Вестник Образования России - Современные формы методической работы: инструменты и технологии 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow Современные формы методической работы: инструменты и технологии
    
Версия для печати Печать...

25.08.2017

И.М. Логвинова, к.п.н., доцент, заместитель директора по образовательной деятельности, руководитель Научно-образовательного центра ДПОИнститута стратегии развития образования РАО

Г.Л. Копотева, к.п.н. зам. руководителя Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Е.Н. Молодых, к.псих.н., старший научный сотрудник Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Изменения в системе образования, «ускорение» мировых процессов за счет непрерывно развивающихся технологий все больше требуют от современных образовательных организаций внедрения новейших практик и систем управления. Такие понятия как мотивационный менеджмент, стратегическое и проектное управление, сетевое управление и др., все активнее реализуются на практике руководителями образовательных организаций [1,4]. На первый план выходят проблемы развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания слаженных, творческих команд, включенных в систему со-управления и развития организации.  Нельзя забывать и о повышении автономности школ, которая  предполагает усиление влияния учителеи? и школьнои? администрации на принятие решении? во всех сферах деятельности учебного заведения, активное привлечение к образовательному процессу родителей, сотрудничество с различными социальными институтами.  Все это становится вызовом для современнои? школы,  добавляет ответственности, требует гибкости и своевременности принятия решений.

В этой связи особую роль играет модернизация подходов к организации методической работы, под которой понимается, по сути, любая деятельность направленная на организацию и повышение эффективности учебно-образовательного  процесса. Целью методической работы становится не только повышение профессионального уровня учителей, но и создание особой системы взаимодействия внутри коллектива, климата, способствующего развитию образовательной организации и ее адаптации к изменениям.

На сегодняшний день существует большое количество разных форм методической работы [4]. Большая часть из них носит групповой (коллективный) характер и базируется на обмене опытом и активизации интеллектуального потенциала участников.  Такие привычные формы взаимодействия, как конференции, круглые столы, различные советы, оперативки, групповые консультации и пр., в традиционном их понимании теряют свою актуальность.

Современные формы методической работы должны отвечать вызовам инновационной образовательной среды и обеспечивать: а) быстрое и своевременное решение поставленных задач; б) максимальную включенность всех участников процесса и их работу на результат; в) повышение мотивации учителей и руководства школы на постоянное развитие и профессиональный рост. Это возможно реализовать за счет освоения  и использования современных инструментов организации групповой работы. К таким инструментам прежде всего относятся инструменты фасилитации и модерации, а также всевозможные деловые игры, адаптированные под задачи методической работы.

Инструменты фасилитации и модерации. В классическом понимании фасилитация и модерация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала [2,3,4,7]. Здесь мы приводим в пример наиболее простые и эффективные инструменты фасилитации и модерации.

Техники использования стикеров и модерационных карт. Помогают быстро собрать информацию о проблеме, расставить приоритеты, организовать разрозненную информацию в единое целое, отобразить сложные взаимосвязи между разными частями проблемы. Могут применяться на педагогических и методических советах, в работе творческих и проектных групп.

Методика World Café. Динамичный формат организации групповой работы, направленный на быстрый обмен мнениями и опытом между участниками. Включает в себя разделение участников на группы, формулировку обсуждаемых вопросов, проведение нескольких раундов обсуждения с переходом участников от темы к теме по определенному алгоритму, а также презентации итоговых результатов групповой работы. Методика World Café хорошо использовать во время конференций, семинаров дискуссий и т.д.

Мозговой штурм «Идеалог» -  авторская методика П. Нумми [4] (Финляндия), состоящая из ряда последовательных раундов, в которых участники отвечают на вопрос сначала самостоятельно, затем «забирают» себе ответы и идеи других участников, вместе додумывают новое, определенным образом объединяясь в мини-группы. Итоговым раундом может быть ранжирование и выделение ключевых для всей группы идей. Может применяться везде, где требуется быстрый мозговой штурм, для закрепления результатов обучения, для быстрого обмена экспертным мнением в группе и т.д.

Особое место среди инструментов методической работы занимает деловая игра.

Деловая игра может быть классифицирована как отдельная, самостоятельная форма методической работы, так и в качестве инструмента обучения на тренингах, семинарах-практикумах, различных мастерских и т.д.          Деловые игры могут быть направлены на развитие самых разнообразных компетенций, освоение новых теоретических знаний, на диагностику уровня развития коллектива, выявление конфликтов, сплочение и др. Освоение технологии конструирования и применения деловых игр является неотъемлемым требованием к организации методической работы в школе.

Безусловно, мы привели примеры лишь некоторых инструментов и технологий организации групповой работы, которые необходимо осваивать современному руководителю образовательной организации, для того, чтобы методическая работа отвечала требованиям современной системы образования и способствовала постоянному, целенаправленному развитию и профессиональному росту учителей.

Изучение этих технологий, постоянное совершенствование навыков применения различных форматов не только повысит результативность методической работы и поднимет ее на новый уровень, но и поспособствует развитию педагогического мастерства учителей, поскольку любые из этих инструментов могут быть использованы в педагогической практике при организации групповой работы на уроке.

  1. Волков В.Н. Совершенствование практик управления школьной организацией в условиях изменения системы образования. // Человек и образование. – 2014. – № 4 (41). – С. 91-96.
  2. Кейнер С. Руководство Фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения / С. Кейнер, Л.Линд, К.Толди, и др.; пер. с. англ. – М.: издательство Дмитрия Лазарева, 2016. – 344с.
  3. Молодых Е.Н. Фасилитационная сессия как инструмент адаптации участников образовательных отношений к изменениям в школьном образовании. // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – №4 (31). –  С. 49-62.
  4. Нумми П. Справочник фасилитатора. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. – 144с.
  5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448c.
  6. Плахова Л.М. Подготовка управленческих кадров образовательных организаций к введению ФГОС в практику системы общего образования: метод. рекомендации / Л.М. Плахова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – 64 с.
  7. Стейкер Д. Быстрое решение проблем с помощью стикеров. - Пер.с.англ. – М.: издательство Дмитрия Лазарева, 2016. – 180с.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017