Вестник Образования России - Совершенствование методической компетентности педагога как средство эффективной реализации ФГОС общего образования 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow Совершенствование методической компетентности педагога как средство эффективной реализации ФГОС общего образования
    
Версия для печати Печать...

17.07.2017

И.М. Логвинова, к.п.н., доцент, заместитель директора по образовательной деятельности, руководитель Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Г.Л. Копотева, к.п.н. зам. руководителя Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Е.Н. Молодых, к.псих.н., старший научный сотрудник Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Мы неоднократно писали об эффективных, практико-ориентированных методах научно-методического сопровождения реализации ФГОС общего образования, которые позволяли бы интенсифицировать процесс профессионального роста педагога в современных условиях. Часть из них были охарактеризованы и презентованы нами в публикациях данного издания в 2016 году (Вестник образования России №№ 13, 14, 15).

Обобщив и проанализировав опыт школ, участвовавших в апробации разработанных нами инструментов, нами было введено в научный оборот и обосновано понятие «методическая готовность педагога к реализации ФГОС общего образования «: дано определение его сущности, обоснована структура данного понятия и предложены формы и методы обучения, позволяющие как в системе повышения квалификации учителя, так и в процессе развития профессионального мастерства на базе школы, сформировать методическую готовность к реализации ФГОС. Однако сегодня после семи лет применения ФГОС в начальном и основном общем образовании, готовя почву к введению стандартов среднего общего образования, разговор из плоскости готовности учителя к реализации ФГОС должен перейти к выявлению реальных результатов этого процесса. Поэтому сегодня актуальным должно стать установление уровня компетентности работников образования в данной сфере педагогической деятельности.

Понятие «методическая компетентность учителя» в отечественной педагогической литературе, к сожалению, ещё не устоялось, находится в процессе осмысления. Даже при беглом анализе соответствующих источников, мы обнаружили не менее пяти определений.

В конечном итоге из всего многообразия, найденных формулировок, мы выделили ту, которая дана Н. В. Кузьминой. Именно она, по нашему мнению, наиболее точно и максимально ёмко отражает специфику данного понятия: «методическая компетентность учителя - владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения».

Почему же мы сочли необходимым выделить в отдельную методическую дефиницию аспект реализации учителем ФГОС общего образования? Ответ очевиден: стандарты отражают на сегодня основные системообразующие характеристики образовательного процесса на всех уровнях общего образования. Поскольку ряд важнейших из них (деятельностная организация урока, формирование метапредметных результатов освоения основных образовательных программ в виде УУД, использование системы оценки, предусматривающей фиксацию метапредметных результатов на основе новых видов контрольно-измерительных материалов и.т.д.) являются инновационными, они требуют от педагога дополнительного времени и усилий для освоения. Реализация именно этих новаторских составляющих ФГОС, как мы неоднократно демонстрировали, идёт с затруднениями. Отсюда вытекает закономерный вывод о том, что представление о методической грамотности учителя в эпоху реализации новых стандартов должно расшириться: оно уже не может не отражать необходимость владения этими конкретными инновациями в системе методов обучения.

На основе анализа текстов ФГОС начального, основного общего и среднего общего образования; понятия «профессиональная педагогическая компетентность» В.Д. Шадрикова; содержания и компонентов понятия «методическая компетентность» в трактовке уже названных ранее нами авторов мы предлагаем следующую структуру «методической компетентности педагога в реализации ФГОС»: а) компетентность в области постановки целей и задач методической деятельности в соответствии с ФГОС; б) компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности по реализации ФГОС и организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС; в) компетентность в области разработки программы деятельности, соответствующей ФГОС, и оценки результатов педагогической деятельности по реализации ФГОС.

Рассмотрим каждый из компонентов. Компетентность в области постановки целей и задач методической деятельности в соответствии с ФГОС отражает владение учителем умениями определять и выстраивать стратегические и тактические цели методической деятельности по реализации ФГОС, проектировать систему и последовательность собственных действий по реализации ФГОС.

Под компетентностью в области обеспечения информационной основы деятельности по реализации ФГОС и организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС мы подразумеваем прежде всего компетентность в методах преподавания, соответствующих требованиям ФГОС, а также в субъективных условиях деятельности по реализации ФГОС и в педагогическом оценивании результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС. Как видим, в рамках данных показателей сконцентрирована вся система знаний и способов деятельности, необходимых для реализации новых стандартов. Под субъективными условиями деятельности по реализации ФГОС мы понимаем в соответствии с методологией Н.В.Кузьминой психологический аспект методической компетентности - знание и использование учителем психологических механизмов усвоения в процессе обучения знаний и способов действий.

Компетентность в области разработки программы деятельности, соответствующей ФГОС, и оценки результатов педагогической деятельности по реализации ФГОС, по нашему мнению, должна содержать умения педагога выбрать и реализовать образовательную программу, соответствующую требованиям ФГОС; разработать собственные программные, методические и дидактические материалы в соответствии с ФГОС, оценивать достоинства и недостатки собственной деятельности и личности в процессе реализации ФГОС.

Таким образом, методическая компетентность в реализации ФГОС общего образования рассматривается нами, как интегративная характеристика деятельности педагога по реализации новых стандартов, отражающая реальный уровень владения методическими знаниями и умениями формировать у обучающихся планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС; разрабатывать программные, методические и дидактические материалы по предмету в соответствии с ФГОС; проводить мониторинг результатов обучения обучающихся и качества собственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования. Необходимо подчеркнуть, что методическая компетентность работника образования в реализации ФГОС (любого уровня образования): а) является составной частью общей методической компетентности педагога; б) представляет собой, тем не менее, целостное интегративное явление, обладающее содержанием, выявляющим все требования ФГОС к процессу образования в современной школе.

Эффективность реализации ФГОС несомненно зависит уровня методической компетентности учителя. Совершенствование методической компетентности в реализации ФГОС зависит от точности выявления его достижений и проблем в данной сфере деятельности. Точность и объективность полученного среза достигается благодаря научности применяемых инструментов измерения. С этой целью, на основе приведённой нами характеристики понятия «методическая компетентность в реализации ФГОС», мы разработали анкету для диагностики её сформированности. В наступающем 2017-2018 учебном году в ряде школ страны планируется осуществление апробации заявленной диагностики. Немаловажным обстоятельством является тот факт, что содержание данного понятия мы формировали, как необходимое уточнение и конкретизацию трудовых функций и действий педагога по реализации ФГОС, перечисленных в профессиональном стандарте педагога. Поэтому разработанная нами анкета может использоваться для оценки профессиональных компетенций и трудовых действий в рамках общепедагогической функции (обучения) и развивающей деятельности для всех категорий педагогических работников в конкретной сфере - реализации новых стандартов общего образования.

Проблема системности оценки методической компетентности учителя глубоко освещена О.В. Лебедевой. Она обосновывает необходимость множественности средств диагностики её уровня и предлагает целый комплекс процедур такой оценки: анализ посещенных уроков, анализ методических разработок учителей, анализ выполнения моделирующих дидактических ситуаций. Не сомневаясь в идее комплексности и системности процесса оценки, мы, тем не менее, имеем собственное представление о перечне средств формирования и диагностики методической компетентности педагога в реализации ФГОС. В следующей статье этого номера журнала мы дадим описание некоторых современных и остро актуальных психолого-педагогических инструментов, которые были апробированы нами в рамках кусов повышения квалификации работников образования республики Татарстан «Основные направления деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе базовой школы в условиях реализации ФГОС» в январе-мае 2017 года. Именно такой подход: осуществление системной оценки и мониторинга с использованием валидных инструментов, позволяющих установить и проанализировать тенденции в сфере реализации ФГОС общего образования, обеспечит возможность правильного выстраивания последующей индивидуализированной стратегии и тактики совершенствования методической компетентности учителя в этой важнейшей на сегодня сфере деятельности. В этом смысле обоснование нами понятия «методическая компетентность в реализации ФГОС», разработка системы оценки ее сформированности являются серьёзным вкладом в предстоящую реализацию профессионального стандарта педагога и достижение образовательными организациями нашей страны более высокого качества образования.

  • Лебедева, О.В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Лебедева. – Нижний Новгород, 2007. – 22 с.
  • Копотева, Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования. [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №10. – С. 8–12.
  • Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1989. – 167с.
  • Шадриков, В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст] / В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, И.В. Кузнецова, М.Д. Кузнецова. – М., 2011. – 168 с.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017