Вестник Образования России - Современные формы методической работы: инструменты и технологии 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

25.08.2017

И.М. Логвинова, к.п.н., доцент, заместитель директора по образовательной деятельности, руководитель Научно-образовательного центра ДПОИнститута стратегии развития образования РАО

Г.Л. Копотева, к.п.н. зам. руководителя Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Е.Н. Молодых, к.псих.н., старший научный сотрудник Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Изменения в системе образования, «ускорение» мировых процессов за счет непрерывно развивающихся технологий все больше требуют от современных образовательных организаций внедрения новейших практик и систем управления. Такие понятия как мотивационный менеджмент, стратегическое и проектное управление, сетевое управление и др., все активнее реализуются на практике руководителями образовательных организаций [1,4]. На первый план выходят проблемы развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания слаженных, творческих команд, включенных в систему со-управления и развития организации.  Нельзя забывать и о повышении автономности школ, которая  предполагает усиление влияния учителеи? и школьнои? администрации на принятие решении? во всех сферах деятельности учебного заведения, активное привлечение к образовательному процессу родителей, сотрудничество с различными социальными институтами.  Все это становится вызовом для современнои? школы,  добавляет ответственности, требует гибкости и своевременности принятия решений.

В этой связи особую роль играет модернизация подходов к организации методической работы, под которой понимается, по сути, любая деятельность направленная на организацию и повышение эффективности учебно-образовательного  процесса. Целью методической работы становится не только повышение профессионального уровня учителей, но и создание особой системы взаимодействия внутри коллектива, климата, способствующего развитию образовательной организации и ее адаптации к изменениям.

На сегодняшний день существует большое количество разных форм методической работы [4]. Большая часть из них носит групповой (коллективный) характер и базируется на обмене опытом и активизации интеллектуального потенциала участников.  Такие привычные формы взаимодействия, как конференции, круглые столы, различные советы, оперативки, групповые консультации и пр., в традиционном их понимании теряют свою актуальность.

Современные формы методической работы должны отвечать вызовам инновационной образовательной среды и обеспечивать: а) быстрое и своевременное решение поставленных задач; б) максимальную включенность всех участников процесса и их работу на результат; в) повышение мотивации учителей и руководства школы на постоянное развитие и профессиональный рост. Это возможно реализовать за счет освоения  и использования современных инструментов организации групповой работы. К таким инструментам прежде всего относятся инструменты фасилитации и модерации, а также всевозможные деловые игры, адаптированные под задачи методической работы.

Инструменты фасилитации и модерации. В классическом понимании фасилитация и модерация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала [2,3,4,7]. Здесь мы приводим в пример наиболее простые и эффективные инструменты фасилитации и модерации.

Техники использования стикеров и модерационных карт. Помогают быстро собрать информацию о проблеме, расставить приоритеты, организовать разрозненную информацию в единое целое, отобразить сложные взаимосвязи между разными частями проблемы. Могут применяться на педагогических и методических советах, в работе творческих и проектных групп.

Методика World Café. Динамичный формат организации групповой работы, направленный на быстрый обмен мнениями и опытом между участниками. Включает в себя разделение участников на группы, формулировку обсуждаемых вопросов, проведение нескольких раундов обсуждения с переходом участников от темы к теме по определенному алгоритму, а также презентации итоговых результатов групповой работы. Методика World Café хорошо использовать во время конференций, семинаров дискуссий и т.д.

Мозговой штурм «Идеалог» -  авторская методика П. Нумми [4] (Финляндия), состоящая из ряда последовательных раундов, в которых участники отвечают на вопрос сначала самостоятельно, затем «забирают» себе ответы и идеи других участников, вместе додумывают новое, определенным образом объединяясь в мини-группы. Итоговым раундом может быть ранжирование и выделение ключевых для всей группы идей. Может применяться везде, где требуется быстрый мозговой штурм, для закрепления результатов обучения, для быстрого обмена экспертным мнением в группе и т.д.

Особое место среди инструментов методической работы занимает деловая игра.

Деловая игра может быть классифицирована как отдельная, самостоятельная форма методической работы, так и в качестве инструмента обучения на тренингах, семинарах-практикумах, различных мастерских и т.д.          Деловые игры могут быть направлены на развитие самых разнообразных компетенций, освоение новых теоретических знаний, на диагностику уровня развития коллектива, выявление конфликтов, сплочение и др. Освоение технологии конструирования и применения деловых игр является неотъемлемым требованием к организации методической работы в школе.

Безусловно, мы привели примеры лишь некоторых инструментов и технологий организации групповой работы, которые необходимо осваивать современному руководителю образовательной организации, для того, чтобы методическая работа отвечала требованиям современной системы образования и способствовала постоянному, целенаправленному развитию и профессиональному росту учителей.

Изучение этих технологий, постоянное совершенствование навыков применения различных форматов не только повысит результативность методической работы и поднимет ее на новый уровень, но и поспособствует развитию педагогического мастерства учителей, поскольку любые из этих инструментов могут быть использованы в педагогической практике при организации групповой работы на уроке.

  1. Волков В.Н. Совершенствование практик управления школьной организацией в условиях изменения системы образования. // Человек и образование. – 2014. – № 4 (41). – С. 91-96.
  2. Кейнер С. Руководство Фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения / С. Кейнер, Л.Линд, К.Толди, и др.; пер. с. англ. – М.: издательство Дмитрия Лазарева, 2016. – 344с.
  3. Молодых Е.Н. Фасилитационная сессия как инструмент адаптации участников образовательных отношений к изменениям в школьном образовании. // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – №4 (31). –  С. 49-62.
  4. Нумми П. Справочник фасилитатора. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. – 144с.
  5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448c.
  6. Плахова Л.М. Подготовка управленческих кадров образовательных организаций к введению ФГОС в практику системы общего образования: метод. рекомендации / Л.М. Плахова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – 64 с.
  7. Стейкер Д. Быстрое решение проблем с помощью стикеров. - Пер.с.англ. – М.: издательство Дмитрия Лазарева, 2016. – 180с.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017