театр, учебные книги заменятся публичными лекциями. Новому труженику науки будет предстоять труд немалый: поутру облетать (тогда вместо извозчиков будут аэростаты) с десяток лекций, прочесть до двадцати газет и столько же книжек, написать на лету десяток страниц и по-настоящему поспеть в театр; но главное дело будет: отучить ум от усталости, приучить его переходить мгновенно от одного предмета к другому; изощрить его так, чтобы самая сложная операция была ему с первой минуты легкою; будет приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна, и быстро расчислить, сколько затем страниц можно пропустить без изъяна» [3].

Но больше всего в этой футурологической повести в письмах потрясает прогностическая зарисовка, воспроизводящая хорошо нам знакомые современные российские реалии в сфере науки и культуры: «Многие люди, которые едва годны быть простыми ремесленниками, объявляют притязание на ученость и литераторство; эти люди почти каждый день собираются у передней нашей Академии, куда, разумеется, им двери затворены, и своим криком стараются обратить внимание проходящих. Они до сих пор не могли постичь, отчего наши ученые гнушаются их сообществом, и в досаде принялись их передразнивать, завели также нечто похожее на науку и на литературу; но, чуждые благородных побуждений истинного ученого, они обратили и ту, и другую в род ремесла: один лепит нелепости, другой хвалит, третий продает, кто больше продаст — тот у них и великий человек; всякому хочется захватить монополию, а более всего завладеть настоящими учеными и литераторами. Эти люди — темная сторона нашего века; надобно надеяться, что с большим распространением просвещения исчезнут и эти пятна на русском солнце» [3]. Пожалуй, это единственный прогноз замечательного футуролога, который пока не оправдался.

В целом, литературно-педагогическое наследие выдающегося гуманиста и просветителя В.Ф. Одоевского определило ведущие направления становления и развития гуманистической педагогики в России в последующие эпохи. Уникальность личности В.Ф. Одоевского также стала основанием для утверждения образца энциклопедически образованного, нравственно развитого и социально активного человека, педагогическое сознание которого отражало своеобразие времени становления основ отечественного образования и формирования классической педагогики.

В заключение приведем суждение В.И. Сахарова: «Его собственная жизнь ученого и писателя – интереснейший пример вечного стремления самобытного ума к пределам человеческого знания. Многолетние труды не принесли Одоевскому богатства. Но он никогда не стремился к материальному благополучию. Зато богатство, бодрость и сила духа, ясность мысли были сохранены им до конца» [5, с. 2728].

Литература

  • Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. В.Я. Струминского. – М.: Учпедгиз, 1955.- 367 с.
  • Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2-х т. Т.1. Русские ночи. Статьи. М.: Художественная литература, 1981. 365 с.
  • Одоевский В.Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и воспоминания современников. Московские адреса / Сост., вступ. ст. и примеч. В.И. Сахарова. – М.: Русскiй мiръ, 2006. – 512 с.
  • Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIXXX веков. М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2002. – 96 с.
  • Сахаров В.И. О жизни и творениях В.Ф. Одоевского// Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Художественная литература, 1981. С. 528.
  • Сахаров В.И. Сеятель мыслей. О жизни и творениях В.Ф. Одоевского // Одоевский В.Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и воспоминания современников. Московские адреса / Сост., вступ. ст. и примеч. В.И. Сахарова. – М.: Русскiй мiръ, 2006.
  • Струминский В.Я. В.Ф. Одоевский и его педагогические идеи //Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955. С.558.
  • Сулим Н.Н. В.Ф. Одоевский о становлении духовно-нравственной личности в условиях междисциплинарной интеграции // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной заочной научной конференции. – Пермь, 2011.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017