Вестник Образования России - «Университет, который чтит свое прошлое, должен смотреть в будущее» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

25.08.2017

На вопросы «Вестника образования России» отвечает ректор Московского педагогического государственного университета, президент Евразийской ассоциации педагогических университетов, член-корреспондент Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович ЛУБКОВ

Алексей Владимирович, в этом году МПГУ исполняется 145 лет – довольно большой возраст для вуза. При этом совсем недавно Вы представили Концепцию развития университета на 2017-2020 годы. Как Вы сочетаете многолетний накопленный опыт и традиции с инновационными тенденциями и методами?

Развитие МПГУ в ближайшие годы будет основано на комплексном подходе, и в Концепции развития определен облик будущего нашего университета. МПГУ будет инициировать проекты федерального и регионального масштаба, участвовать в уже существующих. Предполагается расширить круг наших партнеров – прежде всего, государственных и общественных организаций. Большое внимание следует уделить работе по формированию гражданственности, патриотизма и семейных ценностей, а также повышению уровня духовно-нравственной культуры студентов во взаимодействии с Русской православной церковью и другими традиционными для нашей страны конфессиями.

Мы планируем поставить вопрос о повышении зарплаты и статуса научных и научно-педагогических работников вуза, всемерно поддерживать молодых ученых и преподавателей, развивать сотрудничество с высокотехнологичными компаниями, структурами РАО и РАН, ведущими зарубежными учеными. Предполагается, что внебюджетные доходы вуза увеличатся до 50–60 % к 2022 году.

Вообще сочетание традиций и инноваций – это основа современного образования.

Например, мы говорим, что педагог должен обладать глубокими, фундаментальными знаниями предмета, и это давняя отечественная традиция. Но методы работы педагога с детьми постоянно совершенствуются. Раньше учитель входил в класс, проводил опрос, объяснял новую тему, давал домашнее задание, и это был общепринятый стандарт урока. Современные учителя должны уметь работать и по-другому, применяя интерактивные методы, организуя дискуссии. Они не только дают детям ядро знаний, но и учат их ориентироваться в информационной среде, без которой уже немыслима жизнь в обществе. В этой среде ученики ведут проектную деятельность, изучают углубленно те или иные предметы.

Какие еще цели и задачи стоят перед МПГУ?

Мы должны сохранить непрерывность истории нашего университета, развивать его славные традиции. Университет всегда очень чутко реагировал на запросы государственной и общественной жизни, выполнял важную миссию в области образования, науки и культуры России.

МПГУ – национальное достояние России не только по его официальному статусу, но, главным образом, по той реальной роли, которую играет вуз в развитии отечественного просвещения, педагогического образования, средней школы. Талант, подвижничество, верность профессиональному выбору и гражданская ответственность за воспитание молодого поколения всегда отличали выпускников нашего вуза, составлявших его гордость и славу. Дальнейшее раскрытие и приумножение богатейшего потенциала первого педагогического университета страны – наш долг и основная задача.

Многомерность, глубина, неоднозначность и красота мира человека предполагают широкую дискуссию о путях развития современной российской школы, о ее реальных проблемах и повседневных заботах, о Личности Учителя и Личности Ученика.

Как родилась идея создания Концепции развития МПГУ на период 2017–2020 годы? Как она претворяется в жизнь?

Как известно, для корабля, который не знает, куда плывет, нет попутного ветра. Концепция развития – это курс, который мы берем и за верность которому сможем отчитаться по истечении указанного времени. Университет, который чтит свое прошлое, должен смотреть в будущее. Создание Концепции развития МПГУ на период 2017-2020 годы – это проработка конкретных шагов к достижению лидерства по ряду направлений.

Так сложилось исторически, что миссия нашего университета – быть первым, быть инновационным. Ни в одном из официальных документов не прописано понятие «главный педагогический вуз страны», «первый педагогический университет». Однако именно так уже много лет называют МПГУ. Этот имидж всегда с нами, и для его сохранения и упрочения должны прилагать усилия, прежде всего, профессора, преподаватели, студенты, выпускники.

Образование – открытая система, к тому же мы живем в мире, где границы остались только в геополитическом контексте. Получить нужную информацию из любой точки мира, обменяться опытом можно сейчас, не выходя из дома. Используете ли Вы наиболее успешные и интересные зарубежные практики в своей работе?

В использовании инновационных практик важно не переусердствовать.

Был период, когда многие учителя стали увлекаться интерактивными досками, и на одной зарубежной конференции коллега из Англии предположила, что чрезмерное их использование может привести к снижению образовательных результатов. По ее мнению, из-за излишней анимации, из-за постоянной интерактивности ученики перестают воспринимать урок как учёбу, им кажется, что он превращается в игру. Я возразил коллеге, что проблема здесь не в интерактивных досках, а в методической подготовке учителя. Он не готов выстроить образовательный процесс так, чтобы ребята учились, работали и осознавали, что именно они делают. Инновации, то есть новые образовательные технологии, в этом случае оказались сильнее традиций – фундаментальной подготовки учителя, благодаря которой он эффективно работает с детьми. А если соблюдать баланс – инновации, несомненно, будут полезны.

В настоящее время в образовательной среде много внимания уделяется непрерывному образованию, образованию через всю жизнь. Как это соотносится с педагогическим образованием?

Один из приоритетов развития МПГУ – совершенствование системы непрерывного педагогического образования. Наша задача – воспитать в студентах стремление к самообразованию и саморазвитию через все виды деятельности (учебную, научно-исследовательскую, творческую и другие) на протяжении всей жизни с использованием традиционных и инновационных подходов и технологий.

МПГУ предлагает более 200 дополнительных профессиональных программ, в том числе около 60 программ профессиональной переподготовки и более 160 программ повышения квалификации. По таким программам ежегодно обучаются свыше 4,5 тыс. человек, и они предназначены для разных категорий педагогических работников: для учителей всех школьных предметов, специалистов-дефектологов, дошкольных работников, психологов, тьюторов, а также для управленцев. Наиболее востребованные программы профессиональной переподготовки - «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Теория и практика преподавания иностранных языков (английский язык)», «Образовательная работа с детьми».

С введением ЕГЭ у большого количества выпускников школ появилась возможность поступать в престижные вузы. Кто поступает в МПГУ сейчас: москвичи или представители разных регионов?

Наш университет открыт для абитуриентов из любых регионов, и москвичи среди наших студентов отнюдь не составляют большинство. Около 44 % первокурсников 2016\17 учебного года - жители Москвы и Подмосковья, много студентов из соседних областей – Рязанской, Калужской и других. Но в целом география чрезвычайно обширна – от Амурской области до Чувашской республики. Много зарубежных студентов – например, из стран СНГ, Германии, Китая, Вьетнама.

В советское время в Ваш университет, как и во многие крупные вузы, направлялись студенты из других стран в рамках межгосударственного обмена. Как обстоят дела с международной деятельностью сегодня?

Несмотря на сложную ситуацию в мире, интерес к образованию в России не ослабевает.

Показатели международной активности МПГУ в Мониторинге эффективности российских вузов, который проводит Минобрнауки России, превышают средние значения - в течение последних десяти лет количество иностранных студентов увеличилось в три раза. Только по линии Минобрнауки России в МПГУ приезжают ежегодно более 300 студентов со всего мира. На сегодняшний день на всех факультетах МПГУ обучаются более 1500 иностранных граждан из 70 стран мира.

К нам стремятся для получения образования на всех уровнях – на подготовительном факультете, в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре. Иностранцы приезжают и на летние школы, на образовательные стажировки. Резко возрос интерес к образовательным программам в рамках академической мобильности.

Международная деятельность вуза – это не только сотрудничество в области обучения. Наши преподаватели ездят за рубеж в рамках государственных заданий Минобрнауки России, большая работа ведется на гранты Европейского союза (например, программы «Эразмус+»), научное сотрудничество наших кафедр и лабораторий с зарубежными университетами многосторонне и разнообразно. Это академические обмены, совместные публикации, конференции и многое другое. В общей сложности заключено более 150 договоров и соглашений о сотрудничестве с зарубежными образовательными организациями.

Какая работа с иностранными студентами ведется в стенах МПГУ?

В МПГУ есть подготовительный факультет, где иностранные граждане могут пройти годичную подготовку к обучению в нашем вузе. И это не только подготовка по русскому языку, но и общекультурное развитие. Студенты этого факультета ездят на экскурсии, посещают музеи, участвуют в конкурсах. Так, в феврале этого года многие иностранцы участвовали в конкурсе чтецов на русском языке, приуроченному к годовщине смерти А.С. Пушкина.

Иностранные граждане поступают в МПГУ не только для получения качественного образование, признаваемого у себя на родине, но и для того, чтобы поделиться знаниями и опытом с представителями других культур, почувствовать себя в дружественной среде. Мы стараемся, чтобы наши иностранные студенты как можно быстрее адаптировались к студенческой жизни и к жизни в Москве в целом.

В этом году в университете начал работать студенческий бадди-клуб (от английского слова buddy – «приятель»). Члены клуба – это студенты МПГУ, которые помогают своим иностранным товарищам, не говорящим по-русски. Благодаря им студенты из зарубежных стран быстрее осваивают русский язык и приспосабливаются к новым жизненным реалиям. Вообще мы уделяем нашим зарубежным гостям особое внимание, для них предусмотрен широкий спектр внеурочной деятельности – спорт, театры, конференции и даже национальные праздники, как, например, День китайского студента, День вьетнамского учителя, ежегодная конференция монгольских студентов МПГУ.

В преддверии 145-летия университета мы открываем на сайте акцию «Выпускник МПГУ», благодаря которой надеемся не только собрать информацию о студентах, в разные годы учившихся в нашем университете, но и объединить выпускников, работающих в сфере образования в разных странах.

Трудоустройство выпускников является одним из самых важных показателей востребованности вуза. Не секрет, что далеко не все выпускники педагогического университета устраиваются на работу в школы. На Ваш взгляд, почему они здесь учатся? Отслеживаете ли Вы судьбу выпускников?

Сегодня, как и прежде, многие выпускники МПГУ изъявляют уверенное желание работать в образовательных организациях - школах, детских садах, центрах развития и так далее, причем это касается даже тех, кто получил непедагогическое образование. Конечно, у нас есть целый ряд базовых школ, детских садов, где традиционно проходят практику студенты.

Многие наши выпускники трудоустраиваются в образовательные организации, как и планировали изначально. На рынке труда хватает вакансий в негосударственных или коммерческих организациях - частных детских садах, клубах, развивающих и развлекательных центрах. Но там, как правило, невысокая почасовая оплата, и они больше подходят для временного трудоустройства. В государственных образовательных организациях вакансий на порядок меньше, а требования, естественно, выше.

Работники сферы образования сегодня получают достойную зарплату – в соответствии с майским указом Президента России она доведена до средних показателей по экономике регионов. Так что на рынке труда сегодня нет дефицита педагогов вообще. А вот дефицит хороших педагогов, конечно же, есть, и мы видим свою задачу в том, чтобы этот дефицит восполнить. И делаем все возможное, чтобы наши выпускники соответствовали самым высоким требованиям работодателей в сфере образования.

К концу учебного года не менее 25 % выпускников, завершающих обучение в МПГУ, уже имеют постоянное место работы. У остальных, уверен, тоже нет проблем с трудоустройством.

В этом году Вы являлись председателем жюри Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Какую деятельность МПГУ в работе с молодыми педагогами Вы считаете главной? Как сделать так, чтобы молодой педагог оставался работать в школе? Что можно было бы предложить для этого?

В работе с молодыми педагогами, на мой взгляд, необходимо обеспечить поддержку, внимательное и заботливое отношение администрации и коллег к первым профессиональным пробам. Это непростая задача. Ее решение, вероятно, находится в двух плоскостях. С одной стороны, это развитие  идей наставничества. С другой – объединение молодежи в профессиональных сообществах.

Проблема, о которой Вы сказали, актуальна и для средней, и для высшей школы. В МПГУ мы предприняли попытку создания клуба молодых преподавателей. Провели социологический опрос, выяснили, какие проблемы стоят перед нашими молодыми коллегами, чем может в их решении помочь администрация вуза, кафедры. Организовали встречу молодых преподавателей с ректоратом, состоялся доверительный честный разговор, были определены перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

Вместе с тем мы задумались о стимулах к развитию начинающего педагога. И это не только зарплата. Очевидно, что для своего профессионального роста молодежь нуждается в открытых конкурсных площадках, подобных Всероссийскому конкурсу «Педагогический дебют». Важно, чтобы это были масштабные площадки, которые позволили бы молодежи выйти на евразийское образовательное пространство.

В 2016 году МПГУ совместно с Евразийской ассоциацией педагогических университетов провел первый международный конкурс молодых преподавателей вузов «Педагогическое начало», который вызвал колоссальный интерес педагогического сообщества не только в России, но и в странах СНГ. Такие конкурсы - важнейший ресурс в деле поддержки талантливых молодых педагогов, помогающий решить целый комплекс задач. Это и повышение престижа педагогической профессии, и пропаганда эффективных и обращенных в будущее образовательных практик, и опыт продуктивных профессиональных дискуссий, и способ повышения квалификации молодого преподавательского состава.

По итогам конкурса призерам была предложена возможность прохождения стажировки на базе МПГУ. Конкурсант из Белорусского государственного университета В.С. Цегельный воспользовался этим правом и прошел обучение у нас на кафедре теоретической информатики и дискретной математики.

Используя опыт работы Евразийской ассоциации педагогических университетов, полагаю, что целесообразно скооперировать ресурсы педвузов и их возможности по ряду направлений. Это обмен студентами между педагогическими вузами, открытие новых сетевых форм подготовки аспирантов, создание на базе МПГУ «Школы молодых преподавателей педвузов» с организацией обмена опытом работы и повышения квалификации.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017