Вестник Образования России - ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - МИФЫ И РЕАЛИИ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow АРХИВ НОВОСТЕЙ arrow ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - МИФЫ И РЕАЛИИ
    
Версия для печати Печать...

08.09.2017

Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая поделилась своей оценкой состояния грамотности в современных цифровых реалиях.

Несомненно, грамотность сегодня трактуется гораздо шире, чем несколько десятков и тем более сотен лет. Если раньше под грамотностью понималось классическое умение писать и читать, то сегодня, говоря о грамотном человеке, мы включаем в это понятие и грамотность финансовую, и юридическую, и компьютерную, и даже экологическую грамотность.

Если говорить о грамотности нашей речи, то самые существенные трансформации, которые происходят в обществе, касаются именно коммуникаций и общения. Безусловно, то, что мы все сегодня стали активными пользователями информационных технологий, изменяет наше восприятие окружающего мира и наше поведение.

В обществе часто звучат слова о том, что интернет несёт значительное количество рисков для наших детей и будущих поколений, что он испортил и продолжает портить русский язык, и в Международный день грамотности я бы хотела разобрать популярные мифы, связанные с этими высказываниями.

Русский язык VS Интернет

Первый миф – интернет безнадежно портит русский язык. Когда мы берём в руки наши гаджеты или садимся за компьютер, мы с вами понимаем, что основная задача – это максимально быстрая и эффективная коммуникация. Для достижения этой задачи мы порой пренебрегаем классическими правилами письменной речи, используя новый язык и новые правила. Цифровая коммуникация – это иная коммуникация, к которой нельзя применять правила классического устного или письменного русского языка. В цифровой коммуникации значительное количество сокращений, упрощений, смайликов, эмодзи и других электронных объектов (фотографии, видео, аудио и т.д.). 20 лет назад академик Виталий Григорьевич Костомаров, ныне президент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, написал первую работу о так называемых дисплейных текстах. Он говорил о том, что тексты, представленные на экранах, должны рассматриваться как особое коммуникативное явление. Сегодня мы говорим о том, что интернет-коммуникация - это новый вид общения, который филологам и лингвистам ещё только предстоит изучить. Поэтому к нему нужно относиться как к расширению возможностей в современном мире, нужно изучать это явление, обучать детей и взрослых стилистической грамотности и уместности типов общения в зависимости от коммуникативной ситуации. При этом не стоит забывать, что многие вещи, которые эффективны и уместны в интернете, конечно, ни в коей мере не могут быть применены в классической школьной или академической среде.

Чтение: бумажная книга VS электронная

Следующий миф утверждает, что интернет якобы способствует потери интереса к чтению у детей. Да, нынешнее поколение называют поколением digital native – «рождёнными цифровыми». Поколение, которое сначала приобретает навык работы с гаджетами и только потом постепенно начинают писать и читать. Это говорит о том, что перед педагогами и психологами стоит грандиозная задача описания современного поколения детей. Периодизация психического развития, предложенная Львом Семёновичем Выготским в прошлом веке, конечно, уже не применима к современным детям. Они характеризуются качественными изменениями когнитивной и коммуникативной сферы, оперативная память у них меньше, и нынешние дети обладают «клиповым мышлением», традиционное чтение даётся им с большим трудом.

Однако нельзя сравнивать классическое чтение с электронным чтением так же, как нельзя напрямую применять правила письменных текстов, жанров к электронной переписке. Электронные книги, безусловно, дают новые возможности – это гиперссылки, погружение в новые пласты информации, визуализация содержания и др. В качестве положительного примера приведу проект «Живая книга», который перевёл в электронный формат произведение Льва Толстого «Война и мир». Это не только текст, но ещё масса слоёв, благодаря которым можно получить лингвистические и исторические комментарии, перевод с французского языка, можно обратиться к видео фрагментам фильмов, к аудиозаписям тех или иных мест в тексте. Эту книгу уверенно можно назвать «чтением завтрашнего дня».

Новые  возможности электронной книги отвечают интересам, возрастным и психологическим особенностям современных детей (например, умение быстро воспринимать большие пласты информации и неумение надолго концентрироваться и тд) . Нужно ли идти на поводу у этих особенностей детей или всё же стоит заставлять их идти традиционным путём? Конечно, это вопрос для психологов и педагогов, но, если мы хотим следовать современным тенденциям, мы не можем не учитывать возможности электронного чтения, в том числе и для развития интереса к чтению классических бумажных книг.

Внедрение электронных учебников в систему образования – это перспективное явление. Лаборатория нейромаркетиновых исследований Института Пушкина сейчас ведёт исследование того, как современные дети воспринимают информацию, предъявленную на экране, и как они воспринимают информацию, представленную в бумажных учебниках. Результаты этих исследований говорят о том, что большинство классических учебников, использующихся в наших школах, являются неэффективными и неадекватными для восприятия современными детьми: информация слишком густо представлена на странице, либо мелким шрифтом, либо изобилием различных шрифтов и виньеток, засоряющих страницу, вдобавок к этому учебники содержат картинки, которые не воспринимаются современными детьми.

Электронный учебник должен быть не просто PDF-версией обычного учебника. Если мы говорим про обучение при помощи дисплейных технологий, то и контент должен быть принципиально новым, разработанным коллективами компетентных учёных с учётом специфики современных детей. Я верю, что это путь к повышению эффективности обучения.

Современный электронный учебник – это целый электронный мир, электронная образовательная среда. И в отличие от традиционного учебника информация представлена в нём нелинейно. Это иной принцип организации обучения, с возможностью уровневого распределения знаний и индивидуализации образовательной траектории, возможностью подстраивать образовательный контент под интересы каждого ребёнка: один ребёнок – одна образовательная программа.

Образование: онлайн VS академическое

Третий миф посвящён соотношению электронного обучения и академического образования. Этот миф, как мне кажется, препятствует развитию компьютерной грамотности среди людей. Действительно, среди консервативно настроенных педагогов есть позиция, что хорошее и качественное обучение возможно только в традиционной классно-урочной системе, но есть статистика, которая говорит о стремительном росте дистанционного сектора образования. Современный человек хочет учиться тому, что нужно именно ему, в том месте и в то время, где ему удобно. Все эти возможности предоставляет электронное обучение. Интернет служит эффективным инструментом популяризации изучения иностранных языков. И сегодня в интернете можно изучать не только популярные европейские языки, но и языки, которые некоторыми считаются особо сложными – китайский, корейский, японский. Примеров того, что у такого обучения огромные возможности и большое будущее, множество. За последние годы крупные национальные языковые институции, такие как Институт Гете, Институт Сервантеса, Институт Конфуция запустили собственные онлайн-ресурсы. Развивая портал «Образование на русском» (pushkininstitute.ru), Институт Пушкина следует духу времени: ведь активное освоение онлайн-рынка, по оценкам экспертов, к 2021 году может удвоиться. «Образование на русском» предоставляет доступ к качественным знаниям для изучения русского языка. На сегодняшний день портал посетили уже 63 миллиона человек, среди которых жители даже Мадагаскара, Уганды, Австралии и других, более близких к нам географически стран. Конечно, многие из посетителей далеко не всегда имеют возможность посещать уроки с преподавателем русского языка, а интернет даёт возможность делать первые шаги в изучении языка с лучшими педагогами. Поэтому нужно относиться к онлайн-образованию как к партнёру, а не как к конкуренту, который отбирает аудиторию и недостаточно качественно передаёт знания.

Надеюсь, что все те возможности, которые сегодня дарит нам глобальная сеть и технологический прогресс уже в скором времени станут неотъемлемой частью не только жизни повседневной, но и жизни профессиональной.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017