Вестник Образования России - ПОТОЧНО-ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ВАРИАТИВНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ И УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТА 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

29.11.2017

Кочнева Любовь Петровна, директор высшей категории МБОУ «Гимназия № 7 имени Героя России А.В. Козина», Заслуженный учитель России и Республики Татарстан, к.п.н., Почетный гражданин города Казани;

Ломакина Татьяна Юрьевна, заведующий Центром исследований непрерывного образования ФГБНУ ИСРО РАО, д.п.н., профессор

Внедрение в практику работы новых технологий – не только одно из важнейших направлений экспериментальной работы, но и необходимый механизм, способствующий самореализации ученика.

Долговременная национальная образовательная инициатива, направленная на постепенный переход к новым образовательным стандартам, требует, безусловно, трансформации инфраструктуры школьной сети, а также серьезных изменений в организации учебно-воспитательного процесса, в развитии учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей. Суть и смысл инициативы, по нашему мнению, заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации инновационного развития страны. Это соответствует и задачам Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, проекту «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» как основы для обеспечения технологической и экономической независимости государства. Так коллектив гимназии видит современную миссию образовательной организации в союзе с родителями.

Достижение поставленной цели потребовало модернизации учебно-воспитательного процесса для повышения качества образования всех учащихся в массовой школе и для использования дифференциации в обучении талантливых детей, что, в свою очередь, выявило необходимость создания новой образовательной среды, обеспечивающей жизнедеятельность всех фигурантов педагогического процесса. Следовательно, назрела необходимость изменения организации учебно-воспитательного процесса с целью реализации права образовательного выбора каждого гимназиста при соблюдении интересов личности, а также приобретении умения адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Эта цель в массовой государственной школе долгое время была противоречием, выявленным в результате многофакторного анализа образовательной среды школы и ее соответствия новым вызовам времени.

Изменение парадигмы гимназического образования предусматривает решение двух приоритетных задач:

  • обновление содержания основных образовательных программ, адекватных особенностям гимназии и принятым учебным планам;
  • изменение организации функциональной среды жизнедеятельности.

Особенно трудной задачей является, безусловно, вторая, так как с изменением организации учебно-воспитательного процесса меняется сформированный десятилетиями стереотип, к чему следует корректно и профессионально подготовить всех участников образовательной деятельности. При этом следует помнить о соблюдении преемственности как о непрерывном процессе перехода количественных изменений в качественные, обеспечивающем закономерную плавность развития обучающихся в процессе смены этапов формирования личности и ее активного включения в образовательный процесс на следующей ступени обучения.

Свою программу развития педагогический коллектив Гимназии разрабатывал и реализовывал поэтапно, опираясь на опыт ряда инновационных образовательных учреждений российских регионов (гг. Новосибирск, С-Петербург, Салават, Челябинск и др.), а также на опыт образовательных учреждений разного типа Англии, Германии, Сингапура, Финляндии, Франции и др. Эта работа велась в рамках экспериментальной площадки сначала Института теории и истории педагогики РАО, а затем - площадки Российской академии образования.

Каждый этап решает комплекс задач, среди которых:

- изучить состояние исследуемой проблемы в зарубежной и отечественной теории и практике, в консолидированном определении содержания образования в условиях его преемственности и непрерывности, скорректировать стратегию реализации Программы «Развитие гимназии»;

- создать систему самоопределения и самореализации школьников в условиях профильного обучения на старшей ступени и предпрофильной подготовки на основной ступени;

- расширить возможности использования экономических и педагогических ресурсов для формирования образовательных и жизненных траекторий учащихся;

- создать условия для эффективной реализации социально-педагогических инициатив учителя, обеспечивающих защиту диссертаций и получение ученых степеней по актуальным проблемам педагогики.

В программе выделены 4 основные задачи, которые сегодня наиболее актуальны для развития гимназии: анализ ситуации в школе; мобилизация внутренних ресурсов; установление связи с внешней средой; разработка программы действий. Были определены также факторы, которые будут благотворно влиять на динамику развития гимназии:

  • целостный и дифференцированный подход к гимназическому образованию, сочетаемый с консультированием, диагностикой, коррекцией и вариативностью организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей;
  • формирование навыков информационной культуры;
  • расширение консультационной и психотерапевтической помощи гимназистам, расширение связей с выпускниками гимназии;
  • реализация защитной функции гимназии по отношению к личности каждого члена гимназического сообщества;
  • педагогически целесообразная организация природной и архитектурной среды;
  • формирование у учащихся здорового образа жизни, которому свойственны осознанный порядок, позитивные ценности совместной жизни, мажорный тон; активность детей в процессе жизнетворчества, самореализация учащихся и учителей;
  • поддержка педагогических инициатив и новаций.

Исходя из сформулированных задач и на основе принципов многоуровневости содержания формирования социально ориентированной личности; индивидуально ориентированного обучения была разработана структурно-функциональная модель формирования социально-ориентированной личности. Целью модели является развитие социального мышления (расширение социального кругозора и повышение интеллектуального потенциала), формирование субъектности, обогащение социального опыта личности, т.е. подготовка выпускника образовательного учреждения как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества. Модель содержит целевой компонент, содержательно-деятельностный (педагогические условия, формы, методы, средства и поэтапную инициацию) и оценочный, в который входят уровни и критерии сформированности социально-ориентированной личности.

Реализация разработанной модели в гимназии осуществляется с помощью поточно-группового метода обучения, который решает многие проблемы. Методологическим основанием этого метода обучения являются следующие принципы:

  • дифференцированный подход к учащимся, учитывающий их образовательные возможности, потребности и интересы;
  • обеспечение вариативности содержания образования;
  • предоставление обучающимся возможности выбора образовательных траекторий и профиля обучения на основе учебных проб и с учетом рекомендаций педагогов и психолога;
  • формирование у обучающихся совокупности личностных компетенций: смыслополагания, деятельностной рефлексии, готовности к принятию рекомендованных способов образовательной деятельности.

Педагогика Сингапура, например, в этой связи опирается (и вполне закономерно) на так называемый «Закон крышки», который нацеливает каждого участника процесса поднять свою крышку дальше, выше, сознательно переходя из одной стадии развития мотивации (лидерства) в другую стадию, более высокую:

  • бессознательная некомпетентность (я не знаю, что я не знаю),
  • сознательная некомпетентность,
  • сознательная компетентность,
  • несознательная компетентность.

 ЗАКОН КРЫШКИ

 

 

Закон «крышки», используемый сингапурской педагогической общественностью, положен в основу поточно-группового метода (ПГМ). Инициативная группа педагогического коллектива МБОУ «Гимназия №7», используя данный Закон, разработала поточно-групповой метод, который, безусловно, приведет к решению поставленных задач в рамках реализации новых стандартов, а значит, к повышению качества образования.

Используя в 5-11 классах ПГМ обучения, мы создали пространство вариативного уровня сложности и условие самореализации гимназиста.

 


 

Ключевой позицией мы определили простейший, но надежный мониторинг, организованный учителем в четырехлетней начальной школе. Чтобы быть убедительными перед родителями учащихся, являющимися социальными заказчиками, учитель 1-4 классов индивидуально знакомит в обязательном порядке в конце каждой четверти с данными мониторинга родителя. Промежуточные результаты мониторинга (без фамилий, с кодами), естественно, обсуждаются индивидуально с родителями, которые объективно видят уровень (возможности) своего ребенка на фоне класса, что и определяет в конце 4-го класса конкретный уровень ребенка по тому или иному предмету по Закону крышки.

 

 

 


 

Промежуточные результаты мониторинга (без фамилий, с кодами), естественно, обсуждаются индивидуально с родителями, которые объективно видят уровень (возможности) своего ребенка на фоне класса, что и определяет в конце 4-го класса конкретный уровень ребенка по тому или иному предмету по Закону крышки. Только такая тщательная работа может обеспечить родителям понимание и приятие выводов учителя. Следует отметить, что при этом у всех участников процесса формируется правильное восприятие решения учителя: ученик может быть зачислен по математике в группу «Олимп», то есть самого высокого уровня (будущие победители олимпиад), а уроки русского языка он будет посещать третьего уровня. Следовательно, классный коллектив учащихся расширяется до классно-параллельного сообщества. Дети, кстати, очень довольны. В конце учебного года возможен переход гимназиста из группы одного уровня в группу другого, если имеется рекомендация учителя и желание всех участников учебно-воспитательного процесса.

На всех уровнях имеют место традиционные оценки: «5», «4», «3», «2», «1», однако «5», полученная в первой группе, безусловно, выше по значимости «5», полученной в третьей группе. Как это понимать? Очень просто, аналогично оценке на ЕГЭ: например, по математике базового уровня 17-20 баллов рассматриваются как «5», однако, если из 20 заданий выполнены все, то «5» = max 20 баллов; если из 20 заданий выполнены только 17 заданий, то это тоже «5», но min 17 баллов. Аналогично воспринимается вузами и профильный уровень.

Тем самым ПГМО создает пространство вариативного уровня сложности предмета и дополнительного содержательного компонента для получения обучающимися опыта принятия и реализации самостоятельных образовательных решений, ведущих к изменению их образовательной ситуации и уточнению их образовательно-профессиональных намерений.

Итак, в ходе поточно-группового обучения решаются задачи:

1) обеспечение возможности выстраивания групповых образовательных траекторий, обучающихся;

2) создание пространства вариативной образовательной деятельности для определения и развития у обучающихся личных и профессиональных интересов, склонностей, способностей и связанных с ними метапредметных умений и навыков;

3) создание условий для формирования опыта самостоятельной реализации обучающимися их образовательных интересов, целей, притязаний и решений;

4) подготовка обучающихся к профильному обучению на старшей ступени общего образования.

5) создание комфортной образовательной среды для избежания непосильных интеллектуальных нагрузок на учащихся.

Поточно-групповое обучение выстроено как групповая образовательная траектория. А в отдельных случаях - индивидуальная образовательная траектория обучающегося. Под групповой образовательной траекторией понимается содержание образования, уровни его освоения, включающие определенный государством обязательный минимум и определенные учащимся для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана гимназии, а также ведущие технологии и методы обучения.

Учебные группы в потоках (параллелях) организуются по уровню сложности содержания и способов освоения предметного материала. В каждой параллели создается столько групп, сколько в ней классов-комплектов. В зависимости от количества учителей по отдельным предметам можно создавать одни и те же группы для двух предметов. При этом финансирование осуществляется по штатному расписанию из бюджета.

Поточно-групповой метод обучения оказался достойным внимания, он позволяет решать поставленные задачи по выстраиванию образовательных траекторий учащихся, учитывая их индивидуальные способности, интересы, желания, что отмечают как учителя, так и родители, и учащиеся. Решением педагогического совета было определено продолжать использование данного метода, учитывая замечания, высказанные в ходе обсуждений на родительских собраниях, заседаниях методических объединений и т. д.

Текущий учебный год уже шестой со времени введения этого метода в нашей гимназии, а также – третий год в аграрном колледже Кукморского района Республики Татарстан, второй год - в лицее №177 города Казани и в лицее №14 города Зеленодольска РТ.

Используя наш опыт, который неоднократно демонстрировался на семинарах, вышеназванные учреждения заметно повысили качество образования своих учащихся. Наше образовательное учреждение, являющееся федеральной экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», с благодарностью признает опыт работы этих учреждений, так как высокая результативность деятельности этих педагогических коллективов является прямым доказательством эффективности нашего метода. Более того, мы призываем и другие школы пристальнее посмотреть на ПГМО с профессиональной точки зрения и компетентно оценить это педагогическое явление, встечающееся и в других вариациях.

Данные подходы абсолютно не мешают широко применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе всех уровней.

Учителя математики, физики, химии, биологии успешно используют на уроках 3D-контент (производство Индия) в качестве интерактивного пособия, позволяющего увидеть процессы, которые невозможно наблюдать в жизни: циркуляцию крови и плазмы по венам и артериям, развитие плода в утробе матери, соединение и разъединение молекул и атомов в кристаллах, «живую» теорему Пифагора и т.д. Очень жаль, что недостаточен соответствующий отечественный контент. Закупленные в Индии учебные фильмы озвучены на английском, хотя, с другой стороны, это может являться языковой практикой по английскому языку.

Для формирования единого информационного пространства более пяти лет в гимназии, как во многих школах России, реализуются многие Программы, в частности, Программа «Электронное образование в школе»:

  • Внедрена структурированная кабельная система гимназии, которая позволяет:
    • выйти на новый уровень применения ИКТ в образовательной деятельности;
    • обеспечить базу дистанционного обучения;
    • объединить и систематизировать внутри гимназические информационные ресурсы;
    • внедрить системы видеоконтроля за учебно-воспитательным процессом в режиме on-line;
    • организовать видеоконференции в режиме on-line;
    • организовать работу школьного телевидения;
    • обеспечить беспрепятственный доступ в интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа);
    • вести электронный журнал учителя и электронный дневник учащегося.
  • Установлены 18 точек беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi, что позволяет учителям гимназии со своих ноутбуков, полученных в рамках республиканского конкурса «Компьютер - учителю», выходить в интернет.
  • Внедрена система школьного видеоконтроля. (IP-камеры установлены в предметных кабинетах).
  • Осуществляется работа на портале «Электронное образование РТ» – учителя выставляют оценки в электронные журналы, используют цифровые образовательные ресурсы, принимают участие в конкурсах.
  • Активно проводится дистанционное обучение с часто болеющими детьми с помощью программы «Skype».
  • Проводятся телемосты в режиме on-line с городами России, странами ближнего и дальнего зарубежья.
  • Открыт театр науки и зал 3Д с современной операторской и телестудией.
  • Установлено 33 проекционных комплекта, включающих экран и проектор.
  • Начальная школа получила 6 мобильных комплектов нетбуков (в каждом по 30 штук).

Создаваемая информационная система ориентирована на совершенствование информационного обеспечения и системы управления гимназией как целостным учебно-научно-инновационным и социальным комплексом.

Результатом инновационной деятельности является лидирующая позиция МБОУ «Гимназия № 7» в рейтинге лучших школ Республики Татарстан. Следовательно, социальный заказ и родителей, и государства образовательное учреждение выполняет добросовестно.

Конечно, имеют место определенные производственные проблемы, и мы их знаем из проблемно-ориентированного анализа результатов инновационной образовательной деятельности гимназии:

 

 

Простой, на первый взгляд, анализ в данной ситуации уместен и конкретен тем, что всем очевидно: за создание условий отвечает администрация во главе с руководителем (возможно участие профсоюзной организации), а за процесс - педагогический коллектив и родительская общественность учреждения. Например, поточно-групповой метод рассматривается администрацией как совершенствование условий взаимодействия всех участников процесса.

Результат деятельности МБОУ №Гимназия №7» достаточно высок:

  • наше образовательное учреждение входит в топ-100 лучших российских школ, 4 место - в ряду инновационных и успешных образовательных учреждений Республики Татарстан (в том числе лицеев, набирающих свой высокопотенциальный контингент лишь в 7 классе!) и ведущее место в рейтинге образовательных учреждений г. Казани.
  •  Экспериментальная площадка Российской академии образования с 2003 г.
  • Победитель конкурса «Лучшая школа России».
  • Обладатель грантов Президента Российской Федерации – в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
  • Школа-партнер Американского университета в Болгарии.
  • On-line-школа для татарских диаспор Германии, Австралии, Великобритании и др.
  • Член международной Ассоциации по сохранению здоровья и обучения здоровому образу жизни, школа содействия здоровью золотого уровня с 2003 г.
  • Первый в России школьный Резидент Инновационного центра «Сколково».
  • Член школьной лиги РОСНАНО.
  • Центр компетенции в РТ по электронному образованию.
  • Участник общественного движения-инициативы «Хартия Земли».

В конце каждого этапа инновационной деятельности вносятся коррективы в локальный акт с целью уточнения критериев учета результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования при формировании групп по учебным дисциплинам.

Общественная экспертиза результатов инновационной деятельности проходит в форме внешнего аудита при участии Инновационного университета им. В.Г.Тимирясова, а также в виде родительского мониторинга. Сетевое взаимодействие и сотрудничество ведется в форме социального партнерства с образовательными организациями, использующими опыт гимназии, а также с другими образовательными организациями - участниками семинаров на базе гимназии.

Поточно-групповой метод обучения оказался достойным внимания, он позволяет решать поставленные задачи по выстраиванию образовательных траекторий (не только групповых, но и индивидуальных) учащихся, учитывая их способности, интересы, желания, что отмечают как учителя, так и родители, и учащиеся. Более того, родители, своевременно определившиеся с интересующим гимназиста профилем, являющимся в будущем жизненной траекторией, просят освободить своих детей по остальным предметам от повышенного уровня, от перегрузок, определив их в группы стандарта, где также можно иметь оценку «5».

Какие проблемы ожидают начинающих работать по ПГМО?

-сложности при составлении расписания уроков;

- временное неудобство при одновременном заполнении электронного журнала

- в работе с родителями на первом этапе реализации проекта.

 А положительный результат каков?

- заметное повышение качества образования (средний балл на ЕГЭ 82, на ОГЭ – без троек);

- выравнивание индивидуальных траекторий профильного образования;

- снижение перегрузки гимназистов;

- создание пространства вариативной образовательной деятельности для определения и развития у обучающихся личных и профессиональных интересов, склонностей, способностей и связанных с ними метапредметных умений и навыков;

- наличие желания учится по интересам;

- комфортное психическое и психологическое состояние ребенка;

- установлена положительная динамика в развитии профессиональных компетенций учителей гимназии;

- выработаны критерии достижения образовательных результатов и показатели процедуры оценивания их уровня на каждом этапе инновационной деятельности (оценка условий эффективной инновационной работы: сплоченности и благоприятности инновационного климата коллектива, степени мотивации, изучение уровня понимания учителями основных целей, результатов и способов их достижения в организации образовательного процесса и др.).

Целенаправленно созданные в гимназии условия работы (благоприятная атмосфера сотрудничества и взаимообмена педагогическим опытом; сообщество учителей, объединённых общими мотивами и ценностями, технологии поиска, исследования с целью получения нового знания, повышения качества образования, профессионально-личностного самосовершенствования и др.) на единых ценностно-целевых основаниях обеспечивают эффективную инновационную деятельность коллектива.

Авторская технология реализации модели и проверки ее эффективности посредством поточно-группового метода обучения, который обеспечивает дифференцированный подход к обучению, учитывающий образовательные возможности, потребности и интересы обучающихся; вариативность содержания образования; предоставляет обучающимся возможности выбора образовательных траекторий на основе учебных проб с учетом рекомендаций педагогов и выбора профиля обучения; формирует у обучающихся совокупность личностных компетенций: смыслополагание, деятельностная рефлексия, готовность к принятию рекомендованных способов образовательной деятельности.

Все это позволяет создать в образовательном процессе пространство вариативного уровня сложности предмета и дополнительного содержательного компонента для получения обучающимися опыта принятия и реализации самостоятельных образовательных решений, ведущих к изменению их образовательной ситуации и уточнению их образовательно-профессиональных намерений.

Выше перечисленное позволяет заключить, что данный этап реализации проекта доказывает эффективность инновационной деятельности экспериментальной площадки и существует необходимость и целесообразность продолжения исследования.

Литература

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://base.garant.ru/194365/
  • Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. – С. 224.
  • Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 3–18.
  • Кочнева, Л.П. Организация командной работы по решению задач развития гимназии. Ж. Отечественная и зарубежная педагогика. – № 3(24). – 2015. – С. 142–152.
  • Ломакина, Т.Ю., Коржуев, А.В., Сергеева, М.Г. Структурные изменения в системе профессионального образования. Монография. СПб.: Алетейя, 2014. – 168 с.
  • Орлова, Т.В. Концепция развития образовательного учреждения инновационного типа // Завуч. – 1999. ? № 3. – С. 70-96.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017