Вестник Образования России - Совершенствование методической компетентности педагога как средство эффективной реализации ФГОС общего образования 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

17.07.2017

И.М. Логвинова, к.п.н., доцент, заместитель директора по образовательной деятельности, руководитель Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Г.Л. Копотева, к.п.н. зам. руководителя Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Е.Н. Молодых, к.псих.н., старший научный сотрудник Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО

Мы неоднократно писали об эффективных, практико-ориентированных методах научно-методического сопровождения реализации ФГОС общего образования, которые позволяли бы интенсифицировать процесс профессионального роста педагога в современных условиях. Часть из них были охарактеризованы и презентованы нами в публикациях данного издания в 2016 году (Вестник образования России №№ 13, 14, 15).

Обобщив и проанализировав опыт школ, участвовавших в апробации разработанных нами инструментов, нами было введено в научный оборот и обосновано понятие «методическая готовность педагога к реализации ФГОС общего образования «: дано определение его сущности, обоснована структура данного понятия и предложены формы и методы обучения, позволяющие как в системе повышения квалификации учителя, так и в процессе развития профессионального мастерства на базе школы, сформировать методическую готовность к реализации ФГОС. Однако сегодня после семи лет применения ФГОС в начальном и основном общем образовании, готовя почву к введению стандартов среднего общего образования, разговор из плоскости готовности учителя к реализации ФГОС должен перейти к выявлению реальных результатов этого процесса. Поэтому сегодня актуальным должно стать установление уровня компетентности работников образования в данной сфере педагогической деятельности.

Понятие «методическая компетентность учителя» в отечественной педагогической литературе, к сожалению, ещё не устоялось, находится в процессе осмысления. Даже при беглом анализе соответствующих источников, мы обнаружили не менее пяти определений.

В конечном итоге из всего многообразия, найденных формулировок, мы выделили ту, которая дана Н. В. Кузьминой. Именно она, по нашему мнению, наиболее точно и максимально ёмко отражает специфику данного понятия: «методическая компетентность учителя - владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения».

Почему же мы сочли необходимым выделить в отдельную методическую дефиницию аспект реализации учителем ФГОС общего образования? Ответ очевиден: стандарты отражают на сегодня основные системообразующие характеристики образовательного процесса на всех уровнях общего образования. Поскольку ряд важнейших из них (деятельностная организация урока, формирование метапредметных результатов освоения основных образовательных программ в виде УУД, использование системы оценки, предусматривающей фиксацию метапредметных результатов на основе новых видов контрольно-измерительных материалов и.т.д.) являются инновационными, они требуют от педагога дополнительного времени и усилий для освоения. Реализация именно этих новаторских составляющих ФГОС, как мы неоднократно демонстрировали, идёт с затруднениями. Отсюда вытекает закономерный вывод о том, что представление о методической грамотности учителя в эпоху реализации новых стандартов должно расшириться: оно уже не может не отражать необходимость владения этими конкретными инновациями в системе методов обучения.

На основе анализа текстов ФГОС начального, основного общего и среднего общего образования; понятия «профессиональная педагогическая компетентность» В.Д. Шадрикова; содержания и компонентов понятия «методическая компетентность» в трактовке уже названных ранее нами авторов мы предлагаем следующую структуру «методической компетентности педагога в реализации ФГОС»: а) компетентность в области постановки целей и задач методической деятельности в соответствии с ФГОС; б) компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности по реализации ФГОС и организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС; в) компетентность в области разработки программы деятельности, соответствующей ФГОС, и оценки результатов педагогической деятельности по реализации ФГОС.

Рассмотрим каждый из компонентов. Компетентность в области постановки целей и задач методической деятельности в соответствии с ФГОС отражает владение учителем умениями определять и выстраивать стратегические и тактические цели методической деятельности по реализации ФГОС, проектировать систему и последовательность собственных действий по реализации ФГОС.

Под компетентностью в области обеспечения информационной основы деятельности по реализации ФГОС и организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС мы подразумеваем прежде всего компетентность в методах преподавания, соответствующих требованиям ФГОС, а также в субъективных условиях деятельности по реализации ФГОС и в педагогическом оценивании результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС. Как видим, в рамках данных показателей сконцентрирована вся система знаний и способов деятельности, необходимых для реализации новых стандартов. Под субъективными условиями деятельности по реализации ФГОС мы понимаем в соответствии с методологией Н.В.Кузьминой психологический аспект методической компетентности - знание и использование учителем психологических механизмов усвоения в процессе обучения знаний и способов действий.

Компетентность в области разработки программы деятельности, соответствующей ФГОС, и оценки результатов педагогической деятельности по реализации ФГОС, по нашему мнению, должна содержать умения педагога выбрать и реализовать образовательную программу, соответствующую требованиям ФГОС; разработать собственные программные, методические и дидактические материалы в соответствии с ФГОС, оценивать достоинства и недостатки собственной деятельности и личности в процессе реализации ФГОС.

Таким образом, методическая компетентность в реализации ФГОС общего образования рассматривается нами, как интегративная характеристика деятельности педагога по реализации новых стандартов, отражающая реальный уровень владения методическими знаниями и умениями формировать у обучающихся планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС; разрабатывать программные, методические и дидактические материалы по предмету в соответствии с ФГОС; проводить мониторинг результатов обучения обучающихся и качества собственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования. Необходимо подчеркнуть, что методическая компетентность работника образования в реализации ФГОС (любого уровня образования): а) является составной частью общей методической компетентности педагога; б) представляет собой, тем не менее, целостное интегративное явление, обладающее содержанием, выявляющим все требования ФГОС к процессу образования в современной школе.

Эффективность реализации ФГОС несомненно зависит уровня методической компетентности учителя. Совершенствование методической компетентности в реализации ФГОС зависит от точности выявления его достижений и проблем в данной сфере деятельности. Точность и объективность полученного среза достигается благодаря научности применяемых инструментов измерения. С этой целью, на основе приведённой нами характеристики понятия «методическая компетентность в реализации ФГОС», мы разработали анкету для диагностики её сформированности. В наступающем 2017-2018 учебном году в ряде школ страны планируется осуществление апробации заявленной диагностики. Немаловажным обстоятельством является тот факт, что содержание данного понятия мы формировали, как необходимое уточнение и конкретизацию трудовых функций и действий педагога по реализации ФГОС, перечисленных в профессиональном стандарте педагога. Поэтому разработанная нами анкета может использоваться для оценки профессиональных компетенций и трудовых действий в рамках общепедагогической функции (обучения) и развивающей деятельности для всех категорий педагогических работников в конкретной сфере - реализации новых стандартов общего образования.

Проблема системности оценки методической компетентности учителя глубоко освещена О.В. Лебедевой. Она обосновывает необходимость множественности средств диагностики её уровня и предлагает целый комплекс процедур такой оценки: анализ посещенных уроков, анализ методических разработок учителей, анализ выполнения моделирующих дидактических ситуаций. Не сомневаясь в идее комплексности и системности процесса оценки, мы, тем не менее, имеем собственное представление о перечне средств формирования и диагностики методической компетентности педагога в реализации ФГОС. В следующей статье этого номера журнала мы дадим описание некоторых современных и остро актуальных психолого-педагогических инструментов, которые были апробированы нами в рамках кусов повышения квалификации работников образования республики Татарстан «Основные направления деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе базовой школы в условиях реализации ФГОС» в январе-мае 2017 года. Именно такой подход: осуществление системной оценки и мониторинга с использованием валидных инструментов, позволяющих установить и проанализировать тенденции в сфере реализации ФГОС общего образования, обеспечит возможность правильного выстраивания последующей индивидуализированной стратегии и тактики совершенствования методической компетентности учителя в этой важнейшей на сегодня сфере деятельности. В этом смысле обоснование нами понятия «методическая компетентность в реализации ФГОС», разработка системы оценки ее сформированности являются серьёзным вкладом в предстоящую реализацию профессионального стандарта педагога и достижение образовательными организациями нашей страны более высокого качества образования.

  • Лебедева, О.В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Лебедева. – Нижний Новгород, 2007. – 22 с.
  • Копотева, Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования. [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №10. – С. 8–12.
  • Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1989. – 167с.
  • Шадриков, В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст] / В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, И.В. Кузнецова, М.Д. Кузнецова. – М., 2011. – 168 с.
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017