Вестник Образования России - «Мастерство педагога – результат упорного труда над собой» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «Мастерство педагога – результат упорного труда над собой»
    
Версия для печати Печать...

25.08.2017

Интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке, членом Генерального Совета ВПП «Единая Россия», руководителем проекта «Детские сады – детям» Ларисой Николаевной ТУТОВОЙ

Завершилась весенняя сессия 2017 года Государственной Думы VII созыва. Какие, на Ваш взгляд, рассмотренные Комитетом по образованию и науке законопроекты в сфере образования, воспитания, защиты прав детей были наиболее важными?

Новый состав Комитета активно включился в работу по подготовке и рассмотрению законодательных инициатив, которые ориентированы на решение актуальных вопросов, имеющихся на сегодняшний день в нормативном правовом регулировании образования и науки. Многие из этих вопросов были высказаны избирателями в период выборов в Государственную Думу и, по сути, являются их наказами новоизбранным депутатам.

Президентом России В.В. Путиным еще в конце 2014 года дано поручение определить во ФГОС общего образования содержание обязательной части основных образовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам. Для рассмотрения вопроса в апреле этого года Комитетом был проведен тематический круглый стол с участием всех заинтересованных сторон. Законопроект, посвященный правовому регулированию содержания общего образования и созданию базовых учебников, поддержанный многими депутатами, находится на рассмотрении Комитета с прошлого созыва. Далеко не все в нем устраивает специалистов, нужно доработать модели процессов формирования содержания общего образования, создания школьных учебников и их включения в федеральный перечень, закрепить их нормативно.

Есть вопросы правового регулирования получения общего образования в формах семейного образования и самообразования, финансового обеспечения этих форм, которые тоже нужно решать.

Значимой для Комитета является тема совершенствования правового регулирования трудового воспитания школьников. Председатель нашего Комитета В.А. Никонов не раз подчеркивал, что труд необходим для воспитания личности. Все депутаты сходятся во мнении, что обозначенная тема является комплексной, и ее решение потребует внесения изменений не только в Закон об образовании, но и в Трудовой, возможно, в Налоговый кодекс. А главное необходимо найти варианты закрепления в законодательстве понятия «общественно полезная деятельность обучающихся».

В июне этого года Комитет провел на площадке Всероссийского детского центра «Океан» круглый стол по вопросам дополнительного образования детей[1]. На этой экспертной площадке обсуждались и обкатывались представленные инициативы и поступающие в Комитет законопроекты. Кроме увеличения финансирования и внесения поправок в ряд законов, мы хотим ввести и профессиональный праздник – День работника дополнительного образования, чтобы отметить вклад педагогов этой сферы в развитие страны. По итогам работы Комитетом были приняты рекомендации круглого стола «Развитие дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования». 

Не менее важно темой является профессиональное образование. На рассмотрении Комитета находится внесенный недавно Правительством Российской Федерации законопроект о базовых структурных подразделениях организаций СПО. Однако его обсуждение в стенах Госдумы показало, что ряд представленных в нем норм нуждается в дополнительном анализе и уточнении. При этом хочу отметить, что идею, лежащую в основе законопроекта, необходимо реализовать и надеюсь, что совместная работа с коллегами из профильных департаментов Минобрнауки России позволит оперативно прояснить возникшие вопросы.

Остро стоит вопрос целевого приема и обучения по программам профессионального образования, а также целевое обучение как самостоятельная форма повышения адресности подготовки студентов.

В части совершенствования законодательного обеспечения науки ключевым в 2017 году является, конечно, подготовка законопроекта

«О научной, научно-технической и инновационной деятельности», который, по мнению Комитета, должен стать системообразующим в правовом регулировании организации науки в Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Работа над ним идет уже давно, но споры по ключевым вопросам организации науки не прекращаются.

Рассмотренные законопроекты, конечно, составляют не весь перечень вопросов правового регулирования сферы образования. Всего же в весеннюю сессию депутаты Государственной Думы приняли 255 законов по различным направлениям деятельности.

Законодательство – это живой организм, и оно должно постоянно обновляться, чтобы быть адекватным вызовам времени.

Вы руководите Экспертным советом по соблюдению прав обучающихся при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке. Какие наиболее важные вопросы обсуждались экспертами?

Большое значение для предварительной проработки и уточнения законодательных инициатив депутаты придают организации на площадке Государственной Думы широких экспертных обсуждений.

При Комитете созданы и уже приступили к практической работе 19 экспертных советов, в которых собраны около 500 квалифицированных экспертов из числа ученых, педагогов, управленцев, охватывающих тематику от дошкольного образования до организации фундаментальных и прикладных исследований, международного сотрудничества в образовании и науке.

Основными задачами Экспертного совета по соблюдению прав обучающихся являются правовая оценка законопроектов, а также разработка законодательных инициатив, совершенствующих правовое поле в сфере прав обучающихся. Кроме того, эксперты обозначают «болевые точки», волнующие общество, выстраивают приоритетные вопросы, связанные с соблюдением прав детей в Российской Федерации.

Это, прежде всего, создание и развитие сети служб медиации (участие нейтрального лица, медиатора, в содействии сторонам, вовлеченным в конфликт, при выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения – прим. ред.) в образовательных организациях, развитие инклюзивных и дистанционных форм получения образования, улучшение правовой грамотности населения в вопросах реализации прав детей. Особое внимание наш совет уделяет вопросам обеспечения безопасности образовательной среды и безопасности несовершеннолетних в киберпространстве.  

Эксперты предлагают внести изменения в статью 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» касательно предоставления льгот детям-инвалидам при поступлении на обучение по образовательным программам СПО; внесении изменений в Закон об образовании в связи с существованием коллизии между нормами федерального законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, речь идет о допуске в образовательные организации детей, которые не прошли туберкулинодиагностику. То есть формировании единого нормативно-правового подхода при иммунизации детей. Прорабатывается вопрос о внедрении нормативно-правового акта, регламентирующего порядок расследования и учета несчастных случаев в образовательных организациях. Разработка федеральной целевой программы по оснащению образовательных учреждений медицинскими кабинетами и обеспечению медицинскими работниками.

Наш Экспертный совет активно взаимодействует с уполномоченными по правам детей в регионах. Они нам присылают приоритетные вопросы, связанные с соблюдением и защитой прав обучающихся, и предложения по совершенствованию законодательства. В том числе и внесение дополнений в законодательство по установлению СанПиНов по организации перевозок детей дошкольного возраста, и порядок организации обучения несовершеннолетних лиц, находящихся под стражей.

Безусловно, круг рассматриваемых экспертами тем гораздо шире, я отметила только ключевые точки. Профессионализм экспертов позволяет быстро реагировать на возникающие вопросы, давать профессиональную оценку и искать наиболее безболезненные и качественные пути решения.

Вы являетесь членом Генерального Совета ВПП «Единая Россия» и руководителем партийного проекта «Детские сады – детям». Что сделано в рамках реализации данного проекта за период Вашей деятельности?

Партийный проект «Детские сады – детям» реализуется в течение семи лет и охватывает 72 субъекта Российской Федерации. Можно с уверенностью сказать, это один из самых удачных и результативных проектов «Единой России». Д.А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации, председатель ВПП «Единая Россия», также высоко оценивает этот проект.

Во исполнение майских указов Президента Российской Федерации к 2016 году удалось достичь практически стопроцентного обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального бюджета было перечислено 130 млрд рублей. В качестве софинансирования из бюджета субъектов было выделено 82 млрд рублей. Построено свыше 5 тысяч детских садов, благодаря которым более одного миллиона детей получили доступ к дошкольному образованию.

В российских регионах активно идет строительство и ремонт детских садов. Несомненно, здесь сыграло роль совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

В рамках партийного проекта постоянно осуществляется мониторинг заработных плат работников дошкольного образования. Только за последние полгода проведены мероприятия по предотвращению снижения выплат воспитателям стимулирующих добавок и по предотвращению задержки выплат заработных плат. Партийный проект предусматривает также мероприятия по повышению престижа и привлекательности профессии воспитателя, качества питания в ДОУ, развития инклюзивного образования в детсадах, координацию работы общественных советов в регионах и многое другое.

Несмотря на такие позитивные результаты, вопрос обеспечения доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3-х лет, остается актуальным.

Во время прямой линии Президент России В.В. Путин заявил о необходимости решить проблему очередности в ясельные группы. Партийный проект «Детские сады – детям» предполагает взять на особый контроль вопрос обеспеченности яслями детей до 3-х лет. Без сомнения, молодые мамы должны иметь возможность беспрепятственно вернуться на рабочие места. Мы можем и должны им помочь, решив проблему очередности в ясли.

При этом депутаты понимают, что рост демографических показателей, помимо дальнейшего строительства и реконструкции детских дошкольных учреждений, диктует необходимость принятия дополнительных мер. Например, развитие альтернативных форм дошкольного образования, таких как семейные дошкольные группы, развитие негосударственного сектора образования, что влечет за собой создание новых рабочих мест в сфере дошкольного воспитания и образования. И создание консультационных центров. В субъектах Российской Федерации созданы и работают около девяти с половиной тысяч консультационных центров, которые оказывают родителям методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь и консультации на безвозмездной основе. Их помощью воспользовались уже более 900 тысяч семей. Такие центры снимают нагрузку с дошкольных образовательных организаций и обеспечивают доступность дошкольного образования для детей раннего возраста.

В Ростовской области функционирует более полутора тысяч организаций, реализующих программы дошкольного образования. Активно развиваются его альтернативные формы. При Донском государственном техническом университете существует свой Центр дошкольного образования – пока это единственный опыт в регионе. 

Большую роль в реализации этой работы играет созданная в июне 2011 года Общероссийская общественная организация «Воспитатели России», которая объединила работников сферы дошкольного образования всех субъектов Российской Федерации. Сегодня успешно работают 67 региональных отделений этой общественной организации.

В конце мая в московской Гимназии № 1409 прошел третий Всероссийский форум «Воспитатели России»[2], по итогам которого воспитателями, заведующими детских садов, методистами была принята резолюция. Все рассмотренные инициативы, надеюсь, войдут в партийный проект, который и впредь будет стимулировать и поощрять новаторство и профессионализм работников сферы дошкольного образования, содействовать распространению лучших практик, а также повышению социального статуса педагогов.

Вы представляете в Государственной Думе Ростовскую область. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в сфере образования и воспитания в регионе?

В рамках региональных недель я как депутат Государственной Думы от Ростовской области знакомлюсь с текущей ситуацией по обеспечению доступности дошкольного образования в регионе, посещаю школы, слежу за их ремонтом и строительством, особенно в районах своего избирательного округа, а также решаю многие другие вопросы, поступающие от избирателей.

У меня долголетний тесный контакт с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, с Комитетом по образованию областного парламента, с Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Ежегодно участвую в традиционных научно-практических семинарах, куда съезжаются самые яркие представители учительской профессии со всей России. Важными являются юбилейные мероприятия. В сентябре Ростовская область будет отмечать 80 лет со дня основания, во многих образовательных организациях в течение всего года проходят приуроченные к празднику акции и флеш-мобы, рассказывающие об истории, традициях донской земли.

В 2017 году Вы стали сопредседателем оргкомитета Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Как Вы считаете, что необходимо сегодня сделать для поддержки молодых педагогов, для их закрепления в профессии и для их совершенствования, чтобы они стали настоящими учителями?

Всероссийский конкурс «Педагогический дебют» проводится уже более 10 лет и объединяет всех, кто неравнодушен к судьбам молодого поколения в современном мире. Он открывает новые возможности развития творческого потенциала педагогического роста. Конкурс 2017 года показал, что в систему образования приходят люди, которые стремятся не просто остаться в профессии, но и достичь в ней совершенства. В заочном этапе Конкурса участвовало 743 педагога из 67 субъектов Российской Федерации. Финальные мероприятия конкурса прошли в Москве в  Гимназии № 1518 в апреле т.г., в которых приняли участие 147 педагогов, представители всех 8 Федеральных округов из 47 субъектов Российской Федерации. Торжественная церемония награждения победителей Конкурса состоялась в стенах Государственной Думы. 

Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на сегодняшний день. На мой взгляд, мастерство педагога – результат упорного труда учителя над собой. Необходимо создать условия для развития инновационных процессов, внедрения и использования новых технологий в образовательном процессе, усилить чувство уверенности и профессиональной защиты педагогических работников.

В настоящее время актуальность набора молодых специалистов в образовательные организации обусловлена, кроме старения персонала, повышением динамичности внешней среды – как известно, молодежь мобильна, быстро и легко обучаема, полна идей и готова к нововведениям, что в конечном итоге должно обеспечить и новое качество образования.

В то же время омоложение педагогических коллективов осложняется рядом причин, в том числе снижением престижности педагогической профессии и социального статуса педагога из-за невысокой оплаты труда молодых специалистов, недостаточного уровня их социальной поддержки. Проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педвузов в школу, но и закреплении молодых учителей в системе образования.

Понимая это, и на федеральном, и на региональном, и даже муниципальном уровнях, власти предпринимают меры для привлечения и закрепления молодых учителей в школе. Например, в Ростовской области действует программа «Мобильный учитель», есть Совет молодых педагогов.

Однако, по моему глубокому убеждению, молодые учителя нуждаются в помощи, психолого-педагогическом сопровождении, наставничестве более опытных коллег. Надеемся, что «Педагогический дебют – 2018» привлечет еще больше молодых педагогов к участию.

Какие наиболее актуальные темы Вы могли бы рекомендовать для обсуждения на августовских педагогических конференциях и педагогических советах образовательных организаций?

Живое общение единомышленников по актуальным для образования темам –  это не только распространение своего опыта, педагогических наработок, профессиональных изюминок среди коллег и потенциальных последователей. Это расстановка основных стратегических ориентиров для дальнейшего развития системы образования.

В первую очередь, на августовских учительских конференциях и педсоветах следует уделить внимание исполнению указов и поручений Президента России, ликвидации второй смены, строительству новых объектов образования.

Не стоит забывать о создании условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, внедрению ФГОС ОВЗ.

Важной темой является работа с одаренными детьми, развитие системы дополнительного образования.

Следует уделить внимание мониторингу результатов ЕГЭ и ГИА-9 в управлении качеством обра­зования в целях обеспечения единства образовательного пространства.

Обязательно вопросы должны касаться профессионального роста педагога, динамики «закрепляемости» учителей, участия педагогических работников в инновационной деятельности.

Что Вы можете пожелать читателям «Вестника образования России» – руководителям муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций, просто педагогам и воспитателям – в преддверии нового 2017/18 учебного года?

В канун нового учебного года хочется пожелать всем педагогам талантливых и неравнодушных воспитанников, всем учащимся – творческих, умеющих вести за собой учителей. А всем участникам образовательного процесса – сплоченной работы на отличный результат! Учите тому, что сами хотите знать, не бойтесь сомнений – без них не бывает открытий. И помните старую мудрость: «Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где никто не был, и оставь за собою добрый след!». А журнал «Вестник образования России», как всегда, останется незаменимым подспорьем, в котором собраны важные нормативные правовые акты, ретранслируются актуальные опыты и инновационные идеи российской сферы образования.   


1. Расширенная информация о прошедшем круглом столе опубликована в журнале «Вестник образования России» № 15/2017.

2. Расширенная информация и резолюция прошедшего Форума опубликованы в журнале «Вестник образования России» № 13/2017.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017